![]() |
|
|
Мир как воля и представлениеМир как воля и представлениеСодержание: 1. Эпохи жизненного пути. 2. Труд жизни . Основные понятия . 3. Значение философии Шопенгауэра . Эпохи жизненного пути. Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1860 года . Его отец был довольно богатый данцигский купец. В возрасте девяти лет Артур вместе с отцом, желавшим дать сыну хорошее образование, отправляется во Францию. Прожив два года в Гавре, он отлично изучает французский язык. Затем он четыре года проводит в Гамбурге, где продолжает своё образование в частном коммерческом училище. Страсть сына к науке тревожит отца , который надеялся увидеть в сыне преемника на коммерческом поприще , поэтому на просьбы сына отдать его в гимназию отец прибегнул к хитрости. Он предложил сыну или отказаться от ученой карьеры и тотчас с родителями отправиться в путешествие на несколько лет , либо поступать в гимназию , лишившись возможности участвовать в столь любимых им путешествиях. Артур выбрал первое и в течение двух лет ( от 15 до 17 лет ) он объехал с родителями Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию. Во время путешествия он ведет дневник , в котором уже тогда прослеживаются проявления пессимистического взгляда на жизнь – ее темные стороны особо привлекают его внимание. В Лионе веселый вид города по контрасту напоминает ему ужасы революции , которые , казалось бы , должны были быть у всех на памяти. “Не понятно ,- замечает он по этому поводу ,- как сила времени может стирать самые живые и самые ужасные впечатления.” Уже тогда прослеживается его антипатия ко всеразрушающему времени , он даже переводит стихотворение Мильтона , в котором высказывается желание бежать от времени. По возвращении из путешествия ( в начале 1805 года ) Артур поступает в учение к одному крупному коммерсанту. Через несколько месяцев умер его отец. Это был широко образованный человек , у которого энергичный характер представлял выдающуюся черту , переданную сыну в наследство, но вместе с этой чертой сын унаследовал от него и некоторые психические ненормальности, которые были не чужды отцу : на него находили болезненные припадки, в одном из них он и погиб. Кроме наклонности к меланхолии , Артур унаследовал от отца предрасположенность к бредовым идеям ; так , например , по временам ( с раннего детства ) его охватывал по разным поводам бессмысленный страх и крайнее недоверие к людям. По смерти отца , уступая жалобам сына на непривлекательность коммерческой деятельности , мать разрешила ему посвятить себя науке, и он ревностно принялся изучать древние языки , переехав к матери в Веймар , куда она переселилась вскоре после смерти мужа. Иоганна Шопенгауер ( Трозинер ) была веселая , жизнерадостная но неглубокая натура. Тем не менее ей нельзя было отказать В живом и наблюдательном уме и довольно значительном литературном даровании. Когда сын переселился в Веймар , между ним и матерью не произошло никакого сближения ; напротив , их характеры были слишком различны. Сыну не нравилось легкомыслие и тщеславие , мать возмущалась в сыне его заносчивостью , духом противоречия , прямотою , переходящею зачастую в грубость , и тяготилась она также вечно меланхолическим настроением сына , Взаимная холодность отношений впоследствии В ( 1814 году ) привела к полному разрыву между матерью и сыном и , хотя последняя прожила после этого еще 24 года , они больше никогда не виделись ; в конце ее жизни , впрочем , между Артуром и матерью возобновилась дружеская переписка. В 1809 году Артур поступает в Геттингенский университет студентом медицины , чтобы основательно изучить естественные науки. После занятий естественными науками Артур приступает к изучению философии. С психологией и логикой он впервые познакомился на лекциях Готтлоба-Эрнста Шульца , который посоветовал прежде других философов проштудировать Платона и Канта , а позднее уже приняться за Аристотеля и Спинозу . С осени 1811 до осени 1813 годов Шопенгауер проработал в Берлине , где продолжал одновременно работать по естествознанию и философии. Лекции Фихте и Шлейермахера мало удовлетворяли его; у первого он слушал о “фактах сознания” , у второго – историю средневековой философии ; от первого его оттолкнули оптимизм и не в меру дискурсивная форма изложения , от второго – мысль о примиримости философии и религии. После упорной работы , изучив Платона и Канта , перечитав Гердера , Маймона , Бека , Шульца , Фриза и многих других , он представил в Иене факультету диссертацию : “О четверичном законе корня достаточного основания” и успешно защитил ее . Это сочинение , заключающее в себе теорию знания Шопенгауэра , представляет уже вполне зрелое произведение , по мнению современных критиков. Как докторская диссертация , оно было встречено сочувственными рецензиями , но литературного успеха в большой публике , на который рассчитывал Шопенгауэр , книги не имели , что глубоко огорчило его. В следующем году задумана работа “О зрении и цветах” , написанная под сильным влиянием Гёте . Последующие четыре года Шопенгауэр посвящает обдумыванию и созданию своего главного труда : “Мир как воля и представление” . В 1914 году Шопенгауэр окончательно порывает с матерью и сестрой Аделью , навсегда покидает Веймар и поселяется в Дрездене. По окончании своего главного труда ( в 1818 году ) он он уезжает в Италию. Через год , по напечатании его главного труда Шопенгауэр выступает доцентом в Берлинском университете . Он читал свой курс : “Учение о сущности мира и о человеческом духе” . Не недостаток преподавательского дарования , не характер курса , но всеобщее увлечение гегелевской философией , вероятно , было причиной того , что лекции Шопенгауэра не обратили на себя внимания студентов , и хотя в следующие семестры он еще несколько раз объявлял о своем курсе “ Об основании философии или о теории познания , включая логику” , но он никогда не читал этого курса. Вместе с неуспехом преподавательской деятельности тяжелым ударом для Шопенгауэра явился неуспех его главного произведения “ Мир как воля и представление” . За пять лет после его выхода в свет о нем появились только три рецензии Герберта , Бенеке и Ретце ; все три заключали в себе наряду с возражениями и похвалы, но прошли незамеченными публикой , как и разобранная в них книга . На Бенеке Шопенгауэр обрушился бранной статьей , несправедливо и крае=йне грубо упрекая его в злостном искажении своих мыслей . С этой поры ненависть к профессорам Философии в Шопенгауэре принимает характер патологический . Единственным утешением для оскорбленного самолюбия философа было сочувственное отношение к нему со стороны Гёте и Ж.-П. Рихтера , который писал , что мировоззрение Шопенгауэра “обнаруживает часто безутешную и безнадежную глубину , подобно меланхолическому озеру в Норвегии , окруженному со всех сторон мрачными стенами из крутых скал , в которых никогда не видно солнца , а видно лишь в глубине звездное небо , никогда над этим озером не пролетали птицы , не пробежит и волна”. Этот неуспех тяжело отразился на мрачном и без того настроении философа , но он продолжал работать. Превосходное знание языков дало ему возможность перевести одну испанскую книгу – сборник правил светской и житейской мудрости Балтазара Грациана – на немецкий , а свою работу “ О зрении и цветах” - на латинский . В августе 1831 года , при наступлении холеры в Берлине , он перебрался во Франкфурт- на-Майне , где и прожил всю свою остальную жизнь . Его труды тридцатых годов , за исключением одного “О свободе воли” , написанное на конкурс по предложению норвежского королевского общества в Дронтгейме и увенчанное премией , также мало были оценены , как и предыдущие работы . В сороковых годах у Шопенгауэра появляются приверженцы . Сначала несколько юристов заинтересовались его произведениями ( Беккер , фон Досс и др. ) и начали его пропагандировать . Затем он нашел настоящего “апостола и фамулуса” в лице Фрауэнштедта . Этот ловкий , услужливый , сведущий и трудолюбивый поклонник оказал немалую услугу Шопенгауэру ревностной популяризацией трудов своего патрона . В дальнейшем их пути из-за деспотизма Шопенгауэра разошлись . В 1844 году Шопенгауэр выпустил в свет дополнительный том к своему главному произведению и принялся за последний труд “Парерги и Паралипомены” – два тома статей , дополняющих и разъясняющих его систему , которые появились в 1851 году . Революции 1848 и 1849 годов вызвали в нем только негодование и отвращение . Последняя книга Шопенгауэра подошла к настроению начала пятидесятых годов . Особенный успех имели статьи об университетах и духовидении , которое как раз в это время входило в моду . С этого времени и до смерти Шопенгауэра его слав идет по нарастающей – его переводят , о нем читают публичные лекции , начинают излагать его учение в университетских курсах . У него появляются новые приверженцы Ашер и Линднер , во Франкфурт предпринимаются к нему поломничества , как к жрецу новой религии , знаменитые писатели посещают его , ему целуют руки , пишут восторженные письма и т.д. В “Senilia” он говорит : “ Вечерняя заря моей жизни будет утренней зарей моей славы , и я говорю словами Шекспира : “ доброго утра , господа , тушите факелы , хищный набег волков окончился , взгляните на кроткий день . Он предшествует колеснице Феба и испещряет еще серый восток темными облаками”. Артур Шопенгауэр умер в рассвете громкой славы 21 сентября 1861 года . Труд жизни . Основные понятия . Приступая к изучению философской системы Шопенгауэра , необходимо принять во внимание те условия , которые наложили особый отпечаток на ход его мыслей . Главными особенностями этой системы являются пессимизм , идеализм , эстетический мистицизм и этика сострадания , аскезы сплавленные в монистический волюнтаризм . Пессимизм : много споров среди комментаторов Шопенгауэра вызывало несоответствие между безвыходным пессимизмом и проповедью аскезы и сострадания в теории философа и удивительной жадностью к наслаждениям жизни , утонченным эпикуреизмом , тем умением ловко устраивать дела , которое бросается в глаза при знакомстве с его биографией . Одни , как Фрауэнштедт , усматривают в личности философа истинный трагизм , другие , как Куно Фишер , полагают , что Шопенгауэр “рассматривал трагедию мирового несчастия в бинокль из весьма удобного кресла , а затем уходил домой с сильным впечатлением , но в то же время вполне удовлетворенный”. Самою основною причиною пессимизма Шопенгауэра является не болезненная меланхолия , не внешние удары судьбы , а врожденная бедность альтруистических чувств . Из них впоследствии он приходит к этике сострадания . Пессимизм Шопенгауэра относится к его идеализму , как причина к следствию . Мы склоны считать что ценно для нас и , наоборот , что не имеет для нас никакой положительной цены , но является источником величайших страданий ( а таков чувственный мир по Шопенгауэру ) , то мы желали бы считать иллюзией , не настоящей , но лишь кажущейся действительностью .Если Шопенгауэр, как пессимист , не остался чужд влияния индийской философии , а как идеалист -- влияния “божественного Платона и изумительного Канта” , то эти влияния были лишь воздействиями на благодатную почву , Это явствует из юношеских размышлений Шопенгауэра о всеразрушающем характере времени . Учение об идеальности времени тесно связано с учением об идеальности всего временного всего мира . Поэтому всего естественнее предположить такую цепь мотивов в творчестве Шопенгауэра : дефект альтруистических чувств и врожденная меланхолия – пессимизм – мысль об идеальности временного – догматический идеализм . Что Шопенгауэр должен был прийти к самому радикальному догматическому идеализму , отрицающему не только трансцендентную реальность материи , но и Бога , и духов , и т.п. , это явствует из того , что в противном случае для его пессимизма был бы выход , но он не желал этого выхода . Поэтому критический идеализм не удовлетворяет его ни своей теоретической , ни практической сторонами . Эстетический мистицизм . Если мир есть “арена , усеянная пылающими угольями” , которую нам надлежит пройти , если правдивейшим его изображением служит дантовский ад , то причиною этому служит , как мы увидим , то , что “воля к жизни” непрестанно порождает в нас неосуществимые желания ; являясь активными участниками жизни , мы становимся мучениками ; единственным оазисом в пустыне жизни служит эстетическое созерцание : оно анестезирует , притупляет на время гнетущие нас волевые импульсы , мы , погружаясь в него , как бы освобождаемся от ярма гнетущих нас страстей и прозреваем в сокровенную сущность явлений . Прозрение это интуитивное иррациональное ( сверхразумное ) , т.е. мистическое , но оно находит себе выражение и сообщается другим людям в форме артистической художественной концепции мира , которую дает гений . В этом смысле Шопенгауэр , признавая ценность за научной доказанностью в сфере теории познания , в то же время видит в эстетической интуиции гения высшую форму философского творчества : “Философия – это художественное произведение из понятий”. Философию так долго напрасно искали потому , что “ее искали на дороге науки , вместо того , чтобы искать ее на дороге искусства”. Такое значение , придаваемое Шопенгауэром эстетической интуиции и творчеству гения , объясняется : во-первых , высоким художественным дарованием Шопенгауэра выражать свои мысли с художественной яркостью , наглядностью и изяществом , во-вторых , тем ,что Шопенгауэр в тот период и в той среде , когда царил “культ гения” и искусству придавали значение ключа к тайнам метафизики . Не следует ни преувеличивать ни преуменьшать роль эстетического иррационализма в системе Шопенгауэра . Что этика Шопенгауэра есть этика сострадания , а не этика долга , не этика счастия , не этика пользы , не эволюционная прогрессивная этика и т.д. – это , очевидно , опять-таки результат его пессимизма , Этика долга требует веры в смысл жизни . Этика счастия , хотя бы в форме этики эгоизма , бессмысленна , ибо само счастие - иллюзия ; оно сводится к простому отсутствию страдания ; этика пользы и этика прогрессивная предполагают этику счастия , а так как счастие абсолютно недостижимо , то и эти формы морали не могут иметь места . Живя в эпоху политической реакции и не веря в политический и вообще социальный прогресс по разным основаниям , Шопенгауэр должен был остановиться на единственной форме этики - этике сострадания , ибо она сводится не к увеличению нереального блага , а к обоюдному ослаблению вполне реальных страданий и , следовательно , как и эстетическое созерцание , совместима с пессимизмом . Почему метафизика Шопенгауэра приняла форму монистического волюнтаризма ? То есть почему Шопенгауэр признал именно волю сокровенной сущностью вещей и почему всякая множественность индивидуальностей ( множественность вещей и сознаний ) представляется ему лишь видимым отображением единой мировой воли ? ответ на первый вопрос можно получить из сопоставления личности Шопенгауэра с его метафизическим принципом . Дисгармония в волевой деятельности , мучительный разлад между жаждой жизни и в то же время полною неудовлетворенностью ее содержанием , - вот что было источником личной трагедии Шопенгауэра . Что же касается второго вопроса о монизме Шопенгауэра , то эта черта его системы представляет логически необходимое следствие его радикального идеализма . Впрочем Шопенгауэр вводит в понятие единой воли множественность потенций или Идей , в частности множественность “умопостигаемых характеров” , равных по числу множественности человеческих сознаний . Теория познания Шопенгауэра . Шопенгауэр анализирует “ закон достаточного основания ” , где появляется неясность в смешении логического основания и фактической причины . Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |