реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Система диалектических категорий Н.А. Костицын

Система диалектических категорий Н.А. Костицын

Реферат

Система диалектических категорий

Выполнил:

Асп. каф. социологии и управления персоналом

Николай Костицын

Ведущий семинарских занятий по философии

Сергей Иванович Тягунов

Содержание

Часть 1. Практическая необходимость 3

1.1 Корпоративная идеология 4

1.2 Нематериальное стимулирование 4

1.3 Самостоятельные поиски 4

Табл. 1 Группировка найденных категорий 5

Табл. 2 Процессы взаимопереходов 6

Табл.3 Системы координат 7

Постановка ключевых вопросов 7

Часть 2. Теоретические возможности 8

2.1 Категории Аристотеля 8

Перечень категорий Аристотеля 9

2.2 Система категорий Канта 10

Соответствие категорий типам суждений 11

2.3 Система категорий диалектики Гегеля 13

Принципы построения 13

Структура категориальной системы 14

Графическая структура категориальной системы Гегеля 14

Система категорий бытия 15

Реальная мера 15

Система категорий сущности 16

Система категорий понятия 17

2.4 Современные системы категорий 18

Диалектический материализм 18

Пентабазис 19

Диалектический монизм 19

2.5 Выводы и перспективы 21

Направления развития диалектики 21

Ответы на ключевые вопросы 22

На каких принципах основывается построение системы категорий? 22

Принципы включения категорий в систему 22

Принципы взаимосвязывания категорий в системе 22

С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия? 22

Онтология 23

Гносеология 23

Аксиология 23

В каких отношениях и соотношениях находятся категории? 23

Часть 3. Практические возможности 24

3.1 Практика отображения 24

Стратегии познания 24

От внешнего к внутреннему 24

От формы к содержанию 24

Классификация исследуемых объектов 24

Система факторов риска 25

3.2 Практика преобразования 26

Развитие через определение и самоопределение 26

Организационное развитие 27

1. Понимание тенденций развития 27

2. Определение стратегии развития организации 27

3. Принципы корпоративной идеологии 27

Список литературы 28

Часть 1. Практическая необходимость

Интерес к системе диалектических категорий возник у меня в ходе

решения задач организационного консультирования. Необходимость

структурировать огромное количество эмпирической информации, а также

принимать решения в условиях неопределенности подвигла меня к попытке

разработать свою систему универсальных понятий и критериев классификации.

Когда самостоятельные поиски зашли в «методологический» тупик, я

обратился к классикам философской мысли: Аристотелю, Канту и Гегелю.

Большое значение в осмыслении диалектических категорий сыграли лекции и

семинары по философии для аспирантов СПбГУЭФ.

Основная цель данной работы – понимание основных диалектических

категорий и связей между ними, применимых для решения практических задач.

Результатами работы я вижу

. Блок-схему и таблицу, наглядно иллюстрирующих диалектические

категории и связи между ними.

. Алгоритм решения задач организационного развития, соответствующий

системе категорий диалектики и использующий ее в качестве

инструмента решения конкретных задач.

Особенностями моей работы будет

. Попытка синтезировать абстрактно теоретический материал философии с

конкретным содержанием практических задач Попытка придерживаться

диалектической стратегии познания (тезис – антитезис - синтез)

Заранее благодарю всех, кому будет интересно прокомментировать и

обсудить данную работу.

1.1 Корпоративная идеология

Впервые необходимость владеть категориальным аппаратом диалектики

возникла у меня, когда стояла задача сформулировать корпоративную идеологию

одного из крупных российских холдингов. На фокус-группах с топ-менеджерами

были собраны их представления о настоящем и будущем Компании. Требовалось

сгруппировать суждения и обобщить их в тенденции развития и принципы

корпоративной идеологии. Вот тут и возникли вопросы относительно того,

какие из групп суждений имеют первостепенную значимость, как точно

сформулировать тенденции развития, в каком порядке располагать принципы,

как достичь целостности и полноты описания.

1.2 Нематериальное стимулирование

Через полгода подобные вопросы возникли вновь, при разработке

методических материалов к учебному видеофильму «Система нематериального

стимулирования персонала». Как классифицировать мотивационные образования?

Как перевести внутренние мотивационные тенденции в эффективные результаты

внешней деятельности? Как правильно построить управленческое воздействие?

1.3 Самостоятельные поиски

Понимая необходимость выработки комплекса универсальных критериев

классификации, я предпринял самостоятельные усилия. Алгоритм действий был

следующим:

1. Сформулировал 56 пар противоположных категорий, на основе

собственного представления, оглавления учебника по философии и

обсуждения с коллегами.

2. Сгруппировал категории в 18 категориальных блоков (табл. 1)

3. Попытался исключить дублирующие и подчиненные категории, оставив

список из 28 пар противоположностей. В качестве практики я

попытался разнести виды образований мотивационной сферы по

категориям.

4. Начал формулировать процессы взаимопереходов противоположностей

друг в друга (табл. 2)

5. Кроме того, по ходу формирования полного перечня

противоположностей, обнаружились логические триады, «квартеты» и

«квинтеты» понятий, которые я вынес в отдельное приложение. Как с

ними работать было совершенно не понятно.

Попытки систематизировать накопленный материал не привели к успеху.

Стадия генерации и увеличения количественного разнообразия категорий не

привела к формированию целостной картины категорий. Причину этого я вижу в

том, что не задался вопросом о принципах построения системы и критериях

отбора категорий.

В любом случае, тупик самостоятельных поисков привел меня к изучению

философских трудов, что стало своего рода антитезисом по отношению ранее

выбранной стратегии.

Табл. 1 Группировка найденных категорий

|Материальное |Идеальное |Бытие |

|Реальное |Потенциальное | |

|Действительное |Возможное | |

|Практика |Теория | |

|Деятельность |Недеяние | |

|Содержание |Форма | |

|Пространство |Время |Системность / Целокупность |

|Энергия |Информация | |

|Дробное |Целое |Целостность |

|Неживое |Живое | |

|Частное |Общее | |

|Пустое |Полное | |

|Индивидуальное |Коллективное | |

|Дискретное |Непрерывное |Протяженность |

|Изменчивое |Неизменное |Изменчивость |

|Нестабильное |Стабильное | |

|Неуравновешенное |Уравновешенное | |

|Изменение |Сохранение | |

|Хаос |Порядок | |

|Различное |Тождественное |Противоречивость |

|Противоречивое |Непротиворечивое | |

|Они |Мы | |

|Объективное |Субъективное |Локализация и |

| | |Направленность |

|Внешнее |Внутреннее | |

|Экстравертированное |Интравертированное | |

|Периферийное |Центральное | |

|Движение |Покой |Активность |

|Пассивное |Активное | |

|Возбуждение |Торможение | |

|Процесс |Результат | |

|Реактивное |Проактивное |Влияние / Субъектность |

|Объект |Субъект | |

|Подвергаемое воздействию |Воздействующее | |

|Непроизвольное |Произвольное | |

|Необходимость |Свобода |Детерминизм и |

| | |закономерности |

|Свобода |Ответственность | |

|Закономерность |Случайность | |

|Следствие |Причина | |

|Зависимость |Независимость | |

|Дифференциация |Интеграция |Взаимодействие |

|Отражение |Регуляция | |

|Разрушение |Созидание | |

|Отталкивание |Притяжение | |

|Открытое |Закрытое |Открытость / готовность к |

| | |взаимодействию |

|Проницаемое |Непроницаемое | |

|Количество |Качество |Мера |

|Единичное |Множественное | |

|Конечное |Начальное |Время Периодичность |

|Одновременное |Последовательное | |

|Нерегулярность |Регулярность | |

|Осознанность |Неосознанность |Познание / Информация |

|Анализ |Синтез | |

|Определенное |Неопределенное | |

|Постижимость |Непостижимость | |

|Опосредованное |Непосредственное |Опосредованность |

|Относительное |Безотносительное |Относительность |

|Сильный |Слабый |Интенсивность |

Табл. 2 Процессы взаимопереходов

|Атрибуты |Процессы переходов |Атрибуты |

|Материальное |Идеализация |Материализация, |Идеальное |

| | |воплощение | |

|Действительное |? |? |Возможное |

|Содержание |Оформление |Структурирование |Форма |

|Пространство |? |? |Время |

|Энергия |? |? |Информация |

|Дробное |Интеграция |Дифференциация |Целое |

|Частное |Обобщение |Конкретизация |Общее |

|Пустое |Наполнение |Опустошение |Полное |

|Индивидуальное |? |? |Коллективное |

|Дискретное |Продолжение |Прекращение |Непрерывное |

|Изменчивое |Стабилизация, |Дестабилизация, |Неизменное |

|Нестабильное |закрепление |изменение |Стабильное |

|Различное |Обобщение? |Различение, |Тождественное |

| | |анализ? | |

|Противоречивое |? |? |Непротиворечивое|

|Внешнее |Экстериоризация |Интериоризация |Внутреннее |

|Периферийное |Централизация |Децентрализация |Центральное |

|Пассивное |Возбуждение |Торможение |Активное |

|Объектное |Перенос фокуса |Включение во |Субъектное |

|Реактивное |взаимодействия на |взаимодействие с |проактивное |

|подвергаемое |объекты меньшей |более широкой |подвергающее |

|воздействию |общности |общностью |Произвольное |

|Непроизвольное | | | |

|Объектное |Отражение? |Регуляция? |Субъектное |

|Закономерное |Дестабилизация |Стабилизация |Случайное |

|Отталкивание |??? |??? |Притяжение |

|Открытое |??? |??? |Закрытое |

|Проницаемое | | |Непроницаемое |

|Количественное |Идеализация новых |Материализация |Качественное |

| |свойств - |сущностных свойств| |

| |атрибутирование | | |

|Единичное |Воспроизводство |Спецификация ? |Множественное |

|Нерегулярность |Воспроизводство |«депроизводство»? |Регулярность |

|Одновременное |Структурирование |Деструктурирование|Последовательное|

|Постижимость |??? |??? |Непостижимость |

|Относительное |Перенос точки |Перенос точки |Безотносительное|

| |зрения внутрь |зрения во вне | |

Табл.3 Системы координат

По сути – классификации объектов и явлений, находящихся на одном

уровне строения бытия. А также стадиальность развития каких-либо объектов.

|Прошлое |Настоящее |Будущее | | |

|Цель |Средство |Результат | | |

|Хочу |Могу |Надо | | |

|Тело |Душа |Дух | | |

|Объект |Субъект |Предмет | | |

|Пространство |Время |Энергия |Информация |Субстрат |

|Природа |Человек |Общество |Техника |Знаковая |

| | | | |система |

|Биологическое |Психологическо|Социальное |Культурное |Духовное |

| |е | | | |

|Индивид |Индивидуальнос|Личность |Субъект |Человек |

| |ть | |деятельности | |

|Процесс |Состояние |Свойство | |Явление |

|Игра |Познание |Общение |Деятельность |Активность |

|Активность |Поведение |Деятельность |Работа |Труд |

|Анализ |Синтез |Обобщение |Абстрагировани|Конкретизация |

| | | |е | |

|Ид |Эго |Суперэго | |Личность |

|Аффективное |Когнитивное |Поведенческое | | |

|Воздействие |Взаимодействие|ВзаимоСОдейств|Недеяние |(Обратная |

| | |ие | |связь) |

|Онтология |Аксиология |Социология |Диалектика |Гносеология |

Постановка ключевых вопросов

Итогом самостоятельных поисков стала постановка ряда ключевых

вопросов, без ответов на которые дальнейшее продвижение было бы невозможно.

. С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?

. Как отделить первостепенные категории от вторичных и подчиненных?

. В каких отношениях и соотношениях находятся категории?

. На каких принципах основывается построение системы категорий?

Часть 2. Теоретические возможности

Категория - древнегреческое слово, означающее указание, высказывание.

Категории диалектики - это основные понятия, в которых отражаются

существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления.

Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых

отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и

явлений природы, общества и мышления.

2.1 Категории Аристотеля

Первую попытку описать предельные основания бытия предпринял

Аристотель. Попробуем проследить его логику.

1. В первой главе Аристотель ставит проблему соотнесения имен и

сущностей обозначаемых предметов. Он разводит одноименное,

соименное, отыменное.

. Одноименными называются те предметы, у которых только имя общее, а

соответствующая этому имени речь о сущности (logos tes oysias)

разная, как, например, dzoon означает и человека и изображение.

. Соименными называются те предметы, у которых и имя общее, и

соответствующая этому имени речь о сущности одна и та же, как,

например, "живое существо" (dzoon) - это и человек и бык.

. Наконец, отыменными называются предметы, которые получают

наименование от чего-то в соответствии с его именем, отличаясь

при этом окончанием слова, как, например, от "грамматики" -

"грамматик", от "мужества" - "мужественный".

2. Во второй главе Аристотель разводит сказываемое о предмете и

находящееся в предмете. Из того, что говорится, одно говорится в

связи , другое - без связи. Одно в связи, например: "человек

бежит", "человек побеждает"; другое без связи, например: "человек",

"бык", "бежит", "побеждает".

3. В третьей главе Аристотель вводит понятие рода, как сказуемого и

видовых отличий.

4. В четвертой главе Аристотель вводит десять категорий. При категория

по Аристотелю, на мой взгляд это ТО самое существенное, что можно

сказать о вещи.

Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или

"сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или

"когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или

"действовать", или "претерпевать". Сущность, коротко говоря, - это,

например, человек, лошадь; "сколько" - это, например, длиною в два локтя, в

три локтя; "какое" - например, белое, умеющее читать и писать; "по

отношению к чему-то" - например, за двойное, половинное, большее; "где" -

например, в Ликее, на площади; "когда" - например, вчера, в прошлом году;

"находиться в каком-то положении" - например, лежит, сидит; "обладать" -

например, обут, вооружен; "действовать" - например, режет, жжет;

"претерпевать" - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленного само

по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание

получается сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо

полагать, или истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи

ничто не истинно и не ложно, например "человек", "белое", "бежит",

"побеждает".

Перечень категорий Аристотеля

1. Сущность (сущее) (греч. "подлежащее", hypokeimenon, лат.

субстанция, substantia)

2. Количество (лат. quantitas)

3. Соотнесенное (отношение) (лат. relatio)

4. Качество (лат. gualitas)

5. Действие (лат. actio)

6. Претерпевание (страдание) (лат. passio).

7. Место (где) (лат. ubi)

8. Время (когда) (лат. quando)

9. Положение (лат. situs)

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.