реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Категория игры в немецкой классической философии

В то же время появилось расхождение между наукой и философией.

Огромное влияние науки поднимает новые социальные проблемы этического

характера.

Осталось требование – не выходить за рамки опыта и объяснения его. Это

было связано с обращением к Канту и его последователям. Искать причины

феномена и стремиться объяснить переход к миру ноуменов, где категории

объяснения не применяются – оказалось несбыточным. Такой подход к научной

теории характерен для целого поколения ученых, которые интересовались

философским содержанием исследовательской деятельности.

Содержательной линией сравнения классики и современности может стать

интерпретация взглядов на предмет философии, объектом методологического

сравнения становятся стили мышления. Картина мира не таинственна и

постижима имеющимися в распоряжении деятельного человека средствами.

Немецкая классическая философия с точки зрения современной философии

характеризуется как некая общая ориентация, идейная стилистика мышления.

Классика интерпретируется в качестве культурно-философски-

методологического стандарта применения субъективной способности человека

полагания своего Бытия в мире.

Во второй половине 19 века под влиянием романтиков с их субъективизмом,

возрастает интерес к проблемам нерационального вообще.

Именно во второй половине 19 века появляется так и называемая

«иррационалистическая» философия. Это учения Шопенгауэра, Кьеркегора,

Ницше, Дильтея, интуитивиста Бергсона.

Хайдеггер объявлял Шеллинга вершиной немецкой классической философии. К

немецкой классической философии обращаются, отыскивая в ней нерациональное

или иррациональное.

Если дальше проследить развитие иррационалистических идей по хронологии

– то мы придем к философскому психоанализу, экзистенциализму и т.д.

История философии – это логика развития категорий, законов и теорий.

Если в 20 веке мы наблюдаем расцвет разнообразнейших теорий и направлений

игры, то начало 19 века – это период, когда игра как категория только

зарождается. Интерес к игре как категории только формируется.

Игра воспринимается как феномен человеческого бытия. Ее относят в мир

непостигаемый.

Историческое значение немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия поменяла стиль мышления в европейской и,

следовательно, мировой культуре. Новизна утвержденного ею стиля заключалась

в предельной широте мышления, его универсальности.

Благодаря естественно-научной революции 17 в., а также открытиям

естествознания 18 в. в общественном сознании начал формироваться устойчивый

образ идеального знания, в качестве которого выступили точные науки –

математика, механика. Все остальное «ненаучное», т.е. не подвергшееся

математической обработке знание, объявлялось второстепенным. Классики

немецкой классической философии показали, что наука – одна из возможных

форм знания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. тоже

заключают в себе неисчерпаемые богатства, они самоценны и незаменимы.

Найденные новые концепции не отрицают старых, т.к. истины относительны и

многогранны.

Также немецкая классическая философия доказала, что нет варварских или

цивилизованных народов, а у каждого народа есть свой «дух», который

неповторим и имеет индивидуальное предназначение.

Таким образом, немецкой классической философией была снята однозначность

дихотомий «научно-ненаучно», «истинно-ложно», «цивилизованно-варварски» и

пр. Картина мира стала несравненно более сложной и объемной.

Формирование таких тезисов стимулировало появление в 19 в. новых

отраслей знания. Немецкая классическая философия дала толчок росту наук о

культуре, гуманитарном знании.

Философские открытия немецкой классической философии: выработаны идеи о

познавательной активности субъекта, развития через становление и разрешение

противоречий, всеобщей природы духа, сознания.

Разработка философских понятий и категорий была проведена на очень

высоком уровне. Немецкая классическая философия до сих пор является

образцовой.

Краткая характеристика немецкой классической философии по основным

произведениям философов.

Кант, Иммануил (1724 - 1804)

Наиболее крупные и известные произведения Канта:

«Общая естественная история и теория неба» (1755);

«Критика чистого разума» (1781);

«Критика практического разума» (1788);

«Критика способности суждения» (1790);

«Антропология» (1798)

Философия И. Канта начинается с учения о противоречиях разума.

Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения

могут быть либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы. Всеобщие утверждения о

мире в целом, Кант сформулировал в антиномичной форме тезисов и антитезисов

в своей работе «Критика чистого разума».

Способность суждения – способность мыслить частное как заключающееся в

общем. Если дано такое частное, для чего общее еще надо найти, то

способность суждения становится рефлектирующей. Кант рассматривает только

рефлектирующую способность суждения, которая не познает объекты, а

обсуждает их по принципу целесообразности.

Целесообразность может быть реальной и формальной.

