![]() |
|
|
Шпаргалки по философии. История философииство мира, критика натурфилософии. Кроме субъект диал, говорили об объектив- царит в природе. Суб диал(диал мышления). Предмет мат диал-ки-изучение общих, диалект з-нов природы, истории и познания, в тч мышления. З-н единства и борьбы противоп, з-н перехода кол-ва в кач-во, они это применяют при анализе истории, з-н отриц отриц(появл нового из старого). Чел часть природы, высш продукт ее развит. Диал-ка: возврат к греч филос. Вся природа, от мельч частиц до огр тел нах в вечном возникн и исчезнов, движ и измен. Тперь это подтвержд на опыте. Движ материи-не только перемещ, но и теплота, свет, поле. Материя немыслима без движения(тела возд друг на друга), она неуничтож, вечна, одна и та же. Т познан: диал-матер, первичн, несотвор мат бытия, познаваемость мира, диал и мат предпосылки единства з-нов природы и мышления. Мышлен и сознан-продукт чел мозга, похожи на з-ны природы. Диалектика-теор познан. Субъект диал отраж объект диал, не зерк отраж, а активн взаимод S и объекта. Познание истины- диал процесс, мы сталкив с противор: между абс и относ истиной, абс истина непости- жима, если под абс ист понимать объект, правильн процесс действ-ти, то это воз-но. Истина-не застывш итог, а познан относительно, противоречиво, чтобы отличить истину от заблужд, нбх выяснить, насколько наше знание соотв объект дейст- ти. Истина объект-на-содержан знания совпад с объект дейст-тью, но в тоже время она субъективна по способу оформления конкр чел-ком. Если абс ист(как исчерпыв знание о мире)недостижима, может ли чел полное и достов знание о мире вообще? Наше знание не статично, не неизменно, это пост процесс движ относит истин, кот приводит к накоплению и обогащению чел знания. Абс истина-сумма относит истин, этот процесс не завершиться. Как мы можем узнать, что в нашем знании содержится момент совпад-я с объект дейст-тью(Кант:сопоставл явлений и вещей в себе)- прак- тика. Она-критерий истины, те рез-ты познан, кот прошли проверку практикой м претендовать на знание объект истины, практ-мат-чувтсв деят-ть людей. Матер понимание истории: "Капитал", труд, прибав ст-ть, раб сила, мат поним ист. Прежде чем заним историй, нбх пить, есть, это достиг в рез-те труда. Произв отнош- идеологич. Категор отчуждения: отчужд труда(от раб забир продукт труда), самоот- чужд раб-ка(собст физ и дух энерг принадл собст-ку). Чел род отлич от жив- произ- водств жизнью, но тк от раб отчужд труд(отч и родов жизнь. Раб-к-машина, беда- госп частн соб-ти на ср-ва произ-ва, нбх заменить на общ-ую. Проблема чел- ка: чел-к-не винтик, а инд-ть, нбх понять те соц услов, в кот он наход, класс опред из жизнь. Чел способен целесообразно трудиться, в то же время чел связан с жив ми- ром, сущность чел-производное от сисит общ отнош. Личноть-инд-ть, но м себя про- явить только в коллективе. Для поним чел-ка нбх поним общ-во, в кот он живет. Диал-мат поним общ-ва:произв отнош д соотв ступени развит произв сил(произ силы (лидер) вступают в противор с произ отнош, тогда произ отнош-тормоз пр сил (эта диалектика-ист движ-я). Ни одна общ-эе формация не погибнет раньше, чем разовьются все производ силы, и наоборот(чел-во ставит неразрешим задачи. Формац опред сущность ступени развит общ-ва.. Ист мат-зм-филос истории- откуда, куда, как идет чел-во? Избыток продуктов труда основа общ прогресса. Не смотрел на ист процесс как на 1 линию, роль играет и субъективн фактор-хар-р лидера. З-ны истор прогресса похожи на з-ны природы, действ независ от людей, но отличие- они естественноисторич, действ через деят-ть людей. Общ-во не может перескочить фазу своего развит, но оно может ее смягчить, сократить. Энг: кроме эк базиса, и надстрой- ка может влиять(гос-ва) на эк-ку. Плеханов:"Освобожд труда", труды "О матер поним истор". Фил марксизма-велик рев-ция, единство и цельность мат ф-фии, метод- душа ф-фии, защита конц о роли личности и масс в истории., народ, а не "герои" явл подлин творцом истории, "тол- па" д стать героем, и развить соотв самосознание, этому д помочь маркс наука. Отд личности могут изменить события, и их посл-я, но не м измен ход и их общ направл. Классиф движ сил(фак истор развит): конеч(общ причина) истор движ чел-ва- развит произв сил, особ причины-истор обст-ка, в кот они развив,единичн-личн особ- ти дея- телей истории. Выдающ личности появл тогда, когда возник потр-ть. Ленин: марксизм-заложил основу новой науки, условна всякая идеолог. После пораж рев 1905. труд "Мат-зм и эмпириокритицизм", "кризис в физике"-револ в естествозн, ломка старых з-нов для ф-фов, появ "физич" идеализм, "исчезнов" материи. Ленин- исчезла не материя, а старые убеждения(классич физика-матер-в-во), виды и формы матер беск-но многообразны, науке известна их малая часть. Мат-объект реальность, сущ независ от чел и отображ им. ? об ист-ти знаний-2 части: 1) сущ ли объект истина (незав от S), 2)Если да, то может ли чел представл выразить ее сразу, абс- но, или толь- ко относит? Истина объек-на, не зав от чел прихоти. Развил учен о практике. Практи- ка-деят-ть людей+общ произ-во, клас борьба, научн эксперим, диалект единство абс и относ. Принц отражения внешн мира в чел сознании. Все знания-из опыта, в кот отраж св-ва вещей, не зерк хар-р, диал хар-р, един-во диал, логики, т позн, классич воплощ-"Капитал". Т истор мат-ма: мат-зм признает реальн бытие нез-мо от сознан чел-ка. Проблема парт-ти:борющ партии: мат-зм и идеал-м, не отриц идеализм. Ломоносов:Реф П1-сближение Рос и Запада, идея отделения научн познан от рели- гии, выводы из его научн исседов-фундамент его мат-зма, развил атомист античнос- ти, сохран движ(Дек), молек конц строен в-ва: корпускулы-мол-лы, сост из атомов, изомерия, сохран массы в-ва, уч в хим р-ции, механич природа теплоты, взаимн связь жив и нежив прир. Втор и перв кач-ва(Локк) сущ объективно, зав от физ св-в корпуск. Т позн: единство эмпирич(руки) и теорет(глаза) исследов, нет резкой грани между ними. Логика: связь с риторикой, слова служат д/обознач идей. Радищев:влиян франц Просвещ. Критика креп права и самодерж, "Путеш…"-нищета крест-ва, нбх революц просвещ народа. "О чел-ке, его смерт-ти и бессмер-ии"- зав-ть дух жизни чел от тела, смерть тела(смерть души. Чел-верхн ступень эволюции, творч хар-р его природы, неизбежно дальнейш развит чел-ка. Чел-особ дух сущ-во, кот бес- смертно. 2 часть книги: душа бессмертна. Познание несводимо к чувств опыту, мышление нечувственно. Душа сама по себе, отлична от тела, проста. Цель в жизни- стремлен к сов-ву, Бог сотворил нас для достиж этой цели, не хватает плоти, чел-к обретает др, продолж соверш-ние, з-н сохран энерг-душа не исчез бесследно. Чаадаев: победа В Отеч в 1812-торговля с Европ, развит науки, филос, но отриц- разлом русск культуры, отказ от нац традиц. Примирен-зап и слав. Зап-во исходит от Чаад-"Философич письма". Как релин мыслит-под влиян религ чел-во может исполнить свое предназнач, нбх принять нек релин истины как априорн. Основа фил-фии- пер- вичн факты, кот не мб доказаны, явл предметов веры, вера дб в ф-фии. Онтология: основа мира-великоеВСЕ, объект-но, не зав от чел, сущ в формах физич и дух мира. все многообраз мира едино, подчин всеобщ з-нам. Физич мир соотв ньютон идеи "изнач толчка". Чаад опир на античн атомизм. Гносеолог: познающ разум подчин з-нам мира, инструм познан-рассужд, интуиция, использ это чел подчин з-ну и познан приходит на высоч ступень, с пом познан природы, чел м предвидеть явл-я. Познан дух мира вытек из позн матер мира, но ср-ва познан разные. Движ чел духа- отражен действ Бога на мир(его з-ны непознаваемы такими ср-вами. Антрополог: (конц родов сущн-ти)чел-к не инд-ть, тк наша духовн-ть унаследована, мысль чел-ка- мысль рода чел-го, общение с людьми, челов культ, сущность чел реализ в сообщ-ве с конкр людьми в рамках нац культуры, ( к нации, патриотизм-норм сущ-е чел чувств. Историософия: истор событ, ум отд чел-божеств провидение-нравств з-н(высш). Ист- фия ответить сущ ли общ з-ны развит чел сообщ-в? Ф-фия д пройти принц единства истор чел-ва, ее всеобщ з-н, связ со свободой(подчин нбх-ти). Христ- во:единение чел- ва под эгидой христ-ва, предпочт католицизму(правосл не отм креп право), протест против монарх, кот опир на правосл(только кат-во-носитель христ начала. Рос- не ( ни к Западу, ни к Вост. "Апология сумасш-го"-не м людить родину с закр глазами Западники: круж Станкев, Герцен, Грановск, Огарев, Боткин, Кавелин, Белинс(связь), Тург. Европ ориент мысли, перевод Рос на европ путь(лит-крит статьи, беседы, дис- кусс). Радик крыло(Белин, Герцен, Ог), ост-либер. Славяноф:Аксаков, Киреевс, Хомяков. Особ путь Рос, самобытн русск истор, само- дост русск культ, выраж в монархии. Аксаков: понят "гос-во" и "страна" противоп, "Страна" в нар поним-община, следуя христ, гос-во-опир на внеш з-ны, извлек пользу от принужд-я. Русск истор-житие святых. Киреевский: Запад-гос-во возн в рез-те насилия, в Рос-ест развит нац жизни, Зап-общ-во разд на классы, Рос- единодушие, "Рус правда". Не вытеснять европ просвещ, дать ему высш смысл. Хомяков:Принц нац бытия: пр соборности(община-любовь к Богу, "сход"-едино- душн решен, справедл-соотв обычаю), славянам чужда воинст-ть и арист-зм. Евр- не воплот христ-во, вследств преоблад знания и рассуд-ти, но и Рос не осущ его (оно развив медленно, Рос мало вниман уделяла разраб логич знания, кот нбх сочетать сос верхлогич). Этика: религ хар-р, чел волен выбирать между люб к Богу и себялюбием, греховен от природы, Бог указ путь, буди в чел сознание своей вины. Глава церкви-Христос, церк-одна носит-ца ист веры, нбх единство всех верующ(гл принц церкви-соборность(ед-во верующ). Рос д стать центром мир цивилиз, путь-христ-во. Соловьев:метафизика всеединства, софиология(Флоренск, Франк, Карсавин, Бул- гаков), пытался объед ф-фию, науку, религию, созд "своб теософию", религ(объед всех христ конфессий), но не теология, религ ставил на службу ф-фии, попытка включить в религ нов достиж естествзн, истор, ф-фии, синтез религ и науки. Ф-фия м критич оценивать действ-ть с тз абс идеала(должное сост сущего), "практич ф-фия". Объект идеал, пантеизм. Идея всеединства(от славянф ид собор- ности), осн категория-сущее(сверхсущее, Абсолют, Бог). Сущее-дух сущ-во, Sволи. Абсол-единое, не распад-Ничто, с др стороны-в Абс заключ все многообраз мира (положит, а не отриц ничто. Абс раздваив на 1, 2. 1(полюс)-совок идей, сущностей, кот сущ/ кот возникнут(подлинно Сущее), 2-становящ Сущее-при, чел-к, общ- во. 1-Единое, Логос, 2-"потенция бытия"-София. В Логосе воплощ божеств замысел. София-посредник между Богом и реальн миров, невеста и жена, премудрость Бо- жия, начало, особ энергия. Сначала Соф раздваив Абс на 2 полюса, эманация ато- мов, ать-ть Соф+пульсац атомов=реальн мир, при, общ-во. Став реальн, предметы отторгаются от Абс. Причина зла(отпадения мира от Бога)-принц индивидуализац- стремлен кажд сущ-ва к обособл сущ-нию. Соф-объедин начало-хаос(после оттор- жения) преобраз в космос(Боговоплощение). Сотворен мир-искаженное сост Бога. Сол не раздел Творца и творение(идеал сущности проявл в бытии). В ходе эмана- ции сущностей(среди них-чел-к) появл историч реальн чел-к. Мир(Божье творен) не идеален, еще предстоит этап обожения, если чел-во преобраз в нравств сущ- во- Богочел-во, мб сотворено Царство Божие. Панморализм(от людей зав-ит то, что будет на Земле, гл-не допустить ада на Земле). Развитие: мир развив, тк в его осно- ве лежит божеств замысел, без творч деят-ти чел-ка развит невозможно. Мир сост из инд-тей, гилозоист(идеи, ат-живые сущ-ва). Ср-ва противостояния распаду мира: принц всеединства и больш роли человеч творч-ву. Истинный прогресс предполаг акт деят-ть личностей. Страмление к единству(природн) д осущ-ва с пом чел- ка. Сущее станет Вселенским орг-мом-единст Бога, чел-ка, косомса, общ-ва. Система категорий:гл-сущее, бытие, сущность, они развертыв-ся в 12 др-благо, истина, кра- сота. Люди м соверш-ть мир в соотв с принц единства ист, добра, красоты. Т позн: гносеол оптимист, идея цельного знания(славянф). Познан осущ 3 путями: эмпирич (научн-постиг-ся мир явлений), разумн(мышление), мистич(абсолютное). Данные опыта и размышл-я могут синтезир-ся(способст-ет интелл-религ интуиц). Знание- живое, общение с бытием, единство теории и практики. Чел-к:без чел нет деят- ти Бога(чел сомогущ Богу. Чел божеств(идея чел, в Абсол), чел матер(первоб сущ- во), чел духовн(ег жизнь сост в согласов-ии прир и божест начала). Чел способен прийти от прир сущ-ва к дух, но возм-но и обратное) Бердяев: "верующ вольнодумец". "Смысл творч-ва", "Смысл истории". Бытие(реаль- но не сущ, открыв через S, а не через объект-смысл, кот придает ему S), существова- ние(облад духи, твор-ся идеальн ценности). Цель ф-фии-улавливание смысла дейст- ти. Из бездны Бог порожд и реализ самого себя. Бог-творец и S. Бог-не религ, высш дух, личность, он сотворил чел и мир, но они сразу отпали от него. 2 мира:1- мир духов,свободы, 2-мир природы, нбх-ти. Бог всегда в свободе, в личности. Дух- лич- ность, выше по отнош к природе(не мб им порожден. Духи-S порожд объекты(бы- тие), объект зав от смысла, ко его надел S. Матер мир-знаки событий, происход в дух мире. Суб идеализм. Объективация-отчуждение-зло мира, в объектах дух иска- жен, образ мира объектов-источн несчастий чел-ка. Отпадение от Бога- падшесть мира и чел-ка, но и в этом сост чел способен творить. Бог рожд в чел-ке(зов к выс- шему), а чел-в Боге. Осн фил проблема-богочеловечность. Чел (2 мирам:дух и матер, в нем борятся Бог и мир.. Чел индивид(биол сущ-во) и личность(центр твор- ческ энергии). Чел-центр место в прир, микроскоп, самостоят-н, преодолев свою огранич-ть и устремл к высшему. Инд-ть, чел личность. Ср-ва чел жизни(техника) станов целью, люди забыв о смысле жизни, общ истор превращ чел в орудие, лич- ность противостоит общ-ву. Спасение чел-ва, чел творчество. Негат рассм социал эксперимент(нов форма угнетения). Приветств рев-ция духа, победит богочел. Конец истории. Персоналистич соц-зм-примат личности над общ-вом, соборность. Соц и дух освоб чел,с амоценность кажд личности, богоподобие кажд чел-ка. Русск космизм: мир как космос(причастность чел к космосу). Космизм еще в ан- тичн ф-фии, во 2 пол 19в-сплав ф-фии, мифа, науки. 3 теч в русск космизме: естественнонауч(Умов, Верн, Циол, Чижев), религ-фило(Федоров, Сол, Берд, Булг), поэтич-худож(Левшин, Одоевский). Проблемы косм:связь чел сознания и космоса, место разума во Всел, множ-ть разумн миров), Основат-Федоров. "Ф-фия общего дела"-истоки чел бытия-в космосе, порывать с корнями нельзя. Чел-не дар рожд, родовое сущ-во, чтбы выполнить свой долг, д осознавать, что он-сын человеч- ий. Родов солидарн-ть людей. Чел-вершина эволюц, но смертен. Апокалипсис-весть не о смерти, а о спасении, Благовест. Устранив смерть во Вселен, чел победит зло. Частая смена покол непозвол чел освоить опыт предков. Чел д начать восхожд к высш природе, стать спасит мира и себя. Идея ативн эволюц-действие чел на мир: внутр регуляц(себя), внеш(прир процессы). Распр власти чел над Земл, Сол, Всел. Преобраз Земли, измен климата(З-космич корабль, воскресение мертвых(победа над простр-вом и временем). Внесен в прир воли и разума, органич прогресс(в самой природе). Эволюц з-н восхожд-я духа, д/чел-обрет нов способа питания (автотрофн), появл нов органов(возм-ть бескон перемещен. Воскрешение всех погибших, спасение всех. Самовоскреш чел, ради жизни на Земле, на др планетах Вернадский: принц Дана: направл эволюции("цефализация")-усоверш нервн сист, гол мозга(в эволюц заложена программа, у чел есть энергия, связ с разумом. Идея ноосферы(разума). ? о бесконечн продлении жизни во Всел, чел-ву нбх осво- бодиться от зверских качеств, истощ-ие биосф. Автотроф-ть-путь к бессмертию Циолковский: рассел чел в космосе, предпосылки ракетостроен. За жизнью в этой форме стоит сверх жизнь. "Космич" ф-фия панпсихизма(буддизм)-одушевл Всел, бессмертие атомов, переселяющ в разн орг-мы. Антропоэкокосмизм-космос и социкм д развив взаимно. Позитивизм: разраб методолог научн познания, призыв к ф-фам отказ от метафиз абстракц, обратиться к исслед позитивн знания. Сущ некая реаль-сть, кот дана чел- ку. 30-40гг 19в(Франц-Огюст Конт, Спенсер, Милль, Лавров). Конт- продолжатель Просвещ.-з-н о 3 последоват стадиях интеллект эволюции чел-ка:1)Теолог(все явл- я объясн на основе религ представл), 2)Метафизич(замена сверхъестеств факторов в объяснен природы причинами, сущностями. Критич задача: разрушает прежнее, подгот 3 стадию-Позитивная(научн)-критика ненаучн знания, против метафиз(Ар) Нбх отказ-ся от метафизики, тк она не приспособил к научн знаниям, наука не нуж- дается в ф-фии, д опир сама на себя. 2 преобраз:1)В сфере науки-отказ от метафиз (претензии науки на раскрыт причин явлений, проникн в их сущность), наука лишь описыв явления, не объясн их(отказ науки от причин-ти-у Конта нет таких крайн выводов(противор в позит-ме). Конт не отказ от ф-фии, "нов ф-фия" д разраб нов методолог, сист научн знаний, д ориентир на отд науки. Кван физ побвинула ньютон, разрушила прежн картину мира. Под ? оказ эмпирич матод(зав-ть от орг чувств, от приборов). Развит др наук(ф-фии остается ? о природе познания, о со- отнош S и объекта. 2)Эмпириокритицизм:борьба с засильем метафиз, осн задача ф-фии не в построен сис знаний, а в созд теории научного знания(возврат к суб ид Беркл, Юма).3)Неопозитивизм:Шлик, Карнап, Рассел-критика метафиз, ф-фия дб преобраз. Неоднороден. 1 вар-т: логич позит-м: предметом ф-фии не мб т познан, тк ее решения д основыв0ся на метафизике, ф-фия не имеет предмета, она не со- держат наука о к-то реальн-ти, ф-фия-особ способ теоретизир. Задача ф-фии- логич анализ научн высказываний, разраб принципы проверки высказыв в науке на соотв их опыту чел, изъят неосмысленные. Критерий научности-принц верификации выс- казыв-ий: любое высказыв в науке подлежит опытн проверке на ист-ть. Молекуляр высказ сост из атомарн, тех, кот мб напрямую сопоставлены с опытом(в соот с фил построен цепи рассужд). Нбх свести молек высказ к атомарн. Не все выск возм- но так проверить, но нбх исходить из того, что верифик всегда логич возможна(в прин0 ципе). Противореч-ть неопозит-ов. Исследов в язык форме. Предпосылки стрктура- лизма-стремлен придать гуманит наукам статус точных. Постпозитивизм: "аналитич ф-фия", критика неопоз. Пробл методолог, развит тео- рий. Поппер-кон "критич рац-зм"предмет изучения-не высказыв-я, а наука в целом, научн знание-целостное по природе, нельзя разбить на высказ-я, з-ны науки не верифицир-мы, нбх принц фальсификации-опровержение неистинности научн зн от ненаучн. Истинно то, что не опровергнуто опытом. Эмпир знан-уровень науч- ного. Кун-научн познан осущ не учеными-одиночками, а их сообщ-вом, наука как соц ин-т, единый стиль мышления-парадигмы-признан всеми учеными научн дос- тиж, кот дают им модель постановки проблем и их решений, более низка ступень научн познания-научн теория, кот рожд в рамках парадигмы. Позднее парад-дис- ципл(принужд к опред поведению) матрицы(сост из упор элементов). Развит науки- скачкообр,революц процесс(смена парадигм), накаплив эмпир мат-ла-"нормальн наука"(причины для сомнений(кризис) (переход к нов парадигме(убежден, вера) и так постоянно, перманентн рев-ция. Лакатос:структ ед-ца-научно-исслед прог- рамма(научн достиж, сдвиг проблем-научн рев-ция), прогрессирует тогда, когда ее теорет рост предвосхищ ее эмпирич рост(предсказ нов фактов). Фейерабент: принц полиферации(размнож) теорий: учен д стремится созд теории, несовместим с уже сущ-ми(критика(пргогресс науки, кажд ученый м созд свои теории, не подчин никаким рацион нормам, нбх освоб общ-во от диктата науки, отделить ее от гос-ва, представить свои права. Прагматизм: Пирс-"прагматич максима"-чтобы добиться ясности мыслей о к-л предмете, нбх рассмотреть его следствия, какие ощущ мы можем от него ожидать, эти представления-то, что мы можем уяснить о предмете. Мышлен-не познават процесс, а преодол сомнений, переход к убеждениям. Джемс:"радик эмпиризм"- все попытки познать мир-бессмысленны, знания не имеют объект содержания, нбх их рассм не с тз истинности, а с тз практич пользы. Истинно то, что полезно. Отождеств опыта и реаль-ти: реаль-ть-хаос случ событий, опыт включ в себя ощу- щения и эмоции. Проблема истины:идея соглас с успехом деят-ти, но истина по- лезна, когда отражает объект реаль-ть. Иструментализм Дьюи:"проблематическ ситуация"-чел нах-ся в затруднит полож(не объект услов, а внутр неуверенность), он его преодолев благодаря мышлению, использ д/этого полезн ср-ва: понятия, идеи, теории(орудия). Истина-польза, инструмент успеха. Герменевтика:(разъясняю, истолковываю). Шлейермахер, Дильтей. Цель герме- невтического понимания-заново повтор акт созд текста, вжиться во внутр мир ист деят-лей. Разл направл-я: сер 20в-философск герменевтика:анализ знач-я гу- манит знания+онтологич проблемы. Феноменология Гуссерля: при исслед прошл культур нбх реконструиров ее "жизн мир", это дает возм-ть понять отд памятники культуры, интенциональн акты сознания. Хайдеггер: языков реальн-ть, единств способ прислушаться к бытию-истолковать то, что говорит сам язык. Гадамер: проблема языка: язык-центр чел бытия, мы окруж языком, разговор, диалог, связ Я и Ты, смысл имра раскрыв в диалоге, язык-S говорения, имеет цель в самом се- бе. Яз-бесконечен(бескон диалога). Особ вид диалога-ф-фия. "Я" и мир: чел д противост нажиму вещей в мире, возвысится над ними, тогда он б иметь мир(язык. Рикёр: челов бытие без языка немыслимо, чел личность м себя реализ в диалоге. Нов метод исслед(д/гуман наук)-понимание(познать не как развив народ, а каков этот народ, каково это гос-во), поним воз-но в процессе диалога. Историч пони- мание, традиция(носитель-язык). Историк подходит к истор тексту, имея пред- рассудок(заданный традицией, в кот он живет и мыслит). Историч познание ог- раничено кругом("гермен-кий круг"-чтобы понять отд слова, нбх предварит-но понять интуитивно целое). Юридич гермен: предрассудок до вынесения приго- вора. Причинность в истории:критика фатализма в истор, не отрицвозм истор возд-я на судьбу чел, прогноз будущ. Неспособн науки и разума познать жизнь, нбх ее познать изнутри, истина ракрыв в диалоге. Вопрос опред смыслов гори- зонт кажд высказыв-я. Бесконечн языка опред бескон-ть истины. Наука не нейт- ральна, ученый несет отв-ть за свои открытия. Хабермас:"критич герм"-язык не носитель традиции, а выразитель идеол госп-ва, отсутств взаимопоним в общ- ве-рез-т патологии языка. Фрейд:психоаналит ф-фия. База-психоанализ, лечению неврозов. Изучала яв- ления сознания, как они проявл у здоров чел-ка. Бессознат-е-область чел пси- хики, бес-ны многие наши желания, прорыв-ся в снах гипнозе, оговорка, описка. Психика чел-взимод 3 уровней: бессознат(гл), предсознат, сознат(инту- иция, надстройка над бессознат. Модель личности-комбинац 3 элем:"Оно"-глу- бинный слой бессозн-го влечения, основа деят-ти индивидов. "Я"-сфера сознат- го, посредник между Оно и внеш миром. "Сверх-Я"-внутриличностн совесть, посредник между "Оно" и "Я", в силу конфликта между ними. "Сверх-Я"-высш сущ-во в чел-ке, соц запреты власти родителей. Чел психика действ на основе прир инстинктов, влечений, с целью получ наиб удовол-вия. Основа первичн влечений-сексуальн-"либидо"(вся сфера чел любви). "Инстинкт жизни"-эрос, "инст смерти"-танатос. В удовлетв страстей индивид сталкив с внешн реаль- тью("Оно", в нем выдел "Я", стремящ обуздать влечение пр помощи "Сверз-Я"). Задача психоанализа-помочь чел-ку направить бессознат в сознат русло. Пси- хоанализ мб использ-н д/объяснен общ процессов. Чел не сущ изолированно от др людей, в его психике присутств "Другой", с кот он контактирует. Люди нах в страхе о технич прогресса, он мб использ против них. Невроз-противор между культурой и внутр устремлен, коллективн невроз. Юнг-инстинкты имеют сим- волич природу. Символика(сост часть психики, бессознат выраж формы и идеи- основа представл чел-ка, они способны оформиться в конкр представл, когда проник в сознат). Формальн элемент-"архетипы"-образцы поведения, на основе кот оформл конкр образы, действ инстинктивно, наследственен. Индив бессозн- личностн опыт отд чел(пережив-я, кот утратили сознат хар-р в силу забвения/ подавления), Коллект бесс-общечел опыт, характ для всех рас и народов, про- явл в религ, мифах. Неофрейдизм: Адлер, Хорни, Фромм. Адлер-индивид из-за дефекта его тел органов испытыв неполноценность, преодолев это чувство, самоутвержд среди других-Сверхкомпенсация-р-ция на неполноценность, вырастают крупн лич- ности. Хорни: побудит мотив поведения-стремлен к безоп-ти, рожд из сост страха, вызвано недостатком уважения. 3 типа направлен-ти повед-я личности: 1)к людям, 2)от людей, 3)против людей. При доминир одного из них образ1) услужлив, ищущ любви и одобрения, 2)отрешиться от общ-ва, 3)агресс, жаж- да престижа, власти-порочн круг. Фромм: в личности нет ничего прирожд-го, все псих проявл-следствие погруженности в соц среды. Гуманизац совр общ-ва Экзистенционализм:немец, франц, русск, яп, др, религ, секулярн формы экз. между мир войнами, от Сократа и софистов. Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю. "ф-фия кризиса", разочаров в истории, кризис разума, неустойчивость чел бы- тия, чтобы устоять в этом мире, индивид д разобраться со своим внутр миром. Пробл чел-ка: чел не инструмент, кот м управлять, он-S. "Чел, пробудись!", противодейст миру. Жизн мир личности- мир дух-ти. Противопост соц и индив бытия. Чел не опред никакой сущностью, такой сущ-ти нет, имеет значение только сущ-е: чел сначала сущ-ет, появл в мире, а потом опред-ся как личность. Чел-истор сущ-во, пребывающ "здесь и теперь". Чел-временное сущ-во, предназ- нач к смерти. "Пограничн ситуации"-предельн жизнен обст-ва, в кот пост попад чел, гл погр сит-перед лицом смерти. Погр сит ставят чел перед выбором, гл момент выбора-"за" Бога(путь веры), "против"(бож кара). Секулярн экзистенц: Заброшенность в мир:чел никем не созда, появл по воле случая, Бога нет, не на сто опереться, Бог умер, в мире нет знамений, чел сам формир себя как личность, выбир те или иные идеалы. Выбирая себя, выбирает всех людей, созд образ чел- ва(тревога за чел-во. Спос-ть творить самого себя-свобода чел. Чел свободен всегда, свобода сознания, выбора. Деят-ть людей направл внутр побужд-ми, от чел зависит многое, выбор ср-в д/достиж целей(-чел рожд в конкр условиях). Без свободы нет отв-ти, если чел не свободен-он не отв-нен за свои действия. Неотомизм: Ватикан. Офиц ф-фия-томизм. Жильсон, Маритен-экзистенц нео- том. Открытость миру, внимание к внутр миру чел. Бытие в 2 асп: сущность, существование(пережив-е чел своей бренности). Многообраз вешн мира-много- образ S, чел-центр мироздания, Бог и сам он поним себя как S, др предстает как объект. Высш тип познан-чувств. Познават спос-ти чел-интеллекции. Высш ин- ция-сверхрацион, интуитивн, обращ к Богу. Интуиция-сфера субъект-ти чел-ка, в этой сфере-связь с Богом.Антропология: чел сост из души и тела, чел не облад свободой как единица чел рода, но акт своб воли(выбор) делает чел сопричаст- ным Богу. Культура: христ ценности средневек. Чел реализ все спос-ти в тво- рении культуры. Цель-освоение прир, соверш знания, стремлен к самореализ, чел м это осущ только в единении с Богом. Будущ европ культуры-интегральн гуманизм(христ+гуманист начала в истории). Гуманизм: 1)Теоцентрич(христ конц Бога-гум-зм средневек, в Нов вр-центр смещ к чел-ку, Ницше пишет о смерти Бога, цель в себе, атеизм). 2)Антропоцентрич(ошибка)("град земн" как связь чел и природы, без связи со свящ-ым)-чел-цент чел-ка(всех вещей, атеистич гум-зм(коммунизм)(Маритен. Идеал-интегральн гум-зм-гум, ори- ентир на реализ заботы о чел-ке, свобода выбора личности, ни при, ни гос-во не м покуш-ся на личность. Обновл дух и моральн жизни, обновление христ- ва, поворот к соц-му-объед ценностей христ-ва и соврем чел-ка. Персонализм: центр-личность, ее свобода. Лакруа, Мунье. Обновл христ-ва, больш открытость миру, с целью возд-я на него., автономия от религии от гос-ва, общ жизни, терипимость к иным мировозз. Проблема чел-ка: чел-к включен в конкр миз ситуацию(семья, окруж), в конк обст-вах происх его персонализац, степень персонал опрде-ся свободой(выбор). Сущность чел-ка- контакт с миром-вовлечение(акт деят-ть чел, основа проявл-я его личности). Вовлечение:экстериоризац(взаимод с внешн миром), интериоризац(сосредот на внутр), внешн и внутр мир взаимосвяз. Основа вовлеч-труд, дающ уверен- ть в себе, высш тип чел деят-ти-творч-во. Вовлеч невозм-но без коммуникат- ти личности(открытие в себе другого, основание-любовь, другой-соверш-во). Вовлеч способств самопреодоление, движ к Богу, через опыт. Т познан: поз- нание происх в вовлечении, не безразличие, а пост заинтересован-ть м при- вести к пониманию. Критика капитализма, стремление к наживе. Шеллинг: 1натурф-фия-диалектика. Природа-дуалист процесс, эволюц неорг и орг материи, внутр единство природы. "Одиссея духа". Цель прир-порожд жизни, познать саму себя. При процессы-взаимн противоп сил и единство этих начал. З-н отриц отриц. 2 Мышление: разум способен к познаванию, не опир на умозакл путем интеллект интуиции(единство сознат и бессознат деят- ти). 3Трансцедентн ф-фия: сознание(самосознание. Познание субъект мира. Субъективн-непосредст созерцание разумом сути вещей, способен гений. Тран идеал-объект идеализм, основан на принятии тожд-ва духа и природы. Дух- сверхчел разум, сознание Бога. Абс разум-свопад все противоп, порожд Все- ленную, безразличие духа и природы. 4Ф-фия тожд-ва: (ф-фии откровения. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |