![]() |
|
|
Мир как воля и представлениеЧтобы устранить эти неясности , надо прежде всего указать на ту коренную особенность нашего сознания , которою определяются главные разновидности закона достаточного основания . Это свойство сознания , образующее “корень закона достаточного основания ” , есть неотделимость субъекта от объекта и объекта от субъекта : “Все наши представления суть объекты субъекта и все объекты субъекта суть наши представления . Отсюда вытекает что все наши представления находятся между собою в закономерной связи , которую можно определить a priori в том , что касается формы ; в силу этой связи ничто изолированное и независимое , одиноко , особняком стоящее не может стать нашим объектом” . Из корня разветвляются четыре вида закона достаточного основания . 1) Закон достаточного основания “бывания”. 2) Закон достаточного основания познания . 3) Закон достаточного основания бытия . 4) Четвертый вид закона достаточного основания есть закон мотивации . Метафизика Шопенгауэра . К только что изложенному учению Шопенгауэра примыкает его метафизическое воззрение на волю как сущность бытия . В 1813 году , когда Шопенгауэр заканчивал свою первую работу , его отношение к “ вещи в себе” вообще было сдержанным : он говорит о “ подозрительном” понятии “вещи в себе” и указывает на его противоречивый характер . В книге “Мир как воля и представление” оказывается , что этому понятию соответствует некоторое положительное содержание , Но , признавши причинность субъективной функцией интеллекта , невозможно без противоречия самому себе признать познаваемость вещи в себе , ибо в таком случае пришлось бы допустить причинное воздействие ее на познающий субъект , т.е. перенести закон причинности за пределы сознания . Шопенгауэр , однако , полагает , что он избег упрека в свой адрес , ибо , по его мнению , мы постигаем существование и природу вещи в себе алогистическим , интуитивным , непосредственным , мистическим путем . Для нашего интеллекта дан лишь мир- представление , но непосредственное чувство , сопровождающее “неясное разграничение субъекта и объекта” , внутренним путем вводит нас в сущность всякого бытия , в волю . Наше тело знакомит нас и с физическими , и с психическими переменами : в движениях его нам нередко дана причинность в форме и бывания , и мотивации . Вот тут-то в актах , совершаемых нами одновременно по механической причинности и по мотивам анм непосредственно становится очевидным , что общим корнем и физического , и психического является мировая воля . Очевидность эта есть самоочевидность – она не нуждается в логическом обосновании , тем не менее бесчисленное множество фактов , вся структура мира- представления убедительно говорит нашему чувству , что это так . Какими же чертами характеризуется мировая воля ? 1) Она алогистична : ей чужды наши законы достаточного основания : пространство , время , причинность и подчиненность законам мысли . Ее независимость от законов мысли делает понятным , почему противоречивость этого понятия ( воли –вещи в себе )не должна нас смущать . 2) Она бессознательна : раз сознание есть условие существования мира-представления , воля , как потусторонняя сущность мира , должна быть чем-то лежащим вне условий сознания , чем-то бессознательным . 3) Она едина : раз принципы индивидуальности ( пространство и время ) неприложимы к сущности явлений , последняя должна быть единой . 4) К ней , строго говоря , неприложимы и понятия и духовного , и материального – она представляет нечто возвышающееся над этими противоположностями , не поддающийся логически точному определению в области понятий : слепой стихийный побуд , движение и в то же время стремление к жизни , к бытию в индивидуальных чувственных формах . Титаническая борьба сил в неорганической природе , вечное зарождение новой жизни , жадное , непрерывное , безмерно- изобильное в природе ( гибель бесчисленного множества зародышей ) – все это свидетельствует о непрестанном распадении ил воплощении единой воли в множестве индивидуальностей . Хотя мировая воля едина , но мире- представлении ее воплощения образуют рад ступеней объективации . Низшей ступенью объективации является костная материя : тяжесть , толчок , движение и т.д. представляют аналог влечениям – в основе их , как внутреннее ядро так называемых материальных явлений , лежит воля , единая сущность мира . Органические формы растительные и животные возникли из низших видов материи , но их происхождение не сводимо к физико- химическим процессам : вся природа образует устойчивую иерархию сущностей ; этим ступеням воплощения воли соответствует мир неподвижных образцов для воплощения воли , мир Идей в платоновском смысле слова . Этот мир Идей является как бы третьею промежуточной областью между единою мировою волею и миром-представлением . Шопенгауэр был трансформистом , т.е. предполагал происхождение высших животных форм из низших , а последних из костной материи . Сознание появилось в мире только с появлением животных , Его нет у минералов , у растений есть лишь квази-сознание , лишенное познания. Как объяснить существование досознательного бытия ? Шопенгауэр дает следующий ответ : “Предшествовавшие всякой жизни на земле геологические перевороты не существовали ни в чьем сознании , ни в собственном , которого у них нет , ни в чужом , ибо его тогда не было”. Так же он горит : “Оно ( объективное существование ) в сущности гипотетично, т.е. если бы в то первоисконное время существовало сознание , то в нем изображались бы такие процессы. К этому приводит казуальный регресс явлений , следовательно в вещи в себе заключалась необходимость изображаться в таких процессах”.Значит , вся эволюция досознательного мира обладает эмпирической реальность. В человеческих индивидуумах воля находит себе окончательное и полное воплощение :не человечеству , как роду , но каждому человеку соответствует особая идея или потенция в мировой воле ; следовательно в человеке воля индивидуализируется во множественности единичных “умопостигаемых характеров”. Самое первичное , исконное , коренное в человеке – то , чем характеризуется его сущность, это – воля ( чувствования и страсти Шопенгауэр включает в понятие воли , в противоположность познавательным процессам ). Интеллект – другая основная психическая способность – играет по отношению к воле служебную роль . Нами постоянно руководит воля – она всячески влияет на интеллект , когда он расходится с ее стремлениями . Господство воли над интеллектом и ее вечная неудовлетворенность являются источником того , что жизнь человека есть непрерывный ряд страданий . Важнейшие его доводы сводятся к указанию на непрочность , мимолетность наслаждений и на их иллюзорный характер .Как только желание достигнуто нами , снова возникает неудовлетворенность , и мы вечно переходим от страдания к скуке и обратно через кратковременные промежутки неполного удовлетворения . К этому следует добавить всю ту массу зла , которую вносит в мир несчастный случай , человеческие эгоизм , глупость и злоба . Единственными оазисами в земном существовании служат философия наука и искусство а так же сострадание другим живым существам . Шопенгауэр в значительной степени смягчает свой пессимизм указанием на моральное значение мира . По Шопенгауэру , распадение воли на множественность индивидуальных существований – утверждение воли к жизни есть вина , и искупление ее должно заключаться в обратном процессе – в отрицании воли к жизни . В связи с этим у Шопенгауэра своеобразное воззрение на половую любовь . В этом явлении прослеживается метафизическая основа жизни Любовь есть неудержимый инстинкт , могучее стихийное влечение к продолжению рода . Влюбленный не имеет себе равного по безумию в идеализации любимого существа , а между тем все это “военная хитрость” гения рода , в руках которого любящий является слепым орудием , игрушкою . Такой взгляд на любовь между полами делает женщину главной виновницей зла в мире , ибо через нее происходит постоянное новое и новое утверждение воли к жизни . “ Узкоплечий , широкобедрый , низкорослый пол” лишен всякой истинной оригинальности духа , женщины не создали ничего истинно великого , они легкомысленны и безнравственны . Благодаря их мотовству и стремлению к роскоши , происходит 9/10 экономических бедствий человечества. В конце концов Шопенгауэр смог сказать вместе с Пшибышевским , что женщина – это та веревка , на которой черти тащат души грешников в ад . Итак , подтверждение воли к жизни ведет человечество лишь к бедствиям , и только обратный процесс отрицания воли к жизни ведет к облегчению . Кроме философского познания , есть три стороны в жизни человека , смягчающие тягостность существования и содействующие облегчению благодатного процесса искупления ,- это эстетическое созерцание , мораль сострадания и аскетический “квиетив воли”. Эстетика Шопенгауэра . С раннего детства Шопенгауэр , имея возможность путешествовать , мог развивать свой эстетический вкус , а чувство красоты пробудилось в нем с особенной силой при знакомстве с классическим миром .Сущность искусства сводится к наслаждению безвольным созерцанием вечно совершенных Архетипов-Идей и мировой воли – идей , поскольку последние находят себе выражение в образах чувственной красоты. Самые идеи вневременны и внепространственны , но искусство , пробуждая в нас чувство красоты в прекрасных образах , дает нам возможность прозревать сверхразумным мистическим путем сокровенную сущность мира . Отдельные искусства и их роды соответствуют преимущественно отображению определенной ступени объективации мировой воли . Высоко ценя трагическое в искусстве , Шопенгауэр отводит надлежащее место и комическому , предлагая особую теорию смешного . В своей эстетике Шопенгауэр ограничивается преимущественно указанием метафизического содержания искусства , сравнительно меньше он останавливается на формальных условиях красоты . Этика Шопенгауэра . Кроме художественного прозрения в сущность мира , есть еще другой путь к освобождению себя от страданий , это – углубление в моральный смысл бытия . Моральную проблему Шопенгауэр тесно связывает с вопросом о свободе воли . Воля едина , но , как сказано , она включает в себя мистическим образом множественность потенций объективации в виде Идей и некоторую множественность “умопостигаемых характеров” , численно равную числу человеческих индивидуумов в опыте . Характер каждого человека в опыте строго подчинен законам достаточного основания , строго детерминирован . Ему свойственны следующие черты : 1) он прирожден , мы появляемся на свет , наследуя строго определенный характер от отца и умственные способности от матери . 2) он эмпиричен , т.е. по мере нашего развития мы постепенно узнаем его и иногда против собственного ожидания открываем в себе известные присущие нам черты характера . 3) он постоянен . В своих существенных чертах характер неизменно сопровождает человека от колыбели до могилы . Поэтому нравственное воспитание , с точки зрения Шопенгауэра , невозможно. Воля человека , как эмпирической личности , строго детерминирована . Но та сторона воли , которая кроется в “умопостигаемом характере” человека и пренадлежит воле как вещи в себе , внепричинна и свободна . Шопенгауэр пишет : “Свобода - это такая мысль , которая , хотя , мы ее и высказываем и отводим ей известное место , на самом деле не может быть нами отчетливо мыслима . Следовательно , учение о свободе мистично”. Человеческой деятельностью руководят три главных мотива : злоба, эгоизм и сострадание , Из них только последний есть мотив моральный. Признание сострадания единственным мотивом моральной деятельности Шопенгауэр обосновывает психологически и метафизически . Раз счастье – химера , то и эгоизм , как стремление к призрачному благу не может быть моральным двигателем. Раз мир лежит во зле и человеческая жизнь преисполнена страданий , остается лишь стремиться к облегчению этих страданий путем сострадания . Но и с метафизической точки зрения сострадание есть единственный моральный мотив поведения . В акте сострадания мы мистическим образом прозреваем в единую сущность мира , в одну волю , лежащую в основе призрачной множественности сознаний . С указанием на сострадание , как на путь к отрицанию воли к жизни , Шопенгауэр соединяет проповедь аскезы. Аскеза , т.е. пренебрежение всем , привязывающим нас к плотскому , земному , приводит человека к святости . Значение философии Шопенгауэра . Оно заключается не в том влиянии , которое Шопенгауэр оказал на ближайших учеников и последователей своего учения , как Фрауэнштедт , Дейссен , Майнлендер , Бильгарц и другие . эти ученики были лишь полезными комментаторами учения своего учителя . Огромное значение философии Шопенгауэра заключается в ее влиянии на общий ход философской мысли , на образование новых систем и направлений . Новокантиантство в известной степени обязано своим успехом философии Шопенгауэра : Либман находится под влиянием Канта в шопенгауэровском освещении ( особенно в вопросе об отношении интуиции к понятию ) . Гельмгольц также является кантианцем в духе Шопенгауэра ( учение о врожденности закона причинности , теории зрения ) , А. Ланге подобно Шопенгауэру , сочетает в и непримиренной форме материализм и идеализм . Из слияния шопенгауэровских идей с другими мыслями зародились новые системы ; так , гегельянство , скомбинированное с шопенгауэровским учением и другими элементами , породило “Философию бессознательного” Гартмана , дарвинизм и шопенгауэровские идеи вошли в состав философии Ницше , учение о”ценности жизни” Дюринга выросло по контрасту из шопенгауэровского пессимизма . Косвенным образом навеяны Шопенгауэровским учением о наследственности исследования по этому вопросу Рибо , учение Ломброзо о “ прирожденном преступнике” и сенсационный памфлет о “ вырождении ” Нордау . Влияние Шопенгауэра на Владимира Соловьева ( мораль в “ Критике отвлеченных начал ” ) и Льва Толстого также несомненно. Список литературы. 1. Артур Шопенгауэр, Мир как воля и представление. 2. Артур Шопенгауэр, Афоризмы житейской мудрости. 3. Философский словарь. 4. И. Лапшин Шопенгауэр . Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |