реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по философии

№48

В истории средневековой философии выделяется два этапа!патристика (VI-Х

века) и схоластика (XI-XV века). Патристика обозначаем совокупность

теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских

мыслителей I-III веков.

№50

Антисфен проповедовал отказ от каких-либо потребностей, презирая роскошь и

стремление к наслаждению, он призывал быть ближе к природе. По его мнению,

не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака.. Его

последователи резко осуждали рабство.

№51

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - центральная фигура средневековой философии

позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор

ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух ее господствующих

направлений - томизма. Исходным принципом в его учении является

божественное откровение, через которое человек для своего спасения узнает

нечто такое, что ускользает от его разума. Предметом философии являются

истины разума, предметом теологии - истины откровения. Конечным объектом и

источником всякой истины является Бог, поэтому нет принципиального различия

между философией и теологией.

№52

В целом философия средневековья характеризуется следующими чертами:

1)ей был свойственен Библейский традиционализм и ретроспективность,

поскольку Библия стала отправным источником и мерой оценки любых теорий

философии;

2)поскольку Библия понималась как свод законов бытия и повелений Бога,

особое значение приобретала экзегетика - искусство правильного толкования и

разъяснения положений Завета;

3)философии средневековья была присуща тенденция к назидательству и

учительству.

№53

Развитие фил мысли периода средневековья В таких условиях было пронизано

проблемами религии. Церковь монополизировала все процессы развития

образования и научного знания. философия могла развиваться только с позиции

церкви. Ее содержание и развитие полностью зависело от теологии, или

богословия, которое представляло собой совокупность религиозных доктрин о

сущности действии Бога.

№54

Схоластика - это тиг религиозной философии, хар принципиальным подчинением

примату теологии, соединением догматических предпосылок с

рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической

проблематике. Он получил наиболее полное развитие в Западной Европе.

№55

Центральной категорией философии Аквинского является бытие но есть, и оно

есть истина. Предельной полнотой бытия, частью которой являются

изменяющиеся вещи, является Бог. Он есть конечная реальность, его силы

постоянно в действии. Он может сотворить и безначальное, и бесконечное во

времени и в пространстве, поскольку он сам вне времени и пространства.

№56

Аврелий Августин разработал теорию о гармонии веры и разума, в которой

выступил с требованием признания двух путей приобщения 'людей к религии:

понятийно-рационального и нерационального.

№57

Теоцентризм также характеризуется креационизмом – учение о сотворении мира

Богом.

№58

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в

происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма.

Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью

обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы,

существующие в эмпирическом мире.

№59

Номинализм - это философское учение, отрицающее онтологическое |К значение

общих понятий и утверждающее, что они существуют не в р действительности, а

только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия - это только

имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо

единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков,

общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии

существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывали даже, что

реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в

человеческом уме. ч.

№60

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и

общего, поставленной еще Аристотелем, который различал первичные и

вторичные сущности, но затруднялся в определении онтологического статуса и

тех, и других.

№61

Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека

сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на

авторитет, но и подкрепленное разумными доводами. Его представители

допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и

оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу

вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности

рациональных средств воздействия на человека.

№62

Августин Аврелий теолог (богослов) он опирался на христианскую религию. Он

стоит у истоков христианской философии ( патристика от слова «патер»

отец) Человек не по своей воле умирает, рождается. За него решает Бог. Но

человек властен над своей волей . Человек обладает силой воли , но не

властен над телом.

№63

антропоцентризмом - учением об исключительной роли человека среди творений

Бога;

№64

Начиная с XV века, в социально-экономической и духовной жизни Западной

Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи,

которая вошла в историю под названием Возрождение. Она характеризуется

развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и,

соответственно, техники, естествознания, механики, математики. Все это

требовало поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному

познанию мира и человека. Новая эпоха осознает себя как возрождение

античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования,

откуда идет и само название - Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение

возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло

себя средневековому христианству.

№65

Представители другого направления - религиозного антиинтеллектуализма

полагают, что рассудочный подход к религии, содержащий себе момент

принудительности и обязательности для Бога, исключает в нем творческое

начало, свободу, произвол, всемогущество. Действия Бога неподвластны

законам разума. Бог абсолютно свободен, его действия абсолютно

непредсказуемы. На пути к Богу разум является помехой.Слепую и бездумную

веру Его представители рассматривали античную культуру как ложные,

противоречивые по своей природе воззрения, уводящие людей от их подлинного

назначения - спасения своей души.

№66

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.

Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм -

философское учение, отождествляющее мир и 5ога. В нем христианский Бог

утрачивает свой в неприродный характер, сливается с природой, которая тем

самым обожествляется.

№67

Другим путем в разработке проблем методологии научногсТ исследования пошел

французский философ Р. Декарт (1598-1650 гг.)! представитель

рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм

представляет собой философское направление, признающее разум основой

познания и поведения людей.

№69

провиденциализмом - учением о предназначен ности человека к

сверхъестественной судьбе; эсхатологизмом - учением о конце мира и

наступлении "царства божьего".

№70

Под эмпиризмом мается направление в теории познания, признающее

чувственный источником знаний и считающее, что содержание знания может

представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

№72

Декарт сформулировал три следующих правит дедуктивного метода:

1).во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;

2) это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы

исследование было направлено на постижение имент этого неизвестного;

3) в вопросе должно содержаться нечто известное.

№73

единая субстанция обладает двумя атрибутами неотъемлемыми Свойствами

-протяжением и мышлением. Наряду с протяжением, материя, начиняя от камня и

заканчивая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени;

человеческое мышление есть лишь частный случай мышления вообще.

№74

Понятие монада используется в ряде философских систем для обозначения

конститутивных (определяющих) элементов бытия. Лейбница этим термином

обозначается самостоятельно существующая' субстанция. Монада проста, не

состоит из частей, а потому неделима. Она не может быть чем-то материально-

протяженным, т.к. все материальное, будучи протяженным, делимо до

бесконечности .Сущноеуь каждой монады оставляет деятельность т.е.

1)представление или восприятие 2) стремление.

№76

характерными особенностями философии эпохи Просвещения является сциентизм

- мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о

научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием

ориентации человека в мире.

№77

деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог,

сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в

закономерное течение его событий.

№78

Одной из важнейших характеристик философии этого периода является

рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что

инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют

второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму,

придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и

восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место в познании опыт.

№79

Главной идеей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) была проблема социального

неравенства и его преодоления. Уже в своем первом социально философском

сочинении он выступил против современной цивилизаций как цивилизации

неравенства, осуждая социальную культуру, оторванную от народа и освящавшую

неравенство. Этой цивилизации он противопоставил простоту и невинность

первобытных людей, живущих в согласии с природой и ведущих нравственный

образ жизни.Возникновение неравенства было одновременно и прогрессом, и

регрессом в жизни общества.

№81

Субъект познающий , по Фихте «я» , Гегель- тождество субъекта и объекта

№82

Кант выдвинул новую -концепцию субъекта, на основе которой провел

разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои

возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Он

ограничил познавательные способности субъекта миром явлений, оставив

нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".

№83

Исходное понятие системы Фихте- « я» , которое утверждает себя как

такового в акте самосознания. «Я « есть волевое действующее существо.

Существует индивидуальное и абсолютное «я»

№84

В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира

явлений и мира свободы как субъективного деятельностного "Я" на основе

учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта. Абсолютный

субъект в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира,

абсолютное тождеств субъекта и объекта, точку "безразличия" их обоих.

Возникновение из этого первоначального тождества всего многообразия

определений этого мира есть "творческий акт", который будучи непознаваемым

для разума, является предметом особого рода иррационального познания -

интеллектуальной интуиции недоступна всем смертным, она дана лишь особо

одаренным людям, гениям.

№85

Движение сознания это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая

послед ступень заключает в себе все предыдущие , воспроизводя их на новом ,

более высоком уровне, в тоже время последующие ступени предвосхищается на

более ранних этапах, диалектического пути развития. – сознание

–самосознание –разум -дух.

№86

Гегель называл свою философскую систему абсолютным идеализмом. Он стремился

охватить весь природный и духовный мир одним понятием. Таким исходным

понятием гегелевской системы является "Абсолютная идея", под которой

понимается разумное мышление как первоначало или субстанция всего

существующего. Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом

"свернутом" виде все возможные определения природных, общественных и

духовных явлений. В процессе саморазвития она проходит различные стадии в

виде последовательного движения от абстрактного, т.е. общих определений, к

определениям, обогащенным конкретным содержанием.

№87

диалектический метод, предполагающий рассмотрение всех явлений и '

процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Гегель

характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как

принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Диалектический метод Гегеля также включает в себя принципы анализа

действительности: восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие

исторического и логического, всесторонность и другие.

№88

Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в

центре философии должен находиться человек как высшее) существо природы.

Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве

его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и

мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо

со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в

качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.

№89

Система завершенная, дает полное объяснение происхождения мира, причины

существования, к чему придет. Система трансцедентальна, абсолютная идея

совершенно бесконечна , ничего кроме неё нет . Сама себя познает в

собственных проявлениях. Создает природу мир, человека для создания

культуры и искусства. Метод диалектический применим в любой из отраслей

науки фил. Подвижен универсален.

№90

К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась

реальная возможность теоретического обоснования принципов

материалистической диалектики. В этот период получили развитие такие науки,

как физиология, эмбриология, геология. Был сделан ряд открытий,

свидетельствовавших о диалектическом характере процессов природы: открытие

немецким биологом Т. Шванном и М. Шлейденом клеточного строения животных и

растительных организмов, обоснование немецкими учеными Р. Майером и

Г.Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и

превращения энергии, разработка Ч. Дарвином эволюционной теории.

№91

Они ввели в научный оборот понятие "материалистическое, понимание истории

,суть которого заключается в признании Определяющей роли материального

производства по отношению к другим сферам общественной жизни. При этом они

подчеркивали, что социально-экономическую детерминацию не следует

абсолютизировать и рассматривать как однонаправленный процесс. Духовная

жизнь общества имеет собственные законы функционирования и оказывает

значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их

развитие.

№92

Субъект в системе Фейербаха - это реальный, .целостный человек в единстве

его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и

мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо

со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в

качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить

№93

Механисты утверждали, что не может существовать обособленной сферы

философствования, диалектики склонялись к тому, что философия обладает

самостоятельным статусом и имеет свое собственное содержание.

№94-95

В 40-50 годы XIX века по ряду общефилософских вопросов русск; общественная

и философская мысль разделилась на 2 направления западничество и

славянофильство. Представители западничества или западники, утверждали, что

Россия уже с петровских времен необратимо привязана к Западу

№101

Для Чернышевского область нравственного - это лишь функциональный придаток

физиологического, которое, в свою очередь, приводится в действие

социальным. Поэтому человек при одних обстоятельствах бывает добрым, а при

других - злым. Чтобы направить человека в сторону нравственного развития,

необходимо прежде всего изменить реальные условия его жизни, преобразовать

социальным. Нравственный мир, по Чернышевскому, как и мир физический

подчинен закону причинности. Все происходящие в нем явления 'взаимосвязаны

между собой и строго предопределены природой человека. Мышление заключается

в отборе ощущений и представлений, которые соответствуют потребности

мыслящего организма в данную минуту, а действия и поступки сводятся к

достижению результатов, намеченных мышлением. Все люди - эгоисты, ими

движет желание добра для себя. Добро - это большая польза, а т.к. желания у

всех одинаковы, то простая расчетливость и рассудительность обязывают

умерять эгоизм и придавать ему разумную форму (теория "разумного эгоизма").

№103

Географическая среда, по его мнению, определяет характер производительных

сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития

социальной надстройки.

№105

основой такого мировоззрения по замыслу Соловьева должно стать

христианство Соловьев выступал за объединение всех христианских конфессий.

Он попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения

естествознания , истории и фил, создать синтез религии и науки.

№106

Призванием человека выступает мессианская (по отношению к природе) роль -

роль ее освободителя и спасителя. Именно человечество является посредником

между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма

всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван

видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда

цель мировой истории - единство Бога и небожественного мира, возглавляемого

человечеством.

№107

Другим видным представителем этого направления является Н.А. Бердяев (1874-

1948 гг.). Главной идеей его творчества была антропозиция, т.е. оправдание

человека в творчестве и через творчество. Оно упраздняет откровение Ветхого

Завета и возвещает о наступлении "творческой религиозной эпохи". Однако, по

Бердяеву, нельзя ждать третьего откровения, его должен совершить сам

человек, это будет делом его свободы и творчества. Творчество само является

религией, его целью становится поиск смысла, который всегда находится за

пределами мировой данности. Смысл есть ценность, поэтому всякое творческое

стремление ценностно окрашено. Творчество создает особый мир, оно

уподобляет человека Богу-Творцу.

№108

Противоположным рационализму явился иррационализм, видными

представителями которого были А. Шопенгауэр, С. Къеркегор и Ф. Ницше,

противопоставившие тезису рационалистов о разумности мира противоположным

тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а единая воля,

инстинкты, страх и отчаяние.

№109

Человек есть экзистенциальный центр мира, наделенный страшно и последней

свободой. Однако свобода не выводима из бытия, она существует до бытия, она

"вкоренена" в небытие, в ничто. Человек есть дитя Божие и дитя

несотворенной свободы. Поэтому Бог-Творец всесилен над бытием, но не

обладает никакой властью над небытием, над несотворенной свободой. Эта

бездна первичной свободы, изначально предшествующей Богу, является

источником зла. Свобода отделена от Бога и человека. Поскольку творчество

также проистекает из свободы, то противоборство зла и творчества составляет

сущность новой религиозной эпохи - эпохи "третьего откровения"

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.