![]() |
|
|
Основные законы материалистической диалектикиОсновные законы материалистической диалектикиНОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ Р Е Ф Е Р А Т На тему: ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ - 2 - С О Д Е Р Ж А Н И Е Р Е Ф Е Р А Т А : ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ................... I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ...... 1. Единство и борьба противоположностей ...... ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ . I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА ............................. II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ .................................... 1. Понятие о качестве и количесте ............ 2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития ............. 3. Скачки .................................... "ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ" ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ ........... I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ....................... 1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии .................................. а) диалектическое и метафизическое понима- ние отрицание .......................... 2. Прогрессивный характер развития ........... а) развитие как прогресс .................. б) спиралевидный характер развития ........ - 3 - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фак- тов, полученных в различных науках, а также общественно-исто- рической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти про- тивоположности. В математике - плюс и минус, возведение в сте- пень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике - положительные и отрицательные заряды; в механике - притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в жимии - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциа- ция; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиоло- гии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противополжных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принци- пиальное значение для формирования диалектико-материалистичес- кого миропонимания, для осмысления процессов изменения, разви- тия. Противоположными называют такие свойства предметов (явле- ний, процессов), которые в некоторой школе занимают "предель- ные", крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Дилектическим противоположностям присуще единство, взаи- мосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между соой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате азрушения их связи они перестают быть противо- положностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диа- лектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого. Например, атом представляет собой единство двух его необ- ходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отраца- тельно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответс- твенно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома. В столкновении противополоных сил, тенденций осуществля- ются процессы изменения, развития как и вобществе (где это об- наруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо ди- алектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единс- тво-и-борьба противоположностей" и "диалектическое противоре- - 4 - чие" заключают в себе одно и то же содержание. Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть от- несена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкнове- нию их реальных интересов и т.д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не сле- дует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в про- цессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссими- ляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противопо- ложностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специаль- ный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство-и-борьба противоположностей". В истории культуры издавна существовали концепции, в ко- торых признавалась такая полярность (борьба противоположнос- тей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоу- равновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического соз- нания и для тесно связанных с ним ранних философских систем. Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и лево- го, женского и мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского "гомеостаза", то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восста- новления равновесия между этими полярностями. Английский философ К.Поппер писшет:"Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обна- ружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтвержда- ют всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявля- ется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с по- мощью слова "полярность". Пример такой структуры - существова- ние положительного и отрицательного электричества". Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их "пульса- цию", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых про- цессов существования, изменения и развития всего сущего. Соот- ношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значи- мости в рамках противоречивого единства изменяющегося, разви- вающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значе- ние, "удельный вес" другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем. I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Закон единства и борьбы противоположностей В.И.Ленин наз- вал сутью, ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материаль- ного мира. Знание его имеет основополагающее значение для по- нимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности. Анализ противоречий объективной действительности, раскры- - 5 - тие их природы - важнейшее требование всякого научного иссле- дования и практического действия. 1. Единство и борьба противоположностей Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным маг- нитом и хорошо знает, что его главным отличительным признаком является наличие таких взаимоисключающих, но связанных нераз- рывно сторон, как северный и южный полюсы. Как бы мы ни пыта- лись отделить северный полюс магнита от южного, нам это сде- лать не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д. частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами. Противоположности и есть те внутренние стороны, тенден- ции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и пред- полагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей. Противоречивые стороны заключены во всех предметах и яв- лениях. Все они представляют собой органическую связь, нераз- рывное едниство противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и образованный из них атом. В центре его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс - это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссо- циации (разъединения) атомов. Противоположности имеют место и в живых организмах. Нас- ледственность - это тенденция организма сохранять приобретен- ные по наследству свойства, изменчивость же - это его способ- ность вырабатывать новые свойства, совершенствоваться, разви- ваться. Психическая деятельность человека характеризуется проти- воположными процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации (распространения) возбуждений в коре больших по- лушарий головного мозга. Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Чело- век пользуется такими противоположными и взаимосвязанными при- емами исследования, как индукция и дедукция, анализ и сентез и др. Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности. Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без друга немыслимы. Мы уже отмечали нераз- рывное единство противоположных полючов магнита. Столь же не- разрывны ассимиляция и диссимиляция в живом организме, анализ и сентез - процессе познания. капиталистическое общество не- возможно без притивоположных классов. Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство противоположностей. Каков же характер этого единства? Сосу- ществуют ли противоположности в этом единстве мирно или всту- пают противоречия, в борьбу друг с другом? Развитие самых различных предметов и явлений действитель- ности говорит о том, что противоположные стороны не могут мир- но сосуществевать в едином предмете: противоречивый, взаимоис- ключающий характер противоположностей с необходимостью вызыва- ет борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не - 6 - бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предме- тах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет ос- новной источник развития материи и сознания. Утверждение о том, что решающим в развитии является борь- ба потивоположностей, вовсе не умаляет значения их единства. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противопо- ложные стороны существуют в едином предмете или явлении. Весь опыт развития науки и общественно-исторической прак- тики людей необпоримо свидетельствует, что источником развития является борьба противоположностей. В то же время надо иметь в виду, что борьба эта по-разному проявляется в различных облас- тях материальной действительности. В неорганической природе имеет широкое распространение борьба (взаимодействие) таких противоположных сил, как притя- жение и отталкивание. Взаимодействие механических, электричес- ких, ядерных и других сил притяжения и отталкивания играет ог- ромную роль в возникновении и существовании атомных ядер, ато- мов и молекул. Борьба этих сил, как это следует из современных космогонических теорий, явилась важнейшим источником возникно- вения Солнечной системы. Современная астрономия показала также, что взаимодействие сил притяжения и отталкивания является одним из важных источ- ников тех разнообразных процессов, которые совершаются в нас- тояще время в космическом пространстве. В различных областях Вселенной не существует абсолютного равновесия этих сил, одна из них обязательно преобладает. Там, где преобладает отталки- вание, материя и энергия рассеиваются, звезды угасают. Там же, где верх берет притяжение, материя и энергия концентрируются, в рзультате вспыхивают новые звезды. Таким образом, в ходе борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется вечное движение материи и энергии в космосе. Выше уже отмечалось, что живым организмам присущи проти- воречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, вза- имодействие и представляют собой специфический источник разви- тия живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступа- ет смерть. Прогресс общественного развития также осуществляется на основе едниства и борьбы противоположностей. Среди противоре- чий общественного развития особенно большую роль играют проти- воречия в материальном производстве, и прежде всего между про- изводительными силами и производственными отношениями. Послед- нее в классово антагонистических обществах находит свое выра- жение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социаль- ной революции, замене старого общественного строя новым. Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, они представляют собой единство противоположностей. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоя- нии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба про- тивоположностей составляет внутреннее содержание, источник - 7 - развития действительнеости. Такова суть диалектического закона единства и борьбы про- тивоположностей. ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незамет- ными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление чис- ла песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она про- черчивается резко. Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накап- ливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность мудрость. Неза- метно подкрадывается к человеку старость. коварна граница пе- рехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или нарко- тика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начина- ясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до опеделенной температуры меняет их агрегатные состояния. Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксист- ской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе. I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скопле- нием одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик. Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенные не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причи- нам утатившие существенные свойства, не просто переходят в но- вое состояние, но становятся другими предметами. Например, по- терпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом. Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного хи- мического элемента, вес же вообще - общая характеристика любых - 8 - материальных тел, находящихся в поле тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, час- то называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаружи- вать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др.). Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотёемлемые свойства. В филосо- фии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без харак- теристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимо- действиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др., проявляются именно таким образом. Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных про- явлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных пред- метов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон пред- метов в их отношениях с другими предметами. Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными сторонами, входить в раз- личные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике. Соходства и различия свойств определяют существование ка- чественно однотиных и разнотиных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную ха- рактеристику предмета (единства его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами. При размышлении о ка- честве и свойствах предметов возникает философский вопрос: но- сят ли они обёективный характер или же зависят от точки зре- ния, практических целей, особенностей восприятия человека. Этот вопрос (один из многочисленных вариантов основного вопро- са философии) встал перед философами давно. Вспомните харак- терный для XVII-XVIII веков спор о "первичных" (плотность, протяженность, движение, вес) и "вторичных" (звук, цвет, вкус, запах) "качествах" вещей. Мыслители того времени были склонны Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |