![]() |
|
|
Основные законы материалистической диалектикиотносить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же рассматривались как субъективные, возникающие в результате воздействия предметов на человеческие органы чувств. Это соот- ветствовало механистическому взгляду на материю как совокуп- ность протяженных тел, частиц, движущихся в пространстве и в разных сочетаниях - по законам притяжения и отталкивания - об- разующих свевозможные вещественные предметы. Дальнейшие размышления о реальности или иллюзорности ка- чественного многообразия мира приели к выводу, что и "первич- ные" качества воспринимаются людьми посредством органов чувств (с добавлением к ним все более совершенных приборов). И в этом смысле тяжесть, скорость перемещения, шероховатость или глад- кость поверхности и все другие свойства, учитываемые в механи- - 9 - ке, в случае их чувственного восприятия людьми не менее субъ- ективны, чем восприятие звуков, цветов и других "вторичных" свойств. Иначе говоря, люди телесно (а не только мысленно, ду- ховно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах ве- щей по тому, как они представлены в их опыте. кант называл это "явлениями" - в отличие от характеристик "вещей самих по се- бе". Приходится признать, что все свойства вещей познаются на- ми в форме "субъективных образов объективного мира". Но чело- веческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качествен- ном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых зна- ний, их историческое накопление,суммирование усилий множества людей. Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе классиикаций минералов, растений, животных, технических уст- ройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качест- венное многообразие мира не является застывшим, раз навсегда данным. Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов? Для ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противопо- ложным ему понятием количества. II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ Качество - такая определенность предмета (явления, проце- са), котоая характеризует его как данный предмет, одбадающий совокупностю присущих ему свойств и принадлежащий к классу од- нотипных с ним предметов. Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, вы- ражаемая в величинах и числах. Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Чтобы понять существо этого закона, следует прежде всего выяснить, что такое качество и количество. 1. Понятие о качестве и количестве Вокруг нас очень многсамых различных предметов и явлений, причем все они постоянно движутся, изменяются. Но, несмотя на это, мы не путает эти предметы, а различаем, определяем их. Они не сливаются для нас в какую-то серую, безликую массу, а каждый из них отличается отдругих своеобразными, только ему присущими особенностями и свойствами. - 10 - Возьмем, наприме, такой металл, как золото. Оно обладает характерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет опре- деленную плотность и теплоемкость, температуру плавления и ки- пения. Золото не растворяется ни в целочах, ни в целом рде ки- сот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. все это, вместе взятое, и отличает золото от других металлов. Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других, и есть его качество. Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволя- ет нам определять, различать их. Чем отличается, например, жи- вое от неживого? Способностью вступать в обмен с окружающей средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия, размно- жаться. Эти и некоторые другие черты и являются его качеством. Качественно различаются и общественные явления. Так, ка- питализм отличает от феодализма господство товарного произ- водства, наличие капиталистической собственности, наемного труда и другие признаки. Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягу- честь и другие пизнаки холота, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности - его ка- чеством. Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема и т.п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют разме- ры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и т.д. Количественная характеристика присуща и общественным яв- лениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соот- ветствующим уровнем, степенью развития производства. Государс- тво располагает определенными производственными мощностями, людскими, сырьевыми,, энергетическими ресурсами. Количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет; изменение же ко- личества в известных пределах не приводит к заметному преобра- зованию предмета. Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода граница, рамке, в которых предмет остается са- мим собой. "Нарушение" меры, этого определенного сочетания ко- личественной и качественной сторон, приводит к изменению пред- мета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути в жидком состоянии является температура от -39 гр. до +357 гр. При температуре -39 гр. ртуть затвердевает, а при +357 гр. на- чинает кипеть, переходит в парообразное состояние. Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Количественная и качественная определенности присущи и общественным явлениям. - 11 - В познании и практической деятельности исключительно важ- но учитывать единство количественной и качественной сторон яв- ления. 2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития Как было сказано, изменение количества в известных преде- лах не приводит к изменению качественного состояния предмета. Но стоит только выйти за эти пределы, "нарушить" меру, как ра- нее казавшиеся несущественными количественные изменения обяза- тельно приведут к коренным качественным превращениям. Коли- чество перейдет в качество. В процессе развития, писал К.Маркс, "чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия". Переход количественных изменений в качественные - всеоб- щий закон развития материального мира. Мало того, само развитие и есть прежде всего переход ко- личественных изменений в качественные, поскольку именно в про- цессе этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему, от старого к новому. Чтобы раскрыть всеобщий характер этого закона, покажем его действие в различных областях действительности. Современной физикой установлено, что одни элементарные частицчы способны превращаться в другие, качественно от них отличные. При этом процесс превращения их всегда связан с из- вестными количественными накоплениями: он протекает только в том случае, если частицы обладают определенным, достаточно вы- соким уровнем энергии. Широко распространенным появлением закона перехода коли- чественных изменений в качественные являются многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое (из твердого в жидкое,из жидкого в газообразное и т.д.). Так, при нагревании воды свыше 100 град. она превращается в иное качество - пар. Пар имеет отличные от воды свойства. Он, нап- ример, не обладает способностью растворять соли, сахар, тогда как в воде эти вещества растворяются. Закон перехода количественных изменений в качественные особенно ярко проявляется в химических процессах. Периодичес- ких закон химических элементов Д.И.Менделеева устанавливает, что качество химических элементов зависит от количества поло- жительного заряда ядра их атома. До известных пределов коли- чественное изменение заряда ядра не вызывает качественных из- менений химического элемента, но на определенной ступени эти количественные изменения приводят к образованию нового элемен- та. Так, при радиоактивном распаде с потерей атомного веса и заряда ядра уран превращается в конечном счете в качественно иной элемент - свинец. Химия вообще представляет собой науку о качественных превращениях веществ, являющихся результатом количественных изменений. Молекула кислоода, например, содержит два атома, но стоит только присоединить к этой молекуле ще еодин атом кисло- рода, как она превращается в качественно новое химическое ве- щество - озон. В объективной действительности имеет место не только пе- реход количественных изменений в качественные, но и обратный - 12 - процесс - возрастание количества под влиянием качественных из- менений. Количественные и качественные изменения, таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга. 3. Скачки Качественное изменение, в отличие от количественного, вы- ажается понятием скачка. Скачок - переход количественных изме- нений в качественные или переход из одного качественного сос- тояния в другое (в результате превышения меры). Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы, возникновние жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, воз- никновение и смена общественно-экономических формаций в исто- рии человеческого общества, социальные революции. Один из примеров того, как накапливающиеся количественные изменения со временем привдят к скачку (качественному измене- нию), - поломка детали машины из-за "усталости металла". Мик- роскопические изменения структуры находящейся под нагрузкой металлической детали в конце концов приводят к излому. Если микротрещины возникают одна за другой, их количество растет постепенно, то разрыв металлического стержня, выкрашивание зу- ба шестеренки в зубчатой передаче происходит практически мо- ментально, по наступлении некоторого предельного состояния ме- талла. В результате нарастания температуры наступает момент свертывания белка - перехода его из жидкого в твердое состоя- ние. Можно постепенно наращивать количество ядерного горючего, но при достижении определенной массы плутония происходит цеп- ная ядерная реакция, взрывное высвобождение энергии. Это - примеры скачков с резко выраженной границей перехода из одного качественного состояния в другое, с довольно быстрой интенсив- ной, целостной перестройкой всей исходной системы. Но бывают скачки и другого типа, когда наблюдается не резкий качествен- ный переход, а происходит постепенное накопление элементов но- вого качества и отмирание элементов старого качества; такие "скачки" длительны, постепенны. "ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ" ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и мышлений, ритм разрешения диалектических противоречий мысли и связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. В материалистической диалектике также были предприняты попытки осмыслить диалектические "противоречия" и "отрицания" в бытийных (онтологических) понятиях. "Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного отрицания (антитезиса) при этом было истолковано как непремен- ный момент, многократно повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или иного объекта. В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", под- черкивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и пос- - 13 - ледующего этапов изменений, диалектическое "отрицание" предпо- лагнает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектичес- кое "отрицание" включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего, комуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (формирования, созидания нового). Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасыва- ние" изживание - обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение про- цесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще становился бы невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также третьего момента - новаций (формиро- вание качественно новых связей, функций, черт). Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в обществе служат, в частности, "спиралевидные" процессы, соче- тающие в себе цикличность, относительную повторяемость и пос- тупательность. Циклических поцессов - различных циклов, круго- оборотов - существует в мире великое множество. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти, обновления и старе- ния и т.д. проявляется во всех процессах природных и общест- венных изменений. Глубокие дгадки заключены и в мыслях и про- тивоборстве противоположностей, ритмическом чередовании их сбалансированности, гармонизации и нарушении равновесия как постоянно воспоизводящихся циклах. Эти высказывавшиеся еще в древности догадки в дальнейшем развитии диалектики были уточ- нены, получили свое развитие. идея цикличности была дополнена идеей поступательности прорыва, преодоления исходного уровня бытия, выхода за рамки того, что существовало на предыдущем уровне, формирования качественно новых уровней бытия. В мате- риалистической диалектике отношение противоположностей толку- ется не просто как чередование нарушений и восстановлений их равновесия, но и как их ассиметрия, приводяцая к направленному поступательному изменению, развитию. I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии. - 14 - 1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отми- рающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление ста- рого новым, возникающим на основе старого, и называется отри- цанием. Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вклады- вал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли. Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представля- ет собой неотъемлемый момент развития самой материальной дейс- твительности. "Ни в одной области, - указывал Маркс, - не мо- жет происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм су- ществования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органичес- ком мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. Исто- рия общества также есть цепь отрицаний старых общественных по- рядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, ра- бовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. От- рицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, бо- лее совершенная научная теория преодолевает старую, менее со- вершенную. Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явле- ние извне. Оно результат его собственного, внутреннего разви- тия. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами соз- дают условия для собственного уничтожения, для перехода в но- вое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самод- вижения предметов и явлений. Диаликтическое и метафизическое понимание отрицания Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущ- ности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития матери- альной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, обсолютное уничтожение старого. Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие орга- низмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохра- нили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижениянауки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке. Т.о., для максистского понимания отрицания характерно - 15 - признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не восп- ринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не ме- ханически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Марксистская диа- лектика требует критического отношения к прошлому опыту чело- вечества, указывает на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а кри- тически пререработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень. 2. Прогрессивный характер развития Развитие как прогресс Итак, мы выяснили, что в результате отрицания разрешается то или иное противоречие, уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли на этом развитие? Нет, с возникнове- нием нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым - новей- шим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, прео- долевается, и так без конца. Развитие выступает, таким обра- зом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отри- цаний, как бесконечкая замена, преодоление старого новым. Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низ- ших только то, что устарело, воспринимая и умножая в то же время достижения предыдущих ступеней, развитие в целом приоб- ратает прогрессивный, поступательный характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для диалектического развития. Прогресс осуществляется во всех областях действительнос- ти. Рассмотрим, хотя бы в общих чертах, прогрессивное развитие на нашей планете. Как мы уже говорили, исходным материалом для образования планет Солнечной системы, в том числе и Земли, послужила газо- пылевая материя, содержащая простейшие химические вещества. В ходе развития природы эти вещества становились все сложнее и сложнее. В результате возникла живая, органическая природа. Живые организмы также развивались от простого к сложному: от доклеточных форм - к клетке, из одноклеточных - к более слож- ным животным, эволюция которых привела к появлению человекопо- добных существ, а поднее и человека. С возникновением человека начинается процесс общественного развития. Последовательными этапами прогрессивного развития общества явились первобытнооб- щинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй. Важнейшей особенностью прогресса в обществе является на- растание темпов развития. Процесс возникновения человека на- чался примерно миллион лет назад. Если учесть, что современный - 16 - человек существует всего несколько десятков тысяч лет, то мож- но представить себе, какими медленными темпами шел процесс становления человека. Более быстро шло становление рабовла- дельческого и феодального обществ, хотя и оно затянуловь на тысячелетия. В дальнейшем строй меняется еще быстрее. Спиралевидный характер развития Утверждение прогрессивного характера развития представля- ет собой главную, но не единственную черту закна отрицания от- рицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолиней- ное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобраз- ный процесс с определенным повторением пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому. "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяюще их иначе, на более высо- кой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой лянии..." - писал В.И.Ленин, указывая на эту черту диалектики. Спиралевидный характер развития присущ различным областям действительности. Одним из самых ярких проявлений этой особен- ности развития в неживой природе является периодический закон химических элементов, открытый Д.И.Менделеемым. Спиралеобразное развитие имеет место и в общественной жизни. Певой формой общественной организации был первобытнооб- щинный строй. Это было бесклассовое общество, основанное на общем владении крайне примитивными средствами производства. Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом и т.д. Итак, развитие осуществляется посредством отрицания ста- рого новым, нижшего высшим. Поскольку новое, отрицая строе, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приоб- ретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с посторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших. Такова суть диалектического закона отрицания отрицания. - 17 - ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА: 1. "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г. 2. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний", Москва, "Мысль", 1987 г. 3. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение в философию", Москва - 1990 г. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |