![]() |
|
|
ЛогикаЛогика|ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА. |СОКРАЩЕННЫЙ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА, | |Логика (logos - греч.) - мысль, слово, разум. Предмет |СОРИТ). | |изучения логики - мысль и мышление. Мышление изучается не |Энтимемой наз-ся силлогизм, в котором пропущена одна из| |только логикой. Логика исследует мышление как средство |посылок или заключение. Пропущена меньшая посылка - | |познания объективного мира, те его формы и законы, в |“Все металлы теплопроводны (аллюминий металл) аллюминий| |которых происходит отражение мира в процессе мышления. |теплопроводен”. | |Логика является философской наукой. Логическая форма - это|Пропущена большая посылка - “(Все киты млекопитающие) | |строение конкретной мысли, способ связи ее составных |все кашалоты - киты, все кашалоты - млекопитающие”. | |частей. Л.ф. мысли можно выразить при помощи символов. S|Пропущено заключение - “Все рыбы дышат жабрами, окунь -| |- субьект (понятие о предмете суждения), |рыба (окунь дышит жабрами)”. | |P - предикат (понятие о признаке предмета). Все S есть P |Сорит - это прогрессивный и регрессивный полисиллогизм в| |- все караси - рыбы, все люди - смертны. |сокращенной форме. Прогрессивный сорит - | |Если S есть P , то S есть P1 - если железо нагреть, то оно|когда из прогр. Полис. Выбрасывают заключения | |расширяются. |предшествующих силлогизмов и большие посылки | | |последующих. Схема - A-B, C-A, D-C, E-d,,, E-B. | | |“Все, что укрепляет здоровье(A) - полезно (B), спорт | | |(C ) укрепляет здоровье (A), легкая атлетика (D) - спорт| | |(C ), бег (E) - вид легкой атлетики (D) , Бег (Е) - | | |полезен (В). Регрессивный сорит - это когда из | | |регресс. Полис. Выбрасывают заключение предшествующих | | |силлогизмов и меньшие посылки последующих. Схема - А-В, | | |В-С, С-D, ,, A-D. “Все растения - организмы, Все | | |организмы - тела, Все тела имеют вес,,, всякое растение | | |имеет вес”. | | |Эпихейрема - это такой силлогизм, обе посылки которого | | |это сокращенные ПКС (энтимемы). | | |Схема - А-С, т.к. А-В. D-A, т.к. D-E,,, D-C. | | |“Благородный труд заслуживает уважения, т.к. благородный| | |труд способствует прогрессу общества. Труд учителя | | |есть благородный труд, т.к. труд учителя заключается в | | |воспитании поколения. Труд учителя заслуживает | | |уважения”. | |ПОНЯТИЯ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ. ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ |ЧИСТО УСЛОВНЫЙ СИЛЛОГИЗМ. АКСИОМА. | |Содержание поняти - совокупность существенных признаков |Чисто условным силогизмом наз-ся такое опосредованное| |одноэлементного класса или класса однотипных предметов, |УМЗ, в котором обе посылки являются условными | |отраженных в этом понятии (содержанием понятия “ромб” |суждениями. Условное суждение имеет структуру - “если | |является совокупность 2-х признаков - “быть |А, то В”. Схема - А-В, В-С,,,А-С. | |паралеллограмом” и “иметь равные стороны). Объем понятия -|“Если по проводнику пустить ток, то возникнет магнитное | |это класс обобщаемых в этом понятии предмнтов. Под объемом|поле: если возникнет магнитное поле, то опилки | |понятия “животные” подразумеваются все животные, которые |расположатся в этом поле вдоль силовых линий: если по | |существовали, существуют и будут существовать. Класс |проводнику пустить ток, то опилки... “. В чисто условном| |состоит из множества элементов. |силогизме есть модусы (разновидности). Схема - А-В, | |Закон обратного отношение - объем одного понятия (моторная|неА-В,,, В. “Если будет хорошая погода - уберем | |лодка) может входить в объем другого понятия (лодка), |урожай., если не будет хорошей погоды - уберем крожай,,,| |более широкого по содержанию. Чем шире объем понятия, тем |уберем крожай. “. | |уже его содержание, чем шире содержание, тем уже объем. |Аксиома - это суждение, принимающееся в качестве | | |аргумента и без доказательства. | |ОБЩАЯ Х-КА ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЕ И СЛОВО. |ИНДУКЦИЯ : ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ | |Понятие - форма мышления, в которой отражаются |Индукция - это когда от отдельных случаев мы переходим | |существенные признаки класса однородных предметов. Понятие|к общему суждению. Индукция - это УМЗ, дающее вероятное | |является одной из форм абстрактного мышления. Признаки |суждение. Полная индукция - это такое УМЗ, когда общее | |предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем |заключение о всех элементах данного класса делается на | |предметы сходны и различны друг от друга. В понятие |основании рассмотрения каждого элемента этого класса. | |отражаются только существенные признаки (каждый из которых|Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она| |необходим, а все вместе - достаточны для характеристики |применяется в математических и иных строгих | |данного понятия). Языковыми формами выражения понятия |доказательствах. | |являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы |Неполная индукция - это когда мы рассматриваем не все | |и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия -|случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех.| |анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез |1 вид - Индукция через простое перечисление - на | |(соединение в целое частей), Сравнение (установление |основании повторяемости одного и того же признака у ряда| |сходства или различия по признакам), Абстрагирование |однородных предметов и отсутствия противоречащего случая| |(выделение одних признаков и отвлечение от других), |делается общее заключение, что все предметы этого рода | |Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором |обладают этим признаком (Считали, что все лебеди белые, | |понятии). |пока не встретили черного лебедя). 2 вид - Индукция | | |через анализ и отбор фактов - стремление исключить | | |случайность обобщений, т.к. изучаются планомерно | | |отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные | | |по времени, способу получения и т.д. (для определения | | |кач-ва рыбных консервов берут банки из разных партий и | | |разных холодильников). 3 вид - научная индукция - это | | |УМЗ, в котором на основании познания необходимых | | |признаков делается общее заключение обо всех предметах | | |данного класса. Дает достоверный вывод. Опирается на | | |всестороннесть анализа фактов. | |ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ |ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ ДЕЛЕНИЙ | |По объему понятия бывают единичные (одноэлементный класс |Леление понятия это когда объем делимого понятия | |“великий русский писатель А.Н.Островский”) , общие (число |распределяется на ряд подмножеств с помощью основания | |элементов больше 1 “автомобиль, государство”), |деления. Основание деления - это признак, по которому | |универсальные (объем которых равен универсальному классу |понятие делят. Члены деления - те подмножества, на | |“натуральные числа”), пустые или с 0-вым объемом (объем |которые понятие разбивается. | |этих понятий - пустое множество “Бог, дед Мороз и т.п.”).|Делить можно по видообразующему признаку - основанием | | |деления явлляется тот признак , по которому образуются | |По содержанию понятия бывают конкретные (в этих понятиях |видовые понятия “Ядреные взрывы бывают воздушными, | |подразумевается какой-либо предмет целиком “дом, |наземными, подземными и подводными (в зависимости от | |свидетель”), абстрактные (в них мыслится не целый предмет,|среды, где произошел взрыв)”. При дихотомическом делении| |а какой-либо из его признаков, взятый отдельно от предмета|объем делимого понятия делится на 2 противоречащих | |“белизна, честность”), относительными (существование |понятия “вещества делятся на органические и | |одного предмета невозможно без существования другого |неорганические”. | |“ученик-учитель, дети-родители”), безотносительные |Классификация - разновидность деления. Это - | |(предметы, существующие самостоятельно “дом, человек”), |последовательное деление , образующее развернутую | |положительные (характеризуют наличие в предмете |систему, где каждый ее член делится на подчлены и т.д. | |какого-либо качества или отношения “грамотный человек, |Классификация тоже бывает по видообразующему признаку и | |отстающий ученик”), отрицательные (означают то, что |дихотомическая. | |указанное качество отсутствует в предмете “некрасивый | | |постубок, ненормальный человек”), собирательные (когда | | |группа однородных предметов мыслится как единое целое | | |“полк, стая”), несобирательные (можно отнести к каждому | | |предмету данного класса “дом, река”). | | |АНАЛОГИЯ СТРУКТУРА И ВИДЫ. | 10 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ . МЕТОД СХОДСТВА. | |Аналогия - УМЗ о принадлежности предмету определенного |Причина - явление или совокупность явлений, которые | |признака на основе сходства в признаках с другими |непосредственно обуславливают, порождают другое явление | |предметами. Происходит перенос информации с одного |(следствие). Причинная связь существует для любого | |предмета (модели) на другой (прототип). |явления. При наличие причины следствие наступает | |Аналогия свойств - рассматривает 2 единичных предмета и |обязательно. Условия способствуют или мешают действию | |переносимыми признаками являются свойства этих предметов. |причины. Причинная связь между явлениями определяется | |Схема “предмет А обладает свойствами а,б,в,г,д,е , |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. | |предмет Б обладает свойствами а,б,в,г , вероятно, что |Метод сходства - если наблюдаемые случаи какого-либо | |предмет Б обладает св-вами д,е “. При аналогии отношений |явления имеют общим лишь одно обстаятельство, то | |информация, переносимая с модели на прототип характеризует|очевидно оно и есть причина данного явления. допустим, | |отношения между 2-мя предметами (в это я не врубился). |что нужно выяснить причину какого-то явления а. Исходя | |По степени достоверности заключения аналогия бывает |из определения причины как явления или совокупности | |строгая - наличие необходимой связи общих признаков с |явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают| |переносимым признаком Схема - “Предмет А обладает |его, будем анализировать предшествующие А явления. | |признаками а,б,в,г,д. Предмет Б обладает признаками |_________________________________________________ | |а,б,в,г. Из совокупности признаков а,б,в,г, необходимо | | |следует д. Предмет Б обязательно обладает признаком д.”.|Случаи появления предшествующие | |Этот вид аналогии применяется в науке и математике. |наблюдаемое Т.к. во всех 3-х случаях общим | |Нестрогая аналогия - дает вероятное заключение. Если |события а обстаятельства | |ложь это 0, а истина это 1, то степень вероятности |явление обстаятельством было .А, то | |заключения лежит в интервале от 1 до 0. Пример - испытав |делается | |модель моста на прочность решили, что сам мост будет такой|--------------------------------------------------------| |же прочный. Ложная аналогия - при нарушении правил |------------------------ вывод, что А является | |аналогии (число общих признаков должно быть большим, |причиной или | |сходные признаки должны быть существенные, общие признаки|1 А Б В | |должны быть разнородными, предметы не должны различаться |А частью причины события а. | |по существенным признакам, переносимый признак должен |2 А Г Д | |быть однотипен со сходным признаком). |А | | |3 А З Ж | | |А | | |--------------------------------------------------------| | |----------------------- | |ОБОБЩЕНИЕ О ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ |ГИПОТЕЗА ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ВИДЫ | |Ограничение - это логическая операция перехода от родового|Гипотеза - это научно обоснованное предположение о | |понятия к видовому путем добавления к содержанию данного |причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или | |родового понятия видообразующих признаков. Пределом |событий. С точки зрения логической структуры гипотеза | |ограничения является единичное понятие. |не сводится к какой-то одной форме мышления - понятию, | |Обобщение - это логическая операция перехода от видового |суждению или УМЗ, а включает в свой состав все эти | |понятия к родовому путем отбрасывания от содержания |формы. | |данного видового понятия его видообразующего признака. |Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о| |Пределом обобщения являются категории (предельно общие, |причинах, законах и взаимосвязях природных, общественных| |фундаментальные понятия). |явлений, закономерностях психической деятельности | |Пример: 1.Хищное млекопитающее семейства собачьих |человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения | |2.Хищное млекопиттающее 3. Млекопитающее |всего класса описываемых явлений (гипотеза Демокрита об | |4. Позвоночное животное 5. Животное 6. Организм . |атомистическом строении вещества, ставшая впоследствии | |Ограничение - то же самое, только с конца. |научной теорией). | | |Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение| | |о причинах и взаимосвязях части объектов, выделенных из| | |класса рассматриваемых объектов. Цель этих гипотез - | | |выяснение причин возникновения закономерностей у | | |нек-рого подмножества элементов данного множества. | | |Единичная гипотеза - научно обоснованное --\\--\\--\\ | | |об единичных фактов, конкретных явлений или событий. | | |(Врач строит единичные гипотезы во время лечения | | |больного). | | |Рабочие гипотезы - (версии) - строятся в ходе | | |доказательства этих 3-х видов гипотез. По ходу док-ва | | |одни рабочие гипотезы рушатся, и заменяются другими. | |ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ |ЗАКОН ТОЖДЕСТВА | |Два противоположных суждения не могут быть истинными в |В процессе определенного рассуждения всякое понятие и | |одно и то же время и в одном и том же отношении. |суждение должны быть тождественны самим себе. Нарушение | |Противоречием считается утверждение 2-х противоположных |закона тождества в мышлении и рассуждении приводит к | |суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то |2-смысленности. Эти логические ошибки часто совершаются| |же время, и в одном и том же отношении. Формула закона |через употребление омонимов. Ошибка - подмена тезиса , | |A /\ A. |когда в ходе рассуждения выдвинутый тезис умышленно или | |К противоположным суждениям относятся : 1. противные |неумышленно подменяется другим. Ошибка - подмена | |(контрарные), которые оба могут быть ложными, поэтому не |понятия, когда во время дискуссии в рез-те | |являются отрицанием друг друга.2. Противоречащие |отождествления разных понятий спор по существу | |(контрадикторные) они являются отрицающими, т.к. если одно|заменяется спором о словах. | |из них исьтинно, то другое ложно. Если в речи человека |Отождествление (идентификация) широко используется в | |обнаружено формально-логическое противоречие, то его |следственной практике при опознании людей, сличении | |мышление (и речь) считаются неправильным, а суждения - |почерков, отпечатков пальцев. | |ложным. Поэтому в полемике широко используется метод | | |“приведение к абсурду”. | | |Эти типы простых суждений не могут быть одновременно | | |истинными: | | |1.”Данное S есть Р “ и “Данное S не есть Р” 2. “Ни | | |одно S не есть Р” и “Все S есть Р”. | | |“Все S есть Р” и “Некоторые S не есть Р”. 4. “Ни одно| | |S не есть Р” и “Некоторые S есть Р”. | | |В №2 оба суждения могут быть одновременно ложными. | | | | | | |16 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ. МЕТОД ОСТАТКОВ. | | |Причина - явление или совокупность явлений, которые | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |