![]() |
|
|
Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому|а |отличении культурно-исторических |зарождаются, расцветают и | |историческ|типов; так сказать самостоятельных |дряхлеют они не | |их |своеобразных планов религиозного, |одновременно, и и делается| |явлений. |социального, бытового, |не имеющий ничего общего с| |Понятие |промышленного, политического, |реальностью вывод о | |культурно-|научного, художественного, одним |превосходстве одних | |историческ|словом, исторического развития. |народов и неразвитости | |их типов. |Рассматривая историю отдельного |других. Традиционное | | |культурного типа, мы точно и |деление истории на периоды| | |безошибочно можем определить возраст|содержит в себе ошибочное | | |этого развития, - можем сказать: |смешение ступеней и типов | | |здесь оканчивается его детство, его |развития. Вместо того, | | |юность, его зрелый возраст, здесь |чтобы проводить параллели | | |начинается его старость, здесь его |между народами, для | | |дряхлость, - или, что тоже самое, |которых одна и та же эпоха| | |разделить его историю на древнейшую,|имеет совершенно разное | | |древнюю, среднюю, новую, новейшую и |значение – ибо одни только| | |т. п…Но что можно сказать о ходе |начинают формироваться, | | |развития человечества вообще и как |другие же, увенчанные | | |определить возраст всемирной |плодами тысячелетнего | | |истории? На каком основании отнести |развития, уже завершают | | |жизнь таких-то народов, такую-то |свой жизненный цикл, - | | |группу исторических явлений – к |гораздо целесообразнее | | |древней, средней или новой истории, |было бы выделять | | |то есть к детству, юношеству, |реальности | | |возмужалости или старости |культурно-исторических | | |человечества?.. |типов. | | | | | | |Итак, естественная система истории | | | |должна заключаться в различении | | | |культурно-исторических типов | | | |развития как главного основания её | | | |делений от степеней их развития, по | | | |которым только эти типы (а не | | | |совокупность исторических явлений) | | | |могут подразделяться. | | | | | | |Перечисле-|1)египетский, 2)китайский, |Как отмечено выше, | |ние |3)ассирийско-вавилонско-финикийский,|Данилевский выступил с | |культурно-|халдейский или древне-семитический, |идеей обоснования | |историческ|4)индийский, 5)иранский, |,,естественной систе-мы | |их типов в|6)еврейский, 7)греческий, 8)римский,|истории”, предложив | |хронологич|9)ново-семитический или аравийский и|считать главным основанием| |е-ском |10)романо-германский или |её периодизации деление на| |порядке. |европейский… к ним можно причислить |обособленные замкнутые | | |ещё: мексиканский и перуанский, |национально-государственны| | |погибшие насильственною смертью и не|е образования, или | | |успевшие совершить своего развития. |культурно-исторические | | |Только народы, составлявшие эти |типы, с присущими им | | |культурно-исторические типы, были |специфическими чертами в | | |положительными деятелями в истории |художественно-эстетической| | |человечества; каждый развивал |, нравственной, | | |самостоятельным путем начало, |религиозной, | | |заключавшееся как в особенностях его|экономической, | | |духовной природы, так и в особенных |социально-политической | | |внешних условиях жизни, в которые он|сферах. Историю он | | |был поставлен, и этим вносил свой |интерпретировал как | | |вклад в общую сокровищницу. |циклический процесс | | | |возникновения, расцвета и | | | |упадка поочерёдно | | | |сменяющих друг друга | | | |разнообразных национальных| | | |культур. Таким образом, | | | |история становилась | | | |чередованием локальных, | | | |мало связанных друг с | | | |другом | | | |культурно-исторических | | | |типов. | | | | | |Пять |Закон 1. Всякое племя или семейство |Итак, самобытный тип | |законов |народов характерезуемое отдельным |составляют племя или | |развития |языком или группою языков, довольно |семейство народов, | |типов. |близких между собою – для того, |ощущающих внутреннее | | |чтобы сродство их ощущалось |родство и способных по | | |непосредственно, без глубоких |своим задаткам к | | |филологических изысканий, - |историческому развитию. | | |составляет самобытный |Для возможности зарождения| | |культурно-исторический тип, если оно|и развития самобытной | | |вообще по своим духовным задаткам |цивилизации народ и | | |способно к историческому развитию и |входящие в его состав | | |вышло уже из младенчества. |дробные национальные | | |Закон 2. Дабы цивилизация, |единицы должны обладать | | |свойственная самобытному |политической | | |культурно-историческому типу, могла |независимостью, ибо нет ни| | |зародиться и развиваться, |одной цивилизации, которая| | |необходимо, чтобы народы, к нему |бы зародилась и развилась | | |принадлежащие, пользовались |без политической | | |политической независимостью. |самостоятельности, хотя, | | |Закон 3. Начала цивилизации одного |достигнув уже известной | | |культурно-исторического типа не |силы, цивилизация может | | |передаются народам другого типа. |ещё некоторое время | | |Каждый тип выработывает ее для себя,|продолжаться и после | | |при большем или меньшем влиянии |потери независимости, что | | |чуждых ему предшествовавших или |можно наблюдать на примере| | |современных цивилизаций. |Греков. Каждый | | |Закон 4. Цивилизация, свойственная |культурно-исторический тип| | |каждому культурно-историческому |вырабатывает | | |типу, только тогда достигает |самостоятельные и не | | |полноты, разнообразия и богатства, |передаваемые другим начала| | |когда разнообразны этнографические |цивилизации. Идея | | |элементы, его составляющие, - когда |изолированности и | | |они, не будучи поглощены одним |непередоваемости начал | | |политическим целым, пользуясь |одних типов другим | | |независмостью, составляют федерацию,|оказывается относительной | | |или политические систему государств.|в связи с признанием, что | | | |большинство цивилизаций, | | |Закон 5. Ход развития |за исключением Индии и | | |культурно-исторических типов всего |Китая, были | | |ближе уподобляется тем многолетним |преемственными. | | |одноплодным растениям, у которых |Культурно-исторические | | |период роста бывает неопределенно |типы в своём развитии | | |продолжителен, но период цветения и |проходят стадии, | | |плодоношения – относительно короток |аналогичные жизненному | | |и истощает раз и навсегда их |циклу организма, - рост, | | |жизненную силу. |цветение и увядание: | | | |,,Народы… рождаются, | | | |достигают различных | | | |степеней развития, | | | |стареют, дряхлеют и | | | |умирают”. | |Возможност|Передать цивилизацию какому-либо |Данилевский выдвигает | |ь передачи|народу, очевидно, значит заставить |исключи-тельно высокие | |цивилизаци|этот народ до того усвоить себе все |требования наро-ду, | |и |культурные элементы (религиозные, |вознамерившемуся влиять на| | |бытовые, социальные, политические, |развитие других | | |научные и художественные), чтобы он |народов.Если взаимодейтвие| | |совершенно проникнулся ими и мог |не взаимовыгодно, если | | |продолжать действовать в духе |преимуществами его | | |передавшего их, с некоторым, по |пользуется лишь одна | | |крайней мере, успехом, так чтобы |сторона, если не созданы | | |хотя отчасти стать в уровень с |предпосылки для того, | | |передавшим, быть его соперником и |чтобы слабый народ мог в | | |вместе пролжателем его направления. |дальнейшем превзойти | | | |своего ,,покровителя”, то | | | |оно не имеет права на | | | |существование и должно | | | |быть перкращено. | |Пересадка |Самый простейший способ |Этот способ состоит в | |цивилизаци|распространения есть пересадка с |изгнании культуры с | |и |одного места на другое посредством |занимаемой ею территории. | | |колонизации… точно так, как, |Например, индейские | | |например, в интересах земледелия |племена Северной Америки | | |весьма было бы желательно, чтобы |были вытеснены европейцами| | |никаких сорных трав на свете не |с их родных земель и | | |было; и пожалуй, как позволительно |загнаны в резервации, где | | |заемледельцу всеми мерами их |индейская культура увяла и| | |уничтожать, так было бы |разложилась. | | |позволительно распространителям |Данная форма влияния | | |единой общечеловеческой цивилизации |является политической или | | |– уничтожать прочие народы, служащие|религиозной экспансией | | |более или менее тому препятствием. |развитых государств. Она | | | |предполагает повсеместное | | | |распространение | | | |единственной формы | | | |цивилизации любыми | | | |средствами и методами, | | | |вплоть до признания | | | |целесообразности | | | |уничтожения мешающих | | | |данному процессу народов, | | | |или превращения их в | | | |служащий чужим целям, не | | | |способный к сопротивлению | | | |этнографический материал. | |Прививка |Другая форма распространения |Второй тип взаимодействия | |цивилизаци|цивилизации есть привика и это и |означает таким образом, | |и |разумеют под передачею |что зрелые плоды культуры | | |цивилизации…Надо быть глубоко |– учреждения , формы быта | | |убежденным в негодности самого |и искусства переносятся на| | |дерева, чтобы решиться на подобную |почву другой, менее зрелой| | |операцию…Как бы то ни было, прививка|культуры. Если такая | | |не приносит пользы тому, к чему |прививка и приносит плоды,| | |прививается, ни в физиологическом, |то за счет прекращения | |Реформы |ни в культурно-историческом смысле. |роста самобытных начал той| |Петра |Он ... захотел во что бы то ни стало|культуры, которая | |Первого. |сделать Россию Европой. Видя плоды, |становится средством для | | |которые приносило европейское |усиленного развития | | |дерево, он заключил о превосходстве |насаждаемой цивилизации. | | |самого растения, их приносившего, | | | |над русским, ещё бесплодным, дичком,| | | |... , не подумав, что для дичка ещё | | |Значение |не пришло время плодоносить… |Пётр, ясно сознавая | |реформ | |необходи-мость укрепления | |Петра. |После Петра наступили царствования, |России для отражения | | |в которых правящие государством лица|неизбежного давления со | | |относились к России уже не с |стороны предприимчивой и | | |двойственным характером ненависти и |честолюбивой Европы, | | |любви, а с одною лишь ненавистью, с |захотел привить | | |одним презрением, которым так богато|европейские начала | | |одарены немцы ко всему славянскому, |,,русскому дичку”. Но | | |в особенности ко всему русскому. |операция не удалась. Дичок| | | |не захотел стать | | | |питательной основой для | | | |чуждой культуры и | | | |продолжает давать свои | | | |собственные цветы и плоды.| | | |Но его организм испытал | | | |глубокое потрясение. | | | |Болезнь подражатель-ности,| | | |заискивания перед Европой | | | |до сих пор обессиливает | | | |Россию. | | | |Изменение обычаев, без | | | |которого можно было бы | | | |обойтись, зашло слишком | | | |далеко и проявилось в | | | |насаждении иностранных | | | |форм управления, | | | |действующих вразлад с | | | |характером русского | | | |человека. | |Почвенное |Наконец, есть ещё способ воздействия|Данный способ не | |удобрение |цивилизации на цивилизацию…Это |составляет бесполезного | | |действие, которое мы уподобим |повторения старого, как | | |влиянию почвенного удобрения на |это должно неминуемо | | |растительный организм, или, что тоже|произойти там, где один | | |самое, влиянию улучшенного питания |культурно-исторический тип| | |на организм животный. За организмом |приносится в жертву | | |оставляется его специфическая |другому посредством | | |образовательная деятельность; только|прививки. Эта форма | | |материал, из которого он должен |влияния связана с | | |возводить своё органическое здание, |признанием права народа, | | |доставляется в большем количестве и |рождающегося для | | |в улучшенном качестве, и результаты |культурно-исторической | | |выходят великолепные, всякий раз – |деятель-ности, на | | |вносящие разнообразие в область |самобытное творчество и | | |всечеловеческого развития…Народы |предполагает использование| | |иного культурного типа могут и |и самостоятельную | | |должны знакомится с результатами |переработку им результатов| | |чужого опыта, принимая и прикладывая|предшествовавших | | |к себе выводы и методы положительной|цивилизаций, особенно в | | |науки, технические приёмы и |плане усовершенствования | | |усовершенствования искусств и |промышлен-ности и | | |промышленоости…всё остальное, в |заимствования дости-жений | | |особен-ности относящееся до познания|науки.При таком свободном | | |человека и общества вовсе не может |отношениии народов одного | | |быть предметом заимствования, а |типа к результатам | | |может быть только принимаемо к |деятельности другого, | | |сведению – как один из элементов |когда первый сохраняет | | |сравнения. |свое политическое и | | | |общественное устройство, | | | |быт, нравы, религи-озные | | | |воззрения, одним словом, | | | |свою самобытность, | | | |возможно наиболее | | | |плодотворное воздейст-вие | | | |завершенной или более | | | |развитой цивилизации на | | | |вновь возникающую. | Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |