![]() |
|
|
Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии| |материей? | | | |Как называли учеников Аристотеля и почему? | | Тест №7. Политика и логика Аристотеля |№п/п |Вопросы |Код | | | |ответа | | |Как возникло государство? | | | |В каком отношении находится личность и государство? | | | |Как определял в этой связи человека Аристотель? | | | |Какая форма управления является наилучшей для слаборазвитых | | | |народов? | | | |Как развиваются из нее другие формы государства? | | | |Приведите основания классификации форм государства. | | | |Какие формы государства выделяет Аристотель? | | | |Какая форма наилучшая? | | | |Источник рождения знания. | | | |Какие виды знания следует различать? | | | |Существуют ли внеопытные знания? | | | |Каковы признаки научного знания? | | | |Что такое “логика” и как рождается знание о ней? | | | |Из каких разделов состоит “Органон” (орудие)? | | | |Что такое дедукция и индукция? | | | |Что такое посылки и какие виды исходных посылок различает | | | |Аристотель? | | | |Что такое силлогизм? | | | |Сколько фигур силлогизмов исследовал сам Аристотель? | | | |Как понятия образуются, определяются и различаются? | | | |Что такое суждение и как их различать? | | | |Что такое умозаключение и в чем его гносеологическая ценность? | | | |Какими признаками Аристотель наделяет бытие как субстанцию? | | | |Какие законы логики открыл Аристотель? | | | |Какое значение приобрел Аристотель для средневековой философии | | | |и как его богословы “подстригли”? | | | |Что доказывает жизнетворный характер философии Аристотеля? | | Тест №8. Этические школы античности (ранний период). |№п/п |Вопросы |Код | | | |ответа | | |Какова роль софистов в нравственно – этических вопросах | | | |мировоззрения? | | | |Совместимо ли любомудрие с меркантилизмом? | | | |Как рождаются нравственные каноны, по Сократу? | | | |Что такое этический рационализм? | | | |Почему невозможна злая воля, а зло в мире обречено на | | | |исчезновение? | | | |Как связаны добродетель и счастье? | | | |Как философия способствует приращению добродетели? | | | |Какой нравственный урок стоит за выбором Сократа принять | | | |приговор неправедного суда? | | | |Перечислите сократические школы в этике. | | | |Что такое аскетизм и гедонизм? | | | |Каким критериям пользуется Диоген Синопский в оценке людей? | | | |В чем состоит добродетель и цель жизни человека, по Диогену? | | | |Какой эмпирический критерий для определения добродетели людей, | | | |предлагает Аристотель? | | | |В чем отличие эвдемонизма от аскетизма и гедонизма. | | | |Совпадают ли знание и добродетель, по Аристотелю? | | | |Как достижима добродетельная жизнь в масштабах социума? | | | |Что заставляет человека практически действовать? | | | |Как классифицировать человеческие потребности? | | | |Что следует полагать причиной поступка? | | | |Какую этическую функцию выполняет разум в регуляции поведения | | | |людей? | | | |Найдите формулировку принципа “золотой середины”, адекватную | | | |здравому смыслу. | | | |Каковы достоинства и возможные издержки принципа “золотой | | | |середины”? | | | |Кто доводит этот принцип до этического релятивизма? | | | |На какие виды Аристотель предлагает разделить человеческие | | | |добродетели? | | | |Укажите, какое продолжение получили рассмотренные этические | | | |школы. | | Тест №9. Философские школы эллинизма. |№п/п |Вопросы |Код | | | |ответа | | |Какие исторические события и социальные процессы определили | | | |этико – религиозный характер эллинистической философии? | | | |Укажите основные философские школы поздней античности. | | | |Укажите наиболее известных стоиков. | | | |Сформулируйте основную идею стоицизма. | | | |В чем сущность человека, согласно стоикам? | | | |Какой должна быть его жизнь? | | | |Какова роль разума в нравственном укладе нации? | | | |Как соотносятся законы природы и разума? | | | |Что является целью нравственных поступков и в чем она состоит? | | | |Что означает принцип нравственной автономии? | | | |Каковы основные аффекты и как к ним относится? | | | |Что такое “апатия”? | | | |Как стоики относились к имуществу и другим материальным благам?