реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мир как воля и представление

Мир как воля и представление

Содержание:

1. Эпохи жизненного пути.

2. Труд жизни . Основные понятия .

3. Значение философии Шопенгауэра .

Эпохи жизненного пути.

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1860 года . Его отец был

довольно богатый данцигский купец. В возрасте девяти лет Артур

вместе с отцом, желавшим дать сыну хорошее образование,

отправляется во Францию. Прожив два года в Гавре, он отлично

изучает французский язык. Затем он четыре года проводит в

Гамбурге, где продолжает своё образование в частном

коммерческом училище. Страсть сына к науке тревожит отца ,

который надеялся увидеть в сыне преемника на коммерческом

поприще , поэтому на просьбы сына отдать его в гимназию отец

прибегнул к хитрости. Он предложил сыну или отказаться от

ученой карьеры и тотчас с родителями отправиться в путешествие

на несколько лет , либо поступать в гимназию , лишившись

возможности участвовать в столь любимых им путешествиях.

Артур выбрал первое и в течение двух лет ( от 15 до 17 лет )

он объехал с родителями Германию, Австрию, Швейцарию, Францию

и Англию. Во время путешествия он ведет дневник , в котором

уже тогда прослеживаются проявления пессимистического взгляда

на жизнь – ее темные стороны особо привлекают его внимание. В

Лионе веселый вид города по контрасту напоминает ему ужасы

революции , которые , казалось бы , должны были быть у всех на

памяти. “Не понятно ,- замечает он по этому поводу ,- как

сила времени может стирать самые живые и самые ужасные

впечатления.” Уже тогда прослеживается его антипатия ко

всеразрушающему времени , он даже переводит стихотворение

Мильтона , в котором высказывается желание бежать от времени.

По возвращении из путешествия ( в начале 1805 года ) Артур

поступает в учение к одному крупному коммерсанту. Через

несколько месяцев умер его отец. Это был широко образованный

человек , у которого энергичный характер представлял

выдающуюся черту , переданную сыну в наследство, но вместе с

этой чертой сын унаследовал от него и некоторые психические

ненормальности, которые были не чужды отцу : на него находили

болезненные припадки, в одном из них он и погиб. Кроме

наклонности к меланхолии , Артур унаследовал от отца

предрасположенность к бредовым идеям ; так , например , по

временам ( с раннего детства ) его охватывал по разным поводам

бессмысленный страх и крайнее недоверие к людям. По смерти

отца , уступая жалобам сына на непривлекательность

коммерческой деятельности , мать разрешила ему посвятить себя

науке, и он ревностно принялся изучать древние языки ,

переехав к матери в Веймар , куда она переселилась вскоре

после смерти мужа. Иоганна Шопенгауер ( Трозинер ) была

веселая , жизнерадостная но неглубокая натура. Тем не менее ей

нельзя было отказать В живом и наблюдательном уме и довольно

значительном литературном даровании. Когда сын переселился в

Веймар , между ним и матерью не произошло никакого сближения ;

напротив , их характеры были слишком различны. Сыну не

нравилось легкомыслие и тщеславие , мать возмущалась в сыне

его заносчивостью , духом противоречия , прямотою ,

переходящею зачастую в грубость , и тяготилась она также вечно

меланхолическим настроением сына , Взаимная холодность

отношений впоследствии В ( 1814 году ) привела к полному

разрыву между матерью и сыном и , хотя последняя прожила

после этого еще 24 года , они больше никогда не виделись ; в

конце ее жизни , впрочем , между Артуром и матерью

возобновилась дружеская переписка. В 1809 году Артур поступает

в Геттингенский университет студентом медицины , чтобы

основательно изучить естественные науки. После занятий

естественными науками Артур приступает к изучению философии. С

психологией и логикой он впервые познакомился на лекциях

Готтлоба-Эрнста Шульца , который посоветовал прежде других

философов проштудировать Платона и Канта , а позднее уже

приняться за Аристотеля и Спинозу . С осени 1811 до осени 1813

годов Шопенгауер проработал в Берлине , где продолжал

одновременно работать по естествознанию и философии. Лекции

Фихте и Шлейермахера мало удовлетворяли его; у первого он

слушал о “фактах сознания” , у второго – историю средневековой

философии ; от первого его оттолкнули оптимизм и не в меру

дискурсивная форма изложения , от второго – мысль о

примиримости философии и религии.

После упорной работы , изучив Платона и Канта ,

перечитав Гердера , Маймона , Бека , Шульца , Фриза и многих

других , он представил в Иене факультету диссертацию : “О

четверичном законе корня достаточного основания” и успешно

защитил ее . Это сочинение , заключающее в себе теорию

знания Шопенгауэра , представляет уже вполне зрелое

произведение , по мнению современных критиков. Как докторская

диссертация , оно было встречено сочувственными рецензиями ,

но литературного успеха в большой публике , на который

рассчитывал Шопенгауэр , книги не имели , что глубоко

огорчило его. В следующем году задумана работа “О зрении и

цветах” , написанная под сильным влиянием Гёте . Последующие

четыре года Шопенгауэр посвящает обдумыванию и созданию своего

главного труда : “Мир как воля и представление” . В 1914 году

Шопенгауэр окончательно порывает с матерью и сестрой Аделью ,

навсегда покидает Веймар и поселяется в Дрездене.

По окончании своего главного труда ( в 1818 году ) он он

уезжает в Италию. Через год , по напечатании его главного

труда Шопенгауэр выступает доцентом в Берлинском университете

. Он читал свой курс : “Учение о сущности мира и о

человеческом духе” . Не недостаток преподавательского

дарования , не характер курса , но всеобщее увлечение

гегелевской философией , вероятно , было причиной того , что

лекции Шопенгауэра не обратили на себя внимания студентов , и

хотя в следующие семестры он еще несколько раз объявлял о

своем курсе “ Об основании философии или о теории познания ,

включая логику” , но он никогда не читал этого курса. Вместе с

неуспехом преподавательской деятельности тяжелым ударом для

Шопенгауэра явился неуспех его главного произведения “ Мир как

воля и представление” . За пять лет после его выхода в свет о

нем появились только три рецензии Герберта , Бенеке и Ретце ;

все три заключали в себе наряду с возражениями и похвалы, но

прошли незамеченными публикой , как и разобранная в них книга

. На Бенеке Шопенгауэр обрушился бранной статьей ,

несправедливо и крае=йне грубо упрекая его в злостном

искажении своих мыслей . С этой поры ненависть к профессорам

Философии в Шопенгауэре принимает характер патологический .

Единственным утешением для оскорбленного самолюбия философа

было сочувственное отношение к нему со стороны Гёте и Ж.-П.

Рихтера , который писал , что мировоззрение Шопенгауэра

“обнаруживает часто безутешную и безнадежную глубину ,

подобно меланхолическому озеру в Норвегии , окруженному со

всех сторон мрачными стенами из крутых скал , в которых

никогда не видно солнца , а видно лишь в глубине звездное

небо , никогда над этим озером не пролетали птицы , не

пробежит и волна”. Этот неуспех тяжело отразился на мрачном и

без того настроении философа , но он продолжал работать.

Превосходное знание языков дало ему возможность перевести одну

испанскую книгу – сборник правил светской и житейской мудрости

Балтазара Грациана – на немецкий , а свою работу “ О зрении и

цветах” - на латинский . В августе 1831 года , при

наступлении холеры в Берлине , он перебрался во Франкфурт-

на-Майне , где и прожил всю свою остальную жизнь . Его труды

тридцатых годов , за исключением одного “О свободе воли” ,

написанное на конкурс по предложению норвежского королевского

общества в Дронтгейме и увенчанное премией , также мало

были оценены , как и предыдущие работы .

В сороковых годах у Шопенгауэра появляются приверженцы .

Сначала несколько юристов заинтересовались его

произведениями ( Беккер , фон Досс и др. ) и начали его

пропагандировать . Затем он нашел настоящего “апостола и

фамулуса” в лице Фрауэнштедта . Этот ловкий , услужливый

, сведущий и трудолюбивый поклонник оказал немалую услугу

Шопенгауэру ревностной популяризацией трудов своего

патрона . В дальнейшем их пути из-за деспотизма Шопенгауэра

разошлись . В 1844 году Шопенгауэр выпустил в свет

дополнительный том к своему главному произведению и принялся

за последний труд “Парерги и Паралипомены” – два тома статей

, дополняющих и разъясняющих его систему , которые появились

в 1851 году . Революции 1848 и 1849 годов вызвали в нем

только негодование и отвращение . Последняя книга Шопенгауэра

подошла к настроению начала пятидесятых годов . Особенный

успех имели статьи об университетах и духовидении ,

которое как раз в это время входило в моду . С этого времени

и до смерти Шопенгауэра его слав идет по нарастающей – его

переводят , о нем читают публичные лекции , начинают

излагать его учение в университетских курсах . У него

появляются новые приверженцы Ашер и Линднер , во Франкфурт

предпринимаются к нему поломничества , как к жрецу новой

религии , знаменитые писатели посещают его , ему целуют

руки , пишут восторженные письма и т.д. В “Senilia” он

говорит : “ Вечерняя заря моей жизни будет утренней зарей

моей славы , и я говорю словами Шекспира : “ доброго утра ,

господа , тушите факелы , хищный набег волков окончился ,

взгляните на кроткий день . Он предшествует колеснице Феба

и испещряет еще серый восток темными облаками”.

Артур Шопенгауэр умер в рассвете громкой славы 21

сентября 1861 года .

Труд жизни . Основные понятия .

Приступая к изучению философской системы Шопенгауэра ,

необходимо принять во внимание те условия , которые наложили

особый отпечаток на ход его мыслей . Главными особенностями

этой системы являются пессимизм , идеализм , эстетический

мистицизм и этика сострадания , аскезы сплавленные в

монистический волюнтаризм .

Пессимизм : много споров среди комментаторов Шопенгауэра

вызывало несоответствие между безвыходным пессимизмом и

проповедью аскезы и сострадания в теории философа и

удивительной жадностью к наслаждениям жизни , утонченным

эпикуреизмом , тем умением ловко устраивать дела ,

которое бросается в глаза при знакомстве с его биографией

. Одни , как Фрауэнштедт , усматривают в личности философа

истинный трагизм , другие , как Куно Фишер , полагают ,

что Шопенгауэр “рассматривал трагедию мирового несчастия в

бинокль из весьма удобного кресла , а затем уходил

домой с сильным впечатлением , но в то же время вполне

удовлетворенный”. Самою основною причиною пессимизма

Шопенгауэра является не болезненная меланхолия , не

внешние удары судьбы , а врожденная бедность

альтруистических чувств . Из них впоследствии он приходит к

этике сострадания .

Пессимизм Шопенгауэра относится к его идеализму , как

причина к следствию . Мы склоны считать что ценно для нас и ,

наоборот , что не имеет для нас никакой положительной цены ,

но является источником величайших страданий ( а таков

чувственный мир по Шопенгауэру ) , то мы желали бы считать

иллюзией , не настоящей , но лишь кажущейся

действительностью .Если Шопенгауэр, как пессимист , не

остался чужд влияния индийской философии , а как идеалист

-- влияния “божественного Платона и изумительного Канта”

, то эти влияния были лишь воздействиями на

благодатную почву , Это явствует из юношеских размышлений

Шопенгауэра о всеразрушающем характере времени . Учение

об идеальности времени тесно связано с учением об

идеальности всего временного всего мира . Поэтому всего

естественнее предположить такую цепь мотивов в творчестве

Шопенгауэра : дефект альтруистических чувств и врожденная

меланхолия – пессимизм – мысль об идеальности временного –

догматический идеализм . Что Шопенгауэр должен был прийти к

самому радикальному догматическому идеализму , отрицающему

не только трансцендентную реальность материи , но и Бога ,

и духов , и т.п. , это явствует из того , что в противном

случае для его пессимизма был бы выход , но он не желал

этого выхода . Поэтому критический идеализм не

удовлетворяет его ни своей теоретической , ни

практической сторонами .

Эстетический мистицизм . Если мир есть “арена ,

усеянная пылающими угольями” , которую нам надлежит

пройти , если правдивейшим его изображением служит

дантовский ад , то причиною этому служит , как мы

увидим , то , что “воля к жизни” непрестанно порождает в

нас неосуществимые желания ; являясь активными участниками

жизни , мы становимся мучениками ; единственным оазисом в

пустыне жизни служит эстетическое созерцание : оно

анестезирует , притупляет на время гнетущие нас волевые

импульсы , мы , погружаясь в него , как бы освобождаемся

от ярма гнетущих нас страстей и прозреваем в

сокровенную сущность явлений . Прозрение это интуитивное

иррациональное ( сверхразумное ) , т.е. мистическое , но оно

находит себе выражение и сообщается другим людям в

форме артистической художественной концепции мира ,

которую дает гений . В этом смысле Шопенгауэр , признавая

ценность за научной доказанностью в сфере теории

познания , в то же время видит в эстетической интуиции

гения высшую форму философского творчества : “Философия –

это художественное произведение из понятий”. Философию так

долго напрасно искали потому , что “ее искали на дороге науки

, вместо того , чтобы искать ее на дороге искусства”.

Такое значение , придаваемое Шопенгауэром эстетической

интуиции и творчеству гения , объясняется : во-первых ,

высоким художественным дарованием Шопенгауэра выражать свои

мысли с художественной яркостью , наглядностью и

изяществом , во-вторых , тем ,что Шопенгауэр в тот период

и в той среде , когда царил “культ гения” и искусству

придавали значение ключа к тайнам метафизики . Не следует

ни преувеличивать ни преуменьшать роль эстетического

иррационализма в системе Шопенгауэра .

Что этика Шопенгауэра есть этика сострадания , а не

этика долга , не этика счастия , не этика пользы , не

эволюционная прогрессивная этика и т.д. – это , очевидно ,

опять-таки результат его пессимизма , Этика долга требует

веры в смысл жизни . Этика счастия , хотя бы в форме

этики эгоизма , бессмысленна , ибо само счастие - иллюзия ;

оно сводится к простому отсутствию страдания ; этика

пользы и этика прогрессивная предполагают этику счастия

, а так как счастие абсолютно недостижимо , то и эти

формы морали не могут иметь места . Живя в эпоху

политической реакции и не веря в политический и вообще

социальный прогресс по разным основаниям , Шопенгауэр

должен был остановиться на единственной форме этики -

этике сострадания , ибо она сводится не к увеличению

нереального блага , а к обоюдному ослаблению вполне

реальных страданий и , следовательно , как и эстетическое

созерцание , совместима с пессимизмом .

Почему метафизика Шопенгауэра приняла форму

монистического волюнтаризма ? То есть почему Шопенгауэр

признал именно волю сокровенной сущностью вещей и почему

всякая множественность индивидуальностей ( множественность

вещей и сознаний ) представляется ему лишь видимым

отображением единой мировой воли ? ответ на первый

вопрос можно получить из сопоставления личности

Шопенгауэра с его метафизическим принципом . Дисгармония в

волевой деятельности , мучительный разлад между жаждой

жизни и в то же время полною неудовлетворенностью ее

содержанием , - вот что было источником личной трагедии

Шопенгауэра . Что же касается второго вопроса о монизме

Шопенгауэра , то эта черта его системы представляет

логически необходимое следствие его радикального

идеализма . Впрочем Шопенгауэр вводит в понятие единой

воли множественность потенций или Идей , в частности

множественность “умопостигаемых характеров” , равных по

числу множественности человеческих сознаний .

Теория познания Шопенгауэра . Шопенгауэр анализирует “

закон достаточного основания ” , где появляется неясность

в смешении логического основания и фактической причины .

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.