реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сократ, его философическое учение

Сократ, его философическое учение

Муниципальная гимназия города Климовска

Реферат по социологии

На тему: «Сократ. Его жизнь и учение.»

Выполнила: ученица 11 Э2 Бичук Елена

Преподаватель: Мунина Валентина Николаевна

Климовск 2002

Содержание.

1) Введение

2) Основная часть

o Сократовский поворот философствования от природи к человеку;

o Понятия морали, как главный предмет исследования Сократа (главное

понятие- добродетель);

o Специфика сократовского метода ведения диалога;

o Предмет философии по Сократу;

o Краткая биография Сократа;

o Смерть Сократа;

o Внутренняя жизнь Сократа.

3) Резюме

4) Эпилог

5) Приложение 1: речь Сократа: «Цель Эрота- овладение благом.»

1. ВВЕДЕНИЕ

Я давно интересуюсь философией и её яркими представителями. Учение

Сократа меня привлекло потому, что мне понравилось, как он "мучил" людей.

Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного

человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал

задавать свои знаменитые вопросы. Причем, вначале Сократ безудержно хвалил

своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в

городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный

вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос (но только

на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него, Сократ в

свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса,

собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал и это доходило до того, что

собеседник, в конце - концов, своим последним ответом противоречил своему

первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он

знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не

знает и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью,

гениальностью, избранностью Сократ нам понравился.

Сократ при этом пользуется грозным и непобедимым оружием-иронией.

Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки, при

посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным выйти

из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного

всезнайства, а до имманентной ему самому истины, -эта ирония есть не что

иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к

обыденному сознанию.

Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы

Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были.

Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной

ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку речах

все время чувствуется некая уверенность и основательность человека,

который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто

большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести, что

придает его иронии необоримую силу Антея. Эта внутренняя основательность

Сократа исходит также из его убеждения о возможности (именно возможности!)

рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во

всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях

человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте

жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который

может быть выражен единой идеей, понятием.

Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на

звание мудреца, оно, по его мнению, приличествует богу. Если человек

самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой

человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках

наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным

лабиринтам мысли. Он почиет на лаврах истины, которые на поверку

оказываются собранием самых убогих, плоских представлений обывательской

премудрости. Так почитающий себя мудрецом оказывается всего лишь

премудрым пескарем.

" Я знаю только то, что ничего не знаю." Это излюбленное выражение,

кредо сократовской собственной позиции. " Я ничего не знаю" - это значит,

что как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на

достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины. Не

будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды,

но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из

софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей

профессией. (Антисофистичность Сократа. Сократовская ирония—это не ирония

скептика и не ирония софиста. Скептик здесь сказал бы, что истины нет.

Софист же добавил бы, что, раз истины нет, считай истиной то, что тебе

выгодно. Сократ же, будучи врагом софистов, считал, что каждый человек

может иметь своё мнение, но истина же для всех должна быть одной, на

достижение такой истины и направлена положительная часть метода Сократа.)

Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала

человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник,

заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против

Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака". В

которой Сократ изображается мастером "кривых речей". В один из дней 399

года до н.э.. жители Афин читали выставленный для всеобщего обсуждения

текст: " Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын

Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софраникса из дома Алопеки. Сократ

обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и

вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи.

Требуемое наказание — смерть". Мошенники мысли не простили Сократу его

иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой

художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам

сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идет

навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль:

раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из

эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а

самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое

клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает

мудрости и благородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей,

критической, беспокоящей мысли. И вот меня, человека медлительного и

старого( Сократу было тогда 70 лет ), догнала та, что настигает не так

стремительно, - смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных, -

та, что бежит быстрее, - испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренный

вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и

несправедливости. У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после

его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его

покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо

отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Он

добровольно дал распять себя на кресте отеческих законов " и поступил

весьма хитроумно и дальновидно, лучшим образом продемонстрировав

неистинность этих законов всему миру. Пророчество Сократа сбылось: позор

пал на головы его судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так

же как тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как

сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян,

лишивших их "огня и воды".

Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым

гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение

умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков

человеческой истории. Юный ученик Сократа - Платон, присутствовавший на

судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что

тяжело заболел. " Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость

?" - вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности

и который породил другой вопрос: " Каким должно быть общество,

построенное в полном соответствии с мудростью?" Так родилась первая

философская утопия о "справедливом" (для своего времени) общественном

строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие

утопического социализма.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос: Каким образом осуществляется процесс познания и самопознания по

Сократу?

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного

мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ

сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил

против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного

знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или

линии Платона " в античной философии.

Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков

рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему

принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики,

логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им

на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда

вошел в духовную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его

судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,

трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые

эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до

наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к

веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она,

несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской

мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей

и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И

сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно

ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу

во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем

своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого

разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным

вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением

божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и

слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны

гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов

относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от

любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского

оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил

жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-

нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал

делом ненужным и безбожным.

Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению

Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким

индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию

справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты,

изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты

подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому,

согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и

в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский

вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух,

сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не

стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для

обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший

путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая

этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-

нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам,

призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний

голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, - знаменитый "демон"

Сократа( это некий внутренний голос, посредством которого бог склоняет

Сократа к философствованию, всегда при этом что-то запрещая. Такой голос

Сократ слышал с детства, он отклонял его от некоторых поступков. «Демон»,

внутренний голос, имел, таким образом, отношение к практической

деятельности Сократа, не играя роли в самом сократовском философствовании).

Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и

намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным

пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет

своей целью пользу человека.

Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы

чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение

определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и

т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения,

ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей

целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля

производила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок

времен года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии

от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного

холода и т.п.

Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но

распространял его путем устной беседы в форме своеобразного,

методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь

руководящей ролью в пределах своего философско-политического кружка, Сократ

бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных

собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы"

с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские,

религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался

показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная

жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную

пропаганду своего этического идеализма.

Разработка идеалистической морали составляет основное ядро

философских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ

придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен

знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения

совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать

добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных

добродетелей. Задаче нахождения "всеобщего" должен был, по мысли

Сократа, способствовать его особый философский метод. "Сократский"

метод, имевший своей задачей обнаружение "истины" путем беседы, спора,

полемики, явился источником идеалистической "диалектики". "Под

диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия

противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. В

древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в

мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством

обнаружения истины". Между тем как Гераклит учил о борьбе

противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточив

свое внимание, главным образом, на объективной диалектике, Сократ,

опираясь на элейскую школу ( Зенон ) и софистов ( Протагор ), впервые

отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом

способе мышления. Основные составные части "сократического" метода:

"ирония" и "майевтика" - по форме, "индукция" и "определение" - по

содержанию. "Сократический" метод - это прежде всего метод

последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью

приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию

собственного невежества (так один из таких собеседников, Менон, с горечью

заявил: «Я, Сократ, еще до встречи с тобой слыхал, будто ты только и

делаешь, что сам путаешься и людей путаешь. И сейчас, по-моему; ты меня

заколдовал и зачаровал и до того заговорил, что в голове у меня полная

путаница... Ведь я тысячу раз говорил о добродетели на все лады разным

людям, и очень хорошо, как мне казалось, а сейчас я даже не могу сказать,

что она вообще такое» (80 А В)). В этом и состоит сократовская "ирония".

Однако Сократ ставил своей задачей не только "ироническое" раскрытие

противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий

с целью добиться "истины". Поэтому продолжением и дополнением "иронии"

служила "майевтика" - "повивальное искусство" Сократа ( намек на профессию

его матери ) (майевтика- почва подготовлена, но сам Сократ отнюдь не хотел

ее засевать. Ведь он подчеркивал, что ничего не знает. Но он беседует с

укрощенным «знатоком», спрашивает его, получает ответы, взвешивает их и

задает новые вопросы. «Спрашивая тебя,— говорит Сократ собеседнику,— я

только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его» (165 В))..

Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к

новой жизни, к познанию "всеобщего" как основы истинной морали. Основная

задача "сократического" метода - найти "всеобщее" в нравственности,

установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей.

Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной "индукции" и

"определения".

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он

сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы,

анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению

противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству

на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает

общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений

справедливости или несправедливости открывало возможность определения

понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.

"Индукция" и "определение" в диалектике Сократа взаимно дополняют друг

друга. Если "индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях

путем их анализа и сравнения, то "определение" - это установление родов и

видов, их соотношения, "соподчинения". Вот как, например, в разговоре

с Евтидемом, готовившимся к государственной деятельности и желавшим

знать, что такое справедливость и несправедливость, Сократ применил свой

"диалектический" метод мышления. Сначала Сократ предложил дела

справедливости заносить в графу "дельта", а дела несправедливости - в

графу "альфа", затем он спросил Евтидема, куда занести ложь. Евтидем

предложил занести ложь в графу "альфа" (несправедливости). То же

предложил он и в отношении обмана, воровства и похищения людей для

продажи в рабство. Равным образом на вопрос Сократа можно ли что-либо из

перечисленного занести в графу "дельта" (справедливости), Евтидем отвечал

решительным отрицанием. Тогда Сократ задал Евтидему вопрос такого рода:

справедливо ли обращение в рабство жителей несправедливого

неприятельского города. Евтидем признал подобный поступок справедливым.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.