реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учение о праве, долге и религии

собственную сущность. Подобное произведение оказывается, таким образом,

петиции всеобщим. Оно получает тем большее одобрение, чем более исчезает в

нем особенное его создателя.

Возможен случай, когда свою всеобщую волю не сознают. Человек может считать

нечто совершенно противным своей воле, хотя оно тем не менее есть его

воля. Преступник, которого наказывают, может, конечно, желать, чтобы его

избавили от наказания, всеобщая же воля ведет к тому, что преступление

наказывают. Необходимо, следовательно, предположить, что абсолютная воля

самого преступника требует, чтобы его наказали. Поскольку преступника

наказывают, это предполагает требование, чтобы и он понимал, что его

наказывают справедливо, и если он понимает это, то, хотя он и может

желать, чтобы его освободили от наказания как внешнего страдания, тем не

менее его всеобщая воля, поскольку он признает, что его наказывают

справедливо, согласна с наказанием.

§ 19

Произвол есть свобода, но это формальная свобода, иначе говоря, он есть

свобода постольку, поскольку моя воля соотносится с чем-либо ограниченным.

При этом нужно различать две стороны: 1) в каком смысле воля тут не

остается в равенстве с самой собой и 2) в каком смысле она остается в

равенстве с самой собой.

1. Если воля хочет чего-нибудь, то она имеет некоторое определенное,

ограниченное содержание. В этом отношении она, следовательно, не равна

самой себе, ибо здесь она действительно определена, тогда как сама по себе

она является неопределенной. То ограниченное, что она восприняла в себя,

есть, таким образом, нечто иное, чем она сама. Например, если я хочу

ходить или смотреть, то я буду ходящим или смотрящим. Я, следовательно,

буду не равен самому себе, потому что хождение или смотрение представляют

собой нечто ограниченное и не равны Я.

2. Однако по форме я нахожусь тут также и в равенстве с самим собой, иначе

говоря, являюсь свободным, потому что я, ввиду того что я так определен,

рассматриваю себя одновременно и как нечто чуждое, иначе говоря, отличаю

от себя, от Я состояние этой определенности, ибо так ходить, смотреть -

это во мне не от природы, а потому, что я сам внес это в свою волю. В

данном отношении это явно есть вместо с тем и совсем не чуждое мне, ибо я

сделал это своим и это представляет собой мою волю.

Итак, упомянутая свобода есть формальная свобода, потому что при равенстве

с самим собой во мне налицо одновременно и неравенство с самим собой,

иначе говоря, во мне есть также и нечто ограниченное. Когда в обыденной

жизни мы говорим о свободе, то обыкновенно понимаем под ней произвол, т.

е. относительную свободу, состоящую в том, что я могу что-то делать или не

делать. При ограниченной воле мы можем обладать формальной свободой лишь в

той мере, в какой отличаем от себя все это определенное, иначе говоря, в

той мере, в какой подвергаем его рефлексии, а это значит,

что мы также и выше его. Когда мы охвачены страстью или действуем

побуждаемые природой, мы не обладаем формальной свободой, так как наше Я

целиком поглощено этим чувством, последнее не кажется нам ограниченным.

Здесь наше Я не находится одновременно также и вне, не отличает себя от

этого чувства.

§ 20

Абсолютно свободная воля отличается от относительно свободной, или

произвола, тем, что предметом абсолютной воли является только она сама, а

предметом относительной - нечто ограниченное. Относительную волю, например

вожделение, интересует лишь предмет. Абсолютная воля отличается, однако, и

от упрямства. Последнее имеет то общее с абсолютной волей, что оно дорожит

не столько сутью дела, сколько волей как волей, тем, чтобы считались

именно с его волей. Одно от другого отличить нетрудно. Упрямый настаивает

на своей воле только потому, что это его воля, он настаивает на ней без

разумного основания, т. е. без того, чтобы его воля представляла собой

нечто имеющее всеобщую ценность. Насколько необходимо, чтобы силой воли

обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько же и

отвратительно упрямство, ибо оно представляет собой нечто совершенно

единичное и исключающее иное. Истинно свободная воля по имеет случайного

содержания. Только она сама не случайна.

§ 21

Чистую волю не интересует какая-либо особенность. Воля же, придающая

значение какой-либо особенности, представляет собой произвол, ибо

последний обладает ограниченным интересом и берет свои определения из

природных побуждений и склонностей. Такое содержание дано воле, а не

положено ею абсолютно. Основной принцип воли состоит в том, следовательно,

чтобы осуществлялась и сохранялась ее свобода. Кроме этого, правда, воля

желает еще многих определений. У нее есть еще разного рода определенные

цели, учреждения, состояния и т. д., однако они не являются целями воли

сами по себе, а являются целями потому, что служат средствами и условиями

для осуществления свободы воли, которое делает учреждения и законы

необходимыми для ограничения произвола, склонностей, голого изволения и

вообще побуждений и желании, которые относятся к одним только природным

целям. Например, воспитание имеет цель сделать человека самостоятельным

существом, т. е. существом со свободной волей. Для этого детям запрещают

многое из того, что им хочется. Они должны научиться повиновению, чтобы

были сняты их единичная или собственная воля и их зависимость от

чувственных склонностей и желаний; таким образом, воля их сделается

свободной.

§ 22

Человек - свободное существо. Это составляет основное определение его

природы. Но кроме этого у него есть еще и другие необходимые потребности,

особенные цели и побуждения, например стремление к познанию, к сохранению

своей жизни, своего здоровья и т. д. Право не интересуется человеком в

плане этих особенных определений. Оно не ставит себе целью содействовать

ему в отношении этих определений или оказывать ему тут какую-то особую

помощь.

Во-вторых. Право не зависит от того намерения, которое ты имеешь. Можно

делать что-нибудь с весьма благим намерением, но поступок от этого не

становится законным, а вопреки тому может быть противозаконным. С другой

стороны, какой-нибудь поступок, например защита мной своей собственности,

может быть вполне законным и все же злонамеренным поступком, если я при

этом забочусь не столько о праве, сколько о том, чтобы причинить вред

другому. На право, как таковое, это намерение не имеет никакого влияния.

В-третьих. Право не связано с [внутренней] убежденностью в том,

соответствует или противоречит праву совершаемое мной. Это имеет место

особенно при наказании. Преступника, правда, стараются убедить, чтос ним

поступают справедливою Но существует такое убеждение или его нет, это не

оказывает никакого влияния на право, которое к нему применено.

Наконец, право не придает значения также и тому умонастроению, с которым

что-либо совершают. Очень часто бывает, что право не нарушают только из-за

страха пород наказанием или перед другими неприятными последствиями

вообще, например из страха утратить свое доброе имя, дискредитировать

себя. Или же можно, осуществляя свое право, думать, что за это будешь

вознагражден в загробной жизни. Право, как таковое, не зависит от этих

умонастроений.

§ 23

Право и мораль отличаются друг от друга. Нечто вполне позволительное с

точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью запрещается.

Право, например, разрешает мне распоряжаться своим имуществом, совершенно

не определяя пределов этого распоряжения, и только мораль содержит

определения, которые его ограничивают. Может казаться, будто мораль

разрешает много такого, чего не разрешает право. Однако мораль требует не

только соблюдения права по отношению к другим, а, напротив того, соединяет

с правом умонастроение, состоящее в том, чтобы уважать право ради права.

Мораль требует даже, чтобы прежде всего было соблюдено право и лишь после

того, как оно исчерпано, вступали бы в действие моральные определения.

Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того,

справедлив он или несправедлив, является он хорошим или дурным. То, что

называют невинностью детей или нецивилизованных народов, не есть еще

моральность. Дети или такие народы не совершают многих дурных поступков,

потому что не имеют о них еще никакого представления, потому что вообще

нот еще налицо тех условий, при которых только и становятся возможными

таковые. Подобное несовершение дурных поступков не имеет никакой моральной

ценности. Но и совершают-то они поступки, которые, согласуясь с моралью,

моральными тем не менее вовсе не являются, поскольку они еще не понимают

природы поступка, не знают, является он хорошим или дурным.

Собственному убеждению противостоит простая вера, основанная на авторитете

других. Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть

связано мое убеждение. Поступок должен быть в полном смысле моим. Если же

я действую, полагаясь на авторитет других, то поступок не вполне мой: в

этом случае во мне действует чужое убеждение.

Бывают, однако, и такие обстоятельства, при которых является моральным

действовать именно в силу повиновения и согласно авторитету других.

Первоначально человек следует своим природным склонностям боз размышления

или с еще односторонними, косвенными и неправильными рефлексиями, которые

сами еще находятся под властью чувственности. В этом состоянии он должен

научиться повиноваться, ибо его воля еще не является разумной волей.

Благодаря этому повиновению вырабатывается то негативное, что он учится

отказываться от чувственных желаний, и только таким путем человек

достигает самостоятельности. Он всегда в этой севере повинуется другому:

ничуть не больше и ничуть не меньше, когда исполняет свою собственную в

целом еще чувственную волю или когда исполняет волю другого. Как существо

природы он находится отчасти под властью внешних пещей, с другой же

стороны, эти склонности и вожделения представляют собой нечто

непосредственное, ограниченное, несвободное, это не его истинная воля, а

нечто другое. Повиновение закону разума - это повиновение моей

несущественной природе, которая находится под властью того, что для нее

является другим. Но с другой стороны, оно представляет собой

самостоятельное определение из самого себя, так как именно этот закон

коренится в моей сущности.

Существенным моментом морали является, следовательно, умонастроение. Оно

заключается в том, что долг исполняется потому, что так нужно.

Следовательно, аморальным является как раз делать что-то из страха перед

наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.

Эти мотивы представляют собой гетерогенную, т. е. чужеродную побудительную

причину, ибо они не являются основанием самого дела; иначе говоря, право

тогда рассматривают не как нечто такое, что существует само по себе, а как

нечто зависящее от внешних определений.

Размышления над тем, наказания или награды положены за поступок, имеет,

несмотря на то что ценность поступка не слагается из его последствий,

большое значение. Последствия хорошего поступка могут зачастую причинить

много зла, и, наоборот, среди последствий дурного поступка могут быть и

хорошие. Вообще же думать о последствиях поступка важно потому, что

благодаря этому не останавливаются на непосредственной точке зрения, а

поднимаются над ней. Многостороннее их рассмотрение ведет также к природе

поступков.

§ 24

С правовой точки зрения человек противостоит человеку как абсолютно

свободное существо, с моральной же точки зрения - как существо единичное,

взятое по своему индивидуальному существованию в качестве члена семьи,

друга, в качестве такого-то характера и т. д. Если внешние обстоятельства,

в которых человек находится с другими людьми, таковы, что он исполняет

свое назначение, то это его счастье. Отчасти это благо стоит в зависимости

от его воли, отчасти оно зависит от внешних обстоятельств и от других

людей. Человек является предметом морали именно со стороны своего

особенного наличного бытия, со стороны своего блага, причем мораль требует

не только того, чтобы человеку не препятствовали в его абстрактной

свободе, но и чтобы содействовали его благу. Ощущение блага как

соответствие внешнего нашему внутреннему мы называем также удовольствием.

Благоденствие представляет собой не единичное удовольствие, а

продолжительное состояние отчасти самого действительного удовольствия,

отчасти же тех обстоятельств и средств, благодаря которым у тебя всегда

есть возможность доставить себе удовольствие, если ты этого захочешь.

Последнее, таким образом, есть удовольствие представления. Но и в

благоденствии, и в удовольствии присутствует понятие удачи ,означающее,

что соответствие внешних обстоятельств внутренним определениям побуждений

является случайным. Блаженство же, напротив, состоит в том, что в нем нет

никакой удачи, что в нем соответствие внешнего бытия внутреннему желанию

не является случайным. Блаженство может быть приписано только богу, в коем

хотение и исполнение для его абсолютного могущества есть одно и то же. Для

нас же соответствие внешнего нашему внутреннему ограничено и случайно. Тут

человек зависим.

§ 25

Моральная воля в отношении умонастроения несоворшенна. Она представляет

волю, целью которой является совершенство, но: 1) к достижению этой цели

ее толкают также побуждения чувственности и единичности; 2) она не имеет в

своей власти средств и поэтому ограничена в осуществлении благополучия

других. В религии, напротив, божественное существо, совершенство воли,

рассматривают соответственно обоим сторонам божественного существа, а

именно по совершенству образа мыслей, каковой уже не содержит посторонних

побуждений, и затем по совершенству могущества в достижении святых целей.

первый раздел

Учение о праве

§ 1

Необходимо рассмотреть: 1) право само по себе и 2) его существование в

гражданском обществе.

Глава первая

Право

§ 2

С точки зрения права следует исполнять только всеобщую волю, невзирая на

намерение или убеждение единичного человека, и вообще человек является

предметом права только как свободное существо.

§ 3

Право заключается в том, чтобы с каждым в отдельности другой считался и

обращался как со свободным существом, ибо лишь тогда свободная воля имеет

в другом человеке самое себя в качестве предмета и содержания.

Пояснение. В основе права лежит свобода отдельного человека, и право

заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом.

Разум требует соблюдать право. По своей сущности каждый является свободным

человеком. В силу своих особенных состояний и свойств люди раз личны, но

различие это не касается абстрактной воли, как таковой. Тут они суть одно

и то же, и тут уважать другого -значит уважать самого себя. Именно ато и

приводит к тому, что нарушением права одного человека наносится

оскорбление всем в их праве. Здесь уже совсем иного рода сочувствие, чем

то, когда сочувствуют только ущербу другого, ибо 1) частичная или полная

утрата кем-нибудь своего имущества, хорошее состояние которого хотя и

желательно, но само по себе не необходимо, огорчает меня, однако я не могу

сказать, что его, как такового, не должно было быть; 2) подобные события

относятся к особенностям человека. При всем сочувствии мы отделяем

несчастные случаи от нас самих и рассматриваем их как нечто такое, что нас

непосредственно не касается. Наоборот, когда нарушено право другого,

каждый чувствует себя задетым за. живое, ибо право есть нечто всеобщее.

Следовательно, правонарушение мы не можем считать чем-то таким, что нас

непосредственно не касается. Мы чувствуем себя тем более оскорбленными им,

что право есть нечто необходимое.

§ 4

Каждый, поскольку его признают свободным существом, есть лицо. Поэтому

принцип права можно выразить и так: с каждым другой должен обращаться

именно как с лицом.

Пояснение. Понятие личности включает в себя особенность Я или же

отдельность как нечто свободное или всеобщее. Люди обладают личностью в

силу своей духовной природы.

§ 5

Именно отсюда вытекает, что ни одного человека нелья принуждать к чему-

либо, кроме прекращения насилия, примененного им к другому.

Пояснение. Бывают ограничения свободы и законы, допускающие, чтобы с людьми

обращались не как с лицами, а как с вещью, например законы, разрешающие

рабство. Однако последние являются лишь позитивными законами и правами, и

притом такими, которые противны разуму и абсолютному праву .

§ 6

Поступок, стесняющий свободу другого человека или не признающий в нем

свободную волю, является противоречащим праву.

Пояснение. В абсолютном смысле по отношению к человеку, строго говоря,

невозможно никакое принуждение, потому что каждый представляет собой

свободное существо, ибо он может отстоять свою волю вопреки необходимости

и отказаться от всего, что имеет отношение к его наличному бытию.

Принуждение происходит следующим образом. С наличным бытием человека

соединяют что-нибудь в качестве его условия так, что, если он хочет

сохранить первое, ему приходится мириться и со вторым. А так как наличное

бытие человека зависит от внешних предметов, то он может быть поставлен в

зависимость именно со стороны своего наличного бытия. Человека принуждают

только тогда, когда он хочет чего-то, с чем связано еще и другое, а

захочет ли он того, а с ним и другого или же не захочет ни того, ни

другого, это зависит от его воли. Уж если его принуждают, то, к чему его

склоняют, тоже в его воле. Принуждение есть в этом смысле лишь нечто

относительное. Оно является справедливым, если к нему прибегают для того,

чтобы добиться признания отдельным человеком. Такое насилие с известной

точки зрения не является насилием и не противоречит достоинству свободного

существа, ибо воля, какова она сама по себе, это и есть абсолютная воля

каждого в отдельности. Свобода бывает вообще там, где господствует закон,

а не произвол отдельного человека.

§ 7

Позволено, а потому и не предписы вается правом все, что не стесняет

свободы других, иначе говоря, все, что не препятствует их актам.

Пояснение. Право содержит, собственно говоря, только запрещения, а не

приказания, а что не запрещается, то позволено. Но правовые запрещения

могут быть выражены позитивно как приказания, например: ты должен

соблюдать договор! Всеобщий правовой принцип, особенными применениями

которого являются все другие, гласит: ты должен уважать собственность

другого! Это не означает, что ты должен сделать для другого что-нибудь

позитивное, произвести какое-то изменение в окружающих обстоятельствах, а

требует только не совершать нарушения [права] собственности. Таким

образом, если право и выражают как позитивное приказание, то это последнее

лишь форма выражения, в основе которого по содержанию всегда лежит запрет.

§ 8

Подчиняя себе вещь, воля делает ее своей. Владение я есть эта подчиненность

вещи моей воле.

Пояснение. Для подчинения нужно двоякое: нечто всеобщее и нечто единичное.

Я подчиняю нечто единичное, если присваиваю ему всеобщее определение. Это

подчинение вообще встречается в суждении. Подчиняющее в суждении - это

предикат, а подчиненное - субъект. Вступление во владение есть

произнесение суждения, что некоторая вещь становится моей. Подчиняющим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.