Реальная целесообразность – когда предмет целесообразен (совершенен),

поскольку он согласуется со своей сущностью или со своим назначением.

Формальная целесообразность – когда предмет субъективно целесообразен,

поскольку он согласуется с природой нашей познавательной способности. Такой

предмет мы называем прекрасным.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831)

Гегель – вершина немецкой классической философии. Этот философ обобщил и

собрал все её достижения.

Главные произведения Гегеля:

«Народная религия и христианство» ()1793

«Феноменология духа» (1807)

«Наука логики»( том 1 – 1812, том 2 - 1816)

«Энциклопедия философских наук» (1817) /этот труд включает в себя «Науку

логики», «Философию природы», «Философию духа» /.

«Философия права» (1826)

Также существуют произведения, синтезированные учениками Гегеля по

лекционным курсам, записям:

«Лекции по истории философии»,

«Лекции по философии истории»,

«Лекции по эстетике»,

«Лекции по философии религии».

Гегель подверг пересмотру традиционную логику, идущую от Аристотеля, где

тезис может быть либо истинным, либо ложным. Гегель выдвинул принцип:

противоречие есть критерий истины. Отсутствие противоречия есть

заблуждение.

Именно на этом принципе построена диалектическая логика. Противоречие

квалифицируется как источник любого развития. Существует три стадии

развития:

1. утверждение, полагание, тезис

2. отрицание – антитезис,

3. отрицание отрицания – снятие противоположностей

Происходит тождество противоположностей – и оно саморазвивается по

законам диалектики. Абсолютное понятие понимается Гегелем как

тождество субъекта и объекта.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854).

Шеллинг был идейным вождем раннего немецкого романтизма, а также сам

испытывал влияние братьев Шлегель. Таким образом, этот философ принадлежит

такому направлению в философии, как романтизм.

Основные работы Шеллинга:

«Изложение моей философской системы», 1801г.

«Лекции о методе академического изучения»,

«Философия искусства»,

«Философия и религия», 1804 г.

«Система трансцендентального идеализма»,

«Об отношении изобразительных искусств к природе».

В «Лекциях о методе академического изучения» 1803 г. стремился

согласовать свою философию с христианской религией. Воплощение Христа – как

вечное истечение конечного из Абсолюта.

Шеллинг рассматривает искусство с точки зрения ''самосозерцания духа''.

Это самосозерцание духа возможно лишь в созерцании произведений искусства.

Основные принципы философии Шеллинга:

. Учение об интеллектуальной интуиции как единственном способе

постижения абсолютного

. Культ гениальной личности

. Конструирование как основной метод философствования

. Художники творят ''безотчетно'', удовлетворяя ''лишь неотступную

потребность своей природы''.

Работа «Об отношении изобразительных искусств к природе» посвящена

проблеме копирования и идеализации природы.

По мнению философа, художник, ''рабски'' копируя природу, ''произвел бы

на свет только личины, а не произведения искусства''. Принцип идеализации

природы также является несостоятельным.

Фридрих Шлегель (1772 - 1829)

Теоретик романтизма.

Работы Шлегеля афористичны, часто носят фрагментарный характер.

Главные сочинения Шлегеля:

«Об изучении греческой поэзии»,

«Георг Форстер» (1797),

«Критические фрагменты»,

«Фрагменты»,

«Об эстетической ценности греческой комедии»,

«История европейской литературы»,

«Философии жизни» (1828),

«Философии истории» (1829),

«Философии языка и слова» (1830).

Шлегель пишет о грядущей «эстетической революции», призванной обновить

моральный и общественный климат эпохи через возвращение к объективной

красоте.

Он считает образцом – греческое искусство.

Главная цель греческого искусства – красота, которой подчинен всякий

дидактический, исторический, философский интерес.

Говоря об эстетической революции, Шлегель пишет об особенных личностях:

носителем новой культуры выступает многосторонняя, целостная, открытая

всему миру свободная личность.

Также один из принципов философии Шлегеля – ирония.

Ирония у Шлегеля – это свободное и радостное состояние духа.

Сократовская ирония становится у Шлегеля существенной характеристикой

творческого процесса Благодаря иронии осуществляется «зримо незримое»

присутствие автора в своем произведении (через «намеки», «указания»,

«взгляд» и т. п.)

Итак, перейдем к обзору концепций игры в различных областях человеческой

деятельности.

Часть III.

§ 1. И. Кант

Иммануил Кант (1724 - 1804) – ключевая фигура во всей европейской

философии, основоположник классической философии. Его труды охватывают

практически все сферы деятельности человека.

«Критика способности суждения» - главное произведение Канта по проблемам

эстетики, где связаны в единое целое эстетические взгляды зрелого Канта17.

«Критика способности суждения» представляет рассуждения об искусстве как

о игре:

«Искусство отличается от природы, как делание (facere), от деятельности

или действия вообще (agere), а продукт или результат искусства от продукта

природы - как произведение (opus) от действия (effectus). Искусство –

созидание посредством свободы, или произвола, полагающая в основу своих

действий разум. Произведение искусства – чтобы отличить его от действия

природы, то под этим всегда понимают творение человека».18

Как видим, Кант сразу разделяет искусство и природу; подчеркивает, что

произведение искусства – это всегда творение человека, а не природы.

Произведение искусства всегда в своей основе свободно, оно не может быть

создано «по приказу».

«Первое рассматривают как нечто такое, что только в качестве игры, т.е.

занятия самого по себе приятного, может оказаться (удаться) целесообразным,

второе - как работу, т.е. как занятие само по себе неприятное,

привлекательное лишь своим результатом (оплатой), к которому поэтому можно

принуждать (талант должен лежать в основе того или другого занятия)»19.

Таким образом, искусство в качестве игры, Кант расценивает положительно

и, в отличие от «неприятного», «не свободного», привлекательного «лишь

оплатой» ремесла, объявляет целесообразным.

Тем не менее, несмотря на необходимость свободы в искусстве, философ

указывает на обязательное присутствие принуждения: «во всех свободных

искусствах все-таки требуется нечто принудительное, или, как это называют,

механизм, без чего дух, который должен быть в искусстве свободным …вообще

не имел бы тела и должен был бы полностью испариться…»20.

В этом мы видим особую диалектику, предвосхищение, как нам кажется,

«Философии искусства» Ф. Шеллинга, где искусство будет рассматриваться

только как синтез свободы и необходимости. (т.е. одно без другого

невозможно).

Более того, Кант указывает на то, что свободное искусство без труда

превращается в «простую игру» и это, по его мнению, не наилучший образ.

Как видим, положительную оценку философ связывает с понятием

«целесообразности».

Кант выводит понятие «целесообразности», которое применимо к искусству и

к художественному творчеству: «Целесообразность – универсальный принцип как

для природы (единого гармонического мира), так и для человека, обладающего

способностью к художественному творчеству, сопровождаемому чувством

удовольствия. Целесообразность проявляется в искусстве через прекрасное.

Один из исследователей философии Канта, Крутоус В. П., пишет, что

«основания суждения о прекрасном является состоянием «свободной и

гармоничной игры воображения и рассудка»21.

Целесообразность в эстетической области как бы не имеет цели и

представляет собой свободную игру способностей человека. Прекрасное

демонстрирует свою форму и тем оставляет удовольствие. Содержание в нем

либо отсутствует, либо не представляет интереса, либо недостижимо».22

Мы можем сделать вывод о том, что искусство не является биологической,

жизненно необходимой деятельностью. Оно не нужно, чтобы решить проблему

выживания. Искусство не несет выгоды, но, несомненно, по Канту, дает

незаинтересованное удовольстие, неутилитарную выгоду.

Человеку необходимо искусство – свободная игра его способностей (слуха,

зрения), как нам кажется, для утверждения своей экзистенции, существования,

для получения удовольствия от этого ощущения.

Более того, наслаждение искусством для Канта – это соучастие в «игре»,

мыслитель отождествляет игру с искусством.

Также для Канта одними из основных важнейших эстетических понятий

являлись именно «эстетическая видимость» и «свободная игра».

Эстетическая видимость – это сфера, где существует красота, а свободная

игра – это специфическая особенность красоты – двойственное существование,

т.е. существование одновременно в двух планах – реальном и условном.

Итак, исходя непосредственно из текста мыслителя, мы можем вычленить

определение игры: Игру Кант понимает как «занятие само по себе приятное».

Далее мыслитель подчеркивает то обстоятельство, что ремесло, в отличие

от искусства, не является свободным, тогда как игра (искусство) – «это

всегда созидание посредством свободы, или произвола, полагающая в основу

своих действий разум»23.

Здесь стоит обратить внимание на то, что именно немецкая классическая

философия стала разделять интеллект на разум и рассудок. И это различие

весьма существенно для понимания нами категории игры именно в этот период.

Рассудок – это мыслительная деятельность, основанная на опыте, (мышление

посредством рассуждения, доказательства).

Разум - сверхопытная мыслительная деятельность, т.е. не основанная на

опыте.

Кант в определенном смысле был эмпириком, т.е. в своих трудах утверждал,

чтонельзя выходить за рамки опыта и объяснения его.

А игру он определяет как «произвол», в основании которого – именно

разум. Таким образом, он относит игру как феномен в мир ноуменов, где

категории объяснения не применяются.

Игра им понимается как не-рассудочное, не объяснимое.

Мысль о том, что игра по природе своей свободна, позже высказывает и Й.

Хейзинга (мы этот принцип вынесли в рабочее определение игры, см. с. 36):

«Всякая Игра есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность.

Игра по приказу уже больше не игра»24.

Кант в работе «Критика способности суждения» производит разведение видов

искусств, выводит их определенную иерархию. Причем практически каждый вид

искусства описывается как какая-нибудь игра: чувств, мыслей, ощущений,

способностей.

«Существуют только три вида прекрасных искусств: словесное,

изобразительное и искусство игры ощущений (в качестве впечатлений внешних

чувств)».

Так, к словесным искусствам Кант относит красноречие и поэзию, и

различает их по довольно афористичному принципу: «Красноречие - это

искусство заниматься делом рассудка как свободной игрой воображения; поэзия

- заниматься свободной игрой воображения как делом рассудка. …

Следовательно, оратор возвещает о деле и осуществляет его так, будто оно

просто игра идеями, чтобы занять слушателей. Поэт возвещает только о

занимательной игре идеями, и тем не менее рассудку представляется, будто

поэт намеревался заниматься только его делом. … оратор дает, в сущности,

меньше, поэт - больше, чем обещает»25.

Как видим, Кант указывает на якобы несерьезность игры, хотя именно

через игру поэт доносит идеи, т.е. самое важное - сущность поэзии.

Таким образом, поэзия представляется более честным делом, т.к. игровой

процесс не скрывается, а наоборот, открыто заявляется о его наличии, и поэт

больше влияет на рассудок слушателей через игру воображения. Благодаря

этому качеству, поэзия стоит у Канта на высшей ступени иерархии:

«Первое место среди всех искусств занимает поэзия (она почти полностью

обязана своим происхождением гению и меньше всего руководствуется примерами

и предписаниями). Поэзия расширяет душу тем, что дает воображению

свободу…Поэзия …не прибегает к обману, ибо она сама объявляет свое занятие

лишь игрой, которая, однако, может быть целесообразно использована

рассудком для его дела…»26.

В этом нам видится особенность мыслителя именно как классициста,

мыслителя Века Разума: та игра, которая используется рассудком «для его

дела», удостаивается высшего места, а музыка, именно по противоположному

воздействию – «она играет лишь ощущениями» - ставится Кантом на нижнюю

ступень в иерархии искусств.

Обращаясь к такому виду искусства, как живопись, Кант сравнивает ее с

мимикой, которая в свою очередь, помогает понять мысли художника.

«Уподобление изобразительного искусства (по аналогии) мимике,

сопровождающей речь, оправдывается стремлением духа художника дать

посредством своих образов телесное выражение того, что и как он мыслил, как

бы заставить само произведение говорить посредством мимики - обычная игра

нашей фантазии, наделяющей безжизненные вещи в соответствии с их формой

духом, который говорит из них»27.

Итак, опять игра помогает человеку понять идею произведения искусства.

Воспринимающий произведение искусства с помощью «обычной игры фантазии»

может понять замысел художника.

Третий раздел искусства, по Канту, так и называется: «Искусство

прекрасной игры ощущений». Музыка, по Канту, это художественная игра

слуха, а искусство колорита, соответственно, игра зрения.

«Искусство прекрасной игры ощущений …может касаться лишь соотношения

различных степеней настроенности чувства, воспринимающего ощущение, то есть

его тона; и в этом широком смысле оно может быть разделено на

художественную игру ощущений слуха и зрения, то есть на музыку и искусство

колорита»28.

Изобразительные искусства, по Канту, также превосходят музыку, потому

что они, «вовлекая воображение в свободную и вместе с тем соответствующую

рассудку игру»29, неким образом соединяют рассудочные понятия с

чувственностью, тем самым становясь доступными «высшим познавательным

способностям».

В этом мы также видим диалектические основания: только соединив рассудок

и чувства, соотнеся их в равной пропорции, получается инвариант, некое

целое, которое познается зрителем.

Кант обращает внимание и на «оздоровительные» качества игрового

процесса. «Всякая меняющаяся свободная игра ощущений (не основанная на

каком-либо намерении) доставляет удовольствие, поскольку она усиливает

чувство здоровья»30.

Следует отметить достаточно любопытный факт, что в систему искусств Кант

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.