![]() |
|
|
Логика| |признаки, а другое их отрицает, но ничем не заменяя “ | | |Высокий дом и Невысокий дом”. | | |Круговые схемы Эйлера показывают эти отношения между | | |понятиями. | |27 ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ. ОТНОШЕНИЕ ТОЖДЕСТВА И |28 СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ. ДИЗЪЮНКЦИЯ. | |ПОДЧИНЕНИЯ | | |Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые.| | |Совместимые суждения выражают одну и ту же мысль полностью| | |или в некоторой части. Отношения совместимости: тождество,| | |подчинение и частичное совпадение (субконтрарность). | | |Тождественные (эквивалентные) суждения выражают одну и ту| | |же мысль в различной форме “Юрий Гагарин 1-й космонавт и | | |Ю.Гагарин 1-м полетел в космос”. Субъект здесь один и тот | | |же, а предикаты различны по форме, но одинаковы по смыслу.| | |В суждениях “Михаил Шолохов - лауреат нобелевской премии и| | |Автор романа Тихий Дон - лауреат Нобелевской премии” | | |одинаковые предикаты, а субъекты различны по форме | | |выражения, но тождественны по смыслу. Если 2 суждения | | |тождественны, то невозможно, чтобы одно было истинным, а | | |другое ложным. Суждения логического подчинения - имеют | | |общий предикат, субъекты тоже находятся в положении | | |логического подчинения. В отношении | | |частичнго совпадения находятся 2 таких совместимых | | |суждения, которые имеют одинаковые субъекты и одинаковые | | |предикаты, но различаются по качеству . Оба они могут быть| | |одновременно истинными, но не могут быть одновременно | | |ложными. Если одно - ложно, то другое - истинно. Если одно| | |- истинно, то другое неопределенное “Некоторые свидетели | | |дают ложные показания и Некоторые свидетели не дают ложных| | |показаний”. В логический квадрат я не врубился. | | |29 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ. МЕТОД СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ. |30 ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕЗИСУ. | |Причина - явление или совокупность явлений, которые |Тезис должен быть логически определенным, ясным и | |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |точным. | |(следствие). Причинная связь существует для любого |Тезис должен оставаться тождественным (т.е. одним и тем | |явления. При наличие причины следствие наступает |же на протяжении всего доказательства или опровержения).| |обязательно. Условия способствуют или мешают действию | | |причины. Причинная связь между явлениями определяется |Ошибки: Подмена тезиса - когда один тезис умышленно | |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |или неумышленно подменяется другим и начинают обсуждать | |Метод сопутствующих изменеий - если при изменении |этот новый тезис. Здесь происходит нарушение закона | |предшествующего обстаятельства А изменится и изучаемое |тождества, когда пытаются отождествить нетождественные | |нами явление а, а все остальные предшествующие |тезисы. Довод к человеку - когда доказательство тезиса| |обстаятельства остаются неизменными, то А является |подменяется ссылками на личные качества того, кто этот | |причиной а. “Если мы увеличим скорость движения, то |тезис выдвигает. Переход в другой род - а) к то | |пройденный путь за то же время тоже увеличится, |слишком много доказывает, тот ничего не доказывает (это | |следовательно увеличение скорости и есть причина |происходит тогда, когда вместо одного тезиса пытаются | |увеличения пути за одно и то же время”. |доказать 2-й, более сильный, который часто оказывается | | |ложным). Б)кто слишком мало доказывает, тот ничего не | | |доказывает (когда вместо одного тезиса доказывают | | |другой, но более слабый.). | |31 ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА - ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ |32 ОБЩАЯ Х-КА УМЗ. ТИПЫ УМЗ. | |Доказательства по форме делятся на прямые и косвенные. |УМЗ - это форма мышления, в которой из одного или | |Прямое идет от расмотрения аргументов к доказательству |нескольких суждений на основании определенных правил | |тезиса, т.е. истинность тезиса непосредственно |вывода получается новое суждение, с необходимостью или | |обосновывается аргументами. Из данных аргументов |определенной степенью вероятности следующее из них. | |необходимо следует доказываемый тезис “Все углеводы |Структура УМЗ включает в себя посылки ( истинные | |горючи. Сахар - углевод, следовательно сахар - горюч” - |суждения), заключение (вывод) и логическую связь между | |это прямое доказательство в форме КС. |посылками и выводом. | |Косвенное - это доказательство, в котором истинность |Все углероды - горючи 1 посылка | |выдвинутого тезиса обосновывается путем ложности |Алмаз - углерод 2 посылка | |антитезиса. Апагогическое косвенное доказательство - |Алмаз - горюч. Вывод | |осуществляется пктем установления ложности противоречащего|Логическое следствие , выводимое из посылок - это | |тезису суждения (используется в математике). |высказывание, которое не может быть ложным, если посылки| |Разделительное доказательство - антитезис является одним|истинны. УМЗ делятся на дедуктивные ( когда между | |из членов разделительного суждения, в котором должны быть |посылками и заключением имеется отношение логического | |обязательно перечислены все возможные альтернативы |следствия “Все рыбы дышат жабрами, Все окуни - рыбы, Все| |“Преступление могли совершить либо А, либо Б, либо В. |окуни дышат жабрами”)., индуктивные (дают не | |Доказано, что преступления не совершали А и Б. След-но |достоверные, а правдоподобные заключения, ) и | |преступление совершил В.”. |традуктивные.(заключения по аналогии). | |33 ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАЦИИ. |34 СОФИЗМЫ, ПАРАЛОГИЗМЫ, ПАРАДОКСЫ. | |Аргументы, приводимые для доказательства тезиса должны |Паралогизм - это непреднамеренная ошибка, допущенная | |быть истинными. |человеком в мышлении. | |Аргументы должны быть достаточным основанием для |Софизм - преднамеренная ошибка, допущенная с целью | |доказательства тезиса. |запутать противника и выдать ложное суждение за | |Аргументы должны быть суждениями, истинность которых |истинное. Пример математического софизма : “Надо | |доказана самостоятельно, независимо от тезиса. |доказать , что 5 = 1. Из чисел 5 и 1 по отдельности | |Ошибки: Ложность оснований (основное заблуждение) когда в|вычтем число 3. Получим числа 2 и -2. При возведении в | |кач-ве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, |квадрат этих чисел получаются равные числа 4 и 4. Значит| |которые пытаются выдать за истинные. Предвосхищение |должны быть равны и исходные числа 5 и 1.”. | |оснований - это когда тезис опирается на недоказанные |Парадокс - это рассуждение, доказывающее как истинность| |аргументы, которые не доказывают термин, а только |, так и ложность одного и того же суждения. | |предвосхищают его. |Парадокс “куча” - разница между кучей и некучей не в | |Порочный круг - тезис обосновывается аргументами, а |1-й пиздчинке. Пусть у нас есть куча (напр. Песка). | |аргументы обосновываются этим же тезисом “Стоимость труда|Начинаем от нее брать каждый раз по 1-й пиздчинке, и | |определяется стоимостью товаров, а стоимость товаров |куча остаеттся кучей. Итак - 100 пиздчинок - куча, 99 -| |определяется стоимостью труда”. |куча, 10 - куча, 9 - куча и 1 - тоже куча. Суть - | | |постепенные количественные изменения не приводят к | | |изменениям качественным. Парадокс - генерал и | | |брадобрей. Каждый солдат может бриться сам или бриться у| | |другого солдата. Генерал издал указ, по которому | | |назначался один солдат в брадобреи и он мог брить только| | |тех солдат, кто не бреется сам. Как же тогда бриться | | |этому солдату-брадобрею? | | | | | | | |35 МОДАЛЬНОСТЬ ПРОСТОГО СУЖДЕНИЯ. |36 ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СПОРА. | |Модальными простыми суждениями наз-ся простые суждения, |Эристика - искусство ведения спора. Условия ведения | |выражающие характер связи между субъектом и предикатом с |спора (сформулировал А.Л. Никифоров): | |помощью модальных операторов. |Должен существовать предмет спора - некоторая проблема, | |Структура : M (S есть P) или М (S не есть Р)., где М - |к которой относятся утверждения участников дискуссии. | |модальный оператор. |Если такой проблемы нет, то спор оказывается | |Виды модальностей: |беспредметным. | |Логические - лог. Необходимо, лог. Случайно, лог. |Должэна существовать реальная противоположность спорящих| |Возможно (невозможно). Онтологические - то же, только с |сторон. Если расхождения во мнениях о предмете спора | |онт. Эпистемические - знание - доказуемо, неразрешимо, |нет, со спор перерождается в разговор о словах, где | |опровержимо, убеждение - полагает, сомневается, |говорят по-разному одно и то же. | |отвергает, допускает. Деонтические - обязательно, |Необходима общая основа спора, т.