![]() |
|
|
Возникновение и развитие философии. Основные направленияприродного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм. Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя «философ»). Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный) характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем - самого себя. 4.Натурфилософия Возрождения: * Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания - гелиоцентризм: Центр мира Солнца; Мир сферичен, неизмерим, бесконечен; Все небесные тела движутся по круговым траекториям; Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную; Законы движения для планет и Земли едины. * Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н. Коперника. Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет; Солнце - центр только нашей планетной системы; Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно; Жизнь и разум есть на других планетах; Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире. (Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»). * Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики, поэтому считается основоположником научного естествознания. (Умер, оставаясь узником инквизиции). 5. Социальная философия Ренессанса. Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального равенства. * Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь». Идеи: Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной жизни; Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели. Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом событий. * Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд - канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет - слово, придуманное Т. Мором)). Идеи: Уничтожение всех видов частной собственности; Обязательный труд всех граждан; Выборность государственных органов; Семья - ячейка коммунистического быта. * Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город Солнца» - коммунистическая утопия. Идеи: Упразднение частной собственности и семьи; Дети воспитываются государством; Обязательный 4х часовой труд; Распределение продуктов по потребностям; Развитие наук, просвещения, трудового воспитания; Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек; Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами. Выводы: 1) Сущностью философии Возрождения является антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец. 2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она: обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму; заложила основу философии, свободной от религии. Философия Нового времени. Условно философию Нового времени можно разделить на три периода: 1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века. 2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века. 3-й период: Немецкая классическая философия. Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества на тот исторический этап. А) Эмпиризм и рационализм 17 века: Исторические условия: 1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах, Англии). 2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма). 3) Соединение науки с практикой материального производства. -Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос; -Ньютон - сформулировал основные законы механики; -Бойль - применил механику в химии. Исторические условия привели к изменению общественного сознания: 1. Западная Европа из двух путей исторического развития цивилизации (духовный или научно-технический прогресс) выбирает путь НТП. 2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над природой. 3. Активизированы поиски новых методов познания для: -систематизации огромного количества фактов; -создания целостной картины мира; -установление причинно-следственных связей между явлениями природы. Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории познания (гносеологии): -что значит знать? -что пролагает дорогу к истине: ощущение или разум; интуиция или логика. -аналитическим или синтетическим должно быть познание. Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума, который проникает в сущность явлений. Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основу нового метода ищут: 1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк). 2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т. Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. 1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что: *единственный источник знания - это опыт опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями; содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к опыту. *в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей. душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена». *поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. *знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках. А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт. Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного познания. Идеи: 1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его изречение. 2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов и процессов». 3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен соответственно организован и подчинён определённой цели. 4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться: -паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого сознания» как такового); -муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов); Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это подъём от эмпирии к теории). 1. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки: -«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах); -«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю; -«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум; -«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления (научные, философские, религиозные). Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество. В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство «обуздания масс». В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил развитие педагогики и психологии. 2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали что: -опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Почему? А. Восприятия и ощущения иллюзорны; Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. -зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи. -главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная) идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт). -затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы, других людей. -каков вывод: а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений). б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме). в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям. г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на математические методы. . они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента. а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик. Труды: « Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления». Идеи: 1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Духовная – неделимая субстанция Материальная – делимая до бесконечности Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт считается родоначальником дуализма). 2) Развил гносеологию: -начало процесса познания – сомнение -разработал дедуктивный метод. б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-1677). Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный случай мышления вообще. Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы. Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость». в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия, они обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека - ясного понимания, разума. 3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских философов Дж. Беркли и Д. Юма. А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни. Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но несколько иную, чем Беркли. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод: объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское направление, как агностицизм. Выводы: 1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым, вооружив человека знаниями по использованию ее сил. 2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в. Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно описываемые составные элементы. 3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики. 4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства, месте человека в окружающем мире. Б. Философия эпохи Просвещения 18 века. Характеристика эпохи: 5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования. 6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально- религиозной идеологии, становление нового мировоззрения. 7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.). С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии во Францию (а затем в Германию). Во Франции: насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей; философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен запрещенных изданий; философия становится делом идеологов и политиков; развивается идея перестройки науки на разумных основаниях: распространение положительных, практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей; приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки и философии, которые внедрят принцип разума в государства; критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами. Характеристика философии эпохи Просвещения: 1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. 2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своими разумами. разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей субъективной деятельности человека. человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах. мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением. механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел, законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»). Важнейшие представители французского Просвещения: * Франсуа Вольтер (1694-1778) * Жан Жак Руссо (1712-1778) * Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии) * Жульен Ламетри (1709-1751) * Клод Гальвеций (1715-1771) * Поль Гольбах (1723-1789) В. Немецкая классическая философия (конец 18 - середина 19 века). Исторические условия. 1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует развитие техники: 1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта; 1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока; 1807 г. - первые пароходы; 1825 г. - первые паровозы; 1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф; 1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д. 2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль: -к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ; -формируются биология и учения об электромагнетизме. 3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых Европейских странах не затронули Германию: -Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360 самостоятельных государств («Священная Римская империя германской нации»); -она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права; -жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость духа: сферу разума. Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции 1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической немецкой философии) идеалистической диалектики. Черты немецкой классической философии: 1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой, т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую. 2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение «софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий. 3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте и Шеллинга к Гегелю). 4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия философских наук» Гегеля). 5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |