![]() |
|
|
Курс лекций по философии (СПбГУ)противопоставляет апологическое начало. Лев Шестов пишет, что Н. можно представить одним из бунтующих героев Достоевского. Путь Н.: от имморализма - через нигилизм - к идее сверхчеловека. Томас Манн: о последствиях претворения философии Н. в жизнь: «Н. – чистейший образец теоретического человека», который не задумывался о реализации своих идей в жизни. М. Хайдеггер (1889 – 1976) Переводы Достоевского, Кьеркегора, Рильке. Гардман, Ясперс, Годамер – окружение, интеллектуальные круги. Докторская диссертация «Учения о суждениях, психологизм». 1927 г. – «Бытие и время». 30-е гг. – поворот в творчестве и мировоззрении: Бытие распадается на куски. Собрать мир, восстановить целостность. Беда современности: время, когда человек слышит только крик и не слышит голос бытия - тишину. Бытие даётся при рождении. Мысль относит бытие к человеку. Мысль словесна, даёт бытию слово. Язык – дом бытия. Хранители языка – художники, мыслители, поэты. Переосмысление «технического истолкования отношения бытия и мысли» (Платон, Аристотель). Мысль противопоставляется практике, делу. Философия боится потерять престиж науки из-за плена логики. Проблема соотношения бытия и мышления в философии 1. Мышление и бытие слиты (мифологическое сознание – до Сократа). ( НЕСОКРЫТОСТЬ. Не существует диалога бытия и мышления. «Истина бытия и бытие истины суть единство». 2. От Сократа и Платона до рационализма Декарта( Мышление и бытие разделяются. Мышление само оказывается предметным полем, помещаясь в самосознание. Субъект противопоставляется объекту. Истина – не ядро бытия; ищется в идеальном, в высказывании. Бог – сверхпредмет. Сознание опредмеченно. ( метафизика. «Эпоха опред. человеческие сущности вне бытия». 3. Эпоха диалога мышления и бытия. Восстановление утраченного единства. Чтобы найти бытие и понять его смысл, необходимо обратится к человеческой жизни. Человеческое бытие – тут-бытие. Бытие разворачивается вокруг человека. Сущность – открыто устремлёно к выходу за пределы, устремлено к другому. Экзистенция – это: [pic] существование [pic] сущность Разрыв между существованием и сущностью – знак забвения бытия. Как бытие касается человека и как бытие заявляет на человека свои права? Мир – целое, мир – перв. дело мысли. Человек вёл разговор с целым миром. Современная мысль гонится за упущенным целым. Бытие включает возможность мысли, а мысль даёт бытию слово. Упадок языка! Человек должен окунаться в безымянный простор, в молчание – это возврат к бытию, к истокам, начало возврата к человечности. Проблема гуманизма( исследование упадка гуманизма в культуре. Понимание гуманизма основано на истолковании природы, мира и т.д. В период расцвета Римской империи мы встречаем первые проявления гуманизма: человек понимается как разумное существо среди других таких же живых существ. Сущность человека не продумана в её истоке: не домысливается человеческая суть в человеке. В христианстве человек оценивается через отношение к Богу. Теряется человечность. Важно определить, что человек принадлежит своему существу постольку поскольку слышит требования бытия. Экзистенция - «Стояние в просвете бытия», содержательное вступание человека в истинность бытия. Биологический подход: противопоставление животному; телесность человека( душа ( дух. Сущность человека не определяется в таком подходе. Человек экзистирует, несёт на себе тут-бытие, «пастушества бытия». Проблема ответственности и меры ответственности. Проблема выбора. Бытие – судьба человека, он обречён на него. По Бахтину: бытие – событие, бездомность – судьба современного мира (у Маркса – идея отчуждённости). Хайдеггер: человек, оказавшись пастухом бытия, несёт ответственность за себя и за бытие. Во главу угла должно быть поставлено историческое существо человека. Экзистенциальность – обитание вблизи бытия, проявление заботы о бытии, выст. в открытость бытия. В этом новый гуманизм: для пастуха бытия исключён момент самоутверждения и эгоизма. Главная черта нового гуманизма – бытие в мире. Поиск нового гуманизма – это попытка ответить на массовый отход человечества от религиозного сознания. Человек перестал слышать бытие, мир стал глух и нем. Жизнь человека может пойти двумя путями: либо это собственная жизнь, либо бытие по типу других. Во втором случае человек становится предметом среди других предметов, теряет индивидуальность, забывает о смерти. Возникает усреднённость, взаимозаменяемость. Человек становится уникальным в момент смерти. Собственное бытие связано с осознанием своей смерти, с этой мыслью человек перестаёт быть вещью среди других. Осознавая смерть, человек находится впереди самого себя, экзистирует. Человек, находящийся в модусе будущего, идущий впереди себя через осознание своей смерти – сам выбирает свою самость. Модус настоящего – безличность, усреднённость, забвение смерти. Таким образом, по Хайдеггеру, время становится характеристикой самого бытия. Техника. Суть техники в том, что она выводит всё действительное из потаённости, торжествует утилитаризм. Понятие ПОСТАВ – это когда всё действительное оказывается в наличии; это определённая установка, заставляющая человека выводить действительное из потаённости. Человеку также оказывается в ситуации постава, так как оказывается предметом среди предметов. Технический прогресс мешает человеку встретиться с самим собой. Структурализм Это направление получило развитие в 60-е гг. ХХ века. Ю. М. Лотман Успенский Диорский Гаспаров На Западе: Ч. Пирс (возм. Гирц) – основоположник семиотики: мир – знаковая система. Соссюр – лингвистическая школа структурализма Структурная антропология – Леви-Стросс Структура познания - М. Фуко Структурализм рассматривает явления чувственного мира. Структура (всё, что познаётся) может быть выражена в модели. Свойства модели: [pic] целостность (все элементы структуры подчинены целому) [pic] трансформация (подвижность структур) [pic] саморегуляция Семиотика : любая мысль – знак, связь с лингвистикой. Исследования языка в механизме передачи его содержания, языка знаков. На исходе структурализма наступает период постструктурализма. Р. Барт Делида Ю. Кристева [pic] проблема структурности [pic] проблема коммуникативности (знаковый подход) [pic] шизофренический дискурс (язык абсурда) Людвиг Фейербах [pic] «Основные положения философии будущего» [pic] «Сущность христианства» В основе философии Ф. - антропологический подход. Однако человек является предметом философии в качестве существа чисто биологического. В первую очередь, человек – это материальное тело, и только как следствие из этого он способен чувствовать и мыслить. Единство духовного и телесного - это две сторон одной реальности – человеческого организма. Ф. больше внимания уделяет именно биологической, а не социальной природе человека (в отличие от Маркса). «Критика фил. Гегеля» - формируется мысль о необходимости реформы философии. Философия Гегеля устарела, так как вся она связана с христианством. А христианство истощилось и не удовлетворяет духу современности. Новый этап философии начинается с нехристианской философии. Ф. показывает характер подмен: в новом обществе место веры занимает неверие, место Библии – разум, место религии и церкви – политика, место неба – земля, место молитвы – работа, место ада – материальная нужда, место Христа – человек. С развитием государства церковь становится ненужной. Для верующего защитник – Бог и социальная защита ему не нужна; такие люди связаны друг с другом лишь случайно. В государстве же люди слагаются в единую силу, государство подменяет Бога. Побеждают практические цели и политические интересы( политика становится религией. Основой такого поворота становится побеждающий атеизм. «Люди теперь бросаются в политику, потому что в христианстве они усматривают религию, лишающую человека политической энергии». Появляется стремление к упразднению политической иерархии и к созданию демократических институтов. Дух будущего – дух реализма. Человечество откажется от христианства, так как с христианством оно лишается права на республику. Верующему же человеку не нужна справедливость на земле, так как он верит в справедливость в будущей жизни. «Тезисы к реформе философии» - Ф. раскрывает понятие реализма, которое он противопоставляет идеалистической философии Гегеля. Первоначало – не Бог и не абсолют, не бытие в качестве идеи, а действительное, то есть то, что наличествует. Основа бытия – в нём самом. Бытие дано через себя. Оно первично. Сущность бытия – сущность природы. Философия – это познание того, что есть. Философия эпохи реализма откажется от всяческих абстракций и обратится к конкретному. Переход от идеального к реальному происходит в практической философии. Проблему соотношения бытия и мышления, центральную и неразрешённую в немецкой классической философии, Фейербах решает так: мышление исходит из бытия (у Маркса – бытие определяет сознание). Карл Маркс I период: 1841-1848 (до Французской революции): [pic] «К критике Гегелевской философии права» [pic] «Св. семейство» [pic] «Немецкая идеология» [pic] «Манифест коммунистической партии» II период: 1848-1883: [pic] «Капитал» [pic] «К критике политической экономии» Базисом для построения философии для М. Становится анализ капиталистического производства. М. Стремится предвидеть дальнейшую эволюцию. И видел он саморазрушение капитализма. Основные положения теории Маркса: [pic] антагонизм между трудом и капиталом определяет весь исторический прогресс [pic] деление на пять формаций исходя из соотношения между производительными силами и производственными отношениями [pic] механизм перехода от одной формации к другой - противоречие между производительными силами и производственными отношениями [pic] Теория прибавочной стоимости: есть время, необходимое для производства товара, оно оплачивается рабочему в виде заработной платы. А есть время, которое не оплачивается, тогда и создаётся прибыль. Таким образом, прибавочная стоимость – это время, когда создаётся прибыль. Чтобы увеличить прибыль необходимо либо увеличить рабочее время, либо использовать низкооплачиваемую рабочую силу. Избежать этого можно только благодаря техническому прогрессу (что, в общем-то, и сделалось). Концепция Маркса социологична. К Философским вопросам можно отнести проблему отчуждения. М. Рассматривает место человека в обществе и пытается познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность. Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту связь реализует начало своей всеобщности. Но это удаётся ему довольно редко (например, при голосовании). В целом же, человек большую часть своей жизни не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной когорты. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от его труда. Идеи Маркса развивал Энгельс: закон реальности – закон изменения; необходимо перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги. В целом, теория Маркса подтверждает стремление философии к практичности. Позитивизм I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В. Представители: [pic] Франция – П. связан с рациональной фил. Декарта - Огюст Конт [pic] Англия – традиция эмпирической фил. Бэкона – Спенсер [pic] Германия – интерес к материализму Развитие П. Определили открытия в точных науках. Интерес к ним приобретает статус религиозного поклонения. Особое значение имела теория эволюции Дарвина. Основные положения: [pic] П. утверждает главенство науки. [pic] Научный метод познания переносится и в сферу изучения общества. [pic] Вера в принципиальную познаваемость мира. [pic] Культура должна быть светской, свободной от теологии. Отношение между точными науками и гуманитарным знанием( возникает герменевтика – задача истолкования, интерпретации, определения понятий. Конт: закон трёх стадий развития человечества, характерных для отдельного человека и для общества в целом: 1. Теологическая стадия 2. Метафизическая, абстрактная 3. Научная, познавательная – нужно искать действующие законы, пользуясь рассуждением и размышлением II этап: эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус. [pic] Меняется представление о материи, появляется идея об исчезновении материи [pic] Мир – комплекс ощущений. Метод познания мира – опыт. Категории причина и время – априорны. [pic] Идеал науки – чисто описание эксперимента. Неопозитивизм: 20-е – 60-е гг. – Карнап, Л. Витгенштейн, Карл Поппер – «Открытое общество и его враги». Феноменология Э. Гуссерль (1859 – 1938) Феноменология – отклик на засилье позитивизма в философии конца XIX – начале XX века( критика естественнонаучного знания: «слишком заблудился европейский разум, увлёкся исследованием внешнего мира, так называемой объективностью / объективной природой». Из самой науки исчезло главное – смысл того, что она исследует. Дух сведён к матем. физике. Точные науки игнорируют качество вещей и их смыслы. ( потеря связи наука – человек, разрыв с субъективностью. Объективные принципы знания коренятся в сознании человека( кризис науки и культуры вытекает из забвения человека. Объективной же науки о духе быть вообще не может, так как дух самодостаточен и независим. Поэтому нельзя применять меры научного знания для познания духа. Призыв: вернуться разуму к самому себе, начинать с Я. «Логические исследования» 1901 г. ( обоснование теоретического знания. Задача философии: обоснование всякого истинного знания. Для этого необходимо обратиться внутрь сознания и в его структуре «искать последние очевидности». Сознание – регион бытия. Субъективность – фундаментальное условие познания. Феноменология – отклик на релятивизм в науке. Истина не выводится из фактов. Она абсолютна и вневременна. Истина даётся в последней очевидности, в особом переживании. Достоверные истины даны нам непосредственно, ясно и отчётливо. ( Декарт. Понятие интуиции Последняя очевидность находится в сознании( отвергнув привычную установку на эмпиризм, проникнув в идеальное, чистое сознание, безличное «Я», совершить феномен. редукцию. Насколько существует мир вокруг меня? Проблема не в существовании окружающего мира, а в том, что этот мир значит для меня( мир конструируется сознанием. Возникает вопрос: творит ли само сознание, придавая осмысленность миру (т. е. мир таков, каким мы хотим его видеть); либо сознание раскрывает эти смыслы как изначальную данность. [pic] Сознание активно. [pic] Суждения о чём–то( Восприятие чего-то( Сознание само находит свой предмет и определённым образом выстраивает отношение к этому предмету( интенциональность. Сознание всегда отсылает нас к другому, но при этом нет уверенности, что другое существует помимо меня. Описать, что действительно является моему сознанию, каким для меня является этот мир. Интуиция – начало всего, источник познания. Сознание – поток феноменов (до рефлексии), которые связаны с универсальными сущностями. Всё индивидуальное связано с универсальным, приходит через универсальное. Эйдетическая интуиция, отличная от эмпирической, связана с отдельными фактами. Универсальные сущности позволяют классифицировать, опознавать, различать всё единичное. Направл. на идеальный предмет внутри сознания, выхватить феномены из сознания: 1. сознание 2. восприятие 3. ожидание Главная характеристика сознания – восприятие. ЧТО? (полагаем предмет) и КАК? (выстраиваем формы полагаемого предмета) нашего сознания. Сознание не подменяется причинными связями, а подчинено смысловым. Сознание – единственная подлинная сфера свободы. Сфера иначедействия. Сознание только описывается без понятийных форм, выбор языка. Через описание передаются все оттенки живого сознания. Отсюда две проблемы: 1. проблема понимания 2. философия языка Как возможно существование объективного мира, где мы обнаруживаем «другого»? «Другой» - самое чуждое, что может быть, носитель иных смыслов. Обнаруж. «другого» в нашем сознании происходит след. образом: 1. тело другого воспринимается через аналогию себя 2. через психологию 3. подвижность сознания даёт возможность понимать опыт «другого» Мысль о том, что чужой внутренний мир недоступен для понимания. Философия Гуссерля – ответ Европе и европейской культуре с его кризисом и нацизмом. Психоанализ Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) Психоанализ – ответ на выпад человека из области веры. Фрейд сформулировал свою концепцию на основе клинической практики. В частности, в клинике доктора Шарко им был применён гипноз. В 10-е годы складывается ассоциация психоаналитиков. У каждого человека есть свои страхи, агрессивные и запретные влечения – всё, чего стыдится наше сознание. Метод катарсиса – очищение в результате психологического потрясения. Задача врача – вернуть память о болезненном опыте – катарсис – начало излечения. Цена такого излечения – встреча человека с самим собой, со своими страхами. Человек – это: [pic] сознательное [pic] подсознательное [pic] бессознательное По Фрейду, определяющим в поведении людей является бессознательное, оно определяет как индивидуальное, так и социальное поведение. Таким образом, Фрейд свергает разум с главенствующего положения. Сфера бессознательного образуется с младенчества и изначально подчинена принципу удовольствия. Но потом вступает принцип реальности всё, что не соответствует реальности, оттесняется в сферу бессознательного. Подсознание выполняет роль фильтра. Сознательное – это словесная область, бессознательное невыразимо в словах, это энергетическое начало в человеке. Бессознательное проявляет себя в описках, оговорках, снах. Задача врача – организовать поток речи и выбрать из него посылки бессознательного. Главной силой Фрейд считает половое влечение. Эдипов комплекс: при рождении ребёнок переживает травму – разрыв с целым, с матерью; виновником этого становится отец, появляется бессознательное желание убить отца (это также связано с восхищением, преклонением, соперничеством). Человека в равной степени пронизывают два влечения: [pic] Эрос – сексуальное влечение – конструктивно [pic] Гонатос - влечение к смерти – разрушительно Разумное в нас – это Я или ЭГО. Промежуточная часть - бессознательное – СУПЕРЭГО – инстанция морального контроля, то, что ограничивает влечение и содержит культурные нормы. Оно образуется в нас, когда мы идентифицируем себя с отцом. Оно перерабатывает запретные влечения в энергию совести. В то же время наше бессознательное подчинено принципу удовольствия. Таким образом, наше Я оказывается между влечением и совестью, как между молотом и наковальней. Функции культуры: [pic] агрессивная, подавляющая (именно из-за культуры люди становятся невротиками) [pic] искусство – возможность выхода влечения. Сублимация – облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально одобряемую форму, например, религия. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) Основные произведения: [pic] Психологические типы [pic] Отношение между Я и бессознательным [pic] Проблема души в нашем мире [pic] Психология и алхимия [pic] Символика духа В отличие от Фрейда, Юнг не придавал главенствующего значения Эдипову комплексу и половому влечению. Помимо сексуального у человека есть целый комплекс влечений. Юнг обнаружил ещё более глубокую область – коллективное бессознательное, которое появляется вместе с человеком. Это коллективная память человечества. Сфера коллективного бессознательного обращена не только в прошлое, она предвидит будущее. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Архетип – это схема инстинктивного поведения человека. Они выполняют роль организаторов психики. Это априорные идеи, дремлющие мыслемифы. В каждом из нас живёт архетип великого отца и великой матери. Момент врачебного вмешательства – борьба воль врача и пациента. Для успешного лечения они должны быть одного психологического типа (интро- или |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |