реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский

программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из

предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполагаемый ответ выступает

в виде гипотезы.

#62. Религия как форма духовной культуры.

Отличительный признак любого религиозного сознания, любой религии как

сис-мы представлений, действий, обрядов – вера в сверхъестественное. Т. е.

Вера, в то что помимо этого видимого, познаваемого мира существует иной мир

и есть некоторое высшее сверхсущество, которое сотворило и управляет миром.

Вопрос о сущности и происхождении религии осмысливался как в философии,

так и в некоторых конкретных общих науках: этнография, история культуры

(Тейлор, Фрейзер, Леви-Брюль).

В философии критический анализ религии был развит просветителями:

религия это результат недостаточных знаний о мире и его законах, связанный

с чувством страха и осознанным обманом одних людей другими.

Фейербах глубже подходил к осознанию религии, видел в религии реальное

человеческое содержание, принявшее фантастическую форму.

Марксистская философия – религия продукт общественных отношений.

Этнография и история культуры рисовали конкретные формы религии. Мир

древнего религиозного сознания многообразен в зависимости от изменения

реальных условий жизни (охотничество – тотемизм: земледельчество –

умирающие - воскресающие боги; китайцы – небо; японцы – солнце).

Общие предпосылки религии: условием самого возникновения религии

является способность человеческого сознания выходить за рамки отражения

наличного бытия. Без этой способности религия не могла бы возникнуть. Эта

способность приводит к формированию факт. образов, которые делаются

объектом поклонения только в силу социальных причин.

В общем виде это ограниченность реального наличного бытия и

неудовлетворенность людей этим бытием, т. е. это может быть ограниченность

возможностей древних в борьбе с природой и попытка восполнить эту

ограниченность факт. религиозными образами.

Это могут быть тяжелые условия бытия людей, угнетаемых. Возникает

реальная потребность религиозного утешения (здесь мучаемся, там радуемся).

Маркс: «Религия - опиум народа как лекарство».

Три мировых религии: христианство, буддизм, ислам.

В жизни общества религия выполняет противоречивую роль: 1.Религия

сплачивает единоверцев. На определенных этапах истории это важный момент в

историческом процессе. При этом религия вбирает в себя нравственные нормы,

выступает как одна из главных форм регуляции человеческого поведения.

2.Сплачивая единоверцев, каждая религия отгораживает их от инаковерующих:

столкновения человеческих масс, разделенных по религиозному признаку обычно

имеют реальные социальные корни, но именно религия может способствовать

ожесточению конфликта.

Религия может помогать переносить страдания и т. д., но с другой стороны

подготовка к загробной жизни может принимать форму ухода от этого мира.

#21Философия экзистенциализма.

В 20в. наиболее влиятельной формой иррациональной философии был

экзистенциализм (К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.).

Экзистенция – способ бытия человека. Впервые в этом значении термин

экзистенция употребляется Кьеркегором.

Согласно экзистенциалистам, Э. Представляет собой то центральное ядро

человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как

отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», а именно как

конкретная неповторимая личность. Э. – это не сущность человека. Ибо она

означает нечто определенное, заранее данное (Сартр), а, напротив, «открытая

возможность». Учение об Э. направлено против рационалистического понимания

человека, усматривающего его сущность в разуме.

Экзистенциализм – это философия человека. Основная тема всех работ – это

человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть

экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит

от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь

некоторую часть человека ( не главную его часть). Основа каждой личности –

это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего

собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией.

Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и

неповторима. Отсюда два вывода:

1.Вывод о непреодолимом одиночестве человека, ибо все его связи с

другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она

может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто

вещественное и отчужденное от его творца.

2.Человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя

(«Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с

бременем ответственности. Человек создает себя сам .

Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и

атеистический. Религиозный – единение человека с богом. Реальный же человек

вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не

подлинное существование.

Глава фр. экзистенциализма фр. писатель и философ Ж.П. Сартр.

Его философские взгляды противоречивы. В них переплетаются идеи

Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. Для концепции Сартра характерна тенденция

поиска среднего пути между идеализмом и материализмом. Отправляясь от

основной идеи Э. – «существование предшествует сущности», Сартр строит свою

онтологию на противопоставлении двух видов бытия:

«бытия-в-себе», заменяющего объективную действительность,

«бытия-для-себя», тождественного «человеческой реальности», т.е.

