реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии

развития познания.

Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений,

находящихся в самых разнообразных связях друг с другом. Любые предметы и

события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в

единое целое. Понятие связи есть общее выражение зависимости между

явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития.

Типы связей определяются с точки зрения организованности материи.

Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является

специфическая и универсальная категория диалектики - категория развития.

Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное

изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению

нового качества. Необратимость движения означает, что в процессе развития в

отличие от случаев циклического функционирования системы невозможен возврат

к уже пройденным состояниям, а определенная направленность, - что в

процессе развития постепенно накапливаются однокачественные изменения,

определяемые типом взаимодействия данного объекта с окружающим миром и его

внутренними противоречиями. Закономерное изменение означает, что в основе

развития лежат не случайные события, которые в бесконечном количестве

возмущают направленное изменение объекта, но те проистекающие из сути его

события, которые носят необходимый характер. Все три отмеченные признака

развития необходимо концентрируют внимание на четвертом моменте - на

появлении нового качества. Принцип целостности мира определяет

взаимосвязанность мира т.е. наличие связей между бесконечным количеством

частей и частичек составляющих этот мир. Взаимодействие частей через связи

обуславливает развитие мира. Диалектика претендует на описание законов по

которым происходит взаимодействие по связям и таким образом она претендует

на знание законов развития.

9.3 Способ производства как материальная основа целостности общества,

его конкретно-исторической определенности.

С. п. - понятие, характеризующее конкретный вид производства

необходимых для жизни средств, осуществляемого в формах исторически

определен- ных общественных отношений. История общественного развития - это

прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение

всех других структурных элементов общества. С. п. является единством двух

неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных

отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей

стороны - производительных сил, которые на определенном уровне вступают в

противоречие с производственными отношениями, в рамках которых они до сих

пор развивались. Обострившееся до состояния конфликта, это противоречие

становится экономической основой социальной революции, которая приводит к

закономерному изменению производственных отношений. Замена же

производственных отношений, то есть старого экономического базиса новым,

приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к

изменению всего общества. Таким образом смена С. п. происходит не по

произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных

отношений характеру и уровню производительных сил. Эта смена придает

развитию всего общества характер естественно - исторического процесса смены

общественно-исторических формаций. Способ производства целиком определяет

вид общества. Способы производства были неодинаковы на протяжении истории

развития человечества. Каждой эпохе соответствует свой С.п. Способ

производства устанавливает экономические, производственные отношения в

обществе а через них определяет и все другие: юридические, моральные,

культурные. Поэтому С.п. служит материальной основой целостности общества.

Духовной основой целостности общества служит культура. Как говорил Маркс,

чтобы философствовать чело- век должен быть обут, одет иметь крышу над

головой. Если С.п. терпит кризис то терпит кризис и общество. Пример:

Революции в России, Франции, Англии.

10.2 Структурные связи. Элемент, структура, функция, система. Принцип

структурности.

Элемент (лат. Elementum - стихия, первоначальное вещество) - понятие

объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее

пределах как неделимый. Неделимое в одной системе может быть делимым в

другой. Понятие Э. с необходимостью возникает в процессе исторического

описания природы. Первые древнегреческие материалисты признавали единым Э.

мира либо воду (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит).

Демокрит, а позднее Эпикур, выдвинули учение об атомах как неделимых

частицах материи. В развитии учения о материи всегда существовало

противоречие между стремлением отыскать простейшие Э. материи и отсутствием

таковых вследствие неисчерпаемости материи.

Структура (лат. Structura - строение) - строение и внутренняя форма

организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между

ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С. - неотъемлемый

атрибут всех реально существующих объектов и систем. Каждый материальный

объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей,

способностью к переходам из одних состояний в другие.

В зависимости от достигнутого уровня познания или целей исследования в

теории может раскрываться то один, то другой компонент С. С. Системы более

устойчива, чем отдельные ее свойства, однако С. не является неизменной.

Когда количественные изменения системы выходят за границы меры и вызывают

ее качественные изменения, они всегда проявляются как изменения С. системы.

Связь элементов в С. подчиняется диалектике взаимоотношений части и целого.

При объединении элементов в целостную систему ее свойства оказываются

отличными от алгебраической суммы ее элементов (аддитивность и

неаддитивность). Вместе с тем структурные изменения в системе вызывают

изменения свойств самих элементов.

Функция (лат. Functio - исполнение, совершение) - внешнее проявление

свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, напр. Функции

органов чувств в организме, функции денег, функции государства в обществе и

т.д. Ряд идеалистических направлений пытается свести науку к описанию Ф.

объектов, отрицая не только возможность познания сущности, законов вещей,

но и их существование (махизм, бихевиоризм).

Система (греч. Systema - составленное из частей, соединенное) -

совокупность элементов, находящихся в соотношениях и связях между собой и

образующих определенную целостность, единство. Уже в древности был

сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Для С.

характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее

элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с

которой С. проявляет свою целостность. Иерархичность характеризует

строение, морфологию и поведение С. Отдельные уровни С. обусловливают

определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается

результатом взаимодействия всех ее уровней.

Принцип системности - принцип согласно которому любой объект мира надо

рассматривать как часть некоторой системы в которую объект включен с

максимально возможным ( в идеале ) или необходимым ( для каких-то

практических целей ) количеством связей с другими объектами данной системы.

Таким образом изучение объекта не может проводиться без того что найдены

все другие объекты на которые он может повлиять или которые могут повлиять

на него. Пример: Экология Земли.

10.3 Общественные отношения и их классификация.

О. о. - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их

совместной практической и духовной деятельности, делятся на материальные и

идеологические. Производство материальных благ составляет основу

существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех О. о.

важнейшими являются производственные, которые определяют характер всех

остальных - политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.

Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства,

образуют сложную структурно - функциональную и иерархически - соподчиненную

систему; эта система и образует собою то, что называют производственными

отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть

форму собственности, и связи между людьми в процессе обмена, распределения

и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их

производственной специализацией, и отношения сотрудничества и соподчинения

- управленческие отношения. Охарактеризовав в целом систему

производственных отношений, выделим основные ее элементы. Главным из них

являются экономические отношения, основу которых составляют отношения к

средствам производства.

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно

возникают политические отношения, складываются и функционируют политические

организации, формируются политические идеи и теории. Политика есть особого

рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в

различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной

общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего

развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и

общества в целом. В политике находят свое наиболее полное выражение

коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно

защищаются всей системой политической организации общества. В этом смысле

политика есть, по выражению Ленина, концентрированное выражение экономики.

В системе политической организации общества особо важное место принадлежит

государству, в котором концентрируются все интересы всех общественных сил.

Государство - это организация политической власти экономически

господствующего класса. Существенный признак государства - его неразрывная

связь с правом. Право - это форма регулирования поведения людей,

совокупность норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются

государством с целью сохранения существующих в данном обществе

экономических, социальных, политических и иных порядков, это воля

господствующего класса, возведенная в закон.

11.1 Философия Ф.Аквинского.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был

монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик

знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта

Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные

принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом

последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в

противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о

богочеловечестве Иисуса Христа. Под бытием Фома разумеет христианского

бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая

бытие и сущность (существование и суетность), Фома тем не менее не

противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень.

Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием,

в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только

благодаря субстанциям. В зависимости от реализации формы Фома выделяет

четыре слоя бытия. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет

лишь внешнюю определенность вещи (неорганические стихии и минералы). На

следующей ступени форма - конечная причина вещи, которой поэтому внутренне

при- суща целесообразность,- таковы растения. Третий уровень - животные,

здесь форма - действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не толь- ко

цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-

разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на

четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи,

а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа,

высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая

разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у

Фомы имя "самосущего". В отличие от нее, чувственные души животных не

являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной

души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела -

мышления и воления. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда

как человеческая душа - бессмертна. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает

разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле

прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность

различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический

разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание,

руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не

теоретической установкой, не созерцанием. Учение Фомы пользовалось большим

влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Фома

выдвигает 5 доказательств бытия Бога:

1. Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель.

2. Связь Бога с причиной. Бог - первопричина.

3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость.

4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы).

5. Проблема цели. Бог задает цели и является целью.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы.

Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской

онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие

индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил. Начиная с

бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных

сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая

уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности

бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.

2 Единичное, особенное и общее.

Явление и Сущность, как категории диалектики. Единичное, особенное,

общее -диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие

различные формы его отношения к другим предметам. Единичное фиксирует

качественную определенность предмета, его индивидуальность, своеобразие,

пространственную и временную определенность, и т. д. Лишь сравнивая два

предмета, явления между собой, можно выявить своеобразие каждого из них,

постигнуть единичное. Всеобщее выражает, во-первых, некоторое свойство,

повторяющееся во всех явлениях, признак, присущий предметам данного класса

(абстрактно-всеобщее); во-вторых, закон существования и развития всех

единичных явлений (конкретно-всеобщее). Абстрактно-всеобщее не отражает

сущности предмета. Лишь конкретно-всеобщее воплощает в себе богатство

особенного, индивидуального, отдельного; оно существует в виде закона,

связывающего многообразие явлений в некоторое единство, и может быть

выявлено в развернутой системе взаимоотношения предметов. Отношение двух

предметов, в котором обнаруживается единичное, является моментом этой

развитой системы отношений. Тем самым единичное предстает как необходимая

форма существования всеобщего в действительности. Диалектика единичного и

общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по

себе, в "чистом виде". Оно неразрывно связано с единичным, от дельным,

существует в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс

предметов, заключает в себе те или иные общие черты. Особенное выступает в

диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и общим:

скажем, липа в соотношении с классом деревьев вообще. Диалектика единичного

и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения.

Речевое выражение индивидуальных, неповторимых ситуаций, человеческого

опыта стирает черты индивидуальности, переводит их в статус общего. Вместе

с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий,

указания на конкретные, единичные явления (имена, даты и др.). Другой

подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением

поверхностных и глубинных уровней действительности. Самым общим его

выражением служит опыт диалектического применения категорий "Сущность" и

"Явление". Сущность выражает всеобщие, необходимые, относительно

устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие данному предмету,

объединяющие воедино его различные стороны и пронизывающие тот или иной

предмет или процесс. Она раскрывает, таким образом, единство и многообразие

свойств предмета. Явление - это внешние свойства и признаки предмета,

постигаемые в эмпирическом, чувственном познании. В явлении обнаруживаются

законы, составляющие сущность предмета. В истории философии существовали

самые различные точки зрения на Сущность и Явление. Кант, например,

рассматривал сущность как непознаваемую "вещь в себе", а явление - как

чувственно- воспринимаемое, возбуждаемое "вещью в себе". Объективные

идеалисты (Платон, Гегель и др.), признавая познаваемость сущности, считали

ее идеальной. Такие субъективные идеалисты, как Беркли, Мах, отрицают

вообще существование сущности, поскольку для них явление - это совокупность

ощущений, а кроме них ничего индивиду не дано. Диалектический материализм

признает объективное существование и сущности, и явления, рассматривает их

в тесной связи друг с другом: сущность раскрывается в явлении, а явление

обнаруживает сущность. (Человеческое познание движется от явлений к

сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго

порядка и т. д.).

11.3 Формации и цивилизации - единство и многообразие.

Общественные формации - формы связи людей, выработанные в процессе

социальной эволюции. Не существует логических препятствий для того, чтобы

называть общественными формациями любые социальные образования от

воспроизводящей социальной системы и до саморазвивающейся человеческой

личности. Однако в философском обиходе и в обыденном сознании понятие

формаций связано с выделением основных ступеней общественного развития.

Например, догматический марксизм "ограничил" социальную эволюцию пятью -

первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,

коммунистическая - формациями, стремясь подогнать конкретное развитие стран

под эту схему. Были в марксизме и другие подходы; можно отметить у самого

К.Маркса схему трех исторических ступеней: общество, основанное на личной

зависимости людей (т.е. докапиталистическое); общество, основанное на

вещной зависимости людей; и общество, существующее через зависимости,

образующиеся индивидуальным развитием людей. В западной философии и

социологии действует близкая по смыслу схема: традиционное общество, затем

индустриальное и постиндустриальное. Вместе с тем существует серьезный

методологический смысл для сохранения за каждым общественным образованием

логической возможности быть понятым как формация. Эта возможность является

противоядием макроанализу общества, стремящемуся зачастую растворить

явления и события микроуровня в характеристиках больших формаций, свести,

например, бытие личности или деятельность науки к характеристикам способа

производства и т. п.

В социальной философии 20-го столетия созрело представление о том, что

социальная теория, описывающая большие системы, может считаться полной

только тогда, когда она в состоянии описать функционирование и развитие

больших систем на уровне бытия и сознания человеческих индивидов.

Понятие цивилизация появилось в 18 в. в тесной связи с понятием

"культура". Французские философы - просветители называли цивилизованным

общество, основанное на началах равенства и справедливости. В 19 в. понятие

"Цивилизация" употреблялась как характеристика капитализма в целом, однако

такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Данилевский

сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.