![]() |
|
|
Система восточных единоборств как вид духовного искусстваСистема восточных единоборств как вид духовного искусстваСеверо - западная академия государственной службы Филиал Северо - западной академии государственной службы В г. Мурманске Курс : Философия Р Е Ф Е Р А Т На тему : Система восточных единоборств как виды духовного искусства Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднего профессионального образования Конев Михаил Валентинович ______________________ « « __________ 1999г. Преподаватель Рзаев Д.А. , к.ф.н. , профессор _____________________ « « __________1999 г. г Мурманск , 1999 г. с о д е р ж а н и е р е ф е р а т а ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ВОСТОКА 3 История возникновения и развития воинских искусств востока . 5 Индийские основы философии боевых искусств. 6 ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ЯПОНИИ 8 ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУСТВ ДРЕВНЕГО КИТАЯ . 13 ПОДХОД ВОСТОКА К СОЗНАНИЮ В ПОЕДИНКЕ. 17 Используемая литература : 19 ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ВОСТОКА Все на свете презрев , об одном помышляй неизменно , днем и ночью радей - как проведать в жизни земной тайну Истинного Пути . Рекан - хоси (18-19 вв.) . Р астущий интерес к многовековой традиции воинского искусства Востока , объемлющей теорию и философию , стратегию и тактику военного дела , а также системы единоборств , вряд ли можно объяснить лишь низкопотребительским отношением. Гораздо важнее те общие уроки историко-культурного процесса , которые несет традиция. Древняя традиция такого рода подобна стреле , выпущенной из тугого лука коллективного опыта в бесконечность человеческого бытия. Обратим взор на те яркие вспышки в памяти культуры Востока , которые делают более зримой живую связь веков , их непрекращающийся диалог... Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс , начавшийся за тысячелетия до н.э. , т.е. до рождества Христова. К.Ясперс , немецкий философ 20 века , именно это время назвал осевым временем. В период между 800 и 200 гг. до н.э. произошел самый резкий поворот в истории. В это время происходит много необычайного. Именно в этот период в Китае жили мыслители Конфуций , Лао - цзы , Мо - цзы , Ле – цзы , именно тогда и появились все направления китайской философии . В Индии возникли Упанишады , жил Будда ; в философии были рассмотрены все возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма , материализма , софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире , где идет борьба со злом ; в Палестине выступали пророки Илия , Исайя , Иеремия и Второисайя ; в Греции - это время Гомера , философов Парнемида , Гераклита , Платона , драматургов Эсхила , Еврипида и Софокла , историка Фукидида и механика Архимеда. Все , что связано с этими именами , возникло почти одновременно в течении немногих столетий в Китае , Индии , на Западе Европы , независимо друг от друга. Древний Китай. 6 век до н.э. Сунь цзы , знаменитый воин и мудрец , завершает первый трактат о военном искусстве. Ему суждено было остаться самым фундаментальным и почитаемым в "Семикнижии" военных трактатов и разделить судьбу других канонических текстов.Произошло это по тому , что , кроме обобщения многовекового опыта военной стратегии и тактики , в "Сунь цзы" нашло воплощение традиционно восточное представление о некоем высшем законе , которому подчинено все сущее. Истоки этого представления находят в древнейшей натурфилософской концепции "инь-ян" , которая легла в основу знаменитой "Книги перемен" с ее гадательной символикой триграмм и гексаграмм. Книга перемен вошла в конфуцианское "Пятикнижие" . В конфуцианстве и даосизме высший природный закон стал именоваться законом Неба и законом Дао. "Сунь цзы" как бы демонстрировал действие всеобщего закона в военно-прикладной сфере. Уникальный специальный источник превращался в философию военного дела , своего рода "библию" воинского искусства , в средоточие эзотерического (тайного) знания , доступного только посвященным. Отсюда хранители секретов военного дела и воинского искусства -выдающиеся полководцы , воины-мудрецы , мастера становились одновременно носителями глубинных знаний о мире , высших ценностей и идеалов культуры. Именно перерастанием профессиональных границ и выходом к познанию некоего высшего закона , которому подчиняется все сущее , была обусловлена особая культурная значимость воинского искусства на Востоке. На "Сунь цзы" , ставшем канонизированным текстом , распространялась общая традиционно восточная установка , сформулированная Конфуцием : "Передавать , а не создавать , верить древности и любить ее". Светом своей мудрости "Сунь цзы" , пожалуй , наиболее ярко озарил эпоху борьбы Трех царств (Вэй , Шу и У) , которая разгорелась в 3 веке н.э. Один из самых бурных периодов в истории Китая с его непрекращающимися войнами стал грандиозным полигоном испытаний для "Сунь цзы" , который был настольной книгой выдающихся полководцев. Среди них Цао Цао- первый комментатор трактата. Предметом комментирования становится и сама борьба Трех царств , что позволяет в разрастающемся тексте "Сунь цзы" теоретически обобщить колоссальный опыт военных действий. В 14 веке теория и практика воинского искусства получают философско- художественное осмысление в самой ранней китайской книжной эпопее - романе Ло Гуаньчжуна "Троецарствие". В "Троецарствии" на основании официальных исторических хроник и последующих народных книг повествуется о борьбе Трех царств. Она длилась 76 лет - с начала так называемого "восстания Желтых повязок" и до создания в 265 году единой Цзиньской империи. "Троецарствие" , ставшее шедевром средневековой литературы , как и древнекитайский трактат "Сунь цзы" , вошло в круг памятников , в которых традиция боевых искусств Востока представлена в наиболее концентрированном и полном виде. Столь разные по жанру и по объему памятники , отдаленные друг от друга веками , во многом дополняют друг друга. "Сунь цзы" как высшее достижение древнекитайской теоретической мысли оказывается сопряженным с конкретным опытом реализации стратегии и тактики военных действий , составляющих событийную основу "Троецарствия". Однако монументальные памятники вступают в исторический диалог не только по самой сути предмета воинского искусства . Они имеют мировоззренческую , философскую основу , которая является общей как для традиции боевых искусств , так и для культуры дальневосточного региона в целом. Описание военных событий становится в "Троецарствии" средством для извлечения уроков из истории , которая являет собой величественный пример действия все того же высшего закона , а ее герои - примеры обладания высшим знанием. Какай же смысл заложен в понятии кэмпо? Однозначно ответить нелегко. Кэмпо- это учение,сложный комплекс духовной и физической культуры,это многовековые традиции борьбы,находящиеся в непрестанном развитии. Кэмпо-также и путь реализации популярной на Востоке концепции единства микрокосма человеческой личности и макрокосма , достижения гармонии с миром и с самим собой. Условно можно выделить следующие источники кэмпо: даосская философия,выдвинувшая идеи Пустоты , борьбы сил Инь и Ян,взаимодействия Пяти первоэлементов , Недеяния , Мягкости , Метаморфоз ; йога как система психотренинга , физического и духовного совершенствования человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех основных национальных форм: индийская йога , тантрическая буддийская (китайская , тибетская , японская) йога и даосская (китайская) йога ; традиционные теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци , о точках и меридианах , об их связи с внутренними органами , о развитии энергетики организма (ци - гун) ; "бионика" древности , наблюдение за повадками животных , из которого возникли так называемые звериные стили кэмпо ; локальные системы рукопашного боя и ритуальные боевые танцы различных племен и народностей ; опирающаяся на теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая , в которой сформулированы принципы стратегии и тактики борьбы ; Чань (Дзен) - буддийская психотехника , позволившая добиться поразительных результатов в концентрации и самовнушении . Можно также обозначить составные части кэмпо , сохранившиеся с древности до наших дней : конфуцианские этические нормы в формировании личности ; разнообразная детально разработанная методика обучения : подготовка тела , психическая перестройка , способы работы с пятью стихиями , с предметами и формами-образами ; обширнейший арсенал приемов борьбы во всем многообразии национальных видов , направлений , стилей и школ . Только такая классификация дает возможность рассматривать кэмпо как единую систему , как культорологический феномен , как особую область Знания , как Учение. В исторических записках Сыма ЦЯНЯ ( 2-1 вв. До н.э. ) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая : . «сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ» (натурфилософы) ; . школа служилых людей – ЖУЦЬЗЯ (конфуцианцы) ; . школа «моистов» , «номиналистов» - МИНЬЦЗЯ (софисты) ; . школа законников (легистов) – ФАЦЗЯ ; . «школа ДАО и ДЭ» - даосисты . Натурфилософы (сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ) развивали учение о противоположных началах (мужское и женское , темное и светлое , восход и заход). Найти гармонию , согласие между этими началами – вот одна из задач тогдашней философии . Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство . Это учение характеризует идеализацию древности (золотой век) , культ предков , выполнение норм сяо – сыновняя почтительность и забота о родителях . Эта норма стала общепризнанной в Китае . Идеал “ благородного человека “ присущ конфуцианству : такой человек – представитель высших слоев общества и его скромность , бескорыстие , сдержанность – необходимые черты . Разработка ритуала : отношения высших к низшим , младших к старшим и пр. Конфуцианские идеалы живут в культуре Китая до сих пор : правила поведения , внешней учтивости , церемониал . Общественные потребности , забота о их реализации – удел правителя . Даосизм – учение о великом дао , всеобщем законе , Абсолюте . Дао господствует во всем : всему дает форму , имя . Взгляды сторонников Дао на природу человека вытекают из учения о первозаконе . Природа человека приветствует Дао , она пуста , непознаваема , смысл жизни – в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Китайская философия древности антроцентрична , направлена на решение проблем житейской мудрости , имеет установку на естественный ход вещей , недеяние . История возникновения и развития воинских искусств востока . У мение использовать в качестве оружия различные части тела возникло , по - видимому , еще во времена первобытнообщинного строя , когда человек вынужден был бороться с дикими животными или воевать. Ниже описывается краткий исторический очерк возникновения , развития и становления боевых искусств. ЕГИПЕТ Иероглифические свитки , датируемые 4000-3000 гг. до н.э. описывают приемы , сходные с приемами борьбы и бокса , распространенные в Шумерском царстве в Месопотамии. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Около 2000 г. до н.э. в Греции были популярны борьба и бокс. В дальнейшем на 33-х Олимпийских играх в 648 г. до н.э. был создан панкратион - комбинированный вид борьбы и бокса , приемы которого допускали для победы над противником использование всех частей человеческого тела. Состязания в этой борьбе носили кровавый характер и чаще всего заканчивались смертью одного из соперников. В дальнейшем панкратион был запрещен , однако затем появился в Древнем Риме в качестве составляющей в схватках гладиаторов. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ Из Древней Греции (по мнению некоторых авторов , с армией Александра Великого) в 336-323 гг. до н.э часть приемов панкратиона была перенесена в Древнюю Индию , где , слившись с йогой , дала новое направление системам самообороны. Основоположник секты Дзен-Бодхидхарма завез индийские боевые приемы в Китай , объединив их с методами диафрагментального дыхания , используемыми в Дзене и Йоге. Эти методы дыхания оказали громадное влияние "ибуки" и "нагарэ" , широко используемые в современном каратэ. КИТАЙ Поселившись в монастыре Шаолинь-су в провинции Хунан (5-й век до н.э.) Бодхидхарма (он же Дарума Тайси или Бодай-Дарума) начал проповедовать Дзен- буддизм. Обнаружив , что физическая подготовка его учеников и последователей была далеко не лучшей (на его лекциях они засыпали от усталости) , Бодхидхарма ввел комплекс физических упражнений , которые , по его мнению , должны были бы способствовать лучшему усвоению идей Дзен. В дальнейшем , по-видимому , понимая те трудности , с которыми должны были столкнуться проповедники его идей в своих странствиях по кишащим разбойниками и зверьем местам , он же познакомил их с индийскими боевыми приемами. Слившись с местными приемами , эта форма борьбы , в свою очередь , дала большое разнообразие новым стилям. В дальнейшем во времена правления маньчжурской династии , сменившей династию Минь , монастырь Шаолинь-су был разрушен , т.к. его стены зачастую скрывали противников правящей династии. Часть монахов Шаолиня бежала на юг Китая , где основала Южный Шаолинь. Таким образом возникли две школы шаолиньского бокса : северная и южная. Бойцы южной школы (в прошлом и настоящем - крестьяне) отдавали предпочтение технике ударов руками , в то время как последователи северной (наездники и скотоводы)- технике ударов ногами. ОКИНАВА И ЯПОНИЯ Остров Окинава занимает особое место в дальнейшем развитии и становлении боевого искусства под названием "каратэ". Место столкновения торговых интересов Китая и Японии-острова архипелага Риу-Киу , к которому принадлежит остров Окинава , в 15-17 веках становятся яблоком раздора между этими странами. Вначале острова Рик-Киу захватили китайцы , принесшие с собой искусство китайского бокса , а затем японцы , у которых к тому времени большого расцвета достигли такие национальные виды борьбы, как кендо , сумо и вышедшее из сумо джиу-джитсу. Так как захватчики запрещали местному населению носить оружие , последние использовали в качестве оружия руки , ноги , а также цепы для обмолота риса и просто палки. Так на островах появился и распространился ОКИНАВА-ТЭ или ТОДЭ - синтетический стиль борьбы , направленный на победу над любым , и прежде всего вооруженным противником.Искусство ТОДЭ оставалось тайным вплоть до 1916 года , когда ведущие сэнсеи того времени Фунакоши Гичин ,Мабуни Кенва , Мияги Чоджун и др. решили обнародовать искусство ОКИНАВА-ТЭ. В настоящее время в Японии развито более 11 стилей каратэ , среди которых такие как ШОТОКАЙ , ВАДОКАЙ , ГОДЗЮКАЙ , ШИТОКАЙ , ИТОСУКАЙ , КИОКУШИНКАЙ и др. КОРЕЯ Примерно 1000 лет назад три самостоятельные государства , существовавшие на территории нынешней Кореи , были объединены династией Силла в одно , известное как страна Кориу , а в дальнейшем Корея. Тогда же была создана национальная организация для молодых людей - ХВАРАНГ-ДО,готовившая для своей страны элиту из аристократов , военных и т.д. Среди них было популярно искусство "ТАЭКИОН" - борьбы без оружия. В дальнейшем на это боевое искусство огромное влияние оказала северная школа китайского бокса , однако впоследствии в связи с упадком страны Кориу , "ТАЭКИОН" выродилось и практиковалось лишь небольшими избранными группами людей Современное корейское каратэ, по-видимому, является результатом слияния местных форм борьбы с формами , завезенными из Китая , Окинавы и Японии.В настоящее время корейское каратэ , которое, как и японское представлено различными стилями , хорошо организовано и очень популярно во всем мире. Созданная организация ТАЭКВОН-ДО ("таэ"-ступня , "квон"-кулак , "до"-путь воинского искусства) объединяет более 100 стран мира. На Олимпийских играх 1988г. , проходивших в г.Сеуле , Южная Корея предложила включить ТАЭКВАН-ДО в программу следующих Олимпийских игр. ФРАНЦИЯ В 1954 г. была учреждена Федерация свободной борьбы и бокса , подготовившая первых французских экспертов по каратэ. В 1960 г. вновь созданная федерация вошла в Федерацию дзюдо. В 1965 г. был организован Европейский союз каратэ , президентом которого стал Делькур. В настоящее время во Франции существует множество стилей каратэ , во главе которых стоят высококвалифицированные эксперты-японцы , например : Т.Касэ(ШОТОКАН) , Х.Мочизуки(ВАДО-РЮ) , Й.Намбу(ШУКОКАЙ) и др.Французская школа каратэ считается одной из сильнейших в Европе и мире. АНГЛИЯ Каратэ в Англии возникло совсем недавно- в 60 годах. Однако путь , пройденный им , вдвойне интересен , т.к. в некоторой степени напоминает все то , что происходило с развитием каратэ в нашей стране. Вначале Англию , не имевшую своих инструкторов , наводнило огромное количество инструкторов-самоучек . В 1965 г. произошло убийство , где , как считали многие , были применены приемы каратэ. Созданная британская королевская комиссия по каратэ , разобравшись в сути дела , попыталась объединить независимо существовавшие ассоциации каратэ на основе общих правил . В настоящее время Англия , как и Франция , располагает высококвалифицированными экспертами , среди которых Сузуки (ВАДО-РЮ) , Энода (ШОТОКАН) и др. КАРАТЭ ВО ВСЕМ МИРЕ В 1969 г. был организован Всемирный союз организаций каратэ (ВУКО). В его составе в настоящее время представители более 120 стран мира. Благодаря инициативе этого союза проведено множество чемпионатов мира. По некоторым данным в настоящее время в мире насчитывается более 4 млн. каратистов. Каратэ является одним из наиболее популярных видов спорта на земном шаре. КАРАТЭ В РОССИИ До 1978 г. каратэ в СССР развивалось стихийно , в "подполье" , поскольку был издан ряд официальных приказов о запрете. В декабре 1978 г. в Москве была создана Федерация каратэ СССР , проведена первая аттестация тренеров. В августе 1979 г. приказом № 894 Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР утверждены правила соревнований. В декабре в Таллине проведен 1 Всесоюзный турнир по каратэ. С 1984 г. каратэ было вновь запрещено и долгое время находилось в "подполье" . Лишь в 1989г. в Караганде , а затем и в Алма-Ате вновь организованная ассоциация восточных единоборств провела два первых Всесоюзных турнира . Индийские основы философии боевых искусств. " - Кто такой будда ? - В тебе он, во всяком случае, не живет. - А как насчет животных ? - А в них живет. - Тогда почему же его нет во мне ? - Да потому , что ты спрашиваешь “ Из разговора патриарха Дзен-буддизма Секито и буддийского монаха Седая Эро. С огласно учению Будды , жизнь есть страдание , и человек , подчиняясь закону причинно-следственной связи всего сущего (кармы) , обречен влачить свое земное бытие смиренно и беспрекословно - ведь он всего лишь звено в извечной цепи перерождений. Однако у человека остается надежда на спасение , на выход из греховного жизненного пути (сансары) и погружение в блаженство нирваны. Многие буддийские секты путем к спасению провозглашали аскетизм и пассивное самосозерцание , иные считали достаточным истовую молитву , поклонение святыням , но были и такие , что мобилизовывали разум и волю человека для неустанного труда во имя высшей цели. Приверженцы тантрического буддизма в Индии превратили йогу в единственный способ достижения "трансцедентной мудрости" и обретения "великой энергии". В их мистическом учении о Высшем разуме были заложены богатые возможности |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |