реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бюджетный дефицит

“Эффект вытеснения” связан с методами покрытия бюджетного дефицита.

Основными методами является эмиссия кредитных денег и выпуск

государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще

больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает

тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же

государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть

инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск

государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения,

денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной

ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц,

вытесняя часть потенциальных инвестиций. А сокращение инвестиций может

привести к тому, что последующие поколения унаследуют экономику с

уменьшенным производственным потенциалом [5].

Однако надо отметить, что «эффект вытеснения» становится значительным

и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности

ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная

политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет

стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Рост процентных ставок имеет, в свою очередь, следующие последствия.

Так, высокий ссудный процент, установленный в США в середине 80-х годов,

вызвал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оценкам западных

экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех накоплений

капиталистического мира. Таким образом, растет внешний долг США. Плюс к

этому рост спроса на высокодоходные американские ценные бумаги вызвал рост

общемирового спроса на доллары. Подобный рост международной ценности

доллара оказывает значительное депрессивное воздействие на экспорт США:

американские товары становятся слишком дорогими для иностранных

покупателей. Сокращение же чистого экспорта оказывает сдерживающее

воздействие на экономику, увеличивает уровень безработицы [4].

2 СПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

2.1 Бюджетный дефицит и экономика полной занятости

Как уже отмечалось, государственные бюджеты западных стран с развитой

рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в

условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично

развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями

бюджетные дефициты не рассматриваются как крайне отрицательные финансовые

показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые

государства.

Дело в том, что многие экономисты, например кейнсианского направления,

считают, что дефициты оказывают стимулирующее влияние на экономику. Так, в

первой части я рассказал об отрицательных моментах государственного долга,

но долг - государственный или частный - играет и положительную роль в

преуспевающей и растущей экономике. Известно, что по мере роста доходов

растут и сбережения. Кейнсианская теория занятости утверждает, что при

сохранении совокупных расходов на уровне полной занятости возросший объем

сбережений должен поступать в распоряжение и быть израсходован. Создание

долга - процесс, посредством которого сбережения передаются лицам,

осуществляющим расходы. Но если частный сектор не склонен к заимствованиям,

и частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать

растущий объем сбережений, эта миссия ложится на прирост государственного

долга, иначе экономика отойдет от состояния полной занятости и не сможет

реализовать свой потенциал роста.

Кроме этого, бюджетный дефицит (циклический) сегодня является еще и

одним из рычагов фискальной политики государства.

Исходя из всего выше сказанного, нужно отметить, что в развитых странах

на сегодняшний день проблема балансирования бюджета решается очень

своеобразно. Для экономики полной занятости вопрос о балансировании бюджета

второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является

обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование

экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается

устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим

государственным долгом - пусть будет так. Такой концептуальный подход к

бюджету получил название функциональных финансов. В соответствии с данной

концепцией проблемы, связанные с государственным дефицитом, малозначимы в

сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных

спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет является - во-первых и

прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической

стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых

дефицитов для достижения этой цели.

Правда, нужно отметить, что все-таки нормальным считается дефицит

бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой

дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными

кредитами Центрального Банка. Международные стандарты предполагают

возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит

государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных

ценных бумаг. Подробнее о способах покрытия дефицитов в следующем

подразделе [5].

2.2 Меры по покрытию бюджетного дефицита

2.2.1 Монетизация дефицита: эмиссия денежных средств

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении

правительство располагает традиционными способами покрытия дефицита бюджета

– это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий

способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, это

собственное производство денег, или «сеньораж» (печатанье денег).

Однако «сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег

(это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот

процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер,

тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство

чрезмерно полагается на механизм «сеньоража» как средства оплаты своих

расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком

быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая

тем самым рост инфляции.

Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над

темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В

результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог,

и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие

цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект

Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения

налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих

переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает

экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время

"затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает

налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая

неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться

непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах -

например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным

предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при

котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок.

Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее

увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает

толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий

государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно

финансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от

монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования

бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма

условным.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета

обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг,

и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а

возможности внутреннего долгового финансирования также практически

исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних

процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если

официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование

платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается,

что экономика выдержит высокую инфляцию [2].

2. Внешнее долговое финансирование

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования

бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за

рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками

погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае

дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и

может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с

производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных

экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо

используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях -

на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного

аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро

сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне

отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает

общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита

оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных

ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно

стабилизировать валютный курс.

Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том

случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства

сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях

снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги

данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.

Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги

сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту,

необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной

валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта

и увеличению импорта.

Если не удается поддержать валютный курс относительно стабильным, то

сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на

национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются

занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы.

Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита

может быть ослаблено не только за счет "эффекта вытеснения", но и за счет

отрицательного "эффекта чистого экспорта", ухудшающего состояние платежного

баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно с этим приток

капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному

снижению внутренних процентных ставок.

В итоге масштабы "эффекта вытеснения" относительно сокращаются, но

внешняя задолженность увеличивается. Обслуживание внешнего долга

предполагает передачу части реального выпуска продукции в распоряжение

других стран, что может вызвать сокращение национального производства в

будущем.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее

инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на

внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы

способствуют расширению импорта. При этом, чем более открытой является

переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей

степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем

сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования

бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом

для переходных экономик в тех случаях, когда:

- удается организовать концессионное финансирование;

- на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой

внутренней норме прибыли;

- торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных

перспектив расширения рынка;

- первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

- первоочередной задачей макроэкономической политики является

снижение вероятной инфляции.

3. Внутреннее долговое финансирование

Если правительство выпускает в целях финансирования облигации

государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при

стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок

процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост

может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из

частного сектора.

В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично

потребительские расходы - снижаются, вызывая "эффект вытеснения", который

значительно ослабляет стимулирующий потенциал фискальной политики.

Если внутренний рынок капиталов слабо развит, процентные ставки

относительно фиксированы и возможности размещения облигаций среди населения

ограничены, что типично для многих переходных экономик, то растущий частный

сектор внутри страны обычно предъявляет повышенный спрос на иностранные

активы, что неизбежно нарушает равновесие платежного баланса по

капитальному счету. Более того, если правительство намерено финансировать

значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то

оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая

ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут

пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне

доходности. Если же этот показатель будет низким (или отрицательным), то

возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно

уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка

капитала.

В этом случае экономические агенты будут стремиться приобрести товары

или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничивая тем самым

возможности правительства финансировать бюджетный дефицит из внутренних

небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса.

Эта диспропорция может усилиться на фоне ожиданий девальвации

национальной валюты (особенно в обстановке недоверия к политике

правительства и ЦБ), что способствует нарушению равновесия счета текущих

операций и создает угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения

внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более

сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной

стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в

последнем случае "эффект вытеснения" оказывается более значительным.

В случае оптимистических ожиданий роста прибылей у частного бизнеса

этот "эффект вытеснения" может быть частично или полностью ликвидирован

увеличением инвестиционного спроса. Таким образом, в обстановке доверия к

политике правительства и ЦБ один и тот же механизм - внутреннее долговое

финансирование дефицита государственного бюджета - может одновременно как

вызвать эффект вытеснения, так и частично элиминировать его. Чем менее

эластично внутреннее предложение в переходной экономике, тем значительнее,

при прочих равных условиях, может оказаться "эффект вытеснения".

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко

рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот

способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только

откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения и

коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их

размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном

рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции,

способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных

облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие

(и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое

финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм

дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных

ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со

временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного

внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных

расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного

дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает

возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и

стабилизации уровня инфляции. В целом в переходных экономиках внутреннее

долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно

умеренными издержками только в тех случаях, когда:

- сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;

- внутреннее предложение относительно эластично;

- внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено

из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как

существующая внутренняя задолженность незначительна;

- сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов

или представляется абсолютно неизбежной [4].

4. Увеличение налогообложения

Я не случайно обозначил этот способ финансирования дефицита

последним: дело в том, что современная экономическая наука сильно

сомневается в его эффективности. Действительно, на первый взгляд кажется

очевидным, что увеличение налогов - наиболее простой способ сокращения или

ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые

обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут

вызвать лишь увеличение дефицитов.

Экономисты неоклассического направления рассмотрели данные за

двадцатилетний период функционирования американской экономики и пришли к

выводу, что на самом деле существует положительная корреляция средних

ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) и

дефицита федерального бюджета (измеренного как процент от ВНП). Другими

словами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не

меньшими дефицитами. Оказалось, что увеличение налогов на 1 дол. приводит к

росту правительственных расходов на 1,58 дол., или увеличивает дефицит на

0,58 дол.

Этот парадокс объясняется тем, что если правительство получает больше

финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование всех

дополнительных налоговых поступлений, но и потратят «чуть-чуть больше».

Авторы считают, что их результаты ставят под серьезное сомнение тезис о

том, что рост налогов будет эффективным средством сокращения дефицитов. Они

утверждают, что рост налогов может ухудшить, а не облегчить проблему [5].

3 ПРОГРАММА МЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ В РФ

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.