сознанию.

Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Сознание, по Сартру,

есть «не бытие бытия», но лишь оно является источником активности,

движения. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности. Основной

категорией выступает здесь свобода. Она представляет как сущность

человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность

человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе». Сартр

отрицает объективные принципы и критерии морали. Каждый человек «вынужден

сам изобретать для себя свой закон», выбирать свою мораль.

А. Камю – фр. писатель и философ, представитель атеистического Э.

Центральный вопрос его философии – вопрос о смысле человеческого

существования, вопрос о том, «стоит ли жизнь того, чтобы жить».

Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно.

Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ

Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору

камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не

выдерживая такой бессмысленности, человек «бунтует»; отсюда время от

времени вспыхивающие революции, в которых человек пытается найти выход из

своего «сизифова положения».

Умонастроение Камю – это настроение безвыходного одиночества человека в

«абсурдном» мире, выразившее бесчеловечность современного

капиталистического общества.

К. Ясперс – ведущий представитель нем. Э. Начал свою деятельность как

психиатр.

В психопатологических явлениях видит не распад личности, а поиски

человеком своей индивидуальности.

Он приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может

рассматриваться как иносказательная: она является лишь «шифром бытия» и

нуждается в истолковании. Основная задача философии в том, чтобы раскрыть

содержание «шифра». Господствующее в мире неразумное есть источник высшей

мудрости. Подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды

глубочайшего потрясения. Именно в эти моменты происходит «крушение шифра»:

человек освобождается от груза повседневных забот и от своих научных

представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»).

Перед ним открываются его подлинные переживания Бога (транцендентного).

#22.Философия неотомизма

Неотомизм – философская доктрина католической церкви, основывающаяся на

учении Ф. Аквинского. Н. – признан единственной истинной философией,

соответствующей христианским догмам.

Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка

богословия». Н.- теологическая форма совр. объективного идеализма.

Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как

духовное, божественное первоначало. Результатом неотомистских спекулятивных

построений является признание бога первопричиной бытия и первооснователем

всех философских категорий. С точки зрения неотомистов исторический процесс

зависит от сверхъестественных трансцендентных сил, которые предопределяют

поведение каждого индивида. Этим исключается возможность воздействия

человека на ход мировой истории. В основе неотомистской философии –

утопическая идея об идеальном обществе, в котором у власти будет стоять

церковь.

Философы этого времени, в том числе Жак Маритен, подчеркивают, что в

основе своей философия не отличается от философии своего основоположника.

Реальная причина обращения к Ф. Аквинскому обусловлена тем, что в учении

Аквинского была принята попытка обосновать единство веры и разума.

Философия Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации

учения Аристотеля, путем усиления идеалистических элементов.

Основной принцип философии Ф. А. – гармония веры и разума; он считал, что

разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения

против истинной веры. Аквинский развивал учение об иерархии бытия. И

Аквинский, и его последователи говорят, что существует два пути познания:

1. Снизу вверх (от материальных вещей к Богу).

2. Сверху вниз (от божественного откровения к вещам).

Первый путь м.б. плодотворным только при помощи второго.

Ж. Маритен говорит о том, что важно разделять три ступени бытия:

-чувственное бытие;

-воображаемое бытие;

-метафизическое бытие.

Маритен – признанный лидер неотомизма, Главный мотив его произведений –

обоснование и приспособление взглядов Ф. Аквинского к современной эпохе.

Маритен выдвигал идею «нового гуманизма», который призван сплотить людей на

базе признания религиозных ценностей.

Неотомисты подчеркивают три основных принципа своей философии:

1. Принцип реализма (реальность мира и духовных сущностей).

2. Принцип рационализма (уважение к разуму).

3. Принцип гуманизма (позиция католических философов по основному кругу

социальных вопросов). Они подвергают критике все формы общественного

и личного эгоизма.

#12 Философия Д.Беркли и Д.Юма.

Беркли: исходный материал нашего познания – ощущение (или идеи). Они

составляют единственную реальность с кот. мы имеем дело. Представление или

понятие о каждой вещи возникает как комбинация ощущений. Большинство

абстрактных понятий должно быть подвергнуто критике и устранению.

(материальная субстанция и т.п.). подвергает особой критике само понятие

материи, открыто говоря, что делает это чтобы разрушить основание атеизма и

материализма.

Суть его учения – мы имеем мир ощущений и комбинацию этих ощущений, у

нас нет оснований говорить, что за ощущениями нет ничего.

Позиция Беркли глубоко противоречива. Отрицая существование материи он

одновременно постулирует существование духовной субстанции, т.е. бога.

Именно эта духовная субстанция и определяет сам порядок наших ощущений.

Юм: пытается преодолеть противоречия Беркли. Согласно Юму в равной

степени недоказуемы и понятия материи и понятия бога, и понятия чел. Я,

т.е. вопрос о первооснове мира вообще не разрешим (агностицизм).

Теория познания может исследовать как из простых идей возникают сложные

т.е. какова связь между ощущениями и понятиями.

Исходным материалом познания является определенная последовательность

ощущений – это и есть наш опыт в широком смысле этого слова, причем в этом

опыте нет необходимых от нас зависящих связей. Подвергает критике понятия

причинности.

По Юму опыт не дает нам знания о причинной связи т.к. в опыте только

последовательность явлений и в силу только психологической привычки мы

повторяющуюся последовательность явлений называем причинной связью.

Выделяет математику как особую область знаний, в принципе отличную от

остальных и априорную по своему характеру. Но т.к. априоризм уже в ф.

Лейбница трактовался как чисто аналитический то Юм говорит, что математика

как особая область знаний выполняет другую функцию, чем другие.

Позиция Юма: отрицание достоверности познания, и в особенности в

отрицании объективной истинности научного познания (скептицизм).

#7.Философия европейского средневековья (общая х-ка).

Средневековье охватывает более 1000 лет V-VII вв. европейская

организация была аграрной. Долгое время была утрачена даже античная

культура. Такая цив-я могла долгое время не нуждаться в развитии научного

знания, в исследовании природы. Общей мировоззренческой основой всех форм

духовной жизни средневековой Европы была христианская религия.

Философия нерилигиозного хар-ра долгое время была принципиально

невозможной. В тоже время христианство было не просто новой религией. Уже в

первые века христианство развивается целая система мировоззрения, в кот.

вкл. в переработанном виде некоторые идеи античной философии. Основные

черты нового понимания в христианстве, отличные от античности:

1.Представления о едином боге, кот творит мир из ничего, актом своей

воли. Картина мира разделяется на небесную и земную

2.Основной источник знания божественное откровение через пророков, это

знание неизменно.

3.Природа трактуется как нечто более низшее по отношению к человеку,

познание природы – для улучшения понимания бога.

4.Человек рассматривается с одной стороны как образ и подобие бога, а с

другой существо греховное, после изгнания Адама и Евы. Основная цель

человеческой жизни спасение души, подготовка к загробной жизни.

Обоснование этих представлений приводило к вопросам о соотношении между

свободой поведения человека и его ответственностью, свободой и божественным

предопределением, о соотношении между верой и разумом.

Представители: Августин Блаженный; Климент Александрийский; Тертулеан

В более поздний период сред-я первоначально всвязи с потребностями

самого богословия стала возрождаться теория докозательства, постепенно

возникает особая форма – схоластика. Основной формой деятельности схоластов

были публичные богословские споры, разработка богословской документации.

Наряду с пустыми вопросами в рамках схоластики обсуждались и реальные ф.

вопросы.

Спор номинализма и реализма: вопрос о природе общих понятий.

Реализм: общие понятия существуют вне и независимо от нас, как особые

духовные сущности.

Номинализм: реально существует только мир единичных вещей, а общие

понятия создаются нашим сознанием, образуя группы. Весь этот спор шел на

богословской основе. Позиция номиналистов ориентирована на изучение

природы. Реалисты – чисто схоласты.

#13. Философия французских просветителе 18в.

Понятие просвещения –

1.тип идеалогии антифеодальной, основанной на постулате, что

существующие общественные отношения должны подвергаться суду чел. разума,

как единственного и высшего авторитета.

2. Путь для изменеия чел. и общ-ва – это просвещение и знание.

Представители: Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Была развита позиция последовательного материализма в понимании природы,

мира (Дидро Гольбах, Гельвеций) Гольбах: «система природы» – энциклопедия

эпохи просвещения.

Вселенная – это великая соединение всего существующего, представляет

собой лишь материю и движение, а все ее проявление лишь действие причин и

следствий.

Материя – это все то, что к.-то образом воздействует на наши органы

чувств. более конкркетно под материей понималось вещ-во в многообразных его

проявлениях.

Движение – способ существования материи. Дидро: источник движения

материи – внутренняя ее разнородность и противоречивость.

Фр. Материалисты ставили вопрос о происхождении жизни и сознания. Уже

Дидро высказывал такую догадку, что способность ощущения как определенная

возможность присуща всей материи.

В целом критика природы такова: природа несотворима и неуничтожима, она

сущ. вечно и в ней происходит превращение одних форм в другие.

Они отстаивают тезис о познаваемости мира, однако в целом понимание

процессов познания – одна из слабостей их ф., т.к. им не удается раскрыть

активный хар-р процессов познания и убедительно показать как совершается

переход от чувственного к логическому познанию.

Важно то, что они предложили теорию общественного договора, объясняющую

происхождения гос-ва ( Гоббс), а с другой стороны пытались сформулировать

представление об обществе, кот. будет соответствовать требованиям разума.

Общество, по их мнению, должно соответствовать природе человека, т.е. его

неотъемлемым потребностям и интересам. Человек стремится прежде всего к

самосохранению, следовательно в природе человека заложена любовь к самому

себе и к тому, что помогает ему сохранить существование. Отсюда стремление

избегать страдание и получать удовольствие. Все это формирует природу чел-

ка. Отсюда критика феодализма, как противоречащего интересам человека. Им

казалось, что достаточно уничтожить сословные перегородки, обеспечить всем

личную юридическую свободу и наступит царство разума. Но необходимо так же

разъяснить чел-ку его подлинные интересы.

Ключевая мысль: Человек должен стать разумным эгоистом и понять, что

правильно понятый личный интерес должен заставлять его думать об

общественном благе. Мораль разумного эгоизма в разумных общ. отношениях

может обеспечить некоторую гармонию общ. жизни.

Важное место – критика религии. Была развита самая воинствующая форма

атеизма:

1. Критика самого религиозного мировоззрения

2. Критика социальной роли религии и церкви. Также пытались ответить на

вопрос о причине возникновения и существования религии:

1. Невежество и недостаток знаний

2. Страх перед грозными силами природы

3. Сознательный обман одних людей другими.

14. Философия Канта.

1724-1804. теретическая деятельность Канта делится на два периода:

1.Докритический – занят вопросами ф. природы. Работает в областях нек-х

разных наук. Деятельность Канта относится и к истории ф. и к истории науки.

Наиболее значительное достижение – космогоническая гипотеза (1755). Впервые

сказал о том, что можно дать критику естественного происхождения солнечной

системы из нек-ой туманности (диффузного существования вещ-ва). Позже это

было развито Лапласом. В истории – гипотеза Канта-Лапласа.

2. Критический.- складывается собственная ф. система. «Критика чистого

разума», «Критика практического разума», «критика способности суждения».

«Критика чистого разума» - анализирует сам процесс чел. познания.

Познание начинается с опыта. Никаких знаний, предшествующих опыту быть не

может. Но это не означает, что все наше знание выводятся только из опыта.

Данные опыта упорядочиваются и организуются нашим сознанием. Формы этой

деятельности нашего сознания являются априорными и носят синтетический,

организующий характер. Даже наглядное представление действительности

возможно только в результате действий синтезирующих форм сознания.

Формы: пространство и время (так устроена наша голова). В дальнейшем все

наше знание устраивается и развивается в логических категориях и понятиях,

вкл. понятие причинности (они тоже априорны т.е. даны нам от рождения).

Отсюда:

1. Кант решает свою задачу – доказывает всеобщность научного знания.

2. Т.к. наши знания имеют к.-бы два источника: а) внешний мир, кот.

вызывает у нас ощущения, б)априорные формы нашего сознания, поэтому мы

не в праве говорить, что мы знаем мир сам по себе. Мы знаем мир каким

он нам является и упорядочивается нашими априорными формами сознания.

сам же объективный мир является «вещью в себе».

#32.Категория явления и сущности.

Сущность – внутренняя, глубинная, скрытая относительно устойчивая

сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.