реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии

| |Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к |

| |познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг |

| |«узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым |

| |интенциям. |

| |«Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но |

| |не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не |

| |необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко |

| |достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до |

| |бесконечности». (Эпикур). |

| |Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и |

| |тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и |

| |ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас |

| |существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие |

| |сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых |

| |разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная |

| |информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений. |

| |Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма |

| |вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в |

| |изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта |

| |через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином |

| |«энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия. |

| |Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: |

| |удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, |

| |поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их |

| |сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и |

| |предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но |

| |неразумное. |

| |Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится|

| |к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину. |

| |Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила |

| |предрассудков большинства кажется неодолимой). |

| |Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать|

| |для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по|

| |тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к |

| |обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть |

| |каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит|

| |и от истины, и от социальной значимости. За что же тогда упрекать |

| |скептика? Позиция - безупречная (и лукавая!, - добавим от себя). |

| |Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому |

| |лишь философским умом. Первый мир пронизан заблуждениями людей, поэтому |

| |он подпадает под категорию «не-бытие». Лишь второй мир и озарён светом |

| |истины и излучает его (=бытие). |

| |Существует множество разных (в т.ч. контрадикторных) мнений. Истина - не|

| |более, чем претензия носителя отдельного мнения на исключительность. |

| |Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, |

| |субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в утверждениях, а в |

| |отказе от однозначных суждений ("ЭПОХЭ"). |

| |Всякое знание рождается благодаря ударами "копий" по органам чувств. |

| |Вещь такова, какой ее запечатлевают наши органы чувств. Но люди всегда |

| |привносят в картину реальности свои желания (часто обознаются!); разум |

| |очищает картину реальности от подобных привнесений ("идолов") и тем |

| |самым позволяет видеть вещи в их подлинном свете. Это концепция |

| |сенсуализма. |

Раздел III. Логика и методология.

|№п/п |Ответы |

| |Применяя "мягкую" критику суждений оппонента, способствовать выбору |

| |более правильной точки зрения. |

| |Риторика, эристика, эклектика, софистика, схоластика, метафизика и |

| |релятивизм. |

| |Выстраивая "древо" альтернатив, обеспечить выход договаривающихся сторон|

| |на взаимоприемлемый результат. |

| |По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), |

| |доказательность, систематичность (упорядоченность). |

| |Протагор, Горгий и Продик исповедовали релятивистский принцип:" Человек |

| |есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, и |

| |несуществующих - в том, что они не существуют". Виртуозно манипулируя |

| |речевыми формами мысли, софисты готовы были опровергать все, что угодно,|

| |и доказывать, что угодно, демонстрируя тем самым, что истины нет, а есть|

| |одни лишь мнения, а среди мнений правильным является то, которое имеет |

| |более весомое обоснование. За высокую плату они обучали юношей из |

| |состоятельных семей софистической риторике. Примеры софизмов: 1) |

| |Скажите, ведь то, чего вы не теряли, то вы и имеете? Рогов вы не теряли,|

| |следовательно, вы рогоносец! 2) Философы - лучшие друзья Богов. У друзей|

| |все общее. Следовательно, все, что принадлежит богам, должно |

| |принадлежать и философам. |

| |Три силлогизма. Позднее врач Гален открыл четвертую фигуру силлогизма. |

| |«Не вращай бесцельно глазами, не слушай ушами, в которых раздаётся |

| |только шум, и не болтай праздно языком, но ... взиррай без колебания |

| |умственными очами на то, чего нет перед нами, как на то, что есть.» |

| |Парменид В поле зрения здравого смысла: вещи, другие люди и речевые |

| |сигналы, которыми они обмениваются. В философском умозрении: значения, |

| |референты и знаки, а также отношения между ними. В первом случае мысль |

| |вязнет в разнообразных «Вам говорят!», и лишь во втором- воспроизводит |

| |реальные отношения, лежащие по ту сторону слов. |

| |Как нужно организовать мыслительную деятельность, чтобы её результаты |

| |заслуживали доверия? Философский ум не может складываться на иной |

| |основе, кроме здравого смысла, но обязан обрести иные горизонты и |

| |оснащение, чем располагает здравомыслящий человек. |

| |"Нет пользы в философии, не лечащей душу, как нет пользы в медицине, не |

| |лечащей тело." Эпикур. |

| |Это психотерапевтическая функция философского дискурса с близкими тебе |

| |по |

| |духу людьми. |

| |"Как выразить движение в логике понятий?" - Гегель. |

| |Апории выявили недостаточность для этой цели логики здравого смысла. |

| |Рассматривать одно подле другого и одного вслед за другим. Метафизик |

| |мыслит сплошным противоположениями: "Да - значит да; нет - значит нет; |

| |что сверх того, то от лукавого". Зенон Элейский доказывал свои апории |

| |путем строгого следования законам логики здравого смысла с |

| |использованием доказательств от противного (апогогический метод). |

| |Коротко, метафизика как метод -абсолютизация законов формальной логики. |

| |Дедуцирование или индуцирование заключения (нижний посылки) посредством |

| |нахождения среднего термина (понятия, суждения), входящего неявно и в |

| |верхнюю, и в нижнюю посылки одновременно. Решение любой задачи сводится,|

| |в конечном счете, к отысканию среднего термина. |

| |Понятия конструируются нашим мышлением путем абстрагирования общего |

| |признака в ряду аналогичных случаев; при этом необходимо указать родовую|

| |общность предмета и его видовую специфику. Понятия различаются признаком|

| |и объемом: чем больше признаков (т.е. чем конкретнее понятие), тем |

| |меньше его объем (число предметов, подводимых под это понятие), и, |

| |наоборот. Чем меньше признаков (чем понятнее абстрактнее), тем больше |

| |его объем. Это соотношение справедливо и для того случая, когда исходным|

| |пунктом в конструировании понятия берется объем. |

| |Принцип вопросно-ответной артикуляции высказываний, принцип иронии|

| |и принцип маевтики. |

| |Умозаключение путем логического выведения суждения из двух других |

| |(посылок), содержащих общий признак. |

| |Речевая проработка проблемы закладывает структуру практических действий |

| |людей, непременным условием успешности которых оказывается их (действий)|

| |соответствие особенностям и структуре референта. "Слово есть образ дела"|

| |-Солон. Вместе с тем известно, что между словом и делом может пролегать |

| |пропасть (особенно в политике!). "Слово - это тень дела" - подчеркивал |

| |Демокрит. Отсюда видно, что оба определения диалогового метода |

| |справедливы. |

| |Это суждения, из которых делается логический вывод в процессе |

| |умозаключения; исходными посылками Аристотель полагает аксиомы, |

| |постулаты и предположения. |

| |Манипулирование смыслами слов с целью выведения заранее заданного |

| |тезиса. Вводя в рассуждения туманные абстракции и надуманные конструкты,|

| |схоласты выстраивают сложные псевдо - теоретические системы, призванные |

| |сохранить и упрочить догматы религиозной веры или идеологически |

| |окрашенные им мифологеммы. |

| |Для скептика факт противоречивости мнения есть доказательство его |

| |неистинности, для диалектика противоречие при определенных условиях |

| |может выступать фундаментальным законом. |

| |Закон тождества ("а" верно, если имеет место А и мы судим действительно |

| |об А); закон непротиворечивости суждений (недопустимо, чтобы одно и тоже|

| |одновременно было и не было присуще одному и тому же в одном и том же |

| |смысле); закон достаточного основания (суждение "а" может быть верным |

| |лишь при том условии, если мы располагаем знанием об А); закон |

| |исключенного третьего (любой реально существующий предмет может быть |

| |включен или в класс А, или в любой другой класс, но только не в А). |

| |Наука о мышлении, его всеобщих формах и законах; у Аристотеля - это |

| |наука о законах научного мышления; путем сопоставления данных |

| |самонаблюдения с правилами речевого общения создается наука логики. |

| |Произвольное объединение "хороших" свойств, принадлежащих несовместимым |

| |предметам и поэтому - взаимоисключающих друг друга. |

| |Умозаключение от общего к частному и наоборот; в сущности, и то и другое|

| |состоит в выведении суждения из двух других, содержащих общий обоим |

| |признакам (понятие или предикат). |

| |Учения о понятиях, учение о суждениях, учение об умозаключениях |

| |(силлогизмах). |

| |Это связь понятий (в виде «субъекта» и «предикта»), выражаемая словами |

| |«есть» или «не есть». Суждения различаются по качеству (утвердительные |

| |или отрицательные), по объему ("все", "некоторые", "единичные") и по |

| |степени достоверности (ассерторические, аподиктические, |

| |проблематические). |

| |Принцип укоренен в здравом смысле и имеет широкое практическое |

| |применение. Но и на бытовом уровне он может служить оправданием |

| |конформизму -"Проживи незаметно!", "Не высовывайся!" и т.п. На |

| |теоретическом уровне (в философии) этот принцип лежит в основе эклектики|

| |(См. тест № 3). |

| |Придерживаясь заданной темы, осуществить аналитическое разграничение |

| |известного и неизвестного, желаемого и реально возможного в целях |

| |прояснения сути предмета или проблемы. |

| |Догматизм - положительная философия; она строится на неколебимых |

| |принципах и скептически относится к новациям. Скептицизм - отрицательная|

| |философия недоверия ко всему, кроме аксиом, полезных для жизни |

| |Диалоговый метод философствования органически объединяет в себе |

| |логическую и этическую компоненты общения, что значительно, повышает КПД|

| |и познания (ум - хорошо, а два - лучше!), и общения (ради чего лясы |

| |точим?). |

| |Разновидность риторики - спор ради победы над собеседником. |

| |1) Ограничить тему и задать вектор продвижения. 2) Преодолеть |

| |сопротивление (субъективизм, инерция привычек) другой стороны; 3) |

| |Обеспечить добровольный выход собеседника на нужный результат. |

| |Этос и Логос ритора, выделяя в первом деструктивные приемы и |

| |конструктивные правила, а во втором - общие принципы ведения диалога и |

| |их частные (операциональные) требования. |

| |По мнению Платона, в то время как другие люди всуе считают, будто они |

| |располагают знанием о том, что такое добродетель, благо, мудрость и т. |

| |д., Сократ - единственный, кто сознается в своем полном невежестве |

| |касательно этих понятий и старается найти концензус среди сограждан |

| |посредством строго организованного общения (диалога). |

| |"Риторика - это словесное искусство делать человека рабом по его |

| |собственной воле". (Горгий) |

| |"Прежде чем станешь вещать, научись же порядочно мыслить; книги |

| |философов могут тебя в том достойно наставить!" Квинт Гораций Флакк. |

| |Как принцип развития, так и принцип всеобщей взаимосвязи, введенные |

| |Гераклитом, выполняют важную мировоззренческую роль - позволяют исходить|

| |из имманентного самой природе порядка, упраздняя Бога как объяснительный|

| |принцип. Законы диалектической логики, впервые угаданные Гераклитом, |

| |являются предельно широкими по охвату рациональным способом всех |

| |возможных вариаций. Все, что допускает наш человеческий разум, не может |

| |выходить за пределы, полагаемые законами диалектики. За этими пределами |

| |-хаос, иррациональное, сумасшествие. Следовательно, структура мыслимого |

| |объекта не может не совпадать с модусами (законами) диалектической |

| |логики. |

| |Предметная и беспредметная спекуляция. Беспредметная спекуляция |

| |довольствуется комбинаторикой слов в соответствии с логикой здравого |

| |смысла и рече - язвиковыми нормами (" Материя - первое подлежащее всякой|

| |вещи".); предметная спекуляция ("диалектическая метода" - Платон) ставит|

| |своей задачей прорыв к экстралингвистическим реалиям - общественным |

| |связям или естественно - природной необходимости. |

| |В одну и ту же реку нельзя войти и один раз". - Кратил. Это утверждение |

| |выводится как из факта изменений объекта наблюдения, так и из факта |

| |преобразований в самом наблюдателе. Устраняя точку отсчета (момент |

| |устойчивости), можно любой предмет утопить в потоке изменений. В то |

| |время как диалектика полагает изменчивость и устойчивость соразмерными |

| |предмету познания, релятивизм абсолютизирует изменчивость всего сущего, |

| |привнося тем самым в картину субъективный произвол. |

| |Интроспекция - «Познай самого себя!» и спекуляция – «Узнай больше, чем |

| |сказано!». Фиксировать что и как происходит в собственной душе, когда, |

| |например, решают задачу, действительно необходимо при исследовании |

| |этических канонов или при создании науки логики. Судить с понятием и |

| |правильно заключать можно, лишь располагая достаточными знаниями о |

| |предмете и владея логикой. «Многознайство не делает человека умным». |

| |Гераклит |

Раздел IV. Этика и религия.

|№п/п |Ответы |

| |Неустанное превозмогание себя влечет отсутствие аффектов, способных |

| |выйти из-под контроля разума. |

| |"Жизнь вне поиска недостойна быть прожитой для человека". Апология |

| |Сократа |

| |Культура создаётся и служит для счастья и блаженства людей - разумный |

| |человек должен стремиться к освоению достижений культуры; гедонизм |

| |сводит счастье человека к получению чувственных удовольствий, а |

| |эвдемонизм видит счастье в спокойном и радостном расположении духа; обе |

| |отвергаемые Аристотелем крайности зацикливаются на благополучии |

| |индивида, эвдемонизм же поднимается до признания благополучия и других |

| |людей равного собственному благополучию. В силу этого мы от некоторых |

| |удовольствий вынуждены отказываться. |

| |Страдание преодолевается опять-таки на путях познания - нужно |

| |разобраться в истинных причинах наших страхов и неудовольствий. |

| |Добродетели этические и дианоэтические. Первые - это умение правильно |

| |поступать, т. е. добродетели практические; вторые - это способность |

| |проникать в ситуацию и правильно мыслить, а также принимать решения со |

| |знанием дела, т.е. добродетели теоретические. |

| |Утоляемая посредством акта жажда жизни дарит нам радость открытия |

| |нового, неизведанного. Что найдешь на дне бутылки, кроме познания? |

| |Следовательно, в конечном счете, высшее удовольствие не в |

| |физиологическом состоянии опьянения, а в приращении знания; это |

| |удовольствие от познания, т. е. духовная радость. |

| |Приобретаемая посредством упражнения способность разума определять и во |

| |всём придерживаться «золотой середины». |

| |Сначала они считали материальные блага искушением на пути к |

| |добродетельной, разумной жизни, так как именно из-за них и разгораются |

| |страсти в обществе. Затем стали исповедовать безразличие к ним. В итоге |

| |же признали, что некоторые блага могут способствовать росту добродетели.|

| |Два разных жизненных подхода: один ориентирует на поиск удовольствий |

| |(Жги!), другой - на сокращение даже естественных нужд - «Лучше умереть, |

| |чем наслаждаться!» |

| |В изживании ложных желаний и потребностей, в несуетности и простоте |

| |образа жизни («назад к природе!»), в наслаждении свободой и |

| |независимостью от всех внешних притязаний («гражданин мира»). |

| |Независимая простота - довольствуйся простым, чтобы ни от кого не |

| |зависеть. |

| |Законы разума - это и есть нравственные каноны; канон - это то, к чему |

| |люди пришли, исходя из разнообразных резонов; следовательно, что |

| |разумно, то и нравственно; поступки должны и судиться и |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.