е. некоторые принципы и| |безразлично, запрещено, разрешено. |убеждения , признающиеся обеими сторонамти. Если таких| |Аксиологические - абсолютные - хорошо, безразлично, |общих положений нет, то спор невозможен. | |плохо, сравнительные - лучше, равноценно, хуже, |Требуется знание предмета спора - бессмысленно вступать | |Временные - абсолютные - всегда, только, иногда, |в спор о предмете, в котором ты нихуя не шаришь. | |никогда. Сравнительные - раньше, одновременно, позже. |Также нужна способность терпеливо выслушивать | |Пример модальных суждений : “Доказано, что на Марсе нет |собеседника (оппононта). | |жизни” или возможно на Марсе жизнь существует”. |В споре надо не обороняться, а наступать. Надо бремя | | |доказывания стараться возложить на оппонента. Хорош | | |эффект внезапности в споре (самые сильные аргументы на | | |до приберечь до конца). | | |Использование недопустимых аргументов - аргументы к | | |личности, к авторитету, к публике, к тщеславию, к силе, | | |к жалости, к невежеству. | |37 ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ. ОТНОШЕНИЯ КОНТРАРНОСТИ И |38 СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ. КОНЪЮНКТЦИЯ. | |КОНТРАДИКТОРНОСТИ | | |Отношения несовместимости - противоположность | | |(контрарность) и пролтиворечие (контрадикторность). | | |Если одно противоположное суждение истинно, то другое - | | |ложно, но если одно из них ложно, то другое | | |неопределенное. “Все люди трудятся добросоветно и Ни один| | |человек не трудится добросовестно” - оба суждения ложны. | | |Два противоречащих суждения не могут быть одновременно | | |истинными и одновременно ложными . Если истинно одно, то | | |другое ложно. “Некоторые летчики - космонавты и Ни один | | |летчик не является космонавтом” 2-е суждение ложно, а 1-е| | |истинно. | | |39 ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ ЕГО АКСИОМА. |40 ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕМОНСТРАЦИИ. ТИПИЧНЫЕ | |Категорический силлогизм - это вид дедуктивного УМЗ, в |ОШИБКИ. | |котором из 2-х истинных категорических суждлений где S и Р|Тезис должен быть заключением, логически следующим из | |связаны средним термином (м) при соблюдении правил |аргументов по общим правилам УМЗ или полученным в | |необходимо следует заключение. |соответствии с правилами косвенного доказательства. | |В составе ПКС имеются 2 посылки и заключение. Понятия, |Ошибки - Мнимое следование - если тезис не следует из | |входящие в состав ПКС наз-ся терминами силлогизма. |приводимых в его подтверждение аргументов, то возникает | |Посылка, содержащяя предикат наз-ся большей посылкой. |ошибка “не следует”. Иногда для связи аргументов и | |Содержащяя субъект наз-ся меньшей посылкой. В основе |тезиса люди используют “таким образом, итак, | |вывода лежит аксиома силлогизма - Все, что утверждается |следовательно” полагая, что этим они установили связь | |(отрицается) о роде (или классе) , необходимо утверждается|между аргументами и тезисом. “При приближении корабля к| |(отрицается) о виде (или о члене данного класса), |берегу сначала из-за горизонта показываются верхушки | |принадлежащем к данному роду. |мачт, а потом все остальное и из этого следует то , что | |Все металлы (M) - электропроводны (P) - большая посылка |Земля шарообразна. Это неправильно, т.к. из этого | |Медь (S) есть металл (M) - меньшая посылка |следует то, что Земля имеет какую-либо кривизну | |Медь (S) - электропроводна (P) - заключение |поверхности”. От сказанного с условием к сказанному | | |безусловно - аргумент истинный только с учетом | | |каких-либо условий нельзя выдавать за безусловно | | |истинный во всех отношениях аргумент “Кофе полезен (он| | |полезен в небольших дозах для поднятия артериального | | |давления, в больших же дозах он вреден)”. Ошибки в УМЗ | | |- ошибки в дедуктивных УМЗ - Нельзя вывести заключение| | |от утверждения следствия к утверждению основания “Если | | |число кончается на 0, то оно делиьтся на 5. Это число | | |делится на 5 (но это не значит, что оно кончается на | | |0)”. Ошибки в индуктивных УМЗ - поспешное обобщение | | |“все свидетели много пиздят” или ошибка “после этого, | | |значит” - пропажа вещи обнаружена после того, как этот | | |чибис заходил в дом, следовательно он эту вещь спиздил. | | |Ошибки в традуктивных УМЗ - ложные аналогии. | |41 ПРАВИЛА ПКС. ПРАВИЛА ПОСЫЛОК И ТЕРМИНОВ. |42 1 ФИГУРА ПКС. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРАВИЛ. | |Правила терминов 1. В каждом силлогизме должно быть только|Фигурами ПКС называются формы силлогизма, различаемые по| |3 термина (S, P, M) ошибка - у4-рение терминов “Движение |положению среднего термина. . | |вечно. Хождение в институт - движение. Хождение в институт|1 фигура : большая посылка должэна быть общей, меньшая | |вечно”. |- утвердительной. | |2. Средний термин должен быть распределен по крайней мере | | |в 1-й из посылок. Ошибка - “Некоторые растения ядовиты. |M P | |Белые грибы - растения. Белые грибы - ядовиты”. 3. | | |Термин распределен в заключении если он распределен в | | |посылке. Ошибка - “Во всех городах заполярья бывают белые| | |ночи. Питер не в заполярье. В Питере не бывает белых |S M | |ночей”. | | |Правила посылок. 1. Из 2-х отицательных посылок нельзя |S - P | |сделать никакого заключения “Дельфины не рыбы. Щуки не | | |дельфины. ? “. 2. Если одна из посылок отрицательная, то | | |и вывод должен быть отрицательным. “Все моржи долбоебы. | | |Это животное не является долбоебом. Это животное не морж”.| | | | | |Из 2-х частных посылок вывод не следует “Некоторые | | |животные - пресмыкающиеся. Некоторые организмы - животные.| | |?”. 4. Если одна из посылок частная, то вывод тоже | | |частный “Вор должен сидеть в тюрьме. Некоторые люди - | | |воры. Некоторые люди должны сидеть в тюрьме”. | | |43 НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМЗ. |44 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ МЕТОД РАЗЛИЧИЯ. | |Непосредственными УМЗ называются УМЗ, делаемые из 1-й |Причина - явление или совокупность явлений, которые | |посылки . К ним относятся превращение, обращение, |непосредственно обуславливают, порождают другое явление | |противопоставление предикату и УМЗ по логическому |(следствие). Причинная связь существует для любого | |квадрату. |явления. При наличие причины следствие наступает | |Превращение - вид непосредственного УМЗ, при котором |обязательно. Условия способствуют или мешают действию | |изменяется качество посылки без изменения ее количества, |причины. Причинная связь между явлениями определяется | |при этом предикат заключения является отрицанием предиката|посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. | |посылки. |_________________________________________________ | |Схема - S есть Р Вывод - S не есть не Р. “Все галогены | | |являются неметаллами, Ни один галоген не является |Случаи появления предшествующие | |металлом”. |наблюдаемое | |Обращение - такое непосредственное УМЗ, в котором в |события а обстаятельства | |заключении субъектом является предикат, а предикатом - |явление вероятно А и есть причина а | |субъект исходного суждения. Схема - S есть Р, Р есть S.|--------------------------------------------------------| |“Некоторые школьники - спортсмены, Некоторые спортсмены - |------------------------ | |школьники”. |1) АБВГ | |Противопоставление предикату - в заключении предикато |а | |является субъект, а субъектом - понятие, противоречащее |2) БВГ | |предикату исходного суждения, и связка меняется на |- | |противоположную. | | |Схема S есть Р, неS не есть S. “Все львы хищные |Метод различия - Если случаи при которых явление | |животные. Ни одно нехищное животное не является львом”. |наступает различаются только в 1-м предшествующем | | |обстаятельстве, то это обстаятельство и есть причина | | |данного явления. См. в таблице. | |45 СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ ИМПЛИКАЦИЯ. |46 ВТОРАЯ ФИГУРА ПКС ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРАВИЛ. | | |Фигурами ПКС называются формы силлогизма, различаемые по| | |положению среднего термина. . | | |2 фигура - большая посылка общая и одна из посылок а | | |также заключение, отрицательные. | | | | | |P M | | | | | | | | | | | |S M | | | | | |S - P | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |7 ТРЕТЬЯ ФИГУРА ПКС ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРАВИЛ. |48 УСЛОВНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ. ИСТИННЫЕ МОДУСЫ.