реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Возникновение и развитие философии. Основные направления

а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)

* У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух

обращается).

* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его

бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении

рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень.

А из этого возникает всё прочее.»

* У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был,

есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных

стремлений». Душа - огонь.

б) из чего-то неопределённого

* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон

(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы

соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых

и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».

* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей

эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся природа. Атом

неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим.

Отличаются атомы между собой:

-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят

из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в

теле.

-по величине (и весу).

-по движению.

в) суть вещей в числах.

* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число у

Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество

верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии. Числа выражали,

по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и

многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры».

г) сущность вещей в их бытии

* У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет,

ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать.

Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно

самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в

пространстве нет - всё наполнено бытием.

2. Обосновываются космогонические теории строения мира.

Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы

Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира

(вселенной).

* Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она -

центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются

испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в

Землю.

* Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе

стихийной диалектики.

Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе

общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего

неподвижного.»

Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже

реку нельзя войти дважды.»

Мир рождается и умирает.

В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она абсолютна.

Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них

- земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном

множестве миров во Вселенной.

2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е.

центральной проблемой становится проблема человека.

Отсюда:

1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к

рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях,

возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.

2. Решаются проблемы:

А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми.

Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального

существа:

-раскрывает природу нравственности человека;

-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то,

что составляет суть души человека;

-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как

человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности.

Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса

познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра,

красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум

впервые стал мыслить логически.

Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.

* Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют законы - для

каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери.

* Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив общество на

три сословия:

1-ое - управленцы - философы

2-ое - стражи (воины)

3-е - низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы).

-государство есть воплощение идей, а люди выступают в

виде игрушек, придуманных и управляемых Богом.

* Аристотель - человек есть политическое животное, проявление заботы о

другом есть проявление заботы об обществе.

В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических

систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей,

поиска рационального метода познания этих миров.

* Платон - основоположник идеалистической европейской философии.

1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от

решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов

и идеалистов).

2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей».

Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя

увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через

понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью

мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир

идей божественным царством, в котором до рождения человека

пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную

землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире

идей.

Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного

существования.

* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной

философской мысли Древней Греции.

Основные положения его учения:

подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина

дороже»);

создал учение о категориях (сущность и качество);

учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной,

несотворимой, неуничтожимой;

произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие:

Теоретические:

-метафизика (или собственно философия) - изучает первопричины всех вещей,

первоначало всего сущего;

-физика - изучает состояние тел и определённые «материи»;

- математика - абстрактные свойства реальных вещей.

Практические:

-этика - наука о норме поведения

-экономика, политика

Творческие:

-поэтика

-риторика.

развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения бытия,

выделил в ней метод познания - индукции;

учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.

3-й этап: эллинистический.

Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества,

распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими

полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной

державы, созданной Александром македонским.

Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса,

который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.

Общая характеристика философии этого этапа:

-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам

этики, проповедям скептицизма и стоицизма:

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность

познания объективной действительности.

Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и

спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние

раздражители.

Главные проблемы:

-мораль и свобода человека, достижение счастья;

-проблемы возможности познания мира;

-структуры космоса, судьбы космоса и человека;

-отношение Бога и Человека.

4-й этап: Римский

В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние

которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием

греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются

стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.

В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший

катастрофу личного существования.

Усилилась тяга к религии и мистицизму.

Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к

христианству.

ВЫВОДЫ:

1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что

субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в

новоевропейской философии).

2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной

личности (что характерно для Средневековья).

3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия

пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны

и похожи на людей. Космос одушевлён.

4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к

человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он

может делать выбор.

5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий

(категорий), но она почти не знает законов.

6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и

идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.

Философия Средневековья.

Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный

содержательный и продолжительный этап в истории философии.

Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.

Характеристика этого периода:

1. Становление и расцвет эпохи феодализма.

2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство

становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали

одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили

во всяком суде силу закона».

3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного

знания.

Большинство учёных было представителями духовенства, а

монастыри являлись очагами культуры и науки.

Это определило характер философии Средневековья:

-движение философской мысли было пронизано проблемами религии;

-церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского

мышления;

-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным

аппаратом;

-любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с

учением церкви;

-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия -

служанка богословия».

Две тенденции в Средневековой философии:

1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;

2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая

направленность философии на обоснование правил поведения христианина в

мире.

Черты Средневековой философии.

1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.

Главные принципы миропонимания:

а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из

ничего.

Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и

недоступен для познания. Бог - это высшее благо.

Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку,

поскольку сотворён Богом.

б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным

людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое

зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания

выступала вера как особая способность души человека.

Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем

самым приблизиться к познанию высшей реальности.

2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо

максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем

подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).

3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства

считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться

установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других

было показателем истинности его взглядов.

4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения

и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов

- диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика.

Качества учителя:

-виртуозное знание Священного Писания

-знание правил формальной логики Аристотеля.

Этапы Средневековой философии.

1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец

церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.

Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого

определили развитие европейской философии.

Характеристика этапа:

-интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и

философии;

-философские элементы платонизма играют определяющую роль.

Главные проблемы патристики:

1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).

2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников

(греков и римлян).

3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и

определение этой цели - «Град божий».

4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его

души.

5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.

2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии,

широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с

12 века).

Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых

крупных философов всей послеантичной философии.

Характеристика этапа:

1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский

провозглашён Папским престолом святым, а его система становится

официальной философской доктриной римско-католической церкви).

2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации

христианской философии.

Главные проблемы схоластики:

1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к

философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о

спасении человеческой души. Античная философия уже не является

враждебным конкурентом религии.

Отсюда:

-больше внимания к ней, к переосмыслению её

положений;

-а главное - восприятие развитого категориального

аппарата с точки зрения религиозных проблем.

2. Соотношение разума и веры.

Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского

учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой -

философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении

души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение.

К такой истине можно идти двумя путями:

-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;

-путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами.

3. Проблемы соотношения общего и единого.

Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма»

(общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные

вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой

сущности).

Фома Аквинский по своему решил этот спор:

-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона;

-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;

-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к

бытию;

-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее

целое;

-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е.

опять же через Бога) нет.

Выводы:

1. Средневековая философия теоцентрична:

-её мировоззрение основано на религиозной вере;

-в центре философии - Бог;

2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления.

Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи

Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:

а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о

познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область

исследования;

б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация

их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи

Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического

направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).

3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования

человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).

3. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную

реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя

действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным

пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).

4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её

высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи

Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).

5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к

постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод

интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется

политическая философия гуманизма).

Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.

Философия эпохи Возрождения.

Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени

(с 14 до 17).

Характеристика эпохи:

1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных

производств.

2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной

Европы.

3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации

революции в Нидерландах, Англии).

4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб -

Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским

путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное

путешествие).

5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е.

освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да

Винчи).

1. Философия Возрождения прошла три периода:

I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери,

Франческо Петрарка).

II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай

Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).

III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай

Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

Характеристика философии эпохи Возрождения.

1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика

оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в

большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления,

который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а

ее содержанию.

2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи

неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм

(греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально

сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о

мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит

взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал.

Природа одухотворена.

3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»;

Петрарка - «Книга песен»).

Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь

помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо.

Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с

антропоцентризмом.

Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.