реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Город Солнца

другие усердно занимаются на лекциях.

Затем все они приступают к изучению более отвлеченных наук:

математики, медицины и других знаний, постоянно и усердно занимаясь

обсуждениями и спорами. Впоследствии все получают должности в области тех

наук или ремесел, где они преуспели больше всего,– каждый по указанию

своего вождя или руководителя. Они отправляются на поля и на пастбища

наблюдать и учиться земледелию и скотоводству; и того почитают за

достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять

их с большим знанием дела. Поэтому они издеваются над нами за то, что мы

называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком

ни с каким мастерством, живет праздно и держит множество слуг для своей

праздности и распутства, отчего, как из школы пороков, и выходит на

погибель государства столько бездельников и злодеев. Остальных должностных

лиц избирают четыре главных правителя: 0, Пон, Син и Мор и руководители

соответственных наук и ремесел, хорошо знающие, кто наиболее пригоден

заведовать тем или иным мастерством и ведать ту или иную добродетель. И

никто не выступает сам в качестве соискателя, как это обычно принято, а

предлагается на Совете должностными лицами, где каждый на основании своих

сведений высказывается за или против избрания определенного лица.

Но никто, однако, не может достичь звания 0, кроме того, кто знает

историю всех народов, все их обычаи, религиозные обряды, законы, все

республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремесел и

строение и историю неба. Также почитается для этого необходимым

ознакомиться со всеми ремеслами (ведь всего в какие-нибудь два дня можно

постичь одно из них, хотя и не овладевая им практически, но освоившись с

ним по его применению и изображениям). Также надо знать и науки физические,

и математические, и астрологические. Не так существенно знакомство с

языками, так как у них имеется много переводчиков, которыми служат в их

республике грамматики. Но преимущественно перед всем необходимо постичь

метафизику и богословие; познать корни, основы и доказательства всех

искусств и наук; сходства и различия в вещах; необходимость, судьбу и

гармонию мира; мощь, мудрость и любовь в вещах и в Боге; разряды сущего и

соответствия его с вещами небесными, земными и морскими и с идеальными в

Боге, насколько это постижимо для смертных, а также изучить пророков и

астрологию. Таким образом, уже задолго известно, кто станет 0. Но никто,

однако, не возводится в это звание ранее достижения тридцатипятилетнего

возраста. Должность эта несменяема до тех пор, пока не найдется такого, кто

окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению.

Гостинник

Но разве может кто бы то ни было обладать такою ученостью? Да и не

способен, мне кажется, к управлению тот, кто посвятил себя наукам.

Мореход

Это же самое возражал им и я. Они же мне, ответили: “Мы, несомненно,

лучше знаем, что столь образованный муж будет мудр в деле управления, чем

вы, которые ставите главами правительства людей невежественных, считая их

пригодными для этого лишь потому, что они либо принадлежат к владетельному

роду, либо избраны господствующей партией. А наш 0, пусть он даже будет

совершенно неопытен в делах управления государством, никогда, однако, не

будет ни жестоким, ни преступником, ни тираном именно потому, что он столь

мудр. Но, кроме того, да будет вам известно, что твой аргумент имеет силу

применительно к вам, раз вы считаете ученейшими тех, кто лучше знает

грамматику или логику Аристотеля или другого какого-либо автора. Для такого

рода мудрости потребны только рабская память и труд, от чего человек

делается косным, ибо занимается изучением не самого предмета, а лишь

книжных слов, и унижает душу, изучая мертвые знаки вещей, и не понимает из-

за этого ни того, каким образом Бог правит сущим, ни нравов и обычаев,

существующих в природе и у отдельных народов. Но ничего такого не сможет

случиться с нашим ¤, ибо ведь никто не в состоянии изучить стольких

искусств и наук, не обладая исключительными способностями ко всему, а

следовательно, в высшей степени и к правлению. Нам также прекрасно

известно, что тот, кто занимается лишь одной какой-нибудь наукой, ни ее как

следует не знает, ни других. И тот, кто способен только к одной какой-либо

науке, почерпнутой из книг, тот невежествен и косен. Но этого не случается

с умами гибкими, восприимчивыми ко всякого рода занятиям и способными от

природы к постижению вещей, каковым необходимо и должен быть наш 0. Кроме

того, как видишь, в нашем городе с такою легкостью усвояются знания, что

ученики достигают больших успехов за один год, чем у вас за десять или

пятнадцать лет. Проверь это, пожалуйста, на наших детях”.

Я был совершенно изумлен и справедливостью их рассуждений, и

испытанием тех детей, которые хорошо понимали мой родной язык. Дело в том,

что каждые трое из них должны знать или наш язык, или арабский, или

польский, или какой-либо из прочих языков. И они не признают никакого иного

отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний, для

чего и отправляются они в поле – заниматься бегом, метанием стрел и копий,

стрелять из аркебузов, охотиться на диких зверей, распознавать травы и

камни и т. д. и учиться земледелию и скотоводству в составе то одного, то

другого отряда.

Троим же соправителям Солнца полагается изучать лишь те науки, которые

относятся к их области управления: с другими, общими для всех, они

знакомятся только наглядным путем, свои же знают в совершенстве и,

естественно, лучше всякого другого. Так, Мощь в совершенстве знает

кавалерийское дело, построение войска, устройство лагеря, изготовление

всякого рода оружия, военных машин, военные хитрости и все вообще военное

дело. Но, кроме того, эти правители непременно должны быть и философами, и

историками, и политиками, и физиками.

Гостинник

Теперь мне бы хотелось, чтобы ты рассказал об их учреждениях –

подробно о каждом – и разъяснил получше их общественное воспитание.

Мореход

Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое у них общее. Но через

каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому

в первой спальне, кому во второй: каждая из них обозначается буквами на

притолоке. Занятия отвлеченными науками и ремеслами являются у них общими

как для мужчин, так и для женщин, с одним только различием – наиболее

тяжелые ремесла и загородные работы исполняются мужчинами так: пахота, сев,

сбор плодов, молотьба да и сбор винограда. Но для дойки овец и

приготовления сыра обычно назначаются женщины; точно так же они выходят

недалеко за черту города собирать травы и работать в садах. А к женскому

труду относятся те работы, какие исполняются сидя или стоя: так, например,

тканье, пряденье, шитье, стрижка волос и бороды, изготовление лекарств и

всякого рода одежды. Однако для столярных и кузнечных работ и изготовления

орудий женщины не применяются. Но к занятию живописью они допускаются, если

обнаруживают к ней способности. Что же касается музыки, то ею занимаются

исключительно женщины, потому что она у них получается приятнее, да дети,

однако на трубах и барабанах они не играют. Они же и готовят и накрывают на

стол; но прислуживать за столом составляет обязанность мальчиков и девушек

до двадцати лет. В каждом круге есть свои кухни, магазины, кладовые для

посуды, съестных припасов и напитков. Для наблюдения за исполнением всех

обязанностей по этой части приставлены маститый старец со старухой, которые

распоряжаются прислуживающими и имеют власть бить или приказывать бить

нерадивых и непослушных; и в то же время они замечают и отличают мальчиков

и девушек, лучше других исполняющих отдельные обязанности. Вся молодежь

прислуживает старшим, кому минуло сорок лет. И вечером, при отходе ко сну,

и утром начальник и начальница отправляют одного из молодых людей по

очереди прислуживать в каждую отдельную спальню. Друг другу молодые люди

прислуживают сами, и горе уклоняющимся!

Столы ставят у них в два ряда, сиденьями по обеим сторонам; с одной

стороны сидят женщины, с другой – мужчины, и, как в монастырских трапезных,

не бывает там никакого шума. Во время еды один из юношей с возвышения

читает нараспев внятно и звучно по книге, а должностные лица часто беседуют

по поводу какого-нибудь примечательного места из прочитанного. И, право,

приятно смотреть, как ловко прислуживает им такая красивая молодежь в

подпоясанной одежде, и видеть, как столько друзей, братьев, сыновей, отцов

и матерей живут вместе в такой степенности, благообразии и любви. Каждому

полагается своя салфетка, миска, похлебка и кушанье. На обязанности врачей

лежит заказывать поварам еду на каждый день: что готовить старикам, что

молодым и что для больных. Должностные лица получают большие и лучшие

порции, и из своих порций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям,

выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в ученых беседах и на

военных занятиях. И это считается одной из величайших почестей. А по

праздничным дням они любят и петъ за столом; поют или в несколько голосов,

или кто-нибудь один под аккомпанемент лютни и т. п. И так как все в равной

мере принимают участие в домашнем хозяйстве, то никогда ни в чем не

оказывается никакого недостатка. Почтенные пожилые люди наблюдают за кухней

и прислуживающими в столовой и тщательно следят за чистотой постелей,

посуды, одежды, мастерских и кладовых.

Одежду их составляет белая нательная рубахи, а поверх нее платье,

являющееся одновременно и камзолом и штанами, сшитое без складок, с

разрезами от плеч до голени и от пупа до зада между ляжками. С одной

стороны этих разрезов идут петли, а с другой – пуговицы, на которые они

застегиваются. Штаны оканчиваются завязками у самых щиколоток; затем носят

они высокие гамаши, вроде голенищ, на застежках и поверх них – башмаки. И,

наконец, как мы сказали, накидывают они плащ. И так ладно и ловко сидит на

них платье, что, когда скидывают они плащ, вся их фигура обрисовывается во

всех подробностях. Они меняют одежды четыре раза в год: когда Солнце

вступает в знаки Овна, Рака, Весов и Козерога; распределением одежды

сообразно с условиями необходимости ведают врачи и хранители одежды

отдельных кругов. И удивительно, сколько у них имеется одновременно всякой

нужной одежды, плотной или легкой, смотря по времени года. Одежду носят они

белого цвета, и стирается она ежемесячно щелоком или мылом.

Нижние помещения заняты мастерскими, кухнями, кладовыми, магазинами,

оружейными складами, столовыми и мыльнями. Однако моются они возле колонн

галерей, а вода стекает по желобам, ведущим в сточные канавы. На каждой

площади отдельных кругов есть свои фонтаны, куда вода подается по трубам из

недр горы исключительно действием искусно устроенного крана. У них имеется

вода и ключевая и в водоемах, которые наполняются дождевой водой,

скопляющейся на крышах и стекающей по акведукам с песком. Часто также моют

они свое тело по указанию врача и начальника. Всеми ремеслами занимаются

они внизу, под колоннадами, а отвлеченными науками – наверху, на балконах и

галереях, где находятся соответствующие картины; а в храме изучаются

священные науки. При входах в дома и на зубцах круговых стен имеются

солнечные часы с колоколами и флаги, показывающие время и направление

ветра.

Гостинник

Расскажи мне о деторождении.

Мореход

Ни одна женщина не может вступать в сношение с мужчиной до

девятнадцатилетнего возраста; а мужчины не назначаются к производству

потомства раньше двадцати одного года или даже позже, если они имеют слабое

телосложение. Правда, иным позволяется и до достижения этого возраста

сочетаться с женщинами, но только или с бесплодными, или же с беременными,

дабы не довести кого-нибудь до запретных извращений. Пожилые начальники и

начальницы заботятся об удовлетворении половых потребностей более

похотливых и легко возбуждающихся, узнавая об этом или по тайным их

просьбам, или наблюдая их во время занятий в палестре. Однако же разрешение

исходит от главного начальника деторождения – опытного врача, подчиненного

правителю Любви. Тем же, кого уличат в содомии, делают выговор и заставляют

в виде наказания два дня носить привешенные на шею башмаки в знак того, что

они извратили естественный порядок, перевернув его вверх ногами. При

повторном преступлении наказание увеличивается вплоть до смертной казни. Те

же, кто воздерживается от совокупления до двадцати одного года, а тем более

до двадцати семи, пользуются особым почетом и воспеваются на общественных

собраниях. Когда же все, и мужчины и женщины, на занятиях в палестре, по

обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто

способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению

своего тела более подходят друг другу; а затем, и лишь после тщательного

омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь. Женщины

статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные

же – с худыми, а худые – с полными, дабы они хорошо и с пользою

уравновешивали друг друга. Вечером приходят мальчики и стелют им ложа, а

затем их ведут спать согласно приказанию начальника и начальницы. К

совокуплению приступают, только переварив пищу и помолившись Богу

небесному. В спальнях стоят прекрасные статуи знаменитых мужей, которые

женщины созерцают, и потом, глядя в окна на небо, молят Бога о даровании им

достойного потомства. Они спят в отдельных комнатах до самого часа

совокупления. Тогда встает начальница и отворяет снаружи обе двери. Час

этот определяется астрологом и врачом, которые стараются уловить время,

когда Венера и Меркурий находятся на восток от Солнца в благоприятном Доме,

в хорошем аспекте Юпитера, а равно и Сатурна и Марса или же вне их

аспектов. Особенно это важно для Солнца и Луны, которые всего чаще бывают

афетами. Они любят Деву в гороскопе, но тщательно остерегаются того, чтобы

в углу не оказалось планет зловредных, потому что они заражают в квадратном

и противоположном аспекте все углы, от которых зависит корень жизненной

силы в соответствии с гармонией вселенной в целом и в ее частях. Они

добиваются не столько сопутствия, сколько хороших аспектов. О сопутствии

заботятся они при закладке города и установлении закона, с тем, однако,

условием, чтобы при этом не главенствовал ни Марс, ни Сатурн, за

исключением лишь случая наилучшего их расположения. Принимают они во

внимание и расположение неподвижных звезд.

Они почитают недопустимым, если родители меньше чем за три дня до

совокупления запятнали себя семенем и вели себя не безупречно, не

примирились с вышним Богом и не преданы ему. Что же касается тех, кто имеет

сношение с неплодными, или с беременными, или с презренными женщинами для

удовольствия, или но необходимости, для здоровья, или по своей

страстности,– они этих правил не соблюдают. Лица же должностные, которые

все являются в то же время и священниками, а также и ученые-наставники

могут быть производителями лишь при соблюдении в течение ряда дней многих

условий, ибо от усиленных умственных занятий ослабевают у них жизненные

силы, и мозг их не источает мужества, потому что они постоянно о чем-нибудь

размышляют, и производят из-за этого худосочное потомство. А этого они

всячески стараются избежать, и потому таких ученых сочетают с женщинами

живыми, бойкими и красивыми. Людей же резких, быстрых, беспокойных и

неистовых – с женщинами полными и кроткого нрава. И они утверждают, что

совершенного телосложения, благодаря которому развиваются добродетели,

нельзя достичь путем упражнения; что люди порочные по природе работают

хорошо только из страха перед законом или перед богом, а не будь этого, они

тайком или открыто губят государство. Поэтому все главное внимание должно

быть сосредоточено на деторождении, и надо ценить природные качества

производителей, а не приданое и обманчивую знатность рода.

Ежели какая-нибудь женщина не понесет от одного мужчины, ее сочетают с

другим; если же и тут она окажется неплодною, то переходит в общее

пользование, но уже не пользуется почетом, как матрона, ни в Совете по

деторождению, ни в храме, ни за столом. Это делается с той целью, чтобы ни

одна не предотвращала сама беременности ради сладострастия. Те же, которые

понесут, в течение двух недель не занимаются физической работой. После

этого они переходят к спокойным занятиям для укрепления плода и для притока

к нему пищи и затем укрепляют себя, переходя мало-помалу к более усиленной

работе. Пищу разрешается им употреблять только здоровую, по предписанию

врачей. Когда же они родят, то кормят сами и воспитывают новорожденных в

особых общих помещениях; грудью кормят они два года и больше, в зависимости

от предписания Физика. Вскормленный грудью младенец передается на попечение

начальниц, если это девочка, или начальников, ежели это мальчик. И тут

вместе с другими детьми они занимаются, играючи, азбукой, рассматривают

картины, бегают, гуляют и борются; знакомятся по изображениям с историей и

языками. Одевают их в красивые пестрые платья. На восьмом году переходят

они к естественным наукам, а потом и к остальным, по усмотрению начальства,

и затем к ремеслам. Дети менее способные отправляются в деревню, по

некоторые из них, оказавшиеся более успешными, принимаются обратно в город.

Но в большинстве случаев, родившись под одним и тем же расположением звезд,

сверстники сходствуют и по способностям, и по нраву, и по наружности,

отчего проистекает великое согласие в государстве, поддерживаемое

неизменной взаимной любовью и помощью друг другу.

Имена у них даются не случайно, но определяются Метафизиком в

соответствии с особенностями каждого, как это было в обычае у древних

Римлян. Поэтому один называется “Красивый”, другой – “Носатый”, тот –

“Толстоногий”, этот – “Свирепый”, иной – “Худой” и т. д. А ежели кто

отличится в своем мастерстве или прославится каким-нибудь подвигом на войне

или в мирное время, то к имени прибавляется соответствующее прозвище или

сообразно мастерству, например: “Прекрасный Великий Живописец”, “Золотой”,

“Отличный”, “Проворный”; или же по подвигам, например: “Носатый Храбрец”,

“Хитрец”, “Великий, или Величайший Победитель”, а то и по имени

побежденного врага, вроде: “Африканский”, “Азиатский”, “Тосканский”; или

если кто победил Манфреда или Тортелия, то и называется: “Худой Манфредий”,

“Тортелий” и т. д. Даются эти прозвища высшими властями и часто

сопровождаются возложением венков, соответственно подвигу, мастерству и т.

д. под звуки музыки. Ибо золото и серебро они ценят только как материал для

посуды или для общих всем украшений.

Гостинник

Скажи, пожалуйста, а не бывает ли в их среде зависти или досады у тех,

кого не выбрали в начальники или на какую-нибудь другую должность, которой

они добивались?

Мореход

Нисколько. Ведь никто из них не терпит никакого недостатка не только в

необходимом, но даже и в утехах. На деторождение они смотрят как на

религиозное дело, направленное ко благу государства, а не отдельных лиц,

при котором необходимо подчиняться властям. И то, что мы считаем для

человека естественным иметь собственную жену, дом и детей, дабы знать и

воспитывать свое потомство, это они отвергают, говоря, что деторождение

служит для сохранения рода, как говорит святой Фома, а не отдельной

личности. Итак, производство потомства имеет в виду интересы государства, а

интересы частных лиц – лишь постольку, поскольку они являются частями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.