| |Фигурами ПКС называются формы силлогизма, различаемые по | | |положению среднего термина. . |УКС это такое дедуктивное УМЗ, в котором одна из посылок| |3 фигура - Меньшая посылка должна быть утвердительной, а |- условное суждение, а другая - простое категорическое | |заключение - частное. |суждение. | | |1 модус - Утверждающий. Структура - Если А, то Б. | | |Можно стороить достоверные УМЗ от утверждения основания | |M P |к утверждению следствия. “Если этот металл натрий, то | | |он легче воды. Данный металл - натрий. Данный металл | | |легче воды”. | | |2 модус - Отрицающий. Можно стороить достоверные УМЗ от | |M S |отрицания следствия к отрицанию основания. “Если река | | |разливается, то вода все затопляет. Вода нихера не | |S - P |затопила. Река не разлилась”. | | |3 модус - недостоверный. Нельзя получить достоверное | | |заключение идя от утверждения следствия к утверддению | | |основания. “Если данное тело - графит, то оно | | |электропроводно. Данное тело - электропроводно. | | |Вероятно данное тело - графит”. | | |4 модус недостоверный. Нельзя получить достоверное | | |заключение, идя от отрицания основания к отрицанию | | |следствия. “Если у человека температура, то он болен. | | |У этого человека нет температуры. Вероятно он не | | |болен”. | |49 РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ. ЕГО МОДУСЫ.|50 ДИЛЕММА КОНСТРУКТИВНАЯ И ДЕСТРУКТИВНАЯ. | | |Дилемма - это условно-категорическое УМЗ, где одна | |Разделительным называется УМЗ, в котором одна или |посылка состоит из 2-х или более условных суждений, а | |несколько посылок - разделительные суждения. |другая является разделительным суждением и если | |Разделительно - категорическое УМЗ - когда одна посылка - |разделительное суждение содержит 2 члена. | |разделительное суждение, другая - простое категорическое |Простая конструктивная дилемма - состоит из 2-х | |суждение. Есть 2 модуса : |посылок. В 1-й утверждается, что из 2-х разных | |1 модус - утверждающе-отрицающий. Союз “или” в этом |оснований вытекает одно следствие. Во 2-й утверждаются,| |модусе употребляется как в виде строгой, так и нестрогой |что оба этих основания истинны. В заключении | |дизъюнкции. “Данный глагол может стоять или в |утверждается следствие. “Если я пойду по мосту - меня | |настоящем, или в прошедшем или в будующем времени. Данный|заметят. Если я пойду вброд - меня заметят. Я могу идти| |глагол стоит в настоящем времени. Он не стоит ни в |по мосту или вброд. Меня заметят. “. | |будующем, ни в прошедшем времени”. |Сложная конструктивная дилемма. Два основания в 1-й | |2 модус - отрицающе-утверждающий. “Минеральные удобрения |посылке, во 2-й посылке утверждается истинность одного | |бывают или азотными или фосфоритными или калийными. |или другого основания, в заключении утверждается | |Данное удобрение не является не азотным, ни фосфорным. |истинность одного или другого следствия. “Если я ебну | |Данное удобрение калийное”. |бомбу в городе, то завалю много народа. Если я ебну | | |бомбу в лесу, то завалю себя одного. Я могу ебнуть | | |бомбу в городе и в лесу. Я могу завалить много народа | | |или я могу убить только себя.”. Простая деструктивная | | |дилемма - 1-я условная посылка указывает на то, что из | | |одного и того же основания вытекают 2 различных | | |следствия, 2-я посылка это отрицания обоих этих | | |следствий, а в заключении отрицается основание. “Если у| | |человека столбняк, то через 1 день он сдохнет. Через | | |один день человек не сдох. У этого человека нет | | |столбняка”. | | |Сложная деструктивная дилемма - 1 посылка состоит из | | |2-х условных суждений с разными основаниями и разными | | |следствиями, 2-я посылка - это отрицание обоих | | |следствий. “Если Петров честен, он сделает задание | | |сегодня, а если Петров добросовестен, то он сделает | | |задание завтра. Но Петров не сделал задание сегодня и не| | |сделал его завтра. Петров не честен и не добросовестен.| |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |