реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по философии

Билеты по философии

№1

Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем

человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе,

а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение -

это интегральное образование. В его состав входят обобщенные знания: как

повседневные жизненно-практические, так и профессиональные, научные. В

мировоззрении осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются

определенные системы ценностей, выстраиваются "образы" прошлого и "проекты"

будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни,

поведения.

№2

Мировоззрение - это комплексная форма сознания, объемлющая самые разные

"пласты" человеческого опыта. Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки

повседневности, конкретного места и времени, В мировоззрении накапливается

опыт уяснения смысловой основы чел приобщаются к духовному миру прадедов,

дедов, отцов, современников . По соотношению духа и материи бывают

идеалистическим и материалистическим, религиозным или атеистическим.

№3

типы мировоззренческих систем. Можно выделить следующие из них:

Космоцентризм, являвшийся отличительной чертой древней демократической

философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы

эллинские мудрецы VII-VI веков до н.э. стремились распознать единую

сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков опорой,

основой того, что гармоничным и разумным должен быть их общественный мир, а

также нравственность.

№4

Теоцентризм, характерный для философии и культуры средних веков. В этот

период все основные понятия средневекового мышления были соотнесены с Богом

и определялись через него.

№5

Антропоцентризм, характерный для эпохи Возрождения XIV-XVI I веков. В это

время человек ощутил и осознал себя центром Вселенной. Происходила

реабилитация не только духа, но и тела человека. Именно в эту эпоху идеал

целостной, универсально развитой личности был близок к его реальному,

действительному воплощению в жизнь.

№6

В мировоззрении различаются также интеллектуальная и эмоциональная

составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается

понятием "миропонимание". Оно достаточно устойчиво, т.к. включает в себя

систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.

Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями

"мировосприятие" и "мироощущение". Мироощущение является первоначальным

элементом, соединяющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно

достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений.

Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде

наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную

окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями.

Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений,

поступков и действий субъекта. В мировоззрении человек и человечество

приводят себя к самовыражению. Мировоззрение оказывается фоном всех

поведенческих реакций, поступков и действий; оно проявляется не только в

духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности.

№7

Теоретический уровень мировоззрения, к которому относятся? философия и

наука, осуществляет специальный критический анализ и осмысление воззрений,

формирующих мысли и действия. Он должен постоянно способствовать

непрерывному обогащению мировоззрения познавательным и ценностным

содержанием, помогающим человеку ориентироваться в любой конкретной

ситуации.

№8

Выделяются также теоретический и практический уровни мировоззрения.

Практический уровень мировоззрения иногда называют!" "жизненной

философией". Синонимами практического мировоззрения выступают понятие

"житейское", "повседневное", "ненаучное". Это стихийно формирующееся

мировоззрение, в котором роль картины мира играет обобщение наиболее

типичных представлений о жизни, складывающихся из часто встречающихся

повседневных ситуаций, свойственных данной среде навыков, форм отношений и

привычек. Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения

являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в

различных сферах деятельности: говорят о мировоззрении ученых, инженеров,

политических деятелей, чиновников.

№9-10

Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной

и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития.

Мифы - это архаически повествования о деяниях богов и героев, за

которыми стоять фантастические представления о мире, об управляющих ими

богах и духах.

№11

Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия.

Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о

происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его

положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного

знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.

№12-13

Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления

действительности и связи между ними посредством фиксации общих и

специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и

явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-

мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е.

формирование понятий для обозначения образов реальности. Абстракция

результат абстрагирования, способы отбрасывать несущественное, и обращать

внимание на значимое .Альтернатива конкретного. Понятие существует как

набор существенных признаков предмета. Несущественность величина подвижная.

№14

Философское понимание мира осуществляется посредством рмирования различных

философских теорий. Понятие теория в широком смысле обозначает

комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и

объяснения какого-либо явления. Теория в узком и специальном смысле -это

высшая, самая развитая форма организации научного знания,, дающая целостное

представление о закономерностях и существенных связях определенной области

действительности - объекта данной теории.

№15-16

Любая философская теория обязательно проходит проверку-практикой.

Практика - это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая

деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование

природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу,

движущую силу развития человеческого общества и познания.

№17

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом

философии являются наиболее общие законы развитие, природы, общества и

человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения

объекта ее исследования .Иногда под предметом философского исследования

понимается определенная область действительности или круг проблем,

изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или

область исследования определенной философской науки.

№18-19

Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания,

источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом

может пониматься , как отдельный индивид, так и целая социальная группа.

Объект - это! то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и

познавательной деятельности. Объектом изучения ранних греческих философов

была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы

общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы

также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал

и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и

т.д. В конечном счете объектом философских размышлений стали природный и

общественный мир и человек в их сложных соотношениях.

№20

Объект любой науки - это та часть объективной действительности, на изучение

которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского

исследования является вся объективная действительность, весь материальный и

духовный мир, включая самого человекам. Объектом изучения ранних греческих

философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и

вопросы" общественной жизни людей, ее политического и правового устройства.

Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения

выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль,

религия и т.д. Д конечном счете объектом фил размышлений стали природный и

общественный мир и человек в юр сложных соотношениях

№21

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании предложенном Ф.

Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию.. Он имеет две стороны.

Первая сторона выражена в вопросе - что' является первичным, а что -

вторичным, производным - дух или природа сознания или материя.

№23

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских

направления: материализм, идеализм, дуализм.

№24

Материализм - это дно из главных философских направлений, которое решает

основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия:,

физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое,

субъективное как свойство материи. Материя - это бесконечное множество всех

существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей,

отношений и форм движения. Близким к понятию "материализм" является понятие

"натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как

единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения

всего сущего.

№25

Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что

сознание, мышление,психическое, духовное первично, а материя, природа,

физическое -вторично, производно, зависимо.В зависимости от того, что

идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо

субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое

собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание

некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

№26-27

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это

способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете 'одного начала единой

основы всего существующего и построение теории в форме логически

последовательного развития исходного положения.

№28

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: "Познаваем ли

окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских

направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм Агностицизм философское

учение, кот отрицает принципиальную возможность познаваемость объективного

мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает

напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости

мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную

возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов

объективного мира.

№29

Абсолют -философское понятие, обозначающее духовное первоначало всего

сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и

бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному

бытию.

№30

Ведущими категориями философии являются: "бытие", "материя" "природа",

"общество" “человек", "движение"' "развитие", "закон” вещь" "отношение",

"содержание", "форма", "свойство", "общее", "единичное", "сущность",

"явление", "причина", "следствие" и другие.

№31

Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность

познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

№32

функция означает отношение двух или группы объектов, в котором изменению

одного сопутствует изменение другого. И.Т. Фролов выделяет следующие

основные функции философии:

1. Функция экспликации (выявления) наиболее общих идей, представлений, форм

опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или

общественно-историческая жизнь людей в целом, т.е. универсалий культуры.

2. Функция рационализации, т.е. перевода этих универсалий в логическую,

понятийную форму.

3. Функция систематизации, т.е. теоретического выражения суммарных

результатов человеческого опыта во всех его формах.

4. Критическая функция, поскольку формирование нового мировоззрения должно

сопровождаться критикой разного рода ошибок, стереотипов, заблуждений,

предрассудков, встающих на пути истинного познания.

5. Функция согласования, интеграции всех форм человеческого опыта.

№33-34

В философии известны два метода познания: диалектический, рассматривающий

явления, предметы, процессы материального мира в тесном единстве,

взаимодействии, развитии всех его сторон, и метафизический, рассматривающий

явления и предметы материального мира вне их взаимосвязи в неподвижном,

статическом состоянии.

№35

К моменту возникновения философии человечеством были накоплены различные

навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт Появление философии

было рождением особого , вторичного типа общественного coзнания

Направленного на осмысление уже сложившихся форм культуры. Поэтому

воплощенный в философии способ мышления, обращениый ко всему полю культуры

называется критически-рефлексивным

№36

При изучении истории философии бросается в глаза многообразие философских

учений, школ, течений, направлений. Их существование характеризует историко-

философский процесс со стороны его внутренней дифференциации и поляризации.

Развитие философии предстает как столкновение философских подходов, борьба

идей, принципов и личностей. Изучение этого многообразия фил взглядов, их

возникновение, развитие, взаимного влияния др. на др., зависимость от

конкретных соц-пол условий своего времени и места возникновения и

составляет предмет истории фил.

№37

Крупным шагом на пути развития онтологического подхода в решении

философских проблем является атомизм Демокрита (460-370 гг. до н.э.). Суть

онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:

1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира

происходит из их соединения и разделения, поэтому вещи различаются лишь по

количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению.

2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: место, занимаемое одним

атомом по отношению к другому атому, совершенно случайно.

№38

Вопрос: "Из чего все произошло?" Первая философская школа в Древней Греции

возникла в VI веке до н.э. в городе Милет и получила название милетской

шкколы. Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес (ок 625-547 гг. до н.э.) выдвинул идею первоосновы всего -субстанции,

и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она - везде. Вода как

естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: все

происходит из воды и в воду же обращается.

№39

Приемник Фалеса Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.) принял за первооснову

сущего апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию; ее части

изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно

чувственному восприятию, но постижимо разумом.

№40

Основателем другой философской школы является Пифагор (VI век до н.э.),

решавший ту же проблему о первоначале мира. Его исходная позиция: "Все

есть число". Пифагорейцы усматривали в числах свойства и отношения,

присущие различным органическим сочетаниям сущего; в, числе и

математических отношениях они видели объяснение скрытого смысла явлений и

законов природы.

№41

Ярким представителем раннегреческой философии является Гераклит Эфесский

(ок. 530-470 гг. до н.э.), который в качестве субстанционально-

генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь (по Гераклиту) это

субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным себе, неизменным во

всех превращениях и как первоначала, конкретная стихия.

№42

Термин софисты применяется для обозначения группы древнегреческих

мыслителей середины V - первой половины IV века до н.э. Ее наиболее видными

представителями являются. Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Со второй

половины 4 века до н.э. слово "софист" стало обозначать особый тип философа-

профессионала, учителя философии. Софисты отождествляли мудрость со

знанием, умением, способностью доказывать все, что они считали необходимым,

выгодным. Они утверждали, что доказывать можно все, что потребуется

доказать в тех или иных обстоятельствах. В философии софистов человек

становится единственным бытием. По их утверждению, бытие вне человека не

существует, человек только в себе самом может найти истину. Софист Протагор

выразил свою мысль в следующем утверждении: "Человек есть мера всех вещей

существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют."

Софисты подчеркивали условность правовых норм, государственных законов и

моральных оценок.

№43

Исходным началом метода Сократа, помогающего рождению! человеческой мысли,

является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ

пробуждал у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашал их

к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась

бы на логических аргументах. При этом Сократ исходил из установки, что все

знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания, сознание

черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа заключается в

том, чтобы помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и

истинных моральных норм.

№44

Платон является виднейшим представителем объективного идеализма. Мир (по

Платону) двойственен по своей природе: в нем различается видимый мир

изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное

бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи - нечто среднее между

бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии. Идеи - это образы

вещей, некие божественные сущности. Они -целевые причины, заряженные

энергией устремления, между ними существуют отношения координации и

подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного добра, или Мировой Разум.

Мир сотворен этим разумом, который вносит в него порядок и меру.

№45

Чтобы превратить эту возможность в действительность, надо придать материи

соответствующую форму. Форма - это активный творческий фактор, это причина

становления вещей из однообразной материи. Основным двигателем мира

является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

№46

Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о

возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Для

этого человек должен побороть страх пред богами и страх перед смертью, быть

уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями.

Поскольку человек - это прежде всего телесное чувственное существо,

постольку всякое благо и зло в его жизни проистекает от его способности

управлять своими ощущениями. Высшим благом для человека является достижение

им блаженства, наслаждения. Однако действительно длительными и прочными

могут быть только духовные наслаждения и блага, такие как дружба и знание.

Высшая форма блаженства - состояние полного душевного покоя,

невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира – атаракси

№47

Стоицизм исходит из представления о предопределенности всего существующего.

Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей

закономерности, которая выступает как неотвратимая необходимость.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.