реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Общественная мысль 20 века

человека. И поэтому неизбежен апокалипсис,

очищение, смерть и воскресение человечества во

имя его возвращения в царство Духа. Историческая

перспектива человечества-«переход в качественно

новый эон вечно становящегося Абсолюта».

Высшим социальном типом является общество, в

котором органически объединены принцип личности

и принцип общности. Такое единение Бердяев

называет «персоналистическим социализмом».

Основанием построения персоналистического

общества и способом преодоления отчуждения

является соборность.

Философию Бердяева можно использовать в таких

темах как 1) Личность

2)Человек

3)Богочеловечество

4) Свобода

5)Творчество

Булгаков, Сергей Николаевич (1871-1944) -

общественный деятель, философ, богослов,

экономист. Образование получил в Ливенском

духовном училище, Орловской духовной семинарии,

Елецкой гимназии и на юридическом факультете

Московского университета, который окончил в 1896

г. В 1901-06 г.г. - профессор политической

экономии Киевского политехнического института и

приват-доцент Киевского университета; в 1906-18

г.г - приват-доцент политической экономии

Московского унверситета и профессор политэкономии

Московского коммерческого института; в 1912 г.

защитил докторскую диссертацию "Философия

хозяйства"; в 1918 г. принял сан священника; в

конце 1922 г. выслан из Советской России; в 1923-

25 г.г. - профессор церковного права и богословия

на юридическом факультете Русского научного

института в Праге; с 1925 г. до конца жизни -

профессор богословия и декан православного

богословского института в Париже, один из

идеологов Русского Христианского студенческого

движения - обновленческого движения в

православной церкви за рубежом.

Сущность христианского социализма состоит в

признании религиозной значимости безликих

социально-политических структур. Христианский

социализм по сути дела есть христиански

осмысленная социальная этика.

Христианский социализм имеет два основных

измерения.

1. Либеральное измерение, основанное на уважении

к свободе человека с соответствующей поддержкой

таких социально-политических структур, которые

обеспечивают эту свободу. Либерализм здесь

понимается как культура уважения к внешней

свободе человека, не нарушающей свобод других

людей. Сущностью права полагается свобода.

2. Социальное измерение, основанное на

организованной заботе о слабых членах общества.

С. Булгаков писал: "Православная Церковь

определила свое отношение к социальному вопросу.

Правда, доселе так и не было дано

«вероучительного определения» о природе

социализма ни в русской церкви, ни во вселенском

православии. Но социализм, как социально-

экономическая доктрина, вовсе и не является

вопросом вероучения". Булгаков считал, что "цель

социализма, понятая как осуществление социальной

справедливости, защиты слабых, борьбы с

бедностью, безработицей, эксплуатацией, - в такой

степени нравственно самоочевидна, что разногласие

может быть только относительно практической

целесообразности или осуществимости тех или иных

мероприятий"3.

Религия может побуждать людей не только к личному

благочестию и благотворительности, но и к честной

работе в "миру", к улучшению политической и

экономической систем, к доброжелательному диалогу

со всеми людьми доброй воли. Т.е. к активности в

той сфере, которую традиционная религиозность

полагает светской (религиозно нейтральной).

Булгаков высоко отзывается о протестантской

трудовой этике, легализировавшей активность

христианина в этой сфере, в своей статье

"Народное хозяйство и религиозная личность"

(1909).

В России по разным причинам религиозных

пробуждений не было, но сама идея "социального

Евангелия" примерно в то же время на маргинальном

уровне все же имелась. В конце XIX века ее

развивал В. Соловьев в качестве составной части

своего учения о "Богочеловечестве". Ранее

П. Чаадаев, говоря о влиянии христианства на

западную цивилизацию, имел в виду и ее социальный

аспект, хотя он и не говорил прямо о христианском

социализме.

XIX век был веком социального вопроса. Социализм

же становился безрелигиозным. Религиозность в

России все больше уходила на задний план, поэтому

русский коммунизм оказался атеистическим.

Интеллигенция в то время была увлечена новомодным

марксизмом. Прошел через него вместе с другими и

С. Булгаков, точно указав на самое слабое место

марксизма: неадекватную антропологию,

редуцирующую человека к социальному фактору,

представляющую человека функцией социальной

среды. Преодолев марксизм, он обретает новое

понимание идеализма, христианства, православия.

С. Булгаков мыслит христианскую актуализацию в

социальной сфере в духе аналогичных концепций

В. Соловьева. Так он писал в своем сборнике

статей "От марксизма к идеализму" (1903):

"Идеализм в России родился и стоит под знаком

социального вопроса и теории прогресса. Он нужен

его представителям не затем, чтобы уйти от земли

и ее интересов - на небо ли, или в «болото

реакции», или куда-нибудь еще, - но чтобы придать

абсолютную санкцию и тем непререкаемо утвердить

нравственные и общественные идеалы; поэтому он не

мирит с действительностью, а зовет к борьбе с ней

во имя абсолютного идеала. Между марксизмом и

идеализмом, при всей противоположности их в

области «теоретического разума», существует

поэтому значительная близость в сфере «разума

практического» , социальных стремлений и идеалов.

Идеалы социальной справедливости и общественного

прогресса, свободы и равенства, политического

либерализма и социального демократизма или

социализма с необходимостью вытекают из основных

принципов философского идеализма; они не только

не составляют монополии марксизма или какой-

нибудь другой доктрины, но лишь на этих принципах

и могут вообще обосновываться".

Вместо старого, изрядно одряхлевшего и

бессильного идеализма Булгаков предлагает

волевой, действенный идеализм как философско-

этическую проекцию универсально понятого

христианства, как глобального проекта. Такой

идеализм не отворачивается ни от материи, ни от

политики, а ставит задачу преображения этих сфер.

Вслед за Соловьевым, он называет себя

"религиозным материалистом", использует

методологию "критики отвлеченных начал". Одним из

таких начал является отвлеченный спиритуализм.

С. Булгаков, в духе В. Соловьева, убедительно

показывает нравственную обязанность христианина

отвечать не только за свою душу, но и за целое

общество.

Кроме того, старый добрый идеализм получил, по

мнению С. Булгакова, как бы новый импульс-

прививку от молодого энергичного марксизма. Он

называл марксизм "источником бодрости и

деятельного оптимизма, боевым кличем молодой

России, как бы общественным бродилом", "первым

горячим ручейком, растопляющим зимний лед". Это

новое понимание идеализма и религиозности,

просветляющих все сферы, и составило сердцевину

известного "нового религиозного сознания" начала

XX-го века.

Более того, С. Булгаков во многих работах

утверждает по-христиански понятый западный

правовой либерализм, в основе которого лежит

уважение к человеческой личности, сотворенной по

образу и подобию Бога.

С. Булгаков в 1905 г. жестко критиковал

современный ему капитализм. Он призывал к

общности имуществ, которая была характерна для

благодатно-анархического коммунизма первых

христиан. Но он решительно отвергал тотальную

якобы необходимую связь христианской экономики с

христианской общиной (по аналогии с церковным

хозяйством в монастырях). Признавая удачное

ведение хозяйства в некоторых монастырях,

Булгаков не мыслил экономическое устройство

России по типу монастырского. С. Булгаков говорил

не о "церковном (или клерикальном) социализме", а

об "экономическом социализме" для всех граждан

независимо от вероисповедания.

Булгаков понимал социализм как необходимое

условие для материального благоустройства людей,

называя такой социализм "нейтральным", понимая

его как "социальную технику", в противоположность

социализму "научному", как идеологизированной

псевдорелигии.

В статье "Неотложная задача" содержится проект

программы "Союза христианской политики" Завет

Христа (одеть нагих, накормить голодных,

заботиться об узниках) может быть решен только

посредством социального законодательства, с

помощью профсоюзов, кооперативов, объединений

трудящихся, посредством всего того, что на Западе

называют "христианским социализмом". Булгаков

определял "христианский социализм" как "социализм

во имя Богочеловечества" в отличие от марксизма

как "социализма во имя религии человекобожества".

В христианском социализме, по С. Булгакову, кроме

собственно социализма как техники социальной

справедливости, должен быть еще один очень важный

аспект, о котором много писал ранее В. Соловьев.

"Учением о Богосыновстве, об абсолютном

достоинстве человеческой личности, носящей образ

Божий, христианство утвердило непоколебимые

основы всякого освободительного движения - идеал

свободы личности. Идеал свободы личности и

уважения человека к человеку и должен быть

руководящей идеей христианской политики в области

отношений как политических, так и экономических".

Задачи христианской политики могла бы решать

христианская общественность, а пока

предполагаемый "Союз христианской политики" мог

бы, по мнению С. Булгакова, сотрудничать в деле

реализации "правды социализма" с

социалистическими и социал-демократическими

партиями. Члены предполагаемого СХП могли

вступать в другие партии, чтобы там продвигать

идеи христианской политики. Опасаться следовало

только превращения социализма в псевдорелигию,

что и произошло несколько позже в России. Самому

СХП не обязательно было становиться политической

партией, он мог бы быть фактором формирования

христианской общественности.

Христианскую общественность с ее "новым

религиозным сознанием" не так легко определить.

Но можно попытаться это сделать, исходя от

противного. Так С. Булгаков писал: "В среде

христиан, вернее, лжехристиан, существуют только

два отношения к общественным и политическим

вопросам: или черносотенное, или

мертвоавнодушное. Конечно, среди исповедующих

истины христианства есть немало лиц, вовсе не

индифферентных к общественности и принимающих

горячее участие в делах современности, но они

делают это не как христиане, а как политики,

выполняя какое-то внешнее, нерелигиозное дело".

Задача, таким образом, состояла в том, чтобы

создать новое (третье) измерение в христианском

сознании, которому бы соответствовало

христианское осмысление "правды социализма" и

прав человека.

В одной из своих поздних книг "Православие" он

писал: "Пророки Израиля имели в составе своей

проповеди социальные мотивы, поэтому в них не без

основания видят ранних провозвестников

социального христианства на ветхозаветной

основе". "В православном предании, в творениях

вселенских учителей Церкви мы имеем совершенно

достаточное основание для положительного

отношения к социализму, понимаемому в самом общем

смысле, как отрицания системы эксплуатации,

спекуляции, корысти". Русский социализм оказался

безбожным и богоборческим. "Однако возможен иной,

так сказать, свободный и демократический

социализм, и, думается нам, его не миновать

истории. И для православия нет никаких причин ему

противодействовать, напротив, он является

исполнением заповеди любви в социальной жизни".

Философию Булгакова можно

использовать в таких темах

как : 1) Свобода

2)Мораль

3)Христианский

социализм

6.Марксизм

Марксизм - теория, разработанная Карлом Марксом и

Фридрихом Энгельсом в с 19 в. Пыталась доказать

неизбежную гибель капитализма, роль пролетариата

как его могильщика, победу социалистической

революции, установление диктатуры пролетариата,

строительство социализма и коммунизма. За рубежом

были созданы первые русские марксистские

организации: русская секция I Интернационала,

затем группа "Освобождение труда". С выходом в

свет русского перевода "Капитала" (1872) марксизм

стали изучать в рабочих кружках. С 1883

марксистские организации появляются в России -

студенческие интеллигентские, рабочие. Крупным

теоретиком марксизма стал Ленин В.И., под

руководством которого началось осуществление

теории на практике. На идеологической основе

марксизма формируются "Союз борьбы за

освобождение рабочего класса" и РСДРП. Часть

увлекавшейся марксизмом интеллигенции в 1900-е

эволюционирует к либерализму и идеализму. Жизнь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.