реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Возникновение и развитие философии. Основные направления

природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического

единства.

Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения

культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм.

Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик

ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя

«философ»).

Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный)

характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое

высокое, что есть в нем - самого себя.

4.Натурфилософия Возрождения:

* Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания -

гелиоцентризм:

Центр мира Солнца;

Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;

Все небесные тела движутся по круговым траекториям;

Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;

Законы движения для планет и Земли едины.

* Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н.

Коперника.

Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;

Солнце - центр только нашей планетной системы;

Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;

Жизнь и разум есть на других планетах;

Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.

(Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).

* Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел

телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики,

поэтому считается основоположником научного естествознания.

(Умер, оставаясь узником инквизиции).

5. Социальная философия Ренессанса.

Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического

процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального

равенства.

* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным

лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды:

«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».

Идеи:

Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной

жизни;

Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем

приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном

круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.

Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом

событий.

* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд -

канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического

острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет -

слово, придуманное Т. Мором)).

Идеи:

Уничтожение всех видов частной собственности;

Обязательный труд всех граждан;

Выборность государственных органов;

Семья - ячейка коммунистического быта.

* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за

освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город

Солнца» - коммунистическая утопия.

Идеи:

Упразднение частной собственности и семьи;

Дети воспитываются государством;

Обязательный 4х часовой труд;

Распределение продуктов по потребностям;

Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;

Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;

Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов,

что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.

Выводы:

1) Сущностью философии Возрождения является

антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец.

2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а

философское творчество разворачивалось в основном в форме

«осовременивающего воспоминания», она:

обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму;

заложила основу философии, свободной от религии.

Философия Нового времени.

Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:

1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.

2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.

3-й период: Немецкая классическая философия.

Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием

общества на тот исторический этап.

А) Эмпиризм и рационализм 17 века:

Исторические условия:

1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах,

Англии).

2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).

3) Соединение науки с практикой материального производства.

-Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;

-Ньютон - сформулировал основные законы механики;

-Бойль - применил механику в химии.

Исторические условия привели к изменению общественного сознания:

1. Западная Европа из двух путей исторического развития

цивилизации (духовный или научно-технический прогресс)

выбирает путь НТП.

2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука

для науки», а наука для увеличения власти человека над

природой.

3. Активизированы поиски новых методов познания для:

-систематизации огромного количества фактов;

-создания целостной картины мира;

-установление причинно-следственных связей между явлениями природы.

Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории

познания (гносеологии):

-что значит знать?

-что пролагает дорогу к истине:

ощущение или разум;

интуиция или логика.

-аналитическим или синтетическим должно быть познание.

Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума,

который проникает в сущность явлений.

Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт

к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.

Основу нового метода ищут:

1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости

эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).

2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое

знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза,

Лейбниц).

Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т.

Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:

*единственный источник знания - это опыт

опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями,

представлениями;

содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к

опыту.

*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений

или идей.

душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже

ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».

*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством

эксперимента, который корректирует данные органов чувств.

*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям

и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с

экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.

А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.

Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного

познания.

Идеи:

1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его

изречение.

2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и

эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к

знаниям целого класса предметов и процессов».

3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен

соответственно организован и подчинён определённой цели.

4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя

его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:

-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого

сознания» как такового);

-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);

Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это

подъём от эмпирии к теории).

1. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов»,

т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:

-«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в

частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);

-«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;

-«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;

-«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления

(научные, философские, религиозные).

Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона

нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а

отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение

тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму

не только все тела природы, но и человека и общество.

В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её

несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство

«обуздания масс».

В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях как

источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова

новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания.

Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис

Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом

определил развитие педагогики и психологии.

2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали

что:

-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного

метода.

Почему?

А. Восприятия и ощущения иллюзорны;

Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.

-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые

идеи.

-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная)

идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).

-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести

возможность существования Бога, природы, других людей.

-каков вывод:

а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого

опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).

б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о

мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и

эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода

надо искать в самом уме).

в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и

до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.

г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на

математические методы.

. они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих,

предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей

идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.

а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.

Труды:

« Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для

руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».

Идеи:

1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода

субстанций: духовные и материальные.

Духовная – неделимая субстанция

Материальная – делимая до бесконечности

Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего

Декарт считается родоначальником дуализма).

2) Развил гносеологию:

-начало процесса познания – сомнение

-разработал дедуктивный метод.

б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-1677).

Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он

лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением

и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный

случай мышления вообще.

Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы.

Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная

необходимость».

в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного

идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит

из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия, они

обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном

изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует

единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные

представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный

мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека -

ясного понимания, разума.

3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских

философов Дж. Беркли и Д. Юма.

А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с

критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим

и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли,

а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие

которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве

идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.

Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но

несколько иную, чем Беркли.

На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не

знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает

только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод:

объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское

направление, как агностицизм.

Выводы:

1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в

изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым,

вооружив человека знаниями по использованию ее сил.

2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.

Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические

точно описываемые составные элементы.

3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал

рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального

аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей

математической и диалектической логики.

4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о

естественных правах человека, общественном договоре, формах

государственного устройства, месте человека в окружающем мире.

Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.

Характеристика эпохи:

5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали

развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.

6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили

предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-

религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.

7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне

Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).

С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии

во Францию (а затем в Германию).

Во Франции:

насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых

опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей;

философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она

перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен

запрещенных изданий;

философия становится делом идеологов и политиков;

развивается идея перестройки науки на разумных основаниях:

распространение положительных, практически полезных знаний о природе и

обществе среди широких кругов образованных людей;

приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки и философии,

которые внедрят принцип разума в государства;

критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами.

Характеристика философии эпохи Просвещения:

1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение,

утверждающее, что основным инструментом познания является разум,

ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.

2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило,

активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир

в соответствии со своими разумами.

разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей

субъективной деятельности человека.

человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать

властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах.

мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с

внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением.

механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел,

законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все

природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»).

Важнейшие представители французского Просвещения:

* Франсуа Вольтер (1694-1778)

* Жан Жак Руссо (1712-1778)

* Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии)

* Жульен Ламетри (1709-1751)

* Клод Гальвеций (1715-1771)

* Поль Гольбах (1723-1789)

В. Немецкая классическая философия

(конец 18 - середина 19 века).

Исторические условия.

1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму

индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует

развитие техники:

1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;

1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока;

1807 г. - первые пароходы;

1825 г. - первые паровозы;

1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;

1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.

2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:

-к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных

превращениях природных веществ;

-формируются биология и учения об электромагнетизме.

3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых

Европейских странах не затронули Германию:

-Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась

экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360

самостоятельных государств («Священная Римская империя германской нации»);

-она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;

-жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную

сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость

духа: сферу разума.

Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции

1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического

мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической

немецкой философии) идеалистической диалектики.

Черты немецкой классической философии:

1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая

классическая философия является единым, относительно самостоятельным

этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой,

т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.

2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному

наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение

«софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у

Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий.

3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к

объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте

и Шеллинга к Гегелю).

4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить

философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия

философских наук» Гегеля).

5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.