| | | |Является ли удовольствие благом? | | | |Следует ли однозначно определять страдание как зло? | | | |Существует ли необходимая связь между добродетелью и счастьем? | | | |Что считал целью жизни Эпикур? | | | |Как ее можно достичь? | | | |Какое удовольствие философ должен ценить превыше всех прочих? | | | |Что является причиной страданий? | | | |Как их можно избежать? | | | |В силу чего рождается страх перед смертью? | | | |Какой важный философский вывод следует из рассуждений Эпикура о| | | |смерти? | | | |Что такое “атараксия”? | | | |Какие две главные функции выполняет человеческий разум, как | | | |регулятор всей деятельности субъекта? | | Тест № 10. Поздний эллинизм. |№п/п |Вопросы |Код | | | |ответа | | |Какие идеи греческих философов стоики использовали в своей | | | |натурфилософии? | | | |Как связаны душа человека и мировая душа – божественный дух? | | | |К какому типу относится теория познания стоиков? | | | |Как происходит чувственное восприятие? | | | |Как возникает понятие? | | | |Существуют ли врожденные понятия? | | | |Какая полезная функция философии эксплицирована стоиками и | | | |звучит как обращение? | | | |Что завещал Сенека своим друзьям и близким, и как | | | |аргументировал свое завещание? | | | |Какое влияние оказал стоицизм на последующие эпохи? | | | |Как Эпикур относился к телеологии Аристотеля? | | | |Упраздняет ли Эпикур богов и что это такое? | | | |К какому типу можно отнести теорию познания Эпикура? | | | |Какую полезную функцию философии открыл Эпикур? | | | |Основной тезис скептицизма? | | | |Назовите крупнейших скептиков. | | | |К чему стремится вся природа и человек, в частности? | | | |Каково различие между скептицизмом и догматизмом? | | | |Способен ли скептик, усомнится в справедливости собственной | | | |позиции? | | | |Различие между скептицизмом и диалектикой? | | | |Последняя философская школа античности? | | | |Что такое “эманация”? | | | |Что такое “эволюция” (“инволюция”)? | | | |Соприкасается ли человеческая душа с Богом? | | | |Какое значение имел неоплатонизм для средневековой теологии? | | | |Какой девиз созвучен семантике слова “философия” и мог бы | | | |служить оправданием профессионального выбора философа? | | Компендиум ответов по античной философии. Раздел I. Онтология |№п/п |Ответы | | |Бытие как вещь, бытие как субстанция вещей, бытие как деятельность | | |человека и бытие как истина. | | |Сущность состоит в разумности человека, т. к. главным регулятором | | |поведения | | |людей является Разум. | | |Фалес - это вода (она есть всюду и может принимать любую форму); | | |Анаксимандр - это апейрон (бескачественное и бесконечное по числу | | |начало); | | |Анаксимен - это воздух (необходим, пластичен, реально существует, но сам| | |не виден); | | |Гераклит - это огонь (самое динамичное и самосохраняющееся начало); | | |Эмпедокл - это четыре стихии природы (земля, вода, воздух и огонь), | | |элементы | | |которых связываются в семени конкретной вещи | | |Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и | | |естественной, | | |т. е. согласной с природой. | | |Открывающийся философу мир-един, однороден, неизменен и самодостаточен. | | |Упраздняется Бог как творец всего сущего: если любая вещь может | | |возникнуть | | |естественным путём, то зачем тогда творец? | | |По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; | | |исключение делается однако для самой высшей части души - разумной, | | |которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и | | |научного | | |знания. | | |"Бог вначале сформировал материю в виде цельных, массивных, твердых, | | |непроницаемых, движущихся частиц, которые настолько устойчивы, что | | |никогда не изнашиваются и не распадаются на части. Из факта | | |существования мира следует, что изменения материальных вещей могут быть | | |приписаны единственно расщеплению и установлению новых связей и движений| | |этих вечных частиц". | | |И. Ньютон | | |Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые| | |и движущиеся по пустотам частицы тел; тела же, будучи сцеплениями | | |множества атомов, благодаря тонким истечением с их поверхности "копий", | | |вызывают в нас различные ощущения. | | |Архитектор мира - Демиург создал посредством смешения Идей с | | |бесформенной материей мировую Душу, т.е. создал «одушевлённую» материю, | | |способную к развитию; из неё и произошли все тела. | | |Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев,| | |а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части | | |души - о человеческом Разуме. И то, и другое - суть "чистые" формы. | | |Таким образом, "чистые" формы - это идеализированные объекты мышления = | | |абстракции. | | |Форма вещи, взятая в качестве цели, влечёт ряд изменений в направлении к| | | | | |финалу. | | |Пифагорейский термин «космос» означал порядок. В целом же для античной | | |философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания | | |человека или эмпирически известные сферы жизненных отправлений индивида:| | |природная среда, государство-полис и микрокосм душевной жизни. | | |Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и | | |всесовершенной сущности - некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, | | |Единения и т.п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, | | |животным, человеческим расам и т. д.). | | |Они опровергают, по мнению Зенона, учение Эмпедокпа о множественности | | |начал, а также тезис Гераклита «Все течет». И то, и другое присуще | | |только миру видимости, а не подлинному бытию. | | |Парменидовские миры неравноправны и несовместимы друг с другом. Мир | | |видимости выступает как реальность лишь в силу того, что многим людям не| | |дано прорваться в умопостигаемый мир. Безусловной реальностью обладает | | |лишь умопостигаемый мир, но из него нет пути назад - чувственно данная | | |конкретика вещей не выводима из структур умопостигаемого мира. Выбор | | |между бытием и не-бытием и должны сделать сами люди, поскольку они | | |мыслят. | | |В целом - это вселенский Разум, который привел в целесообразный порядок | | |хаотическое множество гомеомерий; но это вместе с тем и присущее вещам | | |их качественное своеобразие. | | |Вопрос об архе, т.е. о первоматерии (первовеществе, первоначале) как об | | |истинно сущем. Признаки архе: прямо или опосредованно воздействует на | | |органы чувств; не возникает и не уничтожается; служит исходным | | |материалом для прочего многообразия вещей. | | |Все они стремятся к совершенствованию, одухотворению, воплощению в себе | | |идеального; к осуществлению идеалов знания, добра и красоты. | | |Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю | | |категория «Бог» - в качестве «Перводвигателя», «Первопричины», | | |«Энтелехии» и др. | | |Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом | | |дискурсе это «первое подлежащее каждой вещи», способное превратиться в | | |любую вещь; в философии Аристотеля материя - это вид бытия, обладающего | | |10 признаками. | | |Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по| | |Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет | | |и формы без материи. | | |«Первая» философия - Теология. | | |Атомы, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются друг с | | |другом, зацепляясь и воздействуя один на других соприкосновением и | | |толчком. Так вещи возникают и разрушаются, обмениваясь своими атомами. | | |Тела сложные, т. к. состоят из атомов, между которыми есть пустоты. | | |Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. | | |Именно поэтому их нельзя раздробить. | | |В любой вещи присутствуют крупицы земли, воздуха, | | |воды и огня, объединяющиеся в семени. | | |Натурфилософские проблемы - это логически взаимосвязанные вопросы о | | |естественных (природных) причинах наблюдаемых метаморфоз. | | |"Гомеомерии" - подобочастные, инвариантные. | | |Атомы и пустота: о существовании атомов можно заключить, наблюдая | | |движение пылинок в солнечном луче; о существовании пустоты - из фактов | | |разрезания, размельчения, деформации твердых тел, а также из возможности| | |их перемещения в среде. | | |Природные взаимодействия сами по себе приводят к установлению более | | |сбалансированных и пропорциональных соотношений между вещами - к росту | | |гармонии среди всего сущего. | | |От хаотического состояния он приходит ко все большему порядку, которому | | |имманентна необходимость и причинность. | | |Огонь - самое динамическое, наблюдаемое и активное начало, способное к | | |самосохранению. | | |Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие её в зависимость | | |от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, | | |производство и потребление материальных благ становится их жизненным | | |уделом. | | |Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому | | |наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможными | | |переходы между двумя мирами. | | |Различие состоит в соотношении (пропорциях) между материей и формой: чем| | |совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально | | |неопределённого) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т.е. | | |вполне определённого (формы). | | |Число (мера) и гармония. | | |Общим вектором устремлений людей, а равно и природы в целом, является | | |состояние атараксии - покоя, безмятежности и невозмутимости, или апатии | | |-индифферентности к добру и злу, к истине или заблуждению. | | |Мельчайшие, неделимые (подобно атомам), но одушевленные частицы - | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |