![]() |
|
|
Шпаргалка по философииразвития познания. Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных связях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое. Понятие связи есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Типы связей определяются с точки зрения организованности материи. Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является специфическая и универсальная категория диалектики - категория развития. Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. Необратимость движения означает, что в процессе развития в отличие от случаев циклического функционирования системы невозможен возврат к уже пройденным состояниям, а определенная направленность, - что в процессе развития постепенно накапливаются однокачественные изменения, определяемые типом взаимодействия данного объекта с окружающим миром и его внутренними противоречиями. Закономерное изменение означает, что в основе развития лежат не случайные события, которые в бесконечном количестве возмущают направленное изменение объекта, но те проистекающие из сути его события, которые носят необходимый характер. Все три отмеченные признака развития необходимо концентрируют внимание на четвертом моменте - на появлении нового качества. Принцип целостности мира определяет взаимосвязанность мира т.е. наличие связей между бесконечным количеством частей и частичек составляющих этот мир. Взаимодействие частей через связи обуславливает развитие мира. Диалектика претендует на описание законов по которым происходит взаимодействие по связям и таким образом она претендует на знание законов развития. 9.3 Способ производства как материальная основа целостности общества, его конкретно-исторической определенности. С. п. - понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни средств, осуществляемого в формах исторически определен- ных общественных отношений. История общественного развития - это прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение всех других структурных элементов общества. С. п. является единством двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей стороны - производительных сил, которые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями, в рамках которых они до сих пор развивались. Обострившееся до состояния конфликта, это противоречие становится экономической основой социальной революции, которая приводит к закономерному изменению производственных отношений. Замена же производственных отношений, то есть старого экономического базиса новым, приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к изменению всего общества. Таким образом смена С. п. происходит не по произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Эта смена придает развитию всего общества характер естественно - исторического процесса смены общественно-исторических формаций. Способ производства целиком определяет вид общества. Способы производства были неодинаковы на протяжении истории развития человечества. Каждой эпохе соответствует свой С.п. Способ производства устанавливает экономические, производственные отношения в обществе а через них определяет и все другие: юридические, моральные, культурные. Поэтому С.п. служит материальной основой целостности общества. Духовной основой целостности общества служит культура. Как говорил Маркс, чтобы философствовать чело- век должен быть обут, одет иметь крышу над головой. Если С.п. терпит кризис то терпит кризис и общество. Пример: Революции в России, Франции, Англии. 10.2 Структурные связи. Элемент, структура, функция, система. Принцип структурности. Элемент (лат. Elementum - стихия, первоначальное вещество) - понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый. Неделимое в одной системе может быть делимым в другой. Понятие Э. с необходимостью возникает в процессе исторического описания природы. Первые древнегреческие материалисты признавали единым Э. мира либо воду (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит). Демокрит, а позднее Эпикур, выдвинули учение об атомах как неделимых частицах материи. В развитии учения о материи всегда существовало противоречие между стремлением отыскать простейшие Э. материи и отсутствием таковых вследствие неисчерпаемости материи. Структура (лат. Structura - строение) - строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С. - неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходам из одних состояний в другие. В зависимости от достигнутого уровня познания или целей исследования в теории может раскрываться то один, то другой компонент С. С. Системы более устойчива, чем отдельные ее свойства, однако С. не является неизменной. Когда количественные изменения системы выходят за границы меры и вызывают ее качественные изменения, они всегда проявляются как изменения С. системы. Связь элементов в С. подчиняется диалектике взаимоотношений части и целого. При объединении элементов в целостную систему ее свойства оказываются отличными от алгебраической суммы ее элементов (аддитивность и неаддитивность). Вместе с тем структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов. Функция (лат. Functio - исполнение, совершение) - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, напр. Функции органов чувств в организме, функции денег, функции государства в обществе и т.д. Ряд идеалистических направлений пытается свести науку к описанию Ф. объектов, отрицая не только возможность познания сущности, законов вещей, но и их существование (махизм, бихевиоризм). Система (греч. Systema - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в соотношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Уже в древности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Для С. характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой С. проявляет свою целостность. Иерархичность характеризует строение, морфологию и поведение С. Отдельные уровни С. обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее уровней. Принцип системности - принцип согласно которому любой объект мира надо рассматривать как часть некоторой системы в которую объект включен с максимально возможным ( в идеале ) или необходимым ( для каких-то практических целей ) количеством связей с другими объектами данной системы. Таким образом изучение объекта не может проводиться без того что найдены все другие объекты на которые он может повлиять или которые могут повлиять на него. Пример: Экология Земли. 10.3 Общественные отношения и их классификация. О. о. - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, делятся на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет основу существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех О. о. важнейшими являются производственные, которые определяют характер всех остальных - политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д. Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют сложную структурно - функциональную и иерархически - соподчиненную систему; эта система и образует собою то, что называют производственными отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть форму собственности, и связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их производственной специализацией, и отношения сотрудничества и соподчинения - управленческие отношения. Охарактеризовав в целом систему производственных отношений, выделим основные ее элементы. Главным из них являются экономические отношения, основу которых составляют отношения к средствам производства. Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, складываются и функционируют политические организации, формируются политические идеи и теории. Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом. В политике находят свое наиболее полное выражение коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно защищаются всей системой политической организации общества. В этом смысле политика есть, по выражению Ленина, концентрированное выражение экономики. В системе политической организации общества особо важное место принадлежит государству, в котором концентрируются все интересы всех общественных сил. Государство - это организация политической власти экономически господствующего класса. Существенный признак государства - его неразрывная связь с правом. Право - это форма регулирования поведения людей, совокупность норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных, политических и иных порядков, это воля господствующего класса, возведенная в закон. 11.1 Философия Ф.Аквинского. Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность (существование и суетность), Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. В зависимости от реализации формы Фома выделяет четыре слоя бытия. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (неорганические стихии и минералы). На следующей ступени форма - конечная причина вещи, которой поэтому внутренне при- суща целесообразность,- таковы растения. Третий уровень - животные, здесь форма - действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не толь- ко цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по- разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя "самосущего". В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и воления. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа - бессмертна. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием. Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Фома выдвигает 5 доказательств бытия Бога: 1. Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель. 2. Связь Бога с причиной. Бог - первопричина. 3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость. 4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы). 5. Проблема цели. Бог задает цели и является целью. В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил. Начиная с бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице. 2 Единичное, особенное и общее. Явление и Сущность, как категории диалектики. Единичное, особенное, общее -диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие различные формы его отношения к другим предметам. Единичное фиксирует качественную определенность предмета, его индивидуальность, своеобразие, пространственную и временную определенность, и т. д. Лишь сравнивая два предмета, явления между собой, можно выявить своеобразие каждого из них, постигнуть единичное. Всеобщее выражает, во-первых, некоторое свойство, повторяющееся во всех явлениях, признак, присущий предметам данного класса (абстрактно-всеобщее); во-вторых, закон существования и развития всех единичных явлений (конкретно-всеобщее). Абстрактно-всеобщее не отражает сущности предмета. Лишь конкретно-всеобщее воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного; оно существует в виде закона, связывающего многообразие явлений в некоторое единство, и может быть выявлено в развернутой системе взаимоотношения предметов. Отношение двух предметов, в котором обнаруживается единичное, является моментом этой развитой системы отношений. Тем самым единичное предстает как необходимая форма существования всеобщего в действительности. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе, в "чистом виде". Оно неразрывно связано с единичным, от дельным, существует в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты. Особенное выступает в диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и общим: скажем, липа в соотношении с классом деревьев вообще. Диалектика единичного и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения. Речевое выражение индивидуальных, неповторимых ситуаций, человеческого опыта стирает черты индивидуальности, переводит их в статус общего. Вместе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий, указания на конкретные, единичные явления (имена, даты и др.). Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением поверхностных и глубинных уровней действительности. Самым общим его выражением служит опыт диалектического применения категорий "Сущность" и "Явление". Сущность выражает всеобщие, необходимые, относительно устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие данному предмету, объединяющие воедино его различные стороны и пронизывающие тот или иной предмет или процесс. Она раскрывает, таким образом, единство и многообразие свойств предмета. Явление - это внешние свойства и признаки предмета, постигаемые в эмпирическом, чувственном познании. В явлении обнаруживаются законы, составляющие сущность предмета. В истории философии существовали самые различные точки зрения на Сущность и Явление. Кант, например, рассматривал сущность как непознаваемую "вещь в себе", а явление - как чувственно- воспринимаемое, возбуждаемое "вещью в себе". Объективные идеалисты (Платон, Гегель и др.), признавая познаваемость сущности, считали ее идеальной. Такие субъективные идеалисты, как Беркли, Мах, отрицают вообще существование сущности, поскольку для них явление - это совокупность ощущений, а кроме них ничего индивиду не дано. Диалектический материализм признает объективное существование и сущности, и явления, рассматривает их в тесной связи друг с другом: сущность раскрывается в явлении, а явление обнаруживает сущность. (Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д.). 11.3 Формации и цивилизации - единство и многообразие. Общественные формации - формы связи людей, выработанные в процессе социальной эволюции. Не существует логических препятствий для того, чтобы называть общественными формациями любые социальные образования от воспроизводящей социальной системы и до саморазвивающейся человеческой личности. Однако в философском обиходе и в обыденном сознании понятие формаций связано с выделением основных ступеней общественного развития. Например, догматический марксизм "ограничил" социальную эволюцию пятью - первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая - формациями, стремясь подогнать конкретное развитие стран под эту схему. Были в марксизме и другие подходы; можно отметить у самого К.Маркса схему трех исторических ступеней: общество, основанное на личной зависимости людей (т.е. докапиталистическое); общество, основанное на вещной зависимости людей; и общество, существующее через зависимости, образующиеся индивидуальным развитием людей. В западной философии и социологии действует близкая по смыслу схема: традиционное общество, затем индустриальное и постиндустриальное. Вместе с тем существует серьезный методологический смысл для сохранения за каждым общественным образованием логической возможности быть понятым как формация. Эта возможность является противоядием макроанализу общества, стремящемуся зачастую растворить явления и события микроуровня в характеристиках больших формаций, свести, например, бытие личности или деятельность науки к характеристикам способа производства и т. п. В социальной философии 20-го столетия созрело представление о том, что социальная теория, описывающая большие системы, может считаться полной только тогда, когда она в состоянии описать функционирование и развитие больших систем на уровне бытия и сознания человеческих индивидов. Понятие цивилизация появилось в 18 в. в тесной связи с понятием "культура". Французские философы - просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах равенства и справедливости. В 19 в. понятие "Цивилизация" употреблялась как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |