реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский

непосредственными органами чувств. Является отражением реальности. На базе

ощущений складываются и более сложные формы: восприятие, представление -

устойчивый образ который сохраняется и при отсутствии контакта с предметом.

Представление по всем своим признакам - есть высшая форма чувственного

познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной

способности человека - "рациональной".

В этом познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умозаключение

(иногда сюда включают гипотезы, теории, методы)

.Понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки

вещей.

Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями

действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в

которой по средствам связи понятий утверждается или отрицается что-либо о

чем либо. На базе понятий и суждений формируются умозаключения,

представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое

суждение (заключение или вывод). Рациональная способность (как, в прочем и

чувственная - на уровне представлений) связана с мышлением.

Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность. Его

представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Юм, Фейербах. Противоположную

линию в философии проводили рационалисты (рационализм): Парменид, Декарт,

Спиноза, Лейбниц, Гегель. Они признавали разум основой - познания и

поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику

достоверной первичной информации. Рациональное познание в своём

взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного

постижения действительности и обеспечивать фактически безграничное,

поступательное развитие знания.

#1. Античная диалектика и ее исторические особенности.

Диалектика – это миропонимание, которое рассматривает действительность

как взаимосвязанную, текучую и изменчивую.

Особенно ярко диалектика выражена у Гераклита Эфесского (ок. 520-460 до

н.э.). Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое:

“все течет, все меняется”, ”в одну и ту же реку нельзя войти дважды ”; в

мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное

высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть,

рождение и гибель – бытие и небытие – связаны друг с другом, они

обуславливают и переходят друг в друга.

Гераклит понимает, что текущая река, “изменяясь покоится”. Согласно его

воззрениям, переход явлений из одного состояния в другое совершается через

борьбу противоположностей, которую он назвал вечным “всеобщим логосом”,

т.е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир,

единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и

будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно

угасающим. Диалектика Гераклита учитывала обе стороны явления – его

изменчивость и его неизменную природу.

Античная диалектика не ограничивалась констатацией, что все течет и

меняется, но и указывала на особую роль противоречий. Так Зенон, как и все

элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по

себе эта идея антидиалектична, но чтобы доказать ее, Зенон использовал

диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что

движение немыслимо без противоречий).

К особенностям античной диалектики можно отнести то, что:

1. диалектика античных философов не является научно доказанной теорией,

она опирается на созерцание, на непосредственный опыт.

2. античная философия не знала идеи прогресса, восхождения от низшего к

высшему (или “золотой век” позади, или круговорот).

#2.Античный атомизм.

Атомизмом называется такая научная и мировоззренческая концепция

(картина мира), которая рассматривает в качестве первоосновы всего

существующего некоторые дискретные образования.

Концепция атомизма возникает в античной философии в Vв. до н.э.

Зарождение атомизма связано с именами Левкиппа и Демокрита, позже –

Эпикура. Источников почти нет, восстанавливаем по критическим

произведениям. Наиболее полное изложение атомизма дает Лукреций Карр

(римский поэт).

Натурфилософское осмысление мира началось со стихий, которые текут и

меняются, нет ничего постоянного. В противовес таким воззрениям возникает

концепция Элеатов: истинное бытие должно быть неизменно, едино. Движение

немыслимо без противоречий. Доказательство этому – апории Зенона.

Атомизм был выходом из создавшегося кризиса. Идея атомизма возникла в

античной философии как средство разрешения противоречия более ранних

натурфилософских концепций (милетцев и элеатов) и как результат анализа

понятий конечного и бесконечного, единого и многого.

Атомы мыслились как первоэлементы, кирпичики мироздания, причем, вечно

существующие, т.е. несотворимые и неуничтожимые.

При этом атомы представлялись бесконечно разнообразными, прежде всего по

форме. Многообразие вещей, которые возникают в процессе взаимодействия

атомов, объяснялось как многообразием самих атомов, так и многообразием их

сочетаний и взаимодействий.

Существование атомов предполагало и существование пустоты, в которой они

движутся. Таким образом, любые тела состоят из атомов и пустоты. Как

говорил Демокрит: ”Начало вселенной – это атомы и пустота. Все остальное

существует лишь во мнении”. Атомы находятся в постоянном движении, причем

это движение носит необходимый характер. Но эта необходимость не является

чем-то внешним по отношению к атомам, она присуща им самим. Отсюда

следовало отрицание случайности (случайность – это то, причина чего нам не

известна, т.е. недостаточность знания). Правда, в более позднем атомизме

Эпикур ввел идею о “спонтанном отклонении” атомов в процессе их движения.

Поскольку количество атомов бесконечно, отсюда следует множественность

миров в прошлом и настоящем. Наряду с этим в атомизме возникло своеобразное

объяснение познавательного процесса: от вещей как бы исходят их образы

(тоже вещественные), которые и воспринимаются человеком. Слабая сторона

здесь – переход от чувственного к логическому.

Атомизм оказал большое влияние на дальнейшее развитие человеческой

мысли. На этой идее базировалась вся европейская классическая наука.

#60. Духовные ценности и ценностная форма сознания.

Человеческое сознание на всех своих уровнях никогда не представляло

собой простую сумму информации об объективном мире самом по себе.

Практика людей всегда заставляло оценивать значимость объектов для

человека, а также формы человеческих отношений с точки зрения интересов, т.

е. группы людей. Всегда присутствует оценка, а не просто характеристике

вещи (ее описание). Этот тип сознания пришел форму особого ценностного

сознания, т. е. и в сознании общества в целом есть система представлений о

том, что наиболее значимо для человеческой жизни, к чему стремятся. Т. е.

Формировалось то что называют общественными идеалами. В философской мысли

анализу ценностей посвящен особый раздел аксиология – учение о ценностях

(постклассич. Философ. 19-20 века).

Там ставится вопрос о природе ценностей, о взаимоотношениях между ними,

об иерархии.

Ценность всегда для кого-то. Ценности нельзя понимать

натуралистическими, как нечто независимое от человека. Ценности это

выражение определенного общественного отношения, определенной ориентации

человеческого сообщества, его целей и идеалов.

Иерархия ценностей.

1. Наслажд. чувства – весельчак

2. Комфорт - буржуй

3. Героическая ценность – герой

4. Наука, искусство – гений

5. Святости – святой

#59. Общественное сознание или духовная жизнь общества.

Общественное сознание и духовная жизнь общества имеют сложную структуру.

Разделим на 2 взаимодействующих, но разных уровня:

1. обыденное сознание, которая формируется под воздействием практической

жизни

2. специализированная духовная деятельность, т.е. деятельность

профессионалов умственного труда (юристов, философов).

Само обыденное сознание имеет ряд особых форм организации. Оно выступает

не только как совокупность обыд. знаний и навыков, но и как общественная

психология:

1. повседневное сознание соц. группы имеет особенности свойственные только

ей (крестьянство, духовенство)

2. исторически сформировались психологич. механизмы, что проявляются в

отношениях между людьми, они сплачивают или разъединяют определ. соц.

группы (механизма коллективного противопоставления группы по схеме « мы

и они », он сформиров. историей человечества)

Самое объединяющее средство это отпор одному врагу. Один из действующих

механизмов обыденного сознания это – образование стереотипов – некоторой

оценки социальной действительности (восприятие для себя). Наряду с

разделением на два уровня общественное сознание разделено на разные

конкретные формы: мораль, право, наука, религия и т. д.

Причем каждая из них отражает какую-то сторону реальной практической

жизни и делает это особым специфическим образом и выполняет особые

социальные функции.

В конечном счете, сознание – есть осознанное бытие, но это не означает,

что сознание всегда дает адекватную картину этого бытия. Пр. –

существование отчуждения и его форм деятельности порождает многочисленные

социальные иллюзии (присущее целой социальной группе).

Некоторые иллюзии исторически необходимы.Сознание обладает значительной

самостоятельностью по отношению к бытию (оно может опережать его ,

предсказывать).

Идеи в условиях не одинакового развития общ-ва могут переноситься с

одной соц. почвы на другую. Поэтому духовная культура в любой момент

времени это продукт существующего бытия на данный момент.

#55. Демографический фактор общественного развития. Демографические

процессы в современном мире.

Демография – наука о народонаселении его структуре (половозрастной,

региональной , этнической ) и динамике (рождаемости ,смертности, миграции

и.т.д )

.Количественные характеристики демографических процессов представляют

собой показатели, в которых в обобщенном виде проявляется действие

множества факторов: биологических, социальных, культурных, этических,

этнических, социально-психологических и.т.д. При различных общественных

способах производства существуют различные законы возрастания населения и

перенаселения.

Интенсивный рост народонаселения земли , как глобальная проблема

современности во многие связан со снижением смертности (особенно детской)

в развивающихся странах вследствие развития медицины и здравоохранения ,

улучшения гигиенических условий . Он происходит на фоне сохранения

традиционных жизненных укладов, затрудняющих как внутрисемейное

регулирование рождаемости, так и эффективную работу населения в сфере

промышленности.

В некоторых развитых странах складывается такая демографическая

ситуация, когда относительно низкие уровни рождаемости и смертности

приводят к старению населения и к уменьшению доли населения. Поэтому

необходимы – разработка и осуществления соответствующей демографической

политики, рост населения влияет на экономику, социальную структуру.

Демографическая политика учитывает широкой круг социальных и культурных

аспектов проблемы. Видимо существуют предел населения земле и ее ресурсов.

Некоторые ученые считают, что можно оправдать войны так как они смягчают

противоречия между чрезмерным ростом населения и недостаточным ростом

производства. Эти ученые идут вслед за Мальтусом и его законом о динамики

народонаселения, по которому населения растет геометрической прогрессии, а

производство в арифметической.

Демографическими процессами можно управлять. Задача этого управления:

найти пути предотвращения конфликта между производством и природой.

Изменения в народонаселении оказывают воздействие на состояние экономики,

развития производительных сил, общество, на темпы и пропорции всего

общественного развития. Необходимо управлять такими демографическими

процессами как: 1) условия развития стабильность семьи. 2) миграционные

процессы. 3) изменения возрастного состава населения.4) качественные

характеристики населения, то есть по состояния здоровья, уровень

образования, культурно-профессиональной подготовкой на основе этого

возможно прогнозирования и планирование динамику народонаселения.

Рост населения в разных странах не одинаков: В развитых странах он

более плавный а в развивающихся :-более резкий. В большинстве высоко

развитых стран рост населения стимулируется, а в развивающихся

–сдерживается. Вопрос демографии – это часть глобальной экологической

проблемы. Загрязнение окружающей среды зависит не от темпов роста населения

а темпов роста промышленного производства, а следовательно от культурно-

профессиональных характеристик населения. Удовлетворение материальных

потребностей человека связано с качественным изменением отношения общества

к природе, поэтому решение демографической проблемы возможно в совокупности

с решением всей экологической проблематики в целом.

#58. Научно-техническая революция: современный этап.

В ходе НТП выделяют особо крупные вехи, связанные с качественным

преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации,

освободивший человека от изнурительного физ. труда. Главное направление

современной НТР (2-й этап) - автоматизация, связанная с развитием

электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР -

превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям

в соц. сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем.

Концепции будущего развития:

1) «постиндустриального» общества (Д.Белл) - обществом станут управлять

организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития

- научные центры.

Суть: Всеобщая технизация жизнеспособна решить все соц. проблемы.

Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать

сложные политические проблемы).

2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП

принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и

стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести

непоправимый вред природе и самому человеку.

#42. Наблюдение и эксперимент как формы научного познания.

Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью

выявление сущности, свойств и отношений объекта познания. Оно м.б.

непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное

значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет

отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно

повторено при варьировании условий.

Но человек не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение

только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует

эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно,

или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям

исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в

исследовательский процесс.

В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда

ученый в уме оперирует определенными образами, мысленно ставит объект в

определенные условия.

Эксперимент двусторонен. С одной стороны он способен подтвердить или

опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления

неожиданных новых данных.

Т.о. экспериментальная деятельность обладает сложной структурой:

теоретические основы эксперимента - научные теории, гипотезы;

математическая основа - приборы; непосредственное осуществление

эксперимента; экспериментальное наблюдение; количественный и качественный

анализ результатов эксперимента, их теоретическое обобщение.

Необходимым условием научного исследования является установление фактов.

Факт, от factum - сделанное, совершившееся.

Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее

удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо

предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, -

говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность.

Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются

опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свидетельские

показания. Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о.

очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности

факта.

Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты

отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань

науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для научного

анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих

основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут

служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подбор

фактов можно построить любую теорию.

#41 Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни

научного познания.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для

эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.

Эмпирические методы используемые на уровне научного исследования: анализ,

сравнение, моделирование, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на

уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровня связанны, предполагают

друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому.

Методы теоретического познания: Прием заключается в построении абстрактных

мат. моделей.

1.Аксиоматический метод – создаются положения не требующие доказательств

(аксиома, постулат), следствие выводится дедуктивно.

2.Синтез аксиоматического и формализации.

3.Гипотетико-дедуктивный – система методологических приемов, состоящая в

выдвижении конечных утверждений в качестве гипотез; и проверке этих гипотез

путем вывода следствий из них и сопоставления их с фактами.

Наблюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания.

Наблюдение - преднамеренное целенаправленное восприятие, имеющее целью

выявление существенных свойств и отношений объектов познания.

Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в

определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе

научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда

ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно

создает нужные условия.

Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и

подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.

Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система

научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства,

закономерности, и .т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных

практикой научных знаний.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию

форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов

теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные,

математизированные, интерпретационные, дедуктивные.

Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения

какой-то задачи, в основе которой всегда лежит известное предположение,

догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся

познать то, чего они не знают.

Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни

, к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти

ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет

поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему

и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследовательскую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.