![]() |
|
|
Шпора по философииидеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. подход. Но в общем оказал влияние нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания. Эта связь привела его к деизму и дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей и телесной субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их сотворил, он вечен, всемогущ, источник блага и истины. Деизм: дальнейшее развитие природы идет по своим законам. Мыслящей субстанцией занимается философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.- сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину (сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части (расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности (последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту неприемлима чувственная очевидность как основа познания. 38. Сенсуализм Джона Локка. (1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения со стороны королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное познание. Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека (пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в ощущение, может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология. "Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в следствие внимания направленного на состояние и деятельность души. Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из ощущений. Познание Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2- правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов. разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного познания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и отвлечений. Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис: состояние равенсттва, в котором вся власть и правомощность взаимны - это действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика: сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает удовольствие, увеличивает его. Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница. 39. Материализм и атеизим во Франции в XVIII веке. Ламетри. (1709-1751)"Естественная история души", "Человек машина", "Человек растение", "Система Эпикура". Основывается на физике Декарта и сенсуализме Локка. Последовательный материалист, атеист, врач. Форма не отделима от материи, материя связана с формой и движением. Пытается доказать материальный характер одушевленности чел. и животных: рассудочная деятельность животных и разумная деятельность чел. связаны с мозгом и нервной системой. Мир познаваем. В основе познания - чувства. Во всех фу-ях чел. органов (в том числе и психич.) нет ничего не познаваемого. Процесс мышления присущ только человеку и представляет р-т его сложной организации. Мышление - это рез-т сравнения и комбинирования представлений, возник на основе ощущений и памяти. Главные причины исторического развития - просвящение. Был просвятителем. Свобода личности: свобода торговли, частной собственности, мысли, совести, демократии. Материю характеризует: протяженность, внутренняя сила, способность ощущать и чувствовать. Материя способна к эволюции форм: неорганическая, растительная, животная. Гносеология: источник познания - материальный мир. Познание начинается с чувственного и поднимается к теор. обобщением. Атеист, но считает необход. сохранение религиозн. веры для народа. 40. ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ НА УКРАИНЕ В 11-13 ВВ. Становление фил. мысли укр. народа проходило в рамках дух. культ. Киевской Руси.Благодаря введению хрис-ва КР приобщается к достижениям мировой культуры.Контакты с Византией, Болгарией дают возможность исполь-ть достиженияантичн. и византийской философий для развития фил. мысли.Все это происходит на фоне отечественной культуры, кот.опирается на давние тради- ционное мировоззрение восточных славян. С давних времен фил сосредотачивается на обсуждении проблем человека и чел. истории. Философом считается тот, кто опираясь на кн. знания , не просто преобрел истину о смысле жизни , а вместе с этим преобразовал эту истину на ориентир в собственной жизни. Философию понимали не только как теорию но и как практическую мораль. Заметное место в сис-ме фил-мировоз. представлений мыслителей КР занимает гносеологическая проблематика. Ярк. проявлением теор- познав-ной ориентации в культ. КР есть свойственное ей понимание роли книги, письма, книжного учения в жизни Ч. " Книжность" понимается как одна из высших качеств Ч., как залог мудрости.Этому посвящается много мест в " Повести прошедших лет". По мнению автора "Молитва Даниила Заточника" припадая как пчела к цветкук книжной мудрости, Ч. собирает "сладость словестную и мудрость" Культ слова обусловливается стремлением найти опосредованную сущность, кот. обеспечивала бы комуникацию между миром божественным и земным. Только такая роль и отводится слову. Одной из главных становится проблема души и тела. Тело связывает Ч. с природой. Душа - нематериальна, гл. ее силой становится разум, он не только властитель души но и царь чувств.Поэтому разум единит тело и душу. Душа - управляет телом. Сущ-роль обаз святого: Святой- звено м\у земным миром и потусторонним. Это избранник срели людей, но он принадлежит не им, а миру божественному. Взгляд на мир присходит ч\з призму добра и зла. 41.Философия и мистика эпохи братских школ. В кон. 16 -перв. пол. 17 реш. роль в общ. и культ. жизни Укр. играют братства - нац.-рел. ор-ции правосл. населения городов. Фил. поним. как мудрость, кот. учит постигать истину исключительно ч/з мистическое соед. с богом. Немало усилий прилагается для обоснования необход. сохр. и разв. старослав. яз-ка, подчеркивается ее чудодейственная сила. Проникновение в скрытую духовную сущность священных текстов, излож. на старослав. яз., представлялась обяз. условием становления чел. как личности. По мнению деятелей бр. школ челов. разум только тогда озаряется чудесным светом и проникает в скрытую сущность поучающего слова Библ., когда сам человек из связанного земными желаниями превр. в нового дух. ч-ка. Последнее происходит только благодаря самопозн., что позв. разуму смертного человека выход и контакт с высшим бытием – Богом. После 1615 приход в Киев. бр. шк. выпускников зап-евр. ун-тов приводит к разв. гумманист. идей, к возникн. интереса к натур. фил., логике. Кирило Транквилион-Ставровецкий (Проявил интерес к объяснению природы, хотя рассматривал ее скорее как полезное ср- во умозрительного проникнов. в бож. сущность и поним. бога как безграничного бытия), Косиян Саковыч (Душа - бесмертная сущность и может существ. без тела. 3 вида души: вегетативн., чувств. и разумную. Человек имеет одну душу, а эти виды выст. как ее возможности. Основная категория - поступок. Ост: память, воля.) 43. Философия в Киево-Могилянской академии. В 17 в на У. и в Рос. акцентируется вним. на истолкование античной и христ. ф-ии. На протяжении 17-нач.18 веков осн. школой фил. знаний на У. была К-М а. Она возникнувшая из Киев. братского коллегиума, созданного еще в 1632г. прифинансовой поддержке гетмана Скоропатского. Уч. процесс здесь был построен по образцу западноевропейских высших школ. Изучали: языки (слав., укр., греч., латинский, польский). Сущ. 2 учебных курса: - грамматика, ритор., диалектика- арифм., геом., астр., муз. Фил. имела гум-скую направленность (пытались опред. место чел. в мироздании). Идея общего блага. Идея совести как главного различия м/у добром и злом. Чел. счастье это его природа, оно соотв. его разуму, его честности. Хр. учение сочеталось с признанием ест. наук. Эл-ты пантеизма. Идея постоянного движения и изменения всех вещей в познании. 44.Филосовские идеи Ф. Прокоповича, С. Яворского и их соратников. Прокопович выделяет три звена позн.: вегетативность (обеспечивает жизнедеятельность и развитие) чувственное (зрение, вкус) - мышление Йосип Кононович Горбацкий - ректор и преп. академии. Читал курс по ф-ии. В этом курсе фил. переплелась с богословием на номиналистической основе (вещи существуют сами по себе). Говорил о двух истинах: фил.(изучает реальные вещи) и богословской. Стефан Яворский(1658-1722) магистр ф-ии. В работах этих философов можно отметить отрицание религиозных догматов, идею независимости природы и чел. от Б., вечности материи. Так, по мнению Горбацкого, природа не рождается и не исчезает, она сущ. независимо от чел разума. Гносиология (у обоих): познание об. мира начинается опытом, а логика - лучший учитель нашего разума. Именно разум улучшит мир, это произойдет когда человек "обожествит труд". Богу они оставляли роль первотворца, перводвигателя. Семион Полоцький(1629-1680) - преп., российско- белорусский мислитель. Его идеи: мир создан богом; существует 2 начала (матер. - четыре стихии, изчего возникают все вещи и духовное). Природа познаваема, а Б не позн. Соц.-полит. идеи: сильная держава с образованным монархом. В об-ве не должно быть ни очень богатых, не очень бедных. 45. Философско-мистическое учение Г.Сковороды. Родился в Харьк. обл. Фил., поэт, педагог. Учился в Киево-Мог. акад. Преподавал гуманитарные дисциплины в Харьк. коллегиуме. В 70-тые г. - странствующий нищий фил. Крестьянский просвятитель. "Сад божественных песен", "Харьковские басни". Исходит из идеи трех миров:1.макрокосм (Вселенная), 2.микрокосм (человек), 3.мир символов (связывает малый и большой мир) - библия, ее образец. Последний из миров состоит из видимого(сотворенный мир) и невидимого(Бог). О человеке. Выделяет в нем внутр. (духовное) тело и внеш. (земное) тело. Духовная сущность человека - борьба добра со злом. Основная проблема человеч. сущ-вания: познание невидимого через видимое. Т.е. проблема самопознания, обнаружение сердечного, единого человека. Состояние счастья - любовь к мудрости и сама мудрость. Занял позицию: фил. - жизнь, жизнь - фил. Верит в бога, но не во всем согласен с библией (конец мира, сущ. Христа). Теория неравной равности: все мы равны перед богом, т.к. он всех нас одинаково любит, но и неравны, т.к. мы его любим неодинаково. Методы познания: рассмотрение в каком-либо явлении противоречивых сторон. Мир двойственным: живое-мертвое, ложь-правда. Пантеист: Познание природы - божье познание. В об-ве вцелом, как и в человеке, выделяет 2 стороны: Внешнюю (тленная, если она преобладает, то об-во разрушается) и Внутренняя (разумная сущность). Кто не замечает проявления внеш. и внутр сторон, тот не знает ничего. Нравственности (удовлетворение трудом) противопоставляет безнравственую мораль богатых. Будущее: устранение деления на богатых и бедных. 46.Философские идеи Канта. До 70-х гг XVIII в - период деят-ти в области естест. наук. Отсюда и произведения "Всеобщая естеств. история","Теория неба". Кант пытался связать атомизм с соврем. научн. открытиями, с картиной мира того вр. Это время - расцвет классич. механики. Вселенная - объективно сущ-щая, познаваемая, данная чел-ку в опыте. В этот период считал, что сущ-щие в мире вещи, данные в опыте, предст. явления постигаемые, а сущности непостигаемые. У Канта есть место и для Бога и для атомов. Бог сотворил мир и продолжает творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал такой мир, к-рый можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант пытается понять сущ-щую картину мира. Обогащает естеств. науки рядом своих гипотез: возникн Солн. с-мы, Луны, зависим-ть приливной волны от фаз Луны, признавал бесконечность процесса развития мира, но считал, что этот процесс имел начало. Работы "Критика чистого разума","Кр. практич. разума","Спос-ти суждения". Гл. в знании - логика, принципами кот. руководствуемся при познании. Реальность была всегда, но идея может изменить реальность, т.е. разум первичен по отн. к реальности. Наше познание опирается на силу разума, но включает и веру. Познание немыслимо без веры, без веры в истинность, правильность аксиом. Применяет диалектику, в частности в учении об антиномиях (противоречиях): напр. Бог сущ-ет и не сущ-ет; есть причин-ость и нет причинности. Этика: "Кр.практ. разума". На личность смотрит как на самоцель (ч-к живет для выполнения своей цели). Моральный закон м.б. только формальным, если его пытаются навязать всем. Каждый индивид ставит перед собой задачи, сам распоряж. как себя вести. В основе всей этики лежит понятие долга. Сторонник принципа "око за око". Эстетика: "Кр.способности суждений". Понятие прекрасного. Оно нам нравится независ. от наших занятий. Общество: Верховная власть народа (народный суверинитет), но он стоит за верховную власть монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком. 47. Кант об антиномиях познания познания. !!!Агностицизм Канта. Антиномия (противоречие в законе) - противоречие м-ду двумя сужден., кажд. из кот. явл. в равн. степ. обоснованным. Фил. смысл понят. антиномия преобрет у Канта: ант. необходимо возник. в человеч. разуме при попытке осмыслить мир как единое целое. По Канту неизбежн. противореч. рожд. в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного, приложимое только к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где где присутствует только приходящее, конечное и обусловленное (антитезис). Кант сформулировал 4 антиномии, которые касаются фундаментальных фил. проблем. 1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пр-ве. - Мир не имеет… и бесконечен в пр-ве. 2. Всякая сложная субстанция состоин из простых частей. - Ни одна ваещь не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. 3. Причинность по законам природы недостаночна для объяснения всех явлений. Существ. спонтанная причинность. - Нет никакой свободы, все совершается в мире по зак-нам природы. 4. К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина .- Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире ни вне мира - как его причины. Деалект. противоречия, возник. в челов. разуме - естеств. и неизбежная иллюзия, проистекающая из его субьъективного, сверхопытного понимания. Обнаружение и разрешение антиномий есть один из механизмов решения диалект. противоречий познав. процесса. 48.Гегель о философии, диалектики и катигориях познания. Философия: трансцендентную (изуч. субъект); натурфилософ. (изуч. философ) Г. разраб. диалектич. метод и противопоставил его логике Аристотеля. Стоял за единство логики, гнос-гии и диалек-ки. Осн. закон его фил-и: закон противоречий. Бытие - ничто и нечто. Общее и единичное. Тезис - антитезис. Бессмысленно познавать что-либо, кроме противоречий, ибо они есть источник развития. Оперирует 4 категориями: тождества, различия, противоположность, противоречие. Тождественность вещи самой себе - только видимость (допуще- ие), при более глубоком рассмотрении это тождество ведет к появлению различия в самом себе. Внутри вещи происходит процесс раздвоения единого на противоп-ти. Осознание против-тей приводят к противоречию, разрешение противоречия ведет к появлению нечто нового, кот. проходит те же стадии. В отличие от Маркс. диалектики, против-ти Гегеля примеряются в синтезе, а у Маркса - должны разрешаться. Вся его фил-я предст. тоже противоп-ть: системы объект. идеаизма и диалектич. метода. Потому что метод предполаг. развитие, а с-ма признает завершенность: все сводится к абс. идее. Закон единства и б-бы против-тей: у Гегеля есть и понятие тождества, и различие, противоп-ти и противоречия. 49. Философскаяская система Гегеля. Дал философии язык науки - определенность и конкретность понятий. Философия Г. – система объект. идеализма. Исходит из трех элементов: логическая идея,природа,дух. Логическая идея в процессе развертывания проходит любые стадии и категории, то вселяясь в природу - соединение логич. идеи и материи. Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот. порождается дух, кот. развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом. кот. призван постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве, религии и философии. Через философию человек способен постичь абсолютный дух. В основе всего лежит идея. Работы: "Наука логики", "Энцикопедия фил. наук". С Гегеля начинается эпоха становления и распростр-я филос. языка, кот. мы пользуемся сейчас - те категории, понятия ... Исходит при построении картины мира из того, что: в мире господствует некот. закон, логич. порядок. Идея первична, материя вторична. Познание начинается с простейших понятий, с бытия. 3 стадии духа: - субъективный (самопознание, разум отдельного ч-ка) - объективный (сознание общества) - абсолютный (абс. идея) - основа всего бытия. Бог произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще ничего не было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во. Учение о бытии. Бытие проходит 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Учение о сущности (признает познание сущности). Категории: сущность, сущ-ние, закон, возможность, действие и т.д. Рассм. их как постижимые, познаваемые. Учение о понятии. Понятие - начало всякой жизни. Гл. понтяие - абс. идея как субстанция. 3 категории развития понятия: всеобщее, особенное, единичное. Стремился к подчинению механики, физики, органики своей фил-ской с-ме. Считал, что естеств. науки вторичны по отнош-ю к его фил-и. Абс. идея отчуждает чел-ка. Отделяет мораль от нрав-ти. Нрав-ть - поведение в семье. 50. Материалистическая философия Л. Фейербаха. Феербах с т.зр. филос. воззрений прошел сложный путь: назал с Гегельянства (Гегель - его учитель), но быстро его преодалел и перешел на позиции материализма. Исходным пунктом философии Ф. была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Критикует идеалистический характер гегелевской диалектики. Ф. просто отбросил философию Гегеля и поэтому не увидел его дстижения - диалектики. Основное содержание и смысл философии - отстаивание материализма. Характерная особенность мат-ма Ф. - антропологизм, явившийся следствием исторических условий предреволюционной Германии. Антропологизм Ф. проявляется в выдвижении на первый план проблемы сущности человека. В теории познания Ф.: эмпириcn и сенсуалист, выступал против агностицизма. Он пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. В понимании истории еще целиком: идеализма. Работа: "К критике фил. Гегеля." 51. Теория отчуждения и комунизма в философии К.Маркса. Центр. проблема - сущность и природа отчуждения. Осмы. взаимосвязи между частной собств., корыстолюбием, отделением друг от друга труда, капитала и земельн. собств., м-ду стоимостью человека и его обесцениванием. Труд рабочего закрепляется в некотором предмете, т.е. происходит опредмечивание труда. Происходит отчуждение рабочего от продукта своего труда. Труд рабочего становиться противостоящей ему самостоятельной силой, выступающей против него как сила враждебная и чуждая. Отчужденный труд - причина |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |