реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Система диалектических категорий Н.А. Костицын

10. Обладание (лат. habitus)

Данные категории нельзя в полной мере назвать диалектическими,

поскольку Аристотель не во всех случаях подчеркивал их взаимосвязь,

дополнительность и противоположность. Однако в одиннадцатой главе он

закладывает основы именно диалектической логики, подчеркивая, необходимость

наличия противоположностей: «Благу необходимо противоположно зло, здоровью

противоположна болезнь, мужеству – трусость».

Для Аристотеля «ясно также, что по природе противоположности относятся

к тому, что тождественно или по виду, или по роду: болезнь и здоровье

находятся по природе в теле животного, белизна и чернота - просто в теле, а

справедливость и несправедливость - в душе человека». А это уже прямой

выход на гегелевскую синтетическую категорию.

Кант критикует Аристотеля за бессистемность. «Отыскать эти основные

понятия, говорит Кант, было достойно такого проницательного мыслителя, как

Аристотель. Но так как у него не было никакого принципа, то он подхватывал

их по мере того, как они попадались ему, и набрал сначала десять понятий,

которые назвал категориями. Затем ему показалось, что он нашел еще пять

таких понятий, которые он добавил к предыдущим под названием

постпредикаментов. Однако его таблица все еще оставалась недостаточной.

Кроме того, в нее включены также некоторые модусы чистой чувственности

(quando, ubi, situs, а также prius, simul) и даже один эмпирический

(motus), которые вовсе не принадлежат к этой родословной рассудка, к тому

же в ней среди первоначальных понятий перечислены также некоторые

производные (actio, passio), а некоторые из первоначальных понятий не

указаны вовсе».

Я же, в свою очередь, хочу оправдать Аристотеля, перед выдающимся

немецким классиком. Моя «аристотелеодицея» сводится к двум пунктам:

. Аристотель заложил основы диалектического построения системы

категорий, хотя сам ими и не воспользовался и

. Сам Кант использует ту же самую стратегию выделения категорий,

анализируя возможные суждения о предметах.

Итак, анализируя и обобщая суждения о предметах и возводя отдельные

определения и признаки в ранг категорий, Аристотель предпринимает первую,

метафизическую попытку выявить и описать предельные основания бытия.

Однако, остается непонятным насколько этот перечень категорий ПОЛНЫЙ, все

ли категории правильно выделены и как они связаны между собой.

2.2 Система категорий Канта

Антитезисом метафизической системе категорий Аристотеля стала система

категорий Канта. Аристотель черпал категории извне, из окружающего мира –

Кант изнутри, из познающего субъекта.

Если Аристотель начинал с соотнесения имен и сущностей обозначаемых

предметов, то Кант начинает восхождение к категориям через понятия анализа

и синтеза.

«Под синтезом в самом широком смысле я разумею присоединение различных

представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте

познания. Такой синтез называется чистым, если многообразное дано a priori

(подобно многообразному в пространстве и времени), а не эмпирически. Путем

анализа различные представления подводятся под одно понятие…»

Среди условий априорного познания (данность многообразного в чистом

созерцании и синтез этого многообразного посредством способности

воображения) Кант называет еще и данность понятия, «сообщающих единство

этому чистому синтезу и состоящих исключительно в представлении об этом

необходимом синтетическом единстве».

Таким образом, Кант выходит на определение чистых рассудочных понятий,

позволяющих воспринимать и понимать не только эмпирический, но и

рассудочный материал.

Принцип выделения категорий Кантом я условно назвал принципом

соответствия типам суждений: «Это деление систематически развито из одного

общего принципа, а именно из способности суждения (которая есть не что

иное, как способность мышления)». В этом плане Кант не далеко ушел от

Аристотеля. Он лишь назвал принцип и систематизировал категории в

соответствии с ним, а сама стратегия или парадигма осталась прежней.

Возьму на себя смелость привести сопоставительную таблицу суждений и

категорий, выделенных Кантом.

Соответствие категорий типам суждений

|О логической функции |О чистых рассудочных понятия синтеза |

|рассудка в суждениях | |

|1. Количество |2. Количества: |

|Общие |Единство |

|Частные |Множественность |

|Единичные |Целокупность |

|2. Качество |1. Качества |

|Утвердительные |Реальность |

|Отрицательные |Отрицание |

|Бесконечные |Ограничение |

|3. Отношение |3. Отношения |

|Категорические |Присущность substantia |Самостоятельное |

| | |существование |

| | |accidens |

|Гипотетические |Причинность, причина |Зависимость, действие|

|Разделительные |Общение (взаимодействие между действующим и |

| |подвергающимся действию) |

|4. Модальность |4. Модальности |

|Проблематические |Возможность |Невозможность |

|Ассерторические |Существование |Несуществование |

|Аподиктические |Необходимость |Случайность |

Кант сопровождает свою систему категорий тремя замечаниями.

«Первое замечание: эту таблицу, содержащую в себе четыре класса

рассудочных понятий, можно прежде всего разделить на два раздела, из

которых первый касается предметов созерцания (как чистого, так и

эмпирического), а второй-существования этих предметов (в отношении или друг

к другу, или к рассудку).

Категории первого класса я бы назвал математическими. а категории

второго -динамическими. Первый класс категорий не имеет никаких коррелятов,

их можно найти только во втором. Но это различие должно иметь некоторое

основание в природе рассудка.

Второе замечание: каждый класс содержит одинаковое число категорий, а

именно три, и это обстоятельство также побуждает к размышлениям, так как в

других случаях всякое априорное деление с помощью понятий должно быть

дихотомическим. Сюда надо, однако, прибавить, что третья категория

возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса.

Так, целокупность (тотальность) есть не что иное, как множество,

рассматриваемое как единство, ограничение-реальность, связанная с

отрицанием, общение-причинность субстанций, определяющих друг друга,

наконец, необходимость есть не что иное, как существование, данное уже

самой своей возможностью. Не следует, однако, думать, будто третья

категория есть только производное, а не основное понятие чистого рассудка.

Это соединение первой и второй категории, образующее третье понятие,

требует особого акта рассудка, не тождественного с актом рассудка в первой

и второй категории. Так, понятие числа (относящегося к категории

целокупности) не всегда возможно там, где даны понятия множества и единства

(например, в представлении бесконечного); точно так же из того, что я

соединяю понятия причины и субстанции, еще не становится тотчас же понятным

влияние, т. е. то, каким образом одна субстанция может быть причиной чего-

то в другой субстанции. Отсюда ясно, что для этого требуется особый акт

рассудка: точно так же обстоит дело и в остальных случаях.

Третье замечание. Об одной из категорий, а именно о категории общения,

принадлежащей к третьему классу категорий, следует сказать, что согласие ее

с соответствующей этому классу формой разделительного суждения в таблице

логических функций не так явно, как в других категориях.

Чтобы убедиться в этом согласии, нужно заметить, что во всех

разделительных суждениях объем понятия (количество всего того, что ему

подчинено) как целое представляется разделенным на части (подчиненные

понятия), и так как одна часть не может быть подчинена другой, то они

мыслятся как координированные, а не субординированные друг другу, так что

они определяют друг друга не односторонне, как в ряду, а взаимно, как в

агрегате (если один член деления дается, то все остальные исключаются, и

наоборот)».

Таким образом, я вижу логику Канта следующим образом:

. Истина – продукт познания

. Мышление – средство познания.

. Суждения – инструмент мышления.

. Категории – детали суждений.

Значит категории есть элементы истины, соответствующие мыслительному

способу познания посредством суждений.

И в этом, инструменталистском на мой взгляд, подходе к категориям

открылись возможности для следующего шага в развитии категориальной

системы.

. Аристотель сказал, что мир таков, каким мы его видим.

. Кант сказал, что мир для нас таков, каким мы его способны увидеть.

. Остался только Гегель, который скажет, что мир таков, каким его

описывает система диалектических категорий самого Гегеля.

2.3 Система категорий диалектики Гегеля

Система Гегеля синтезировала существовавшие ранее попытки выработать

целостную и всеобъемлющую систему категорий. Ее основным отличием от

перечня категорий Аристотеля и системы Канта явилась, на мой взгляд

тотальная внутренняя взаимосвязанность категорий.

Гегель начинает с выделения трех сторон логического: а) абстрактной,

пли рассудочной, b) диалектической, или отрицательно-разумной, c)

спекулятивной, или положительно-разумной,

а) Мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и

отличия последней от других определенностей; такую ограниченную абстракцию

это мышление считает обладающей самостоятельным существованием.

b) Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями

самих себя и их переход в свою противоположность.

с) Спекулятивное, или положительно-разумное, постигает единство

определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в

их разрешении и переходе.

Логика распадается на три части.

I. Учение о бытии.

II. Учение о сущности.

III. Учение о понятии и идее.

Таким образом, она содержит учение о мысли:

1. В ее непосредственности — о понятии в себе.

2. В ее рефлексии, и опосредствовании — о для-себя-бытии и видимости

(Schein) понятия.

3. В ее возвращении в самое себя и о ее развитом у-себя-бытии — о

понятии в себе и для себя.

Принципы построения

Можно выделить четыре принципа построения системы Гегеля;

1. Продвижение от абстрактного к конкретному

2. Группировка категорий по этапам познания

3. Единство противоположных категорий в третьей синтетической

4. Совпадение логической последовательности категорий с исторической

последовательностью их открытия

Другими словами, стратегию Гегеля можно охарактеризовать, как

переплетение и синтез абстрактно-индивидуального познания с конкретно-

историческим.

Структура категориальной системы

|БЫТИЕ |

|Качество |Количество |Мера |

|СУЩНОСТЬ |

|Существование |Явление |Действительность |

|ПОНЯТИЕ |

|Субъективное понятие |Объект |Идея |

Графическая структура категориальной системы Гегеля

Система категорий бытия

| | |Тезисная |Антитезисная |Синтетическая |

| | |категория |категория |категория |

|БЫТ|Качеств|Чистое Бытие |Ничто |Становление |

|ИЕ |о | | | |

| |(Опреде| | | |

| |ленност| | | |

| |ь) | | | |

| | |Возникновение |Прехождение |Наличное Бытие |

| | |Нечто |Иное |Для-себя-бытие |

| | |Одно |Многое |Количество |

| |Кол|Чис|Дискретность |Непрерывность |Ограничение |

| |иче|тое| | | |

| |ств| | | | |

| |о | | | | |

| | |Опр|Единица |Множество |Величина |

| | |еде|(= одно + единое)| | |

| | |лен| | | |

| | |ное| | | |

| | | |Единство (квант) |Численность |Число |

| | | |Экстенсивная |Интенсивная |Порядок (градус) |

| | | |величина |величина | |

| | |Кол|Прямо |Обратно |Степенное |

| | |отн|пропорциональное |пропорциональное |отношение |

| | |-я |отношение |отношение | |

| |Мера |Специфическая |Реальная мера |Абсолютная |

| | |мера | |неразличенность |

Система категорий сущности

| | |Тезисная |Антитезисная |Синтетическая |

| | |категория |категория |категория |

|СУ|Сущ|Тождество |Различие |Противоположность |

|ЩН|ест| | | |

|ОС|вов| | | |

|ТЬ|ани| | | |

| |е | | | |

| | |Сущность |Основание |Существование |

| | |Материя |Форма |Вещь |

| | |Материя |Свойства |Явление |

| |Явл|Форма |Содержание |Отношение |

| |ени| | | |

| |е | | | |

| | |Часть |Целое | |

| | |Сила |Обнаружение | |

| | |Внутреннее |Внешнее | |

| |Дей|Возможность |Случайность |Условие |

| |ств| | | |

| |ите| | | |

| |льн| | | |

| |ост| | | |

| |ь | | | |

| | |Предмет |Деятельность |Необходимость |

| | |Субстанция |Акциденция |Мощь |

| | |Причина в себе |Причина для себя |Действие |

| | |Одна субстанция |Другая субстанция|Взаимодействие |

Система категорий понятия

|П|С| |Понятие |Единичное |Особенное (О) |Всеобщее |

|О|у| | |(Е) | |(В) |

|Н|б| | | | | |

|Я|ъ| | | | | |

|Т|е| | | | | |

|И|к| | | | | |

|Е|т| | | | | |

| |и| | | | | |

| |в| | | | | |

| |н| | | | | |

| |о| | | | | |

| |е| | | | | |

| |п| | | | | |

| |о| | | | | |

| |н| | | | | |

| |я| | | | | |

| |т| | | | | |

| |и| | | | | |

| |е| | | | | |

| | | | |Субъект |Предикат |Суждение |

| | |С|Наличного бытия |Положительно|Отрицательное |Тавтологиче|

| | |у|(качества) |е | |ское |

| | |ж| | | | |

| | |д| | | | |

| | |е| | | | |

| | |н| | | | |

| | |и| | | | |

| | |я| | | | |

| | | |Рефлексии |Сингулярное |Партикулярное |Универсальн|

| | | |(количества) | | |ое |

| | | |Необходимости |Категорическ|Гипотетическое |Дизъюнктивн|

| | | | |ое | |ое |

| | | |Понятия |Ассерторичес|Проблематическо|Аподиктичес|

| | | | |кое |е |кое |

| | | |Необходимост|О-В-Е|Категорическ|Гипотетическое |Дизъюнктивн|

| | | |и | |ое | |ое |

| |Объ|Механический|Е-О-В|Наличность |Единичность тел|Всеобщий |

| |ект| | |бытия | |центр |

| | | | | | |системы тел|

| | |Химический |В-Е-О|Реакция |Реакция |Химический |

| | | | |соединения |разъединения |процесс в |

| | | | | | |целом |

| | |Телеологичес|О-В-Е|Субъективная|Средство |Осуществлен|

| | |кий | |цель | |ная цель |

| |Иде|Жизни |Организм |Пол (Я) |Род |

| |я | | | | |

| | |Познания |Теория |Практика |Истина |

| | |Абсолютная идея |Бытие |Сущность |Понятие |

2.4 Современные системы категорий

Завершенность, целостность и «всеобъемлимость» системы Гегеля

практически не оставили шансов последующим исследователям внести

существенные дополнения или изменения. Конечно, Маркс и Энгельс, выделившие

из системы Гегеля законы развития, а также приземлившие это на социально-

экономическую реальность, совершили материалистический прорыв, но

собственно категорий от этого не прибавилось.

Рассмотрим некоторые работы наших современников.

Диалектический материализм

А.П. Шептулин выделяет следующие принципы построения системы категорий

диалектического материализма

. Категории, как ступени развития познания. Единство исторического и

логического (созерцание – абстракция - практика).

. Принцип тождества диалектической логики и теории познания

(онтология=гносеология=логика)

После разведения сфер материи и сознания он начинает последовательно

перечислять всеобщие формы бытия, как ступени развития познания

1. Отношение (= связь + изолированность) - человеческое познание

начинается с отделения себя от среды и установления связей

2. Движение и покой – замечает, что среда изменяется

3. Единичное, особенное и общее – отображение на уровне ощущений,

восприятия и мышления

4. Качество и количество – совокупность свойств сущности + величина и

размер

5. Причина и следствие

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.