реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит

Министерство образования РФ

Архангельский Государственный Технический Университет

Институт Экономики, Финансов и Бизнеса

Кафедра финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

Бюджетный дефицит

Выполнил студент

3 курса 7 группы

специальность 0605

Образцов Н. В.

Проверил преподаватель

Михайлян Р.Г.

Архангельск

2001

Оглавление

стр.

Введение 3

1 Бюджетный дефицит и его социально-экономические последствия 4

1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 4

1.2 Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 8

2 Способы покрытия бюджетного дефицита 11

2.1 Бюджетный дефицит и экономика полной занятости 11

2.2 Меры по покрытию бюджетного дефицита 12

2.2.1 Монетизация дефицита: эмиссия денежных средств 12

2.2.2 Внешнее долговое финансирование 13

2.2.3 Внутреннее долговое финансирование 15

2.2.4 Увеличение налогообложения 17

3 Программа мер по управлению бюджетным дефицитом в РФ 18

3.1 История бюджетного дефицита в России 18

3.1.1 Возникновение проблемы дефицита 18

3.1.2 Стабилизационная политика и бюджетный дефицит 1992 - 1999 гг. 20

3.2 Бюджеты 2000-2001 годов. Прогнозы на будущее 23

Заключение 28

Список литературы 29

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это

финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно

сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный

государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только

теоретически.

Практически невозможно представить себе государство, в котором

безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие

приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально

решены проблемы бюджетного дефицита, немного – разве что Германия, Япония и

Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода

ежегодно имели ощутимый дефицит государственного бюджета, который в

отдельные годы достигал 200 млрд. долларов в год, что составляло 15 – 20 %

всех расходов или 3 – 6 % валового внутреннего продукта. Больше того,

проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его

обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней

политики США.

Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов

заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как

постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит

к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего

обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его

погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего,

так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его

разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде

всего законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация

налоговой политики [2].

Как ни печально, идеального решения трилеммы «поступления – расходы –

дефицит» не существует нигде в мире. Даже в наиболее развитых странах – это

перманентный диалектический политико-экономический процесс. Все это делает

проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики.

Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного

легче. Для ее решения необходимо отметить более детальный подход к изучению

бюджетного дефицита. Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а

также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета

по структуре (структурный дефицит) и в цикличности (циклический дефицит),

позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как

явление, определить способы его регулирования.

1 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения

В различных экономических трудах можно встретить несколько

отличающиеся друг от друга подходы к проблеме дисбаланса бюджета. Однако в

последнее время большинство экономистов согласились с точкой зрения Дж. М.

Кейнса, великого экономиста 20-го века. Так как благодаря Кейнсу с середины

тридцатых годов дефицит государственного бюджета стал применяться в

качестве источника возможностей государственного регулирования экономики, в

конце двадцатого века не осталось практически ни одной страны, могущей

похвастаться отсутствием бюджетного дефицита.

Итак, с точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит является обычным

последствием проведения фискальной политики, и ничем более. Обоснованность

каждого данного дефицита зависит от необходимости регулирования величины

государственных вливаний в величину валовых расходов экономики. С точки

зрения кейнсианцев сбалансированный бюджет имеет право на существование

лишь тогда, когда экономика находится в равновесии в состоянии полной

занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы

экономики полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих валовые

расходы экономики полной занятости. Если же хотя бы одно из вышеуказанных

условий не выполнено, несбалансированность бюджета будет обоснованна [3].

Казалось бы, что может быть проще – сократить расходную часть бюджета,

если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни

расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя.

Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на

страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на

социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета

зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть

необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь

инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ.

Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и

сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто

являются стабилизаторами экономического положения в стране. Дефицит

бюджета, связанный с действием таких стабилизаторов, называют циклическим.

Итак, циклический дефицит государственного бюджета является

результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный"

(автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить

амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к

частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в

индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система

налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе

страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные"

стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных

временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы

"включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования

совокупного спроса в период спада экономической активности правительство

принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости

и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений

госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих

мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит

госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания

инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными

внутренними временными лагами, так как изменение структуры госрасходов или

ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в

парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки

возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов

экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного

вмешательства правительства.

Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и

страхования занятости является первоочередной задачей для переходных

экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с

отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов

макроэкономического управления.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от

величин циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функции

автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса. Он вызван

автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и

увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне циклического

спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается, и поэтому

налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи

автоматически снижаются. В результате возрастает циклический бюджетный

излишек, и инфляционный бум относительно сдерживается. В фазе циклического

спада совокупный доход снижается, и поэтому налоги автоматически падают,

трансферты растут. В итоге увеличивается циклический бюджетный дефицит на

фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что

относительно ограничивает глубину спада.

Даже в том случае, когда все государственные расходы упрощенно

представлены как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего

дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем

выше уровень налоговых ставок.

В то же время надо отметить, что увеличение степени встроенной

стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели

бюджетно-налоговой политики - укреплению стимулов к расширению предложения

факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к

инвестированию, к предпринимательскому риску и к труду оказываются

относительно сильнее в условиях постепенного снижения предельных ставок

налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин

циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением

степени встроенной стабильности экономики.

Выбор приоритетов между краткосрочными и долгосрочными эффектами

бюджетно-налоговой политики является сложной макроэкономической проблемой и

для индустриальных, и для переходных экономик.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний

равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают

амплитуду этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных

дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной

политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не

приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь

место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как

правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

Для изучение эффективности фискальной политики реальный дефицит

делится не только на циклическую, но и на структурную составляющие.

Циклическая составляющая, как уже было сказано, отражает изменения,

вызванные фазой экономического цикла, как-то изменения в налоговых

поступлениях и государственных трансфертах. Структурный дефицит отражает

влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов

бюджета, при вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы

бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда называют

дефицитом полной занятости).

Структурный дефицит государственного бюджета - разность между

расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки

структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах,

где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими

колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности

определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня

безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных

излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе

динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер

фискальной политики в долгосрочном плане.

Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных

обстоятельств – войн, стихийных бедствий, катаклизмов, – когда обычных

резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам

особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно,

нежелательное, но неизбежное явление. Но еще более опасная и тревожная

форма бюджетного дефицита - это когда он является отражением кризисных

явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под

контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не

только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих

политических решений.

Особо здесь следует отметить такие явления, как спад производства и

рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к

уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение

производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются

поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не

выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги.

Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что

фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и,

следовательно, никаких налогов не платят.

Кроме выше перечисленных видов дефицита необходимо отметить еще один

очень распространенный, а именно квазифискальный дефицит государственного

бюджета.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с

измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета,

обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства

как в индустриальных, так и в переходных экономиках.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

- финансирование государственными предприятиями избыточной занятости

в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам

выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной

задолженности;

- накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих

ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств

госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и

т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за

счет льготных кредитов правительства;

- отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также

финансирование Центральным Банком страны убытков от мероприятий по

стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных

кредитов правительству, а также рефинансирование Центральным Банком

различных программ правителства (сельскохозяйственных,

промышленных, жилищных программ) по льготным ставкам.

То есть, так или иначе к появлению скрытого дефицита приводит неумелое

составление бюджета, неверная оценка макро показателей используемых при

составлении статей доходов, а также использование последних не в полном

объеме. В дальнейшем, в ходе бюджетного процесса правительство вынуждено

производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в конечном

итоге, приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь

совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или

скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как увеличение

государственного долга и соответственно увеличение расходов по его

обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны

[4].

1.2 Социально-экономические последствия бюджетного дефицита

Как уже говорилось, современная фискальная политика признает

использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики.

А это, вполне вероятно, может привести к росту государственного долга.

Государственный долг- это общая накопленная сумма всех положительных сальдо

бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.

Увеличивающийся государственный долг является основным последствием

дефицитов федерального бюджета.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование

экономики? Может ли нарастающий государственный долг в какой-то момент

привести к банкротству нации? Накладывает ли долг бремя на будущие

поколения? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть две

составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний.

Внутренний долг - долг государства населению страны. То есть, в данном

случае основным держателем государственного долга (правительственных

облигаций) является само население - государственный долг является

одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций,

находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки

покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний

долг не является средством перемещения экономического бремени с одного

поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение

неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей

государственных облигаций.

Может ли внутренний долг каким-то образом привести к банкротству

правительства, лишив его возможности выполнять финансовые обязательства?

Ответ - «тоже нет». Во-первых, нужно отметить, нет никаких причин, которые

заставляли бы сокращать внутренний долг, не говоря уже о необходимости его

полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный срок

платежа по каким-то частям долга, правительство не изыскивает средства для

погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - правительство всего

лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует

выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Кроме этого,

правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение и

эмиссия денег. Увеличение налогов является тем способом, который есть у

государства для получения достаточных доходов для выплат процентов по

долгу. Банкротство правительства также сложно себе представить хотя бы

потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно оплатить не

только проценты по долгу, но и погасить всю сумму долга. Конечно, это будет

иметь инфляционный эффект, но зато банкротства правительства точно не

будет.

Внешний долг - задолженность государства гражданам или организациям

других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного

долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы

основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска

продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может

перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно

- оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные

фонды.

Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.