![]() |
|
|
Система диалектических категорий Н.А. Костицын10. Обладание (лат. habitus) Данные категории нельзя в полной мере назвать диалектическими, поскольку Аристотель не во всех случаях подчеркивал их взаимосвязь, дополнительность и противоположность. Однако в одиннадцатой главе он закладывает основы именно диалектической логики, подчеркивая, необходимость наличия противоположностей: «Благу необходимо противоположно зло, здоровью противоположна болезнь, мужеству – трусость». Для Аристотеля «ясно также, что по природе противоположности относятся к тому, что тождественно или по виду, или по роду: болезнь и здоровье находятся по природе в теле животного, белизна и чернота - просто в теле, а справедливость и несправедливость - в душе человека». А это уже прямой выход на гегелевскую синтетическую категорию. Кант критикует Аристотеля за бессистемность. «Отыскать эти основные понятия, говорит Кант, было достойно такого проницательного мыслителя, как Аристотель. Но так как у него не было никакого принципа, то он подхватывал их по мере того, как они попадались ему, и набрал сначала десять понятий, которые назвал категориями. Затем ему показалось, что он нашел еще пять таких понятий, которые он добавил к предыдущим под названием постпредикаментов. Однако его таблица все еще оставалась недостаточной. Кроме того, в нее включены также некоторые модусы чистой чувственности (quando, ubi, situs, а также prius, simul) и даже один эмпирический (motus), которые вовсе не принадлежат к этой родословной рассудка, к тому же в ней среди первоначальных понятий перечислены также некоторые производные (actio, passio), а некоторые из первоначальных понятий не указаны вовсе». Я же, в свою очередь, хочу оправдать Аристотеля, перед выдающимся немецким классиком. Моя «аристотелеодицея» сводится к двум пунктам: . Аристотель заложил основы диалектического построения системы категорий, хотя сам ими и не воспользовался и . Сам Кант использует ту же самую стратегию выделения категорий, анализируя возможные суждения о предметах. Итак, анализируя и обобщая суждения о предметах и возводя отдельные определения и признаки в ранг категорий, Аристотель предпринимает первую, метафизическую попытку выявить и описать предельные основания бытия. Однако, остается непонятным насколько этот перечень категорий ПОЛНЫЙ, все ли категории правильно выделены и как они связаны между собой. 2.2 Система категорий Канта Антитезисом метафизической системе категорий Аристотеля стала система категорий Канта. Аристотель черпал категории извне, из окружающего мира – Кант изнутри, из познающего субъекта. Если Аристотель начинал с соотнесения имен и сущностей обозначаемых предметов, то Кант начинает восхождение к категориям через понятия анализа и синтеза. «Под синтезом в самом широком смысле я разумею присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания. Такой синтез называется чистым, если многообразное дано a priori (подобно многообразному в пространстве и времени), а не эмпирически. Путем анализа различные представления подводятся под одно понятие…» Среди условий априорного познания (данность многообразного в чистом созерцании и синтез этого многообразного посредством способности воображения) Кант называет еще и данность понятия, «сообщающих единство этому чистому синтезу и состоящих исключительно в представлении об этом необходимом синтетическом единстве». Таким образом, Кант выходит на определение чистых рассудочных понятий, позволяющих воспринимать и понимать не только эмпирический, но и рассудочный материал. Принцип выделения категорий Кантом я условно назвал принципом соответствия типам суждений: «Это деление систематически развито из одного общего принципа, а именно из способности суждения (которая есть не что иное, как способность мышления)». В этом плане Кант не далеко ушел от Аристотеля. Он лишь назвал принцип и систематизировал категории в соответствии с ним, а сама стратегия или парадигма осталась прежней. Возьму на себя смелость привести сопоставительную таблицу суждений и категорий, выделенных Кантом. Соответствие категорий типам суждений |О логической функции |О чистых рассудочных понятия синтеза | |рассудка в суждениях | | |1. Количество |2. Количества: | |Общие |Единство | |Частные |Множественность | |Единичные |Целокупность | |2. Качество |1. Качества | |Утвердительные |Реальность | |Отрицательные |Отрицание | |Бесконечные |Ограничение | |3. Отношение |3. Отношения | |Категорические |Присущность substantia |Самостоятельное | | | |существование | | | |accidens | |Гипотетические |Причинность, причина |Зависимость, действие| |Разделительные |Общение (взаимодействие между действующим и | | |подвергающимся действию) | |4. Модальность |4. Модальности | |Проблематические |Возможность |Невозможность | |Ассерторические |Существование |Несуществование | |Аподиктические |Необходимость |Случайность | Кант сопровождает свою систему категорий тремя замечаниями. «Первое замечание: эту таблицу, содержащую в себе четыре класса рассудочных понятий, можно прежде всего разделить на два раздела, из которых первый касается предметов созерцания (как чистого, так и эмпирического), а второй-существования этих предметов (в отношении или друг к другу, или к рассудку). Категории первого класса я бы назвал математическими. а категории второго -динамическими. Первый класс категорий не имеет никаких коррелятов, их можно найти только во втором. Но это различие должно иметь некоторое основание в природе рассудка. Второе замечание: каждый класс содержит одинаковое число категорий, а именно три, и это обстоятельство также побуждает к размышлениям, так как в других случаях всякое априорное деление с помощью понятий должно быть дихотомическим. Сюда надо, однако, прибавить, что третья категория возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса. Так, целокупность (тотальность) есть не что иное, как множество, рассматриваемое как единство, ограничение-реальность, связанная с отрицанием, общение-причинность субстанций, определяющих друг друга, наконец, необходимость есть не что иное, как существование, данное уже самой своей возможностью. Не следует, однако, думать, будто третья категория есть только производное, а не основное понятие чистого рассудка. Это соединение первой и второй категории, образующее третье понятие, требует особого акта рассудка, не тождественного с актом рассудка в первой и второй категории. Так, понятие числа (относящегося к категории целокупности) не всегда возможно там, где даны понятия множества и единства (например, в представлении бесконечного); точно так же из того, что я соединяю понятия причины и субстанции, еще не становится тотчас же понятным влияние, т. е. то, каким образом одна субстанция может быть причиной чего- то в другой субстанции. Отсюда ясно, что для этого требуется особый акт рассудка: точно так же обстоит дело и в остальных случаях. Третье замечание. Об одной из категорий, а именно о категории общения, принадлежащей к третьему классу категорий, следует сказать, что согласие ее с соответствующей этому классу формой разделительного суждения в таблице логических функций не так явно, как в других категориях. Чтобы убедиться в этом согласии, нужно заметить, что во всех разделительных суждениях объем понятия (количество всего того, что ему подчинено) как целое представляется разделенным на части (подчиненные понятия), и так как одна часть не может быть подчинена другой, то они мыслятся как координированные, а не субординированные друг другу, так что они определяют друг друга не односторонне, как в ряду, а взаимно, как в агрегате (если один член деления дается, то все остальные исключаются, и наоборот)». Таким образом, я вижу логику Канта следующим образом: . Истина – продукт познания . Мышление – средство познания. . Суждения – инструмент мышления. . Категории – детали суждений. Значит категории есть элементы истины, соответствующие мыслительному способу познания посредством суждений. И в этом, инструменталистском на мой взгляд, подходе к категориям открылись возможности для следующего шага в развитии категориальной системы. . Аристотель сказал, что мир таков, каким мы его видим. . Кант сказал, что мир для нас таков, каким мы его способны увидеть. . Остался только Гегель, который скажет, что мир таков, каким его описывает система диалектических категорий самого Гегеля. 2.3 Система категорий диалектики Гегеля Система Гегеля синтезировала существовавшие ранее попытки выработать целостную и всеобъемлющую систему категорий. Ее основным отличием от перечня категорий Аристотеля и системы Канта явилась, на мой взгляд тотальная внутренняя взаимосвязанность категорий. Гегель начинает с выделения трех сторон логического: а) абстрактной, пли рассудочной, b) диалектической, или отрицательно-разумной, c) спекулятивной, или положительно-разумной, а) Мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней от других определенностей; такую ограниченную абстракцию это мышление считает обладающей самостоятельным существованием. b) Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность. с) Спекулятивное, или положительно-разумное, постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе. Логика распадается на три части. I. Учение о бытии. II. Учение о сущности. III. Учение о понятии и идее. Таким образом, она содержит учение о мысли: 1. В ее непосредственности — о понятии в себе. 2. В ее рефлексии, и опосредствовании — о для-себя-бытии и видимости (Schein) понятия. 3. В ее возвращении в самое себя и о ее развитом у-себя-бытии — о понятии в себе и для себя. Принципы построения Можно выделить четыре принципа построения системы Гегеля; 1. Продвижение от абстрактного к конкретному 2. Группировка категорий по этапам познания 3. Единство противоположных категорий в третьей синтетической 4. Совпадение логической последовательности категорий с исторической последовательностью их открытия Другими словами, стратегию Гегеля можно охарактеризовать, как переплетение и синтез абстрактно-индивидуального познания с конкретно- историческим. Структура категориальной системы |БЫТИЕ | |Качество |Количество |Мера | |СУЩНОСТЬ | |Существование |Явление |Действительность | |ПОНЯТИЕ | |Субъективное понятие |Объект |Идея | Графическая структура категориальной системы Гегеля Система категорий бытия | | |Тезисная |Антитезисная |Синтетическая | | | |категория |категория |категория | |БЫТ|Качеств|Чистое Бытие |Ничто |Становление | |ИЕ |о | | | | | |(Опреде| | | | | |ленност| | | | | |ь) | | | | | | |Возникновение |Прехождение |Наличное Бытие | | | |Нечто |Иное |Для-себя-бытие | | | |Одно |Многое |Количество | | |Кол|Чис|Дискретность |Непрерывность |Ограничение | | |иче|тое| | | | | |ств| | | | | | |о | | | | | | | |Опр|Единица |Множество |Величина | | | |еде|(= одно + единое)| | | | | |лен| | | | | | |ное| | | | | | | |Единство (квант) |Численность |Число | | | | |Экстенсивная |Интенсивная |Порядок (градус) | | | | |величина |величина | | | | |Кол|Прямо |Обратно |Степенное | | | |отн|пропорциональное |пропорциональное |отношение | | | |-я |отношение |отношение | | | |Мера |Специфическая |Реальная мера |Абсолютная | | | |мера | |неразличенность | Система категорий сущности | | |Тезисная |Антитезисная |Синтетическая | | | |категория |категория |категория | |СУ|Сущ|Тождество |Различие |Противоположность | |ЩН|ест| | | | |ОС|вов| | | | |ТЬ|ани| | | | | |е | | | | | | |Сущность |Основание |Существование | | | |Материя |Форма |Вещь | | | |Материя |Свойства |Явление | | |Явл|Форма |Содержание |Отношение | | |ени| | | | | |е | | | | | | |Часть |Целое | | | | |Сила |Обнаружение | | | | |Внутреннее |Внешнее | | | |Дей|Возможность |Случайность |Условие | | |ств| | | | | |ите| | | | | |льн| | | | | |ост| | | | | |ь | | | | | | |Предмет |Деятельность |Необходимость | | | |Субстанция |Акциденция |Мощь | | | |Причина в себе |Причина для себя |Действие | | | |Одна субстанция |Другая субстанция|Взаимодействие | Система категорий понятия |П|С| |Понятие |Единичное |Особенное (О) |Всеобщее | |О|у| | |(Е) | |(В) | |Н|б| | | | | | |Я|ъ| | | | | | |Т|е| | | | | | |И|к| | | | | | |Е|т| | | | | | | |и| | | | | | | |в| | | | | | | |н| | | | | | | |о| | | | | | | |е| | | | | | | |п| | | | | | | |о| | | | | | | |н| | | | | | | |я| | | | | | | |т| | | | | | | |и| | | | | | | |е| | | | | | | | | | |Субъект |Предикат |Суждение | | | |С|Наличного бытия |Положительно|Отрицательное |Тавтологиче| | | |у|(качества) |е | |ское | | | |ж| | | | | | | |д| | | | | | | |е| | | | | | | |н| | | | | | | |и| | | | | | | |я| | | | | | | | |Рефлексии |Сингулярное |Партикулярное |Универсальн| | | | |(количества) | | |ое | | | | |Необходимости |Категорическ|Гипотетическое |Дизъюнктивн| | | | | |ое | |ое | | | | |Понятия |Ассерторичес|Проблематическо|Аподиктичес| | | | | |кое |е |кое | | | | |Необходимост|О-В-Е|Категорическ|Гипотетическое |Дизъюнктивн| | | | |и | |ое | |ое | | |Объ|Механический|Е-О-В|Наличность |Единичность тел|Всеобщий | | |ект| | |бытия | |центр | | | | | | | |системы тел| | | |Химический |В-Е-О|Реакция |Реакция |Химический | | | | | |соединения |разъединения |процесс в | | | | | | | |целом | | | |Телеологичес|О-В-Е|Субъективная|Средство |Осуществлен| | | |кий | |цель | |ная цель | | |Иде|Жизни |Организм |Пол (Я) |Род | | |я | | | | | | | |Познания |Теория |Практика |Истина | | | |Абсолютная идея |Бытие |Сущность |Понятие | 2.4 Современные системы категорий Завершенность, целостность и «всеобъемлимость» системы Гегеля практически не оставили шансов последующим исследователям внести существенные дополнения или изменения. Конечно, Маркс и Энгельс, выделившие из системы Гегеля законы развития, а также приземлившие это на социально- экономическую реальность, совершили материалистический прорыв, но собственно категорий от этого не прибавилось. Рассмотрим некоторые работы наших современников. Диалектический материализм А.П. Шептулин выделяет следующие принципы построения системы категорий диалектического материализма . Категории, как ступени развития познания. Единство исторического и логического (созерцание – абстракция - практика). . Принцип тождества диалектической логики и теории познания (онтология=гносеология=логика) После разведения сфер материи и сознания он начинает последовательно перечислять всеобщие формы бытия, как ступени развития познания 1. Отношение (= связь + изолированность) - человеческое познание начинается с отделения себя от среды и установления связей 2. Движение и покой – замечает, что среда изменяется 3. Единичное, особенное и общее – отображение на уровне ощущений, восприятия и мышления 4. Качество и количество – совокупность свойств сущности + величина и размер 5. Причина и следствие |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |
||