реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы философии

что может дать чувств. восприятия. Используя метафизич. односторонность

номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Б.

выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр.

понятий. Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой

рационального познания. Б. выступил против различения первичных и вторичных

качеств: все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к

способности быть воспринимаемыми. Признав ошибочной идею разделении

первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею материи

как субстанции. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только

духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”, воспринимаемые

нами субъ. кач-ва - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и

восприятий не зависит от нас. Напротив , “души” деятельности активны. Все

“идеи” сущ. только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения).

“Идеи” не м. быть копиями или подобиями внешн. вещей: “идея” м. быть сходна

только с “идеей”. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма

выводы, Б. утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, к-рую

перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но

даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как

сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в

сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Учение Б., явл. реакцией на

механистич. материализм и эмпирич. естествознание 17 - 18 вв.

Теория познания Юма сложилась в результате переработки им материалистич.

теории познания Локка и субъ. идеализма Беркли в духе агностицизма.

Агностицизм Ю. оставлял теоретически открытым вопрос, сущ. ли матер.

объекты, вызывающие наши впечатления. Первичными восприятиями Ю. считал

непосредств. впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными - чувств.

образы памяти (“идеи”) и впечатления внутр. опыта (аффекты, желания,

страсти). Поскольку Ю. считал проблему отношения бытия и духа теор.

неразрешимой, он заменил ее пробл. зависимости простых идей (т. е.

чувственных образов памяти) от внеш. впечатлений. Образование сложных идей

толковал как психологич. ассоциации простых идей друг с другом. С

убеждением Ю. в каузальном характере процессов ассоциирования связан центр.

пункт его гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему

объективного сущ-я прич.-следств. связей, Ю. решил ее агностически;

полагал, что их сущ-ние недоказуемо, т. к. то, что считают следствием, не

содержится в том, что считается причиной, логич. из нее невыводимо и не

похоже на нее. Психологич. механизм, вызывающий убеждение людей в объ. сущ-

ии причинности, основан, по Ю., на восприятии регулярного появления и

следования во времени события “Б” после пространственно смежного с ним

события “А”; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения

данного следствия причиной; но это - ошибка, и она перерастает в устойчивую

ассоциацию ожидания, в привычку и в “веру”, что в будущем всякое появление

“А” повлечет за собой появление “Б”. Если, по Ю., в науках о природе

убеждение в сущ-ии причинности основано на внетеоретич. вере, то в области

наук о психич. явлениях каузальность бесспорна, т.к. она действует как

порождение идей впечатлениями и как мех-м ассоциирования. По Ю.,

каузальность сохраняется в тех науках, к-рые удается превр. в ветвь

психологии, что он и стремился осуществить в отнош. гражд. истории, этики и

религиеведения. Используя критику понятия субстанции, развитую Беркли, Ю.

выступил с критикой понятия духовной субстанции. Личность, по Ю., есть

“связка или пучок разл. восприятий, следующих друг за другом.” Критика дух.

субстанции перерастала у Ю. в критику религ. веры, к-рой он противопоставил

привычки обыденного сознания и расплывчатую “естеств. религию”. Религ.

вера, по Ю., произошла от страха людей за свое “земное” будущее. Ю. остро

критиковал церковь. В основе этики Ю . - концепция неизменной человеч.

природы. Ч-к по Ю.- существо слабое, подверженное ошибкам и капризам

ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Ю. считал, что

моральн. оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистич.

принципа Ю. перешел к утилитаризму, но в поисках мотивов, к-рые заставили

бы людей следовать требованиям “обществ. блага”, обратился к альтруистич.

чувству общечеловеч. “симпатии”, к-рое призвано умерить крайности

индивидуализма. Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств. восприятия;

прекрасное он преимущ. толковал как эмоц. реакцию субъекта на факт практич.

целесообразности объекта.

*31. Историко-филос. становл. кат. “материя” и ее методолог. знач.

Мир явл. материальным. Он сост. из разл. предметов и процессов, которые

превр. друг в друга, возник. и исчез., отражаются в сознании, существуя

независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не м.

быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи,

составляет мат. дейст-сть. В домарксовском материализме материя часто

поним. как нечто существующее наряду с вещами, как некот. телесность,

праматерия, из кот. возникают и в кот. исчезают конкр. вещи. Диалект. мат-м

развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее

как бесконечно развивающееся многообразие единого мат. мира. С этой точки

зрения материя сущ. только в многообразии конкретных объектов, через них, а

не наряду с ними. Категория материи является фундаментальным философским

понятием. Диалектико-материалистич. определение этого понятия было дано

Лениным в книге “Мат-м и эмпириокр-м”: “Материя есть ф. категория для

обозначения объ. реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая

копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя

независимо от них.” В этом определении выделено 2 осн. признака: 1) материя

сущ. независ. от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается

ощущениями. 1я х-ка озн. признание первичности материи по отн. к сознанию,

вторая - признание принципиальной познаваемости мат. мира. Т.о. опр.

материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического

решения ОВФ. Сл., оно сразу позволяет провести разграничительные линии

между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом - с

другой. Вместе с тем ленинское определение материи заключает в себе и такое

содержание, которое отличает диалектическое понимание мира от

метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные

свойства и виды материи, нет перечисления каких-либо ее конкретных

характеристик. В традиции материализма были и другие определения. Напр.,

многие материалисты 18-19 в определили материю как совокупность неделимых

корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин дает совершенно иное

определение материи. На каждом этапе познания и практики ч-к осваивает

только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии

мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее

известных видов и форм, если учесть, что последующее развитие познания и

практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов

и форм материи. Несостоятельны также попытки определить материю,

рассматривая некоторые ее виды в качестве своеобразных “первокирпичиков”

мироздания. Здесь заранее предполагается, что такие “п.” вечны, неизменны и

не возник. ни из каких других объектов (если же они возникают из какого-то

предшествующего состояния материи, то тогда они уже не могут

рассматриваться в кач. последнего основания мат. мира). Таким образом,

остается только один способ определить материю - выделить такой предельно

общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того,

познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим

признаком является свойство "быть объективной реальностью, существовать вне

нашего сознания". Определяя материю посредством этого признака,

диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи

и ее неисчерпаемость.

42.Практика-специф.чел-ский способ отн-я к миру. Роль п. в позн-ии.

Истина - адекв. отраж. объекта познающим субъектом, воспроизводящим

реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от

сознания. Истина ограниченна, т.к. отражает объект не целиком, а в

известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Критерий

истины заключается в практике. Некот. положение является истинным, если

можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Нельзя забывать,

что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное

высказывание. Практика постоянно развивается, сл. расширяются и границы той

или иной истины. Практика многогранна - от эмпирич. опыта до строжайшего

научного эксперимента. В процессе развития истинного знания, наука и

практика все больше выступают в неразрывном единстве. В сфере реальн. отн-я

людей к миру - к прир., о-ву, к другим людям - формируются исходные стимулы

развития всех форм чел. культуры. Создаваемые в культуре, в матер. пр-ве, в

регуляции отношений между людьми в о-ве, и в сфере науки, иск-ва, ф.

способы деятельности возникают как ответ на опред. проблемы и задачи, связ.

с воспроизводством чел. сущ-я в окр. реальном мире. Ограничная связь видов

чел. социально-культур. деят-сти с практикой в системе культуры заключается

в том, что все эти виды деят-сти имеют выход на практику, обогащают ее

возможности. Важнейшим каналом воздействия на практику косвенно связанных с

ней видов обществ. деят-сти явл. разв-е их с пом. самого ч-ка, его

способностей, направляемых им в ходе практически-преобразовательн. действия

во внешний мир. Структура: эл-ты процесса труда по Марксу: ч-к с его

целями, знаниями и навыками, осуществл. ч-ком операции целесообр. деят-сти;

объекты, включенные в ходе этих операций в опред. взаимодействия. Объекты

расчленяются по своим ф-ям на предмет труда, средства труда и продукты

труда. Труд как преобр. ч-ком в-ва природы предполагает взаимодействие всех

этих эл-тов. Формы: матер. производств. деят-сть, практически-

преобразовательн. деят-сть, социальн. практич. деятельность (социальн.,

классовая борьба, революции и т.п.), технич. деят-сть (наука, НТР и т.п.).

53. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение

использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная

характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она

социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и

вообще существенную форму их выражения составляет система символов.

Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть

человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация =

окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту

культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего

обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры),

обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование.

Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж.

личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции

опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч.

процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может

превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него

воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего

изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для

устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих

странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь,

оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич.

процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ.

жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не

были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке

паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики

советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений",

кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн.

отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-

ва.

54. Строение и динамика научных знаний

Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для

эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. знание - это

сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На

эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория -

это обобщение практики, опыта или наблюдений. Теор. уровень имеет 2

подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория. Пытаться

решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужн. информацию или

самост. иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теор. мышления.

Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании. Науч.

обобщения часто используют ряд особых логических приемов: 1) прием

универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства

наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распростр. на все

возможные случаи. 2) прием идеализации - указываюся условия, при кот.

описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в

самой действительности они происходить не могут. 3) прием концептуализации

- в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий,

и получивщие в них достаточно точный смысл и значение. Эмпир. и теор.

уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое

предшествовало теоретическому. В процессе науч. познания применяется

мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями,

мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны

он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает

данные для новых гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически

непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на

существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория - развивающаяся

система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной

теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного

теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также

многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные,

интерпретационные, дедуктивные.

52. Человек, его природа, сущность. Смысл человеческой жизни

Ч-к - это индивид. Индивид (от лат. individuum - неделимое), первонач. -

лат. перевод греч. понятия “атом” (впервые у Цицерона), в дальнейш. -

обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое

существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы,

общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к-л. явления,

отд. существа, ч-ка. В самом общем плане И. в качестве особенного,

характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях,

противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного

класса или значительной части их. Личность - общежитейск. и науч. термин,

обознач.: 1) чел. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности

(лицо, в широком смысле слова) или 2) устойч. систему социально-значимых

черт, хар-щих индивида как члена того или иного о-ва или общности. Ч-ка ф.

понимает как целостность. Сущность ч-ка связана с обществ. условиями его

функционирования и развития, с деят-стью, в ходе кот. он оказывается и

предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к - совокупность всех обществ.

отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2)

Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4)

Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц.

качеств. Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и

представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит

деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и

гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности

поддерж. в ней сознательно-волевое начало. Ч-к как индивидуальность выраж.

себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той

мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности

можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность

человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное

усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение

обществ. нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определ.

смысла жизни. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого

себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном

осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и

заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в

пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал,

что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Акв.

считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной

лишь мыслительн. души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую

и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна

производит все, что производят в других видах более несовершенные формы.

Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила

человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет

ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная

неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это

заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к

будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.

40. Познание как система. Чувств. и рациональное в познании

Истина - адекв. отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим

реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от

сознания. Истина ограниченна, т.к. она отражает объект не целиком, а в

известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Критерий

истины заключается в практике. Некоторое положение явл. истинным, если

можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. В процессе развития

истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном

единстве. В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания.

Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.

Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне

абстракций высоких порядков. Важнейш. методы научного познания: 1) Метод

восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда

связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным -

конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих

действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования и принцип

системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю,

заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах,

интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента

наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и

изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно

математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн.

этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания определялись в

зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны

припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк)

признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стью

понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил,

определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания.

Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн.

отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.

47.Соц.структ.о-ва.Классы,нации.Пробл.класс.и нац.отн-й совр.эпохи

Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой

специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц.

групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом

социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Ленин:

классами наз. большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически

определенной системе общественного производства, по их отношению к

средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом

обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.