![]() |
|
|
Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии| |Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к | | |познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг | | |«узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым | | |интенциям. | | |«Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но | | |не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не | | |необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко | | |достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до | | |бесконечности». (Эпикур). | | |Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и | | |тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и | | |ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас | | |существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие | | |сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых | | |разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная | | |информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений. | | |Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма | | |вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в | | |изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта | | |через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином | | |«энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия. | | |Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: | | |удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, | | |поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их | | |сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и | | |предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но | | |неразумное. | | |Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится| | |к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину. | | |Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила | | |предрассудков большинства кажется неодолимой). | | |Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать| | |для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по| | |тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к | | |обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть | | |каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит| | |и от истины, и от социальной значимости. За что же тогда упрекать | | |скептика? Позиция - безупречная (и лукавая!, - добавим от себя). | | |Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому | | |лишь философским умом. Первый мир пронизан заблуждениями людей, поэтому | | |он подпадает под категорию «не-бытие». Лишь второй мир и озарён светом | | |истины и излучает его (=бытие). | | |Существует множество разных (в т.ч. контрадикторных) мнений. Истина - не| | |более, чем претензия носителя отдельного мнения на исключительность. | | |Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, | | |субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в утверждениях, а в | | |отказе от однозначных суждений ("ЭПОХЭ"). | | |Всякое знание рождается благодаря ударами "копий" по органам чувств. | | |Вещь такова, какой ее запечатлевают наши органы чувств. Но люди всегда | | |привносят в картину реальности свои желания (часто обознаются!); разум | | |очищает картину реальности от подобных привнесений ("идолов") и тем | | |самым позволяет видеть вещи в их подлинном свете. Это концепция | | |сенсуализма. | Раздел III. Логика и методология. |№п/п |Ответы | | |Применяя "мягкую" критику суждений оппонента, способствовать выбору | | |более правильной точки зрения. | | |Риторика, эристика, эклектика, софистика, схоластика, метафизика и | | |релятивизм. | | |Выстраивая "древо" альтернатив, обеспечить выход договаривающихся сторон| | |на взаимоприемлемый результат. | | |По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), | | |доказательность, систематичность (упорядоченность). | | |Протагор, Горгий и Продик исповедовали релятивистский принцип:" Человек | | |есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, и | | |несуществующих - в том, что они не существуют". Виртуозно манипулируя | | |речевыми формами мысли, софисты готовы были опровергать все, что угодно,| | |и доказывать, что угодно, демонстрируя тем самым, что истины нет, а есть| | |одни лишь мнения, а среди мнений правильным является то, которое имеет | | |более весомое обоснование. За высокую плату они обучали юношей из | | |состоятельных семей софистической риторике. Примеры софизмов: 1) | | |Скажите, ведь то, чего вы не теряли, то вы и имеете? Рогов вы не теряли,| | |следовательно, вы рогоносец! 2) Философы - лучшие друзья Богов. У друзей| | |все общее. Следовательно, все, что принадлежит богам, должно | | |принадлежать и философам. | | |Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма. | | |«Не вращай бесцельно глазами, не слушай ушами, в которых раздаётся | | |только шум, и не болтай праздно языком, но ... взиррай без колебания | | |умственными очами на то, чего нет перед нами, как на то, что есть.» | | |Парменид В поле зрения здравого смысла: вещи, другие люди и речевые | | |сигналы, которыми они обмениваются. В философском умозрении: значения, | | |референты и знаки, а также отношения между ними. В первом случае мысль | | |вязнет в разнообразных «Вам говорят!», и лишь во втором- воспроизводит | | |реальные отношения, лежащие по ту сторону слов. | | |Как нужно организовать мыслительную деятельность, чтобы её результаты | | |заслуживали доверия? Философский ум не может складываться на иной | | |основе, кроме здравого смысла, но обязан обрести иные горизонты и | | |оснащение, чем располагает здравомыслящий человек. | | |"Нет пользы в философии, не лечащей душу, как нет пользы в медицине, не | | |лечащей тело." Эпикур. | | |Это психотерапевтическая функция философского дискурса с близкими тебе | | |по | | |духу людьми. | | |"Как выразить движение в логике понятий?" - Гегель. | | |Апории выявили недостаточность для этой цели логики здравого смысла. | | |Рассматривать одно подле другого и одного вслед за другим. Метафизик | | |мыслит сплошным противоположениями: "Да - значит да; нет - значит нет; | | |что сверх того, то от лукавого". Зенон Элейский доказывал свои апории | | |путем строгого следования законам логики здравого смысла с | | |использованием доказательств от противного (апогогический метод). | | |Коротко, метафизика как метод -абсолютизация законов формальной логики. | | |Дедуцирование или индуцирование заключения (нижний посылки) посредством | | |нахождения среднего термина (понятия, суждения), входящего неявно и в | | |верхнюю, и в нижнюю посылки одновременно. Решение любой задачи сводится,| | |в конечном счете, к отысканию среднего термина. | | |Понятия конструируются нашим мышлением путем абстрагирования общего | | |признака в ряду аналогичных случаев; при этом необходимо указать родовую| | |общность предмета и его видовую специфику. Понятия различаются признаком| | |и объемом: чем больше признаков (т.е. чем конкретнее понятие), тем | | |меньше его объем (число предметов, подводимых под это понятие), и, | | |наоборот. Чем меньше признаков (чем понятнее абстрактнее), тем больше | | |его объем. Это соотношение справедливо и для того случая, когда исходным| | |пунктом в конструировании понятия берется объем. | | |Принцип вопросно-ответной артикуляции высказываний, принцип иронии| | |и принцип маевтики. | | |Умозаключение путем логического выведения суждения из двух других | | |(посылок), содержащих общий признак. | | |Речевая проработка проблемы закладывает структуру практических действий | | |людей, непременным условием успешности которых оказывается их (действий)| | |соответствие особенностям и структуре референта. "Слово есть образ дела"| | |-Солон. Вместе с тем известно, что между словом и делом может пролегать | | |пропасть (особенно в политике!). "Слово - это тень дела" - подчеркивал | | |Демокрит. Отсюда видно, что оба определения диалогового метода | | |справедливы. | | |Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе | | |умозаключения; исходными посылками Аристотель полагает аксиомы, | | |постулаты и предположения. | | |Манипулирование смыслами слов с целью выведения заранее заданного | | |тезиса. Вводя в рассуждения туманные абстракции и надуманные конструкты,| | |схоласты выстраивают сложные псевдо - теоретические системы, призванные | | |сохранить и упрочить догматы религиозной веры или идеологически | | |окрашенные им мифологеммы. | | |Для скептика факт противоречивости мнения есть доказательство его | | |неистинности, для диалектика противоречие при определенных условиях | | |может выступать фундаментальным законом. | | |Закон тождества ("а" верно, если имеет место А и мы судим действительно | | |об А); закон непротиворечивости суждений (недопустимо, чтобы одно и тоже| | |одновременно было и не было присуще одному и тому же в одном и том же | | |смысле); закон достаточного основания (суждение "а" может быть верным | | |лишь при том условии, если мы располагаем знанием об А); закон | | |исключенного третьего (любой реально существующий предмет может быть | | |включен или в класс А, или в любой другой класс, но только не в А). | | |Наука о мышлении, его всеобщих формах и законах; у Аристотеля - это | | |наука о законах научного мышления; путем сопоставления данных | | |самонаблюдения с правилами речевого общения создается наука логики. | | |Произвольное объединение "хороших" свойств, принадлежащих несовместимым | | |предметам и поэтому - взаимоисключающих друг друга. | | |Умозаключение от общего к частному и наоборот; в сущности, и то и другое| | |состоит в выведении суждения из двух других, содержащих общий обоим | | |признакам (понятие или предикат). | | |Учения о понятиях, учение о суждениях, учение об умозаключениях | | |(силлогизмах). | | |Это связь понятий (в виде «субъекта» и «предикта»), выражаемая словами | | |«есть» или «не есть». Суждения различаются по качеству (утвердительные | | |или отрицательные), по объему ("все", "некоторые", "единичные") и по | | |степени достоверности (ассерторические, аподиктические, | | |проблематические). | | |Принцип укоренен в здравом смысле и имеет широкое практическое | | |применение. Но и на бытовом уровне он может служить оправданием | | |конформизму -"Проживи незаметно!", "Не высовывайся!" и т.п. На | | |теоретическом уровне (в философии) этот принцип лежит в основе эклектики| | |(См. тест № 3). | | |Придерживаясь заданной темы, осуществить аналитическое разграничение | | |известного и неизвестного, желаемого и реально возможного в целях | | |прояснения сути предмета или проблемы. | | |Догматизм - положительная философия; она строится на неколебимых | | |принципах и скептически относится к новациям. Скептицизм - отрицательная| | |философия недоверия ко всему, кроме аксиом, полезных для жизни | | |Диалоговый метод философствования органически объединяет в себе | | |логическую и этическую компоненты общения, что значительно, повышает КПД| | |и познания (ум - хорошо, а два - лучше!), и общения (ради чего лясы | | |точим?). | | |Разновидность риторики - спор ради победы над собеседником. | | |1) Ограничить тему и задать вектор продвижения. 2) Преодолеть | | |сопротивление (субъективизм, инерция привычек) другой стороны; 3) | | |Обеспечить добровольный выход собеседника на нужный результат. | | |Этос и Логос ритора, выделяя в первом деструктивные приемы и | | |конструктивные правила, а во втором - общие принципы ведения диалога и | | |их частные (операциональные) требования. | | |По мнению Платона, в то время как другие люди всуе считают, будто они | | |располагают знанием о том, что такое добродетель, благо, мудрость и т. | | |д., Сократ - единственный, кто сознается в своем полном невежестве | | |касательно этих понятий и старается найти концензус среди сограждан | | |посредством строго организованного общения (диалога). | | |"Риторика - это словесное искусство делать человека рабом по его | | |собственной воле". (Горгий) | | |"Прежде чем станешь вещать, научись же порядочно мыслить; книги | | |философов могут тебя в том достойно наставить!" Квинт Гораций Флакк. | | |Как принцип развития, так и принцип всеобщей взаимосвязи, введенные | | |Гераклитом, выполняют важную мировоззренческую роль - позволяют исходить| | |из имманентного самой природе порядка, упраздняя Бога как объяснительный| | |принцип. Законы диалектической логики, впервые угаданные Гераклитом, | | |являются предельно широкими по охвату рациональным способом всех | | |возможных вариаций. Все, что допускает наш человеческий разум, не может | | |выходить за пределы, полагаемые законами диалектики. За этими пределами | | |-хаос, иррациональное, сумасшествие. Следовательно, структура мыслимого | | |объекта не может не совпадать с модусами (законами) диалектической | | |логики. | | |Предметная и беспредметная спекуляция. Беспредметная спекуляция | | |довольствуется комбинаторикой слов в соответствии с логикой здравого | | |смысла и рече - язвиковыми нормами (" Материя - первое подлежащее всякой| | |вещи".); предметная спекуляция ("диалектическая метода" - Платон) ставит| | |своей задачей прорыв к экстралингвистическим реалиям - общественным | | |связям или естественно - природной необходимости. | | |В одну и ту же реку нельзя войти и один раз". - Кратил. Это утверждение | | |выводится как из факта изменений объекта наблюдения, так и из факта | | |преобразований в самом наблюдателе. Устраняя точку отсчета (момент | | |устойчивости), можно любой предмет утопить в потоке изменений. В то | | |время как диалектика полагает изменчивость и устойчивость соразмерными | | |предмету познания, релятивизм абсолютизирует изменчивость всего сущего, | | |привнося тем самым в картину субъективный произвол. | | |Интроспекция - «Познай самого себя!» и спекуляция – «Узнай больше, чем | | |сказано!». Фиксировать что и как происходит в собственной душе, когда, | | |например, решают задачу, действительно необходимо при исследовании | | |этических канонов или при создании науки логики. Судить с понятием и | | |правильно заключать можно, лишь располагая достаточными знаниями о | | |предмете и владея логикой. «Многознайство не делает человека умным». | | |Гераклит | Раздел IV. Этика и религия. |№п/п |Ответы | | |Неустанное превозмогание себя влечет отсутствие аффектов, способных | | |выйти из-под контроля разума. | | |"Жизнь вне поиска недостойна быть прожитой для человека". Апология | | |Сократа | | |Культура создаётся и служит для счастья и блаженства людей - разумный | | |человек должен стремиться к освоению достижений культуры; гедонизм | | |сводит счастье человека к получению чувственных удовольствий, а | | |эвдемонизм видит счастье в спокойном и радостном расположении духа; обе | | |отвергаемые Аристотелем крайности зацикливаются на благополучии | | |индивида, эвдемонизм же поднимается до признания благополучия и других | | |людей равного собственному благополучию. В силу этого мы от некоторых | | |удовольствий вынуждены отказываться. | | |Страдание преодолевается опять-таки на путях познания - нужно | | |разобраться в истинных причинах наших страхов и неудовольствий. | | |Добродетели этические и дианоэтические. Первые - это умение правильно | | |поступать, т. е. добродетели практические; вторые - это способность | | |проникать в ситуацию и правильно мыслить, а также принимать решения со | | |знанием дела, т.е. добродетели теоретические. | | |Утоляемая посредством акта жажда жизни дарит нам радость открытия | | |нового, неизведанного. Что найдешь на дне бутылки, кроме познания? | | |Следовательно, в конечном счете, высшее удовольствие не в | | |физиологическом состоянии опьянения, а в приращении знания; это | | |удовольствие от познания, т. е. духовная радость. | | |Приобретаемая посредством упражнения способность разума определять и во | | |всём придерживаться «золотой середины». | | |Сначала они считали материальные блага искушением на пути к | | |добродетельной, разумной жизни, так как именно из-за них и разгораются | | |страсти в обществе. Затем стали исповедовать безразличие к ним. В итоге | | |же признали, что некоторые блага могут способствовать росту добродетели.| | |Два разных жизненных подхода: один ориентирует на поиск удовольствий | | |(Жги!), другой - на сокращение даже естественных нужд - «Лучше умереть, | | |чем наслаждаться!» | | |В изживании ложных желаний и потребностей, в несуетности и простоте | | |образа жизни («назад к природе!»), в наслаждении свободой и | | |независимостью от всех внешних притязаний («гражданин мира»). | | |Независимая простота - довольствуйся простым, чтобы ни от кого не | | |зависеть. | | |Законы разума - это и есть нравственные каноны; канон - это то, к чему | | |люди пришли, исходя из разнообразных резонов; следовательно, что | | |разумно, то и нравственно; поступки должны и судиться и | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |