![]() |
|
|
Общественная мысль 20 векачеловека. И поэтому неизбежен апокалипсис, очищение, смерть и воскресение человечества во имя его возвращения в царство Духа. Историческая перспектива человечества-«переход в качественно новый эон вечно становящегося Абсолюта». Высшим социальном типом является общество, в котором органически объединены принцип личности и принцип общности. Такое единение Бердяев называет «персоналистическим социализмом». Основанием построения персоналистического общества и способом преодоления отчуждения является соборность. Философию Бердяева можно использовать в таких темах как 1) Личность 2)Человек 3)Богочеловечество 4) Свобода 5)Творчество Булгаков, Сергей Николаевич (1871-1944) - общественный деятель, философ, богослов, экономист. Образование получил в Ливенском духовном училище, Орловской духовной семинарии, Елецкой гимназии и на юридическом факультете Московского университета, который окончил в 1896 г. В 1901-06 г.г. - профессор политической экономии Киевского политехнического института и приват-доцент Киевского университета; в 1906-18 г.г - приват-доцент политической экономии Московского унверситета и профессор политэкономии Московского коммерческого института; в 1912 г. защитил докторскую диссертацию "Философия хозяйства"; в 1918 г. принял сан священника; в конце 1922 г. выслан из Советской России; в 1923- 25 г.г. - профессор церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института в Праге; с 1925 г. до конца жизни - профессор богословия и декан православного богословского института в Париже, один из идеологов Русского Христианского студенческого движения - обновленческого движения в православной церкви за рубежом. Сущность христианского социализма состоит в признании религиозной значимости безликих социально-политических структур. Христианский социализм по сути дела есть христиански осмысленная социальная этика. Христианский социализм имеет два основных измерения. 1. Либеральное измерение, основанное на уважении к свободе человека с соответствующей поддержкой таких социально-политических структур, которые обеспечивают эту свободу. Либерализм здесь понимается как культура уважения к внешней свободе человека, не нарушающей свобод других людей. Сущностью права полагается свобода. 2. Социальное измерение, основанное на организованной заботе о слабых членах общества. С. Булгаков писал: "Православная Церковь определила свое отношение к социальному вопросу. Правда, доселе так и не было дано «вероучительного определения» о природе социализма ни в русской церкви, ни во вселенском православии. Но социализм, как социально- экономическая доктрина, вовсе и не является вопросом вероучения". Булгаков считал, что "цель социализма, понятая как осуществление социальной справедливости, защиты слабых, борьбы с бедностью, безработицей, эксплуатацией, - в такой степени нравственно самоочевидна, что разногласие может быть только относительно практической целесообразности или осуществимости тех или иных мероприятий"3. Религия может побуждать людей не только к личному благочестию и благотворительности, но и к честной работе в "миру", к улучшению политической и экономической систем, к доброжелательному диалогу со всеми людьми доброй воли. Т.е. к активности в той сфере, которую традиционная религиозность полагает светской (религиозно нейтральной). Булгаков высоко отзывается о протестантской трудовой этике, легализировавшей активность христианина в этой сфере, в своей статье "Народное хозяйство и религиозная личность" (1909). В России по разным причинам религиозных пробуждений не было, но сама идея "социального Евангелия" примерно в то же время на маргинальном уровне все же имелась. В конце XIX века ее развивал В. Соловьев в качестве составной части своего учения о "Богочеловечестве". Ранее П. Чаадаев, говоря о влиянии христианства на западную цивилизацию, имел в виду и ее социальный аспект, хотя он и не говорил прямо о христианском социализме. XIX век был веком социального вопроса. Социализм же становился безрелигиозным. Религиозность в России все больше уходила на задний план, поэтому русский коммунизм оказался атеистическим. Интеллигенция в то время была увлечена новомодным марксизмом. Прошел через него вместе с другими и С. Булгаков, точно указав на самое слабое место марксизма: неадекватную антропологию, редуцирующую человека к социальному фактору, представляющую человека функцией социальной среды. Преодолев марксизм, он обретает новое понимание идеализма, христианства, православия. С. Булгаков мыслит христианскую актуализацию в социальной сфере в духе аналогичных концепций В. Соловьева. Так он писал в своем сборнике статей "От марксизма к идеализму" (1903): "Идеализм в России родился и стоит под знаком социального вопроса и теории прогресса. Он нужен его представителям не затем, чтобы уйти от земли и ее интересов - на небо ли, или в «болото реакции», или куда-нибудь еще, - но чтобы придать абсолютную санкцию и тем непререкаемо утвердить нравственные и общественные идеалы; поэтому он не мирит с действительностью, а зовет к борьбе с ней во имя абсолютного идеала. Между марксизмом и идеализмом, при всей противоположности их в области «теоретического разума», существует поэтому значительная близость в сфере «разума практического» , социальных стремлений и идеалов. Идеалы социальной справедливости и общественного прогресса, свободы и равенства, политического либерализма и социального демократизма или социализма с необходимостью вытекают из основных принципов философского идеализма; они не только не составляют монополии марксизма или какой- нибудь другой доктрины, но лишь на этих принципах и могут вообще обосновываться". Вместо старого, изрядно одряхлевшего и бессильного идеализма Булгаков предлагает волевой, действенный идеализм как философско- этическую проекцию универсально понятого христианства, как глобального проекта. Такой идеализм не отворачивается ни от материи, ни от политики, а ставит задачу преображения этих сфер. Вслед за Соловьевым, он называет себя "религиозным материалистом", использует методологию "критики отвлеченных начал". Одним из таких начал является отвлеченный спиритуализм. С. Булгаков, в духе В. Соловьева, убедительно показывает нравственную обязанность христианина отвечать не только за свою душу, но и за целое общество. Кроме того, старый добрый идеализм получил, по мнению С. Булгакова, как бы новый импульс- прививку от молодого энергичного марксизма. Он называл марксизм "источником бодрости и деятельного оптимизма, боевым кличем молодой России, как бы общественным бродилом", "первым горячим ручейком, растопляющим зимний лед". Это новое понимание идеализма и религиозности, просветляющих все сферы, и составило сердцевину известного "нового религиозного сознания" начала XX-го века. Более того, С. Булгаков во многих работах утверждает по-христиански понятый западный правовой либерализм, в основе которого лежит уважение к человеческой личности, сотворенной по образу и подобию Бога. С. Булгаков в 1905 г. жестко критиковал современный ему капитализм. Он призывал к общности имуществ, которая была характерна для благодатно-анархического коммунизма первых христиан. Но он решительно отвергал тотальную якобы необходимую связь христианской экономики с христианской общиной (по аналогии с церковным хозяйством в монастырях). Признавая удачное ведение хозяйства в некоторых монастырях, Булгаков не мыслил экономическое устройство России по типу монастырского. С. Булгаков говорил не о "церковном (или клерикальном) социализме", а об "экономическом социализме" для всех граждан независимо от вероисповедания. Булгаков понимал социализм как необходимое условие для материального благоустройства людей, называя такой социализм "нейтральным", понимая его как "социальную технику", в противоположность социализму "научному", как идеологизированной псевдорелигии. В статье "Неотложная задача" содержится проект программы "Союза христианской политики" Завет Христа (одеть нагих, накормить голодных, заботиться об узниках) может быть решен только посредством социального законодательства, с помощью профсоюзов, кооперативов, объединений трудящихся, посредством всего того, что на Западе называют "христианским социализмом". Булгаков определял "христианский социализм" как "социализм во имя Богочеловечества" в отличие от марксизма как "социализма во имя религии человекобожества". В христианском социализме, по С. Булгакову, кроме собственно социализма как техники социальной справедливости, должен быть еще один очень важный аспект, о котором много писал ранее В. Соловьев. "Учением о Богосыновстве, об абсолютном достоинстве человеческой личности, носящей образ Божий, христианство утвердило непоколебимые основы всякого освободительного движения - идеал свободы личности. Идеал свободы личности и уважения человека к человеку и должен быть руководящей идеей христианской политики в области отношений как политических, так и экономических". Задачи христианской политики могла бы решать христианская общественность, а пока предполагаемый "Союз христианской политики" мог бы, по мнению С. Булгакова, сотрудничать в деле реализации "правды социализма" с социалистическими и социал-демократическими партиями. Члены предполагаемого СХП могли вступать в другие партии, чтобы там продвигать идеи христианской политики. Опасаться следовало только превращения социализма в псевдорелигию, что и произошло несколько позже в России. Самому СХП не обязательно было становиться политической партией, он мог бы быть фактором формирования христианской общественности. Христианскую общественность с ее "новым религиозным сознанием" не так легко определить. Но можно попытаться это сделать, исходя от противного. Так С. Булгаков писал: "В среде христиан, вернее, лжехристиан, существуют только два отношения к общественным и политическим вопросам: или черносотенное, или мертвоавнодушное. Конечно, среди исповедующих истины христианства есть немало лиц, вовсе не индифферентных к общественности и принимающих горячее участие в делах современности, но они делают это не как христиане, а как политики, выполняя какое-то внешнее, нерелигиозное дело". Задача, таким образом, состояла в том, чтобы создать новое (третье) измерение в христианском сознании, которому бы соответствовало христианское осмысление "правды социализма" и прав человека. В одной из своих поздних книг "Православие" он писал: "Пророки Израиля имели в составе своей проповеди социальные мотивы, поэтому в них не без основания видят ранних провозвестников социального христианства на ветхозаветной основе". "В православном предании, в творениях вселенских учителей Церкви мы имеем совершенно достаточное основание для положительного отношения к социализму, понимаемому в самом общем смысле, как отрицания системы эксплуатации, спекуляции, корысти". Русский социализм оказался безбожным и богоборческим. "Однако возможен иной, так сказать, свободный и демократический социализм, и, думается нам, его не миновать истории. И для православия нет никаких причин ему противодействовать, напротив, он является исполнением заповеди любви в социальной жизни". Философию Булгакова можно использовать в таких темах как : 1) Свобода 2)Мораль 3)Христианский социализм 6.Марксизм Марксизм - теория, разработанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в с 19 в. Пыталась доказать неизбежную гибель капитализма, роль пролетариата как его могильщика, победу социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, строительство социализма и коммунизма. За рубежом были созданы первые русские марксистские организации: русская секция I Интернационала, затем группа "Освобождение труда". С выходом в свет русского перевода "Капитала" (1872) марксизм стали изучать в рабочих кружках. С 1883 марксистские организации появляются в России - студенческие интеллигентские, рабочие. Крупным теоретиком марксизма стал Ленин В.И., под руководством которого началось осуществление теории на практике. На идеологической основе марксизма формируются "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" и РСДРП. Часть увлекавшейся марксизмом интеллигенции в 1900-е эволюционирует к либерализму и идеализму. Жизнь Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |