![]() |
|
|
Курс лекций по философии (СПбГУ)|перед Богом (чем и занимается |с Богом | |церковь) | | Возрождение Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая эпоха в рамках Средневековья; началось в XIV веке и было ознаменовано развитием светского знания и гуманистического движения. Центром нового мироощущения стала Флоренция. Предвосхищали эту эпоху «Божественная комедия» Данте и «Де камерон» Боккаччо. Характеристика исторического периода 1440-е гг. – изобретение Гуттенбергом печатного станка. Одна из первых печатных книг – басни Эзопа (на древнегреческом) – это знак возврата к культуре, языку 1453 – падение Константинополя 80-е гг. – активизируется деятельность инквизиции. Призыв папы Иннокентия VIII к массовому уничтожению ведьм. «Молот ведьм» 1486 г. – Пино делла-Мирандоло «О достоинстве человека» - своеобразная программа Ренессанса 1492 – открытие Америки 1499 – начало путешествия Америго Веспуччи в Новый Свет 1494 – начало серии итальянских войн, которые вели французские короли( начало знакомства Франции с итальянским искусством. Преемственность идей: Италия( Франция( Германия( Испания. Рубеж XIV и XV веков – расцвет пластического искусства: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Джоконда», «Св. семейство» Микеланджело, собор Св. Петра в Риме. 1517 – начало борьбы между католиками и протестантами – 95 тезисов против католицизма Лютера 1532 – «Гаргантюа и Пантанрюэль» Рабле 1535 – казнь Томаса Мора, одного из самых ярких представителей эпохи Ренессанса. Время укрепления Ордена Иезуитов в Испании и усиление его влияния на культуру из-за школ. XVI век – время Тициана, Веронезии, Чилини Тинторетто 1572 – Варфоломеевская ночь 90-е гг. – начало творчества Шекспира 1600 – казнь Жордано Бруно в Риме 1601 – издание первой части «Дон Кихота» 1620 – Френсис Бэкон «Новый Органон» ( переход от Возрождения в Новое время. 1633 - публичное покаяние Галилея. Подход к человеку |Средневековье |Возрождение | |[pic] Человек – родовое существо |[pic] Принцип антропоцентризма: | |(следствие теоцентрического |человек – индивидуальность. Духовное| |мировоззрения) |начало неотъемлемо от телесного. В | |[pic] Созерцательный, а не |своей творческой мощи человек | |творческий тип личности |уподобляется Богу. Он – творец | | |цивилизации и культуры. | | |[pic] Активный тип личности. | | |Возрождается этика эпикурейства. | Николо Кузанский «Об учёном неведении» [pic] демократичность – обращение ко всей аудитории [pic] единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен [pic] в центре внимания оказываются вопросы познания [pic] появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит окружающий мир природы Франциск Ассизский ФА – один из первых святых католической церкви. «Блаженный неуч», юродивый. Он нёс любовь к реальному миру, одновременно пребывая душой в мире ином. В этом вся сложность: не отказываясь от этого мира, принадлежать миру духа. Своим поведением ФА отвечает аскетизму средневековья, который приводит к религии без человека в его реальном существе. Суть приближения к Христу – следование Ему в повседневной жизни (без посредников). Он стремился охватить жизнь во всех её проявлениях. Природа – божье детище, Бог творец всех прекрасных вещей. Таким образом, в философии ФА выражен номинализм: Бог – творец не идей и типов, а вещей. (Позже это тяготение к индивидуальному будет главенствовать в возрождении). В целом, культура Возрождения направлена на истолкование природы. Обожествление природы – пантеизм. Бог и мир тождественны, Бог разлит в мире, весь мир одушевлён (панпсихизм). Сенсуализм – доверие к человеческим чувствам в познании природы, именно чувственный опыт – критерий познания. Это ответ средневековью с его абстрактным способом познания. Возвращение к античности (в культуре и языке) и античной философии (особенно к атомистам и эпикурейцам). Открытие Джордано Бруно Новое отношение к материи. Это понятие использовалось ещё Аристотелем, но у него материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие преводвигателя как источник активности и многообразия. У Бруно «материя есть божественное бытие в вещах» - это начало, которое всё производит, само по себе источник многообразия бытия. Источник форм – не Бог (перводвигатель), а сама материя. Со времён Аристотеля существовало геоцентрическое представление о мире: в центре мира – Земля, вокруг – система звёзд, а за этим перводвигатель. Этот мир в центре, так как он создан Богом. Бруно развивает гелиоцентрическую идею: Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается вокруг своей оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёзд( возникает идея о бесконечности вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития идей Нового времени. Новое время Характеристика времени [pic] XVII век – эпоха революций. [pic] Развитие мануфактур, торговли( возникает практическая потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически действенные истины. [pic] На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм – сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части наделяют свойствами целого. [pic] «Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты чтобы обосновать методы научного познания. [pic] Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению: разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизни( идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции. [pic] Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение компаса, пороха. Френсис Бэкон (1561 – 1626) Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже. С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность. Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и приумножении наук». Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая Атлантида»). В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались науки отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма выдвигаемся новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия. Критерием оценки познания оказывается практический результат. Начало познания – опыты. |Опыты плодоносные |Опыты светоносные | |Направлены на немедленный |Наиболее важны, так как проливают | |практический результат. Необходимы в|свет на глубинные закономерности | |науке, но имеют частное значение |природы. | Принцип невмешательства религии и науки. |Естественная философия | |физика |метафизика | |Две категории причин | |Материальные причины, то есть |Формальные – целевые причины | |ближайшие причины всего | | |происходящего в природе | | Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества. Познание начинается с освобождения от идолов: 1. Призраки рынка (толпа), 2. пещеры (мнение человека), 3. театра (авторитеты учёных, философов), 4. рода (представления рода). Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактов( движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум( наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим. Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода: [pic] аналитическое исследование [pic] опыт, подтверждённый экспериментом [pic] чувственный опыт Рене Декарт(1596 – 1650) Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование. Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять: «Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира». Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его основные труды: [pic] «Рассуждение о методе» [pic] «Правило о руководстве ума» [pic] «Метафизические размышления» Многие из трудов философа при его жизни были запрещены. «Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом». «Философия должна способствовать единству знания» ( Цель: познать механизм познания Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика, математика и медицина. Декарт утверждает, что метафизика стоит выше физики (противоречие с Бэконом и сходство с Аристотелем). Однако Д. ,как и Бэкон, противопоставляет умозрительную философию практической. Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания: от общего к частному. Фактически Декарт весь познаваемый мир связывает с всеобщей математикой ( мир математически сконструирован. В «Рассуждении о методе» Д. предлагает методы, лежащие в основе процесса познания. Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный пункт дедуктивной цепочки. Принципы построения дедуктивной цепочки: [pic] все истины вводятся опосредованно [pic] непрерывность цепочки [pic] должна напрягаться память, так как для познания необходим опыт, но не чувственный. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания. Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение – форма мысли. В целом, метод Д. выступает против характерного для средневековья скептицизма. Размышления Д. наполнены верой в возможности человека. Истина находится у человека в самом себе. Она глубже, чем в книге мира. «Я мыслю, следовательно, я существую» «Есть некая сила, пытающаяся обмануть меня, … пусть обманывает меня, она никогда не сможет превратить меня в ничто до тех пор, пока я буду думать…» («Метафизические размышления») Наивысшая причина мысли – Бог. В Нём Д. обнаруживает интеллектуализирующую структуру (связь с Августином). «Бог мог создать бесконечное множество миров, а создал наш мир». Следовательно, наш мир - «оконченный мир», где существуют истины математики, метафизики и физики. Для Д. важен принцип развития во времени. Обращаясь к главным принципам метафизики, он выделяет две субстанции: |[pic] телесную |Главный принцип - протяжённость | |[pic] духовную |Главный принцип - мышление | Мыслительное начало противостоит телесному, оно единственно истинно. Душа мыслит непрерывно. Существуют два типа качеств: [pic] Первичные (для них характерна протяжённость) [pic] Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать объективными, так как они возникли как реакция нервной системы). Первичными являются логическое мышление и познание. Д. не уравнивает факты мышления и сознания. Человек в процессе познания вырабатывает три класса идей: 1. «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с миром. 2. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы примысливаем что-то своё. (Пример: идея химер, идея Солнца для астронома( влияние понятия идей у Платона!) 3. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны, независимы от воли, ясны, отчётливы, просты. Первичнее врождённых идей – идея Бога. С понятием врождённых идей связано понятие врождённых аксиом, которые выполняют функцию связи между различными понятиями в нашем мышлении. Томас Гоббс (1588 – 1679) Предмет философии по Гоббсу: Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что невозможно почерпнуть только от чувственного опыта. Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами. Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык – разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г. развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак, закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения. Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует общее значение. Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время существует только в мышлении. Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь – лишь движение членов»( механистический материализм, отказ от декартовой идеи «разумной души». Пьер Гассенди (1592 – 1655) Вводит понятие относительных истин. Опытно-индуктивный путь познания. «Нет ничего в уме, чего бы не было в чувстве». «Всякое знание выходит из опыта» Не признаёт врождённые идеи. Джон Локк (1632 – 1704) За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. Именно в изгнании он создал свои основные труды: «Трактат о государственном управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме». Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит до истины: Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя). Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример: идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум активен. Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии – тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний опыт. Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных. Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью. Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень – демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство. Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует божественное откровение, добрая воля и благость Творца». Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании: |Декарт |Локк | |Мышление – главное в познании. «Наша|Мышление всегда конкретно, | |разумная душа мыслит непрерывно». |прерывисто | Джордж Беркли (1685 – 1753) Родился на юге Ирландии. Главная работа – «Трактат о принципах человеческого знания». Б. упраздняет материю, отрицает её существование. Идея эмпиризма у Б. выражена в простом тезисе: «Существовать – значит быть воспринятым». Б. отталкивается от идеи о первичных и вторичных качествах. Возражение Локку: невозможно образовать абстрактные идеи, отвлекаясь от какого-либо конкретного предмета (пытаясь представить движение мы представляем нечто движущееся). Это положение ложиться в основу эмпиризма Б. Наше познание начинается с конкретного предмета. Такое отрицание общего и признание единичного, конкретного – номинализм, признание относительности пространства, движения и времени, они не абсолютны (позже это проявилось в позитивизме и физике Эйнштейна). Посредством чувств мы воспринимаем идеи и ощущения. Идея, также как и вещь, не может существовать, если она никем не воспринята. Объект и ощущение не могут быть оторваны друг от друга, они являются одним и тем же( все вещи не имеют существования вне духа, они должны быть восприняты. Если же что-то не воспринимается людьми, то оно всё равно воспринимается Богом: «Бог воспринимает всё». Не чувствующей субстанции не существует( первичные идеи тоже существуют в духе. Связь первичных и вторичных качеств. Например, протяжённость может быть обозначено различными числовыми отношениями, а число зависимо от человеческого сознания, оно не имеет существования вне духа( первичные качества тоже могут существовать только в духе, они должны быть восприняты. Невозможно представить себе такое понятие как субстанция (сущее вообще). Его можно представить как комбинацию внутренних качеств, но понимания субстанции как чего-либо лежащего вне сознания не существует. Таким образом, Б. делит весь мир на существующее в духе и существующее реально. Последнее он отвергает( эмпиризм Б. – крайний идеализм: вне сознания ничего не существует. Всё существующее – сущность духовная, одно-природная с нашим сознанием. (отсюда берёт своё начало идея познания Канта) Такой взгляд приводит к скептицизму: как можно доказать реальность чего-либо, существующего вне сознания? Что же такое дух? Дух = душа = я. Это слово, обозначающее то, что воспринимает идеи, деятельное существо в нас. Ум производит идеи, а воля производит действие над идеями. Мы можем наблюдать не действие ума, а результат: «Природа духа такова, что он не может быть воспринят сам по себе, но лишь по производимым им действиям». Душа неделима и бестелесна, она неподвластна природе и, следовательно, бессмертна. Эта идея связана с мыслью о Боге: «Дух высший творит всё во всём,… и которым всё существует». Наша душа подотчётна только Богу Сила Бога проявляется в чудесах, которые и существуют для того, чтобы внушать людям уверенность в бытии Бога. Но о Его мудрости и благости говорит уже сама гармония мира. Существуют пассивные идеи и активные духи. Природа, физический мир – тоже совокупность идей. Бог порождает идеи внешних вещей и порождает в нас ощущения. Объекты науки исходят из ощущений. Таким образом, наука упорядочивает ощущения. Закон природы – это порядок и связь идей, порождённых Богом, выявляемый в процессе познания. Давид Юм (1711 – 1776) Родился в Шотландии, работал библиотекарем во Франции. Произведения: «Трактат о человеческой природе», «Естественная история религии». Юм отталкивается от теории познания Беркли. Он обращается к исследованию человеческой природы, так как наука о человеке – основание для всех наук. Юм стремится объяснить происхождение мышления и чувства. Всё, что воспринимает наш ум – это либо впечатления, либо идеи. Впечатления – это, то что получено органами чувств, эмоции. Идеи – это образы наших впечатлений в мышлении и рассуждении. Таким образом, идеи вторичны по отношению к впечатлениям. И впечатления, и идеи бывают простыми и сложными. Простые впечатления неделимы и влекут простые идеи. Сложные впечатления составлены из нескольких простых. Впечатления делятся на ощущения и рефлексии, возникающие из идей. Цепочка познания: 1. Впечатление порождает чувство (при этом мы испытываем что-либо) 2. Ум снимает копию с этого впечатления (включается память) 3. На основании этой копии возникает идея 4. Эта идея может быть источником новых впечатлений – рефлексий 5. Эти рефлексии опять копируются и становятся идеями… и т. д. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |