реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии

количественной и наоборот. Мера взаимосвязь качества и количества. Вода

сохраняет качественную определенность (жидкость) от 0 до 100. Выход за

границы меры (определенные ограничения, в пределах которой существует

данная определенность вещи) приводит к концу существования вещи. Как

происходят количественные изменения ? Они непрерывны, эволюционны и все

происходят в пределах данного качества. Качество нарушается выходом за

пределы меры. Это приводит к понятию скачка.

Скачок -процесс разжижения противоречий или форма перехода из одного

качественного состояния в другое.

Качественные изменения могут происходить только посредством скачка

(который может происходить достаточно длительное время) Гегель :

качественные изменения имеют 2 вида

1) предмета не было и он появился;

2) предмет был и он исчезает;

Типы скачков :

1) Граница меры четко определена и переход происходит достаточно

быстро взрывы.

2) Границы размазаны, но тем не менее это скачок. Для описания

процессов в природе достаточно понятия эволюционных скачков.

Революция - термин, введенный для объяснения изменений в обществе.

Эволюция ряд скачков в пределах старого качества

Об эволюции говорится в 2 смыслах: Эволюция вещества во всем - процесс

развития. Медленные, количественные изменения.

3 Структура личности. Пути и способы формирования творческой личности

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру

своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности,

естественности и непринужденности, то понятие личности подчеркивает в ней

сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает нрава называться

личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его

контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Слово “личность”

“persona” первоначально обозначало маску, которую надевал актер и античном

театре (сравни: русское “личина”). Затем оно стало означать самого актера и

его роль (персонаж). У римлян слово “persona”употреблялось не иначе, как с

указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца,

личность царя, судьи, обвинителя и т. д.). Превратившись в термин, в общее

выражение, слово “личность” существенно изменило свой смысл и даже стало

выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность -

это человек, который не играет выбранную им роль, не является ни в каком

смысле “лицедеем”. Социальная роль (скажем, роль революционера,

исследователя, художника, учителя, отца) принимается им абсолютно всерьез,

он возлагаете на себя как миссию, как крест -свободно, но с готовностью

нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. Понятие личности

имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно

говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно

предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего

специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение кней,

свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное и формальное) ее

исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных

действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они

получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать

обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности

(например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи)истолковываются

нами прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных,

произвольных поведенческих актов. Личность - это инициатор

последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М.М.

Бахтин, “субъект поступания”. Достоинство личности определяется не столько

тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся ,сколько тем,

что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Вменяемость

обычно воспринимается как не слишком приятное слово. (Когда нас ждет

наказание за проступок, нам всегда хочется выглядеть “хоть немного

невменяемыми”, найти возможность сослаться на стечение обстоятельств, на

рассеянность или небрежность, на “состояние аффекта”.) Но нет слова

страшнее невменяемости. Когда врач-психиатр произносит этот приговор, он

вообще отрицает личность обследуемого и вместе с возможностью вменить в

вину отнимает и возможность заслуги, значимости и достоинства. Удел

невменяемых ужаснее всех наказаний, налагаемых но суду, и всех житейских

бедствий, которые могут выпасть на долю отвечающего за себя человека,

(вспомним мудрые слова А. С. Пушкина: Не дай мне бог сойти с ума, Нет,

легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. Быть личностью трудно. И это

относится не только к великим, выдающимся личностям, возложившим на себя

бремя ответственности за страну, за народ, за политическое или

интеллектуальное движение, это относится ко всякой личности, к личности

вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез,

предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личностное бытие - это

непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск

выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от

беспощадного анализа их внутренних мотивов. Но и не быть личностью нелегко,

или, если выразиться точнее, несладко. В реальной системе общественных

отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности

равносильно признанию своей личностной неразвитости и согласию на

подопечное существование, на мелочный начальственно-бюрократический надзор.

За дефицит сознательно-волевого начала в поведении людям приходится

расплачиваться всеми бедствиями командно-административного управления. И

это уже не говоря о том, что сам индивид, страдающий таким дефицитом,

обычно доходит до жалкого состояния: впадает в лень, ипохондрию,

мечтательность и завистливость.

16.1 Английский материализм 17 в. Материалистический сенсуализм Г.

Гоббса, Дж. Локка.

Материализм - одно из главных философских направлений; признает

объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи,

существующий вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой

действительности. Как идейное течение материализм многогранен:

- наивный материализм (Демократ, Эпикур);

- вульгарный (Фогт, Бюхнер), антрополог (Фейербах,

Чернышевский);

- метафизические (Бэкон, Гоббс, Локк).

Как видно для метафизического материализма характерны 2 установки:

1) рассмотрение природы как непосредственного данного, всегда ровного себе,

неразвивающегося целого, вращающееся в одних и тех же вечных кругах;

2) создание всеобъемлющей системы знания, фиксирующей истину как бы в

окончательном и завершенном виде.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому

чувственность является главной формой достоверного познания. Сенсуализм

стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.

Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности

человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов

чувств - отражение этого мира.

Видными представителями материалистического сенсуализма в 17 в

являлись Гоббс и Локк.

Основные положения Гоббса (Гоббс систематизировал Бэконовский

материализм):

1) Гоббс конкретизировал понятие материи. Он больше оперировал с

понятием формы, чем с понятием материи. Движение - атрибут

существования материи.

2) Он первым дал критику средневековому провиденциализм (все исходит

от бога). Остальные философы не могли дать такую критику. Этот

провиденциализм есть продукт фантастического отражения тех

реальностей, которые есть в мире. Бог есть вымысел. Он есть продукт

фантастического представления времени. Природа движется и

развивается само. (Идея самоуважения).

3) Жизнь возникла в результате общественного договора. Естественно

состояние - эпоха войны со всеми, поэтому люди должны были жить на

основе договора.

Монархия - высшая форма государственности.

Учение о государстве:

а) государство необходимо человеку для реализации своих

потребностей. Нужда научила людей различным ремеслам и наукам;

б) Развитие общества осуществляется без вмешательства бога и

носит естественный характер.

4) Гоббс признает перемены, катаклизмы, вызванные неправильным

управлением обществом. Изменения возникают под влиянием

человеческих потребностей.

Локк: Локк, исходя из основных положений сенсуализма предприняв

попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого

сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от

опыта. По Локку, первичные факторы - это тело, материя и т. д., а вторичные

факторы - цвет, вкус, запах, характеристики воспринимающегося субъекта.

Свобода - неотъемлемая характеристика общества.

1) Право на жизнь;

2) право на собственность;

3) право на свободу.

Согласно Локку, не существует врожденных идей и принципов - ни

теоретических, ни практических (нравственных), включая идею Бога, а все

человеческие знания проистекает из опыта - внешнего (ощущение) и

внутреннего (рефлекса). В основе знания лежат простые идеи , направляемые

возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которой эти

идеи сходны (фигура, плотность), или вторичными, с которыми идеи ясные и

смутные, реальные и фантастические.

Идеи Локка положили начало ассоциативной психологии - направление в

психологии, в которых понятие ассоциации ( связи, образующейся при

определенных условиях между двумя или более психическими образованиями -

ощущениями, двигающими актами, восприятиями и т. д.) выступало как главный

объяснительный принцип всей психической жизни. Локк предположил здесь, что

поскольку взаимодействие организма с физическим миром совершается по

законам механики, то и связи идеи возникают по этим же законам.

16.2 Понятие отрицания. Отрицание отрицания как характеристика

направленности и основных фаз развития.

1. Понятие отрицания - в логике отклонения, непризнания какого -

нибудь положения вещей, связи. В теоретическом отклонении отрицание

является утверждением несуществования. В отрицательном осуждении отрицание

может быть направлено или на все его содержание, или на связь субъекта

“предиката; в языке отрицание выражается через слово (не(. Мы можем какое-

нибудь положение признать правильным или неправильным, но было бы

неразумным стремиться делать это одновременно ( закон противоречия и закон

исключенного третьего). С отрицанием не связано ни одно положительное

утверждение. Высказывание “этот цветок не благоухает” имеет значение даже

тогда, когда цветок вообще не имеет запаха.

2.Отрицание отрицания (о.о.) - один из основных законов диалектики.

Впервые был сформулирован на идеалистической основе Гегелем. Этот закон он

применил лишь к развитию мышления (знания) и к тому же превратил в способ

построения всей своей системы “искусственно подчинив ему процесс

объективного развития. В марксистской философии содержание закона о.о.

раскрывается прежде всего через понятие диалектического отрицания,

присущего развитию природы, общества и человеческого мышления.

Диалектическое отрицание - такое преобразование явления, которое хотя и

ликвидирует его как таковое одновременно открывает простор для дальнейшего

развития. В ходе развития каждая ступень любого явления, будучи отрицанием

предыдущей, сама отрицается последующей. Таким образом и возникает двойное

отрицание - о.о. Поскольку развитие обусловлено внутренней

противоречивостью явлений (единством и борьбой противоположностей ), то

отрицание выступает как превращение их в свою противоположность. О.о.,

включающее два перехода явления в свою противоположность, обладает особым

свойством, оно равносильно утверждению. В результате о.о. происходит как бы

возвращение к исходному пункту, ибо на новой ступени повторяется некоторые

стороны и моменты исходного состояния. Эта сторона закона о.о. раскрывается

в известных примерах Энгельса: зерно, так таковое, прекращает свое

существование, отрицается, когда прорастает; сменившее его растение, созрев

тоже отрицается, давая жизнь опять зерну, но уже другому, хотя и

повторяющему во многом исходное; история общества начинается в условиях

общественной собственности, которая затем отрицается с возникновением

частной собственности, которая затем в ходе социальной революции - опять мы

имеем исходный пункт развития, но, конечно, в существенно измененном виде.

Развитие научной теории, связанное с отрицанием существующих положений

и заменой их новыми, предлагает сохранение положительного содержания

отвергаемого знания, включенного его в той или иной форме состав новой

теории. Так, теория относительности Эйнштейна, раскрывшая законы движения

тел со скоростями, близкими к скорости света, отрицает классическую

механику и вместе с тем включает ее в свой состав как предельный случай (

из уравнения теории относительности, пользуясь определенными правилами,

можно получить уравнения классической механики).

Что касается двойного отрицания, то в науке развитие часто происходит

таким образом, что противоположные положения в конце концов синтезируются.

Так было, например, с представлением о природе света: корпускулярная

концепция света (согласно которой свет представляет собой поток частиц)

сменялась волновой, пока они не слились в теорию корпускулярно-волновой

природы микрочастиц.

Характеризует направление развития процесс преодоления.

16.3 Будущее человечества: прогнозы и перспективы.

Человечество - 1) совокупность людей, живущих на Земле;

2) историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования

общности экономических и др. связей между различными странами, народами

мира. В этом смысле термин “Ч.” употребляется в последнее время в связи с

анализом и поисками решения глобальных проблем современности, прежде всего

- проблемы мира и разоружения, выживания Ч. перед лицом угрозы

термоядерного уничтожения. Единственно разумный выход - мирное

сосуществование государств с различным общественным строем, добрососедство

и сотрудничество, широкий обмен достижениями науки и техники, ценностями

культуры на пользу всех народов.

Природные катаклизмы.

Проблема войны и мира. Зло совершенствуется и при определенных

условиях оказывается, по выражению А.Тойнби, Молохом, пожирающим все

большую и большую долю увеличивающихся продуктов человеческой индустрии и

интеллекта в процессе сбора все большей пошлины с жизни и счастья.

Проблема загрязнения и истощения запасов планеты.

Проблема физического и нравственного здоровья человека.

17.1 Идеалистический сенсуализм Дж. Беркли.

Беркли - английский философ, представитель субъективного реализма.

Философское учение Беркли проникнуто стремлением опровергнуть материализм и

дать обоснование религии. Выступая с критикой понятия материи как

вещественной основы (субстанции) тел, а также учения Ньютона о пространстве

как вместилище всех природных тел и учение Локка о происхождении понятий

материи и пространства.

Согласно Беркли, в основе понятия материи лежит допущение, будто мы

можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею

общего для них вещественного субстрата. Однако это, по Беркли невозможно: у

нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше

восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной

суммы отдельных ощущений или, по Беркли “идей”. В противоположность Локку

Беркли утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещей, но не общую

идею материи, в каковой вообще не нуждается ни наука, ни философия, ибо

идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может

дать чувственное восприятие.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому

чувственность является главной формой достоверного знания.

Беркли выступил против различения первичных и вторичных качеств Локка:

все качества - вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к

способности быть воспринимаемым. Признав ошибочной идею разделения

первичных и вторичных качеств, Беркли отрицал и основанную на ней идею

материи “как субстрата, всех объективных качеств тел. Отвергнув бытие

материи, Беркли признавал существование только духовного бытия, которое он

делил на “идеи” и “души”. “ Идеи ” - воспринимаемые нами субъект. Качества

- пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятии

совершенно не зависит от нас. Напротив, “души” деятельны, активны, могут

быть причиной .. Все “идеи” существуют, но Беркли только в душе . “Идеи” не

могут быть копиями или подобиями внешних вещей: “идея” может быть сходна

только с “идеей”.

Беркли утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь,

которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими

субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы

существовать как сумма “идей” в уме бога - субъекта, который вечно

существует и “вкладывает” в сознание отдельных субъектов содержание их

ощущений. Философия Беркли, как показал Ленин в “Материализме и

эмпириокритицизме”, явилась прообразом и одним из источников субъективно-

идеалистических течений в буржуазной философии конца 19 - начала 20 в.

17.2 Диалектика как метод мышления. Основные требования

диалектического метода.

Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором

различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии

противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Законы диалектики:

1. единства и борьбы противоположностей

Тождество - это такой вид отношений вещи к самой себе самой и к другим

вещам, который характеризуется совпадением друг с другом всех сторон этого

отношения.

Различие - это такой вид отношения вещи к себе самой и к другим вещам,

который характеризуется несовпадением друг с другом сторон этого отношения.

Противоположность - существенная форма различия, при которой какие-

либо признаки, свойства, тенденции, присущие объекту как системе, в одно и

тоже время и предполагают, и исключают существование друг друга.

Противоречие - это существование и взаимодействие противоположностей,

взятых в одно и тоже время, в одном и том же отношении.

2. взаимного перехода количества в качество

3. отрицания отрицания

Относительно мышления - диалектический метод рассмотреть на конкретном

примере.

Мышление - это активный процесс целенаправленного, опосредствующего,

абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений

вещей и явлений, осуществляемый в понятиях, суждениях, теориях и т.д., а

также процесс творческого созидания новых идей.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Маркс, Энгельс: “...История природы и человеческого общества - вот

откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как

наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого

мышления”.

17.3 Философское понятие культуры

Что же такое культура в ее философском понимании, то есть взятая в ее

существенных связях, зависимостях? Начнем с того, что сам термин “культура”

латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее

“культивирование”, то есть изменение в природном объекте под воздействием

человека, его деятельности в отличие от тех изменений которые вызваны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.