![]() |
|
|
Шпаргалки по философии. История философииБожьем) под влиян манихейства(2 начала-свет(божеств, дух), тьма(дьяв, матер), они вечны и неистреб, чел б пребывать в строжайшем аскетизме. Авг: высш цель чел-ка-любовь к Богу, полн за-ть от Бога. Град земн(любовь к себе, мир зла), град Божий(люб к Богу, мир добра). Вся истор чел-ва-борьба 2 градов. Церк-предста гр Бож на Земле. Вечность, время: Бог предшеств изменч миру, "раньше" небыло, время сотворено тогда, когда сотвор мир. Бог вечен, вне времени, нет будущ, прошл, наст, есть наст прошедш(память), н наст(созерц), н буд(ожидание). Т позн: мир, созд богом, полон непостиж уму чел-ка чудес, истина выше разума, сущ дост знания, абс ист- позн через откровение. Заключ пер: Библ, Свящ писан, образ-е-придаток церкви. Боэций:итог ант филос, перевод "Об утешении философией"(связь с Платоном), Эриугена: разум выше веры, развив диалект(логика), сторон Плат, неоплатон. Схоластика:ср-вами человеч разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. 1 этап-Эриугена, Абеляр, Росцелин-11-12 вв, 2-классич Альберт Велик, Ф Акв- 12-13, 3-Дунс Скот, Оккам(разум=вера), логика, диалект, копание в мелочах, дискусс. Номинализм, реализм: обладают ли общие понятия реальным существованием? Реализм: подилин реальн-тью облад не единичн вещи, а общ понят. Сторон Платона(Кентерберийский)-крайн реализм (универсалии образ свой мир в отрыве от мира конкр вещей. Церковь-против, тк Бог оказ на одной ступени с "универс". Умер реал-Ф Акв-(Арист)-связь между единичн и общим, общее-форма единичн общ сущ в конкр вещах. "Унив" сущ до вещей(идеи), в вещах(формы), после вещей(понятия в чел разуме). Номинализм: реально сущ только единичн вещи, общ понятия-имена, бознач вещи, сущ в языке-Росцелин. Против христ догматов(Троица-3 бога). Оккама, далее во взгл Гоббса, Лок, Юма Ф Акв:умер реализм, основат томизма(неотомизм(фил Ватик), святой, 5 учит церкви. "Сумма против язычников", "Сумма теологии" не затраг естествен пробл, церк д примириться с научн успех, Конц 2х истин-филос и религ приводят к истине с пом разл методов. Наука(ф)- опир на опыт, разум, религ-Св Писан, откровен, но не радик различ предметов, а частичное. Опыт и разум дают истины, не имеющ прямого отнош к религии, но и теология облад истиной, но полож теологии нужд-ся в фил обоснов, для доходчивости положений. Теолог заимствует свои полож от Бога, а не от наук, и может прибегать к др науки как к служанкам. Знание облад ценностью, но чел-ку нбх вера, тк чел ум огра- ничен и не может понять глубину Бога. Христ догматы сверхразумны, открыты уму, но не м б им до- казаны, их нбх принять на веру, д/укрепл веры чел-к должен использ ум, науку. Сущ Бога можно до- казать косвенно, по следствиям. 5 док-в Бога: 1)Все, что движется, имеет причиной движ нечто иное, не м б обновр и движ-м, движ-ся, то причина движ-Бог. 2)все имеет свою приичну, эти причины имеют свою причину, так до беск-ти, гл причина-Бог. 3) все происх измен-я вокруг нас необх/случайн, случ-ть- недоступн нашему уму нбх-ть, нбх признать Бога, чтобы понять происходящее. 4) вещи облад разн степ красоты, есть эталон-Бог. 5)все движ-ся и развив. Куда?, Бог задает цель. (Превосх-во веры над знанием. Соед 2 истинв, но гл-теология. Учение о бытии(Ар), вечным бытием облад только Бог, сотворил "из ни- чего" мир(облад бытием, материей, формой), в единичн вещах форма пребыв в ед-ве с материей(сущ- ность вещи), но и сама по себе(ангелы). В зав-ти от того, как форма реализ в вещах- 4 уровня бытия: 1)Косная прир(форма выраж застывш сущность вещей), 2)Мир растен(форма формир тело изнутри, при- чина), 3)Животн(форма-действующ причина, задает цель), 4)Чел-к(форма-душа). Душа созд Богом для конкретн тела, бессмертна, ждет Страшн суда, чтобы воссоед с воскресш телом. Этика: подгот к вечной жизни, чел выбирает между добром и злом, путь добра указ Бог, за путь зла чел сам несет отв-ть. Вечное право-сов правил, составл основу божеств руков-ва миром, оно отраж в естеств праве(люди должны по- читать Бога), человеч право-з-ны кот пост меняются(общенар, национ) Кузанск (Возрожд). Учен о Боге: божест бытие-решающ роль в становл природы, Бог-бытие-воз-ть, абс максимум, мир-огранич макс, противореч Бога(абс максимум, неделим(абс минимум(единство противопол) (Бог пребывает во всем, единство причины и следствия(творящ и сотворенный). Проти- вореч Бога сближает Бога и мир(отход от креационизма. Принц эманации(божеств начало-неогранич возм-ть, возникн мира-рез-т его развертывания из божест глубин(вечное порождение), возвращ природы и чел-ка к Богу-свертывание-идея мистич пантеизма(отожд творца и творение, растворяя творение в творце)-бытие Бога в мире=бытие мира в Боге. Космология, натурф-фия: бескон- сть Вселенной, звезды не окружность, окружн и центр-Бог, он везде и нигде(Всел однородна(Земля не центр Всел. Прир мир-организм с мировой душий, она противоречива, все вещи сост из противопожн, их прирда выявл путем преоблад 1 над др, основа всех явл-математика. Учен о чел- ке:"малый мир"(чел-к) подо- бен "больш миру"(природа) и "макс миру"(Бог), обожествл чел-ка, подобно Богу имеет творч сущность, Т познан:устранен авторитетов, 3 вида ума: чувства, рассудок, разум(порождение Бога). Процесс поз- нания-единство противопол-ей: познаваемой природы и непознаваемого Бога. Истинность знания: истинность неотделима от заблужд-я, может понять только разум, и тот подобен многоуг, впис в круг, разум преодол догматичность рассудка. Дж Бруно: Цель филос-познан природы, диалектич единство божест и прир, космич и змного. Единство Бога и природы, Бог везде и повсюду, природа=Богу, Бог=материи(материал пантеизм). Субстанция материальна-первоматерия, начало не в форме, а в материи(божеств бытие в вещах), мировая душа присуща всем вещам(движущий принцип конкр вещей и мира, способна подменять Бога, душа и материя-единое целое,сущ единая субстанция, в кот они едины(начало универсума). Природа и Вселен бесконечны(божеств могущество не огранич созд этого мира)+ открытия(Коперн), нет центра(Кузан), бесчисл миры имеют движ силой-миров душу, а не божеств могущ-во. Дуализм земного и небесного( вода, воздух, огонь, небо(стихия эфира) образ земн и др миры. Осн единица бытия-монада(онтологич смысл(телесн и дух начало), физич(атом), математ(точка), Высш-монада монад- Бог.. Диалект идеи: в беск-ти отожд форма и материя, противоп совпад, 1 противоп-начало др. Все противоп совпад в 1 неделим точке-монаде монад, и это целое сущ во всех единичн вещах, нигде и везде. Единство и борьба противоп. Т позн: против авторит, цель-достиж единства знаний, деят-ть чувств, рассудка, разума, ума. Жизнь не ограничена земн формами, а продолж в иных формах, бессмертие не в религ смысле, а как часть мироздания. Бэкон:"Нов Органон", матер взгляды на природу, обоснов индукц, "Нов Атлантида"-роль науки д/произ- ва. Задача познания-завоеван природы, совершен чел жизни, знание-сила, но оно таким станов, если опир на исслед-е. Родонач матер, эмпиризма, многообразн формы движ материи, разнородность материи, веч- ность амтерии и движ-я. 19 видо движ-я: сопротивл, инерц, колеб и тд. Бог- первопричина мира Т познан: природа познаваема, на пути познания препятствия: Идолы рода ведут к ложн представл о мире, вследст ограничен чел ума, люди к природе вещей примешивают свою собст-ую(показания своих чувтсв нбх сопостовлять с вещами. Идолы пещеры-ложн восприятие действ-ти, свойств отдж чел-ку, "пещера" ис- кажает его сужд о явлениях мира, идолы пещ вытек из его воспит, Ид рынка- ложн понятия, разн смысл. Ид театра:неправ предст о мире вследст некритич усвоения фил взглядов. Подчин природу можно на основе ее изучения. Естествозн-мать всех наук. Теор двойств истины: разгарнич предметов теолог и науки. Бог-творец мира, чел-ка, он объект веры, знание не зав от веры. Критик схоластики Ист чел знания-чувтсв опыт, основ на эксперим, потом обобщение-индукция. Суть:1Наблюд фактов, 2)Их систематиз и классиф, 3)Отсечен ненужных, 4)Разложен явления на сост части 5)Проверка фактов на опыте 6)Обобщение. Познан не огранич опытом, должно стремиться выявить прич-сл связи. Декарт: дуалистич филос, признан 2х субстанц-дух, материя. Мир-творение Бога, отриц единсто мира, мир сост из духа и материи. Атрибут телесн субст- протяженность, атриб дух-мышление. Чел-механич соед духа и материи. Субстанция-вещь кот нуждается только в себе. Соверш субст-Бог. Мир разделен на 2 рода субстанций, не связ друг с другом. В филос-дуализм, но приорит-мышлен(идеалист. Материалист-материя-основа бытия. Материя-все то, что имеет объем, сост из бесконечно делимых частиц, отлич формой, величиной, направл движ. Механист движ материи, а запах, цвет-челов ощущ. Животн- машины(орг и неорг не разл), чел-маш, но облад 2 субст, есть врожд идеи. Первоприч-Бог. Т познан: рационал, разум не нужд в чувств познан, истинность знаний нах в самом ра- зуме. Дух субст имеет врожд идеи(идея Бога, духа, материи, числа), в данном случае жизн опыт лишь это подтвержд. Геометрич метод(отыскивание ясных, истин положен, не нужд в лог док-вах). Начало познания-интеллект интуиция, не нужд в опыте, ед метод познания-дедукция, как и Бэк, он сомнев в истинности того, что считалось несомн знанием (начин надо с методологич сомнения, сомнение-акт мышления. Я мыслю(я сущ-ю. Задача: исп-ть познават спос-ти правильно, искл заблужд. Истинность познания вытек из Врожд идей(предрасполож разума), гл роль в познании-разум. Учен о методе: 1)Ясность Познан, 2)раздел всякий вопрос на нбх кол-во частей, 3)мыслить по порядк(прост(сложн) 4)полнота знания. Дедукция-ед метод познания. Спиноза: "Этика", "Богосл-полит трактат", критика Дек, монистич учен о матер-ти мира, Не мб 2х субст, не мб 1 суб-причиной др. Сливает Бога с понят субст, отожд его с природой. "творящ" природа-Бог,пантеизм(отожд Бога с прир). Прир-причины и сл-вие, вечна беск-на, природа(субст) не нужд в причинах, он причина самой себя, вечна(нет ? о ее творении). Прир как субст проявл себя в атрибутах(вечн св-вах), их множ-во, но чел-к познает 2-протя- женность и мышление, субст немыслима вне своих атриб. Субст едина- природа(Бог), ее св-ва вечны. Учен о мышл: гилозоист(одухотв природуЯ, материю), от субст нбх отличать отд вещи(конечны, нах в пост измен-и). Совок отд вещей-модусы. Субст едина, сущ сама по себе, модусов беск множ-во. Движ нах ист-к в субст, но осущ в модусах, движ- не атрибут субст. Движ и время присущи модусам. Движ как модус-связ звено между субст и един вещами(противопост имманент(присуща субст(причина самой себя, прич совок модусов) и внешн причинности(хар-на д/един модуса, опред причиной др модуса)). Отсутств случ- ти(люди просто не занют причины). Мир конечн вещей отлич от субст тем, что имеет причину в др конечн вещах. Лейбниц: "Монадология". Вся Всел сост из бесчисл множ-ва субст-ций-монад- единиц бытия, дух по природе, сост элементы всех вещей. 1)Субст-начало всего сущего, проста, неделима. 2)Спос-ть к действию, самост-ть. М-не им протяж-ти, не нах-ся в простр-ве, вечна, излуч-е божества, согласованность и единство монад, из них возник сложн вещи (раст, жив, люди). Сложн субст-центральн монада+множ-во периферийн. В зав- ти от степ развит монады: прост(смутн предст), монады-души(ощущ и представл-животн), мон-духи- разум(чел-к), монады-носители матер-го(они несоверш-ны, Бог-верх мон- совершенен, Бог опред цель развит. Диал-ка:самодвиж-е монад, связь малого(мон) с больш(Вселен) Т познан:рационалист, Декарт. Врожд идеи-зародыш интеллекта, они не готовы, постеп развив, предрасполож, склонность, врожд явл общие принципы. Опыт(ощущен не могут раскрыть истину, тк это может только ум. 2 ист знаний: чувства, разум. 2 вида истины: необход-е(ист разума)(вечные, понят субст, бытия, причины, источн-разум, но если бы люди ничего не видули и не слышали, то они были бы неспособны добывать истины из разума), случ-е(ист факта)(достиг разумом из чувств данных, нужд в опытн оправдании. З-н для истия- з-н дост основ-я. Ист разума извле-ся путем дедукции, ист факта-индукция. Локк:"Опыт о человеч разуме", критика учен Дек о врожд идеях, идеи не наслед-ся, ед ист знаний-опыт, все идеи о понятия возник в процессе возд-я вещей на наши орг чувств, в ра- зуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах. Внешн(поср слуха, зрения тд), внутр опыт(идеи о деят-ти самой души-рефлексия). Внешн опыт(ощущ)-знание об окруж мире, внутр(рефл)-о сост нашей души. Внешн опыт дает представл о первичн кач-вах(при- надл предметам, неотделимы от предм, есть в наших ощущ-протяж, движ, покой, плотн, число). Вторичн кач-ва субъективны(не принадл предметам, в них сущ способн вызывать в нас эти ощущ-я: звук, вкус, запах-субъект:если чел-к не слыших, то звук как идея исчеза- ет(отступл от материализма. Беркли: критика принятия материи зв вещест основу мира. Восприн можно только отд вещи и их св-ва, мы не можем ощущ общую идею. Материя(если удалить запах, цвет, не оттанется ничего, что могло бы быть предметом познания)-пустое слово. Разум способен восприним отд, конкр предметы, это восприятие-совок ощущений("идей"). Сущ только то, что можно воспринимать. "Быть"-"быть в восприятии". Исх начало-комбинац ощущ, вторичн кач-ва сущ не в самих телах, в восприятии чел-ка, но субъективны и первичн кач- ва(тк идеи сущ в душе). Идеи-не копии вещей, они порожд духом и в нем сущ-ют. Восприним не животное вообще, а конкр жив-е(общие понятия ничего реального не обознач. Привело к солипсизму (кр форма субъкт идеал, признающ реальн-тью мыслящ S, а ост-сущ только в его сознании) Беркли преодолевал: S в мире не один, вещь может восприним др S, даже если все S исчезнут, Вещь останется как совок идей Бога. Бог-творец всего сущего. Беркл-субъкт ид(объект. Юм:действ-ть-поток впечатл, кот мы получаем, вызывающ эти ощущ причины- непознаваемы. Впечатл: вп чувств(ощущ внешн опыта), вп внутр деят-ти(рефлексия). Ист познания-опыт(сов ощущ). На основе впечатл опыта образ идеи(складыв когда чел-к начин рассуждать о впечат-ях, идеи-копии наших впечатл, идея не м воникн без предшеств впечатл. Идеи как копии впечатл вступают в связь друг с другом на осн 3 принц: 1)сходство, 2)смежность во врем и простр, 3) причинность. Причинн связь: если нечто предшеств чему-то, из этого не следует, что 1-при- чина, а 2-сл-е, причин связи не познаются-агностиц, мы приобрет привычку(при появл одного нбх ожидать др). Опыт дает только послед-ть событий, не раскрыв связей. Задача знаний-рук-во для практики. Франц материализм: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах, механист форма. Материя-то, что вне нас и вызывает ощущения, объект реальн-ть, вне сознания. Атриб матер- движ-е. Гольбах: "Сист прир": матер-причина всего и самой себя, все явл природы сводимы к разл формам движ-я матер частиц, кот образ вечную природу(Вселен), природа получ движ от самой себя, природе присуща энергия. Дидро-абс покой-абстрактн пон, кот не сущ. Связь материи и движ- элемент диал. Сводили все к механич движ-ю, отриц скачки, непрер движ. Чел- к машина, но может мыслить. Все матер в-ва сост из неделим атомов и молекул. Св-ва материи(тяжесть, фи- гура), движ-перемещ частиц внутри тел, перемещ матер тел. Цепь причин и сл- вий-нбх-ть, не случ-ть(чел-к не свободен в своих поступках, тк во всем царит нбх- ть(никакой свободы быть не может. Т позн: сенсуализм. Ист зн-ощущ, возник в рез-те возд внешн матер тел на орг чувств. Дух деят-ть(воображ, желан)-из ощущ. Гельв-ум-совок ощущ чел-ка, деят-ть мышл-процесс сравнив ощущ друг с другом. Дидро-соотнош чувств и логич познан, сознан чел- ка не только чувства, но и разум, критика врожд идей Декарта. Учен об истине: Ист-связь наших идей и по- нятий, кот соотв связи вещей, не затраг возд чел-ка на объект, чел-к пассивен. Учен об общ-ве: первичн потр чел-ка(еда), вторичн(гордость, зависть). "Разумн эгоизм"- собств интерес чел-ка- основа соц добродет, личн интерес-гл причина челов поведения, нбх согласов частн выгоду с общ интересом., чтобы измен людей, нбх измен окруж среду, а это зав-т от общ мнения( мнения правят миром. Чел-к-продукт среды, з-ны делают все, зав от монарха. Свободомыслие, воинств атеизм(церковь защищ свои привилег-раздавим гадину). Если в мире нет ничего кро- ме материи в движ, не ост и места д/Бога, теология-фикция, научн знание д это уничтожить. Кант:1)докритич, 2)критич("Критика чистого разума"). 1)Идея о развитии в природе, про- исх солнца из первонач туманности, множ-ть миров, непрерывн процесс их возникн, за- медл вращ Земли(приливы/отливы). Механич объяснен возникн Всел, первопричина- Бог. 2)Агностич-непознаваемость мира. Т познан: 1 Чувств познан. Вещи в себе-пред- меты окруж мира. Идеал и мат толков!, эти ощущ-не вещи в себе, не дают знания об объекте. Знание: 2части:1)"материя" знания(эмпирич)- a posteriori, 2)до опыта, нах-ся в S-a priori(априоризм). Апр сужд носят всеобщ хар-р, апр сужд подтвержд в опыте( время(часы), апр сужд не рождают знание, чистые-простр-во, время-формы чувствен- ности, представления. 1 прост-во, 1 время-единичны, не вещи в себе. 1)Чувств позн- спо-ть упоряд хаос ощущ при помощи прост-ва и времени.2)Рассудочн позн. Опыт- продукт дея- ти чувств-ти и рассудка. Сужд воприятия д приобрести "объект" путем подведения сужд под априорн катег. Причинность 12 катег: ед-во, множ-во, всеобщ-ть, реаль- ть, отриц, огранич, принадл, возм-ть, нбх, сущ-е. 3) Разумное позна. Разум поражд "трансцед" идеи, выход за пределы опыта-3. 1)Психол (уч о душе), 2)Космолог(уч о мире), 3)Теолог (уч о Боге)-выраж стремл разума к постиж вещей в себе. Но вещи отс непознанными( разум дает "антиномии" (противор полож-я)-4, Т(Т. 3 док-ва Бога: 1)Онтологич(Бог S всех Р кот абс нбх-мы, 2)Космолог(Бог-абс сущ), 3)От противн. Не подтверж и не опроверг опытом, несостоят-ны, единств док-во бога-мораль, вера в это Бога побужд чел-ка к моральн поступкам. Этика: "Практич разум"-уч о нравств-ти, чел-как цель (самоцель), а не как ср-во. Теоретич разум подчин практич. Категоричн императив (осн з-н), действие само по себе, априорн хар-р. Чел свободен, приобщен к миру вещей в себе. Практика-сфера примен нравств оценок поступков людей, основа- кат имп(действие ради него самого, без отнош к др цели), имп-априорн хар-р, заповедь. Кат имп-поступай так, чтобы принцип твоей воли мог служить принц зак-ва. Чел не д зависеть от др, религ д выводиться из принц нрав-ти. Фихте:"1 сист свободы". Филос-самосознан, связ с хар-ром, образом мыслей. Суб идеализм. "Я"-мыслящий S, волевое сущ-во. Тожд-во бытия и мышлен. Не-Я- окруж мир, объект природы, физич природа "Я", Не-Я-опред деят-ть Я. Деят-ть Я- теоретич (мышление), бессознат(нравств повед S), приоритет человеч над природой. Не- Я-про- дукт Я, рез-т деят-ти Я, Первичн S-Я, Япорожд не-Я, Не-Я поражд Я. Интеллект со- зерцание(инт интуиция), практич деят-ть, сфера нравств-ти. Высш теоретич разум подчин практич-му. Другие Я. Я:1"Я" тожд инд сознанию, 2Абс Я-сверхчелов созн- Бог. 2)Диалектика-антитетич.(Т выводится не из Т, а сопоставл сним. 3)Свобода (Кант). Влияние Канта:право, мораль,с воб-Кант. Центр познания-S, Беркл, Юм, Кант, Фихте-суб идеализм. В познании чел творит мир, мы созд свой чел мир (многомерн Вселен, цвет-спектр), опред св-ва этого мира похожи на образ, но есть различия, Какова степень этого сходства? Достижимо полное сходство: Кант- опыт, Ф-мир идея. Гегель-абс истина-философ достиг. Нет полного исчерпыв зна- ния, неполн знание доступно чел-ку, науке, но не дост филос(абс истина). Материализм и диалектика Маркса:идейн ист-к-Гегель, Фейербах. Ценное у Ге геля-диалектика(прир, ист, дух мир в виде процесса, беспрерыв движ-я, пытался раскрыть внутр связь этого движ-я). Матер решение осн ?филос, пришли к диалектич мат-му. Фейербах, марксисты исслед наряду с природ и соц предпос-ки единства чел-ка и природы. Источн мат диал-ки-обобщение научн опыта(Энг-матер един- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |