реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере

регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или

«региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у

которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого

бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем

регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в

планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых

соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и

регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из

указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно

их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в

общем объеме средств соответствующей части этого дохода

Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что

средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики,

учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на

соответствующей территории. Благодаря этому выделение средств субъектам

федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов

формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы

Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального

образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных

средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к

предметам ведения местного самоуправления. На местные органы власти

возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства.

Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в

значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов

отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов

связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-

коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство

территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко

практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё,

социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в

муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных

расходов.

Доходы местных бюджетов

Регулирующие доходы

Собственные доходы

Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом

Неналоговые доходы соответствующего бюджета

|Отчисления от |Средства из |Дотации, |Средства, |

|федеральных и |фондов финансовой|субвенции, |полученные из |

|региональных |поддержки |субсидии из |вышестоящего |

|налогов |регионов |вышестоящих |бюджета в порядке|

| | |бюджетов |взаимных расчетов|

Рис. 4 Доходы местных бюджетов[6]

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных

бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности

его органам власти различных территориальных образований. Так, городским

органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности,

жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований

на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и

превышает 40% В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти

находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах

подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-

культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов

федерации состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных и

регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в виде схемы.

2.4 Внебюджетные фонды

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды

государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении

центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. С

1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюджетных

экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные

экономические внебюджетные фонды были упразднены.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального

дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное

обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае

безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое

назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов

утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об

утверждении государственного бюджета. Формируются государственные

внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых

юридическими и физическими лицами. Наряду с этим источниками доходов

внебюджетных фондов являются:

. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;

. средства бюджета;

. займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих

банков.

Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации,

внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь

самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ

федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной

системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы

формирования, расходования, управления внебюджетными фондами

регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов

государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об

их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Но внебюджетные

фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственных

внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации

являются:

. Пенсионный фонд Российской Федерации;

. Фонд социального страхования Российской Федерации;

. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как

самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою

деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным

обеспечением.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном

фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей,

страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть

средств поступает в результате капитализации временно свободных средств.

При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.

Средства Пенсионного фонда используются на выплаты государственных

пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для

детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также на пособия пострадавшим от аварии

на Чернобыльской АЭС.

Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно

действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения

в республиках в составе РФ, в национально-государственных и административно-

территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются

уполномоченные Фонда.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению

внебюджетный социальный фонд. Он действует в соответствии с Указом

Президента РФ от 7 августа 1992 года. Положение о ФСС утверждено

Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Основными задачами

Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в

разработке и реализации государственных программ охраны здоровья

работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

. страховых взносов граждан и юридических лиц;

. доходов от инвестирования части временно свободных средств;

. добровольных взносов граждан и юридических лиц;

. ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов,

связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от

радиации, а также на другие цели.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в

региональных отраслевых отделениях – аппараты органов ФСС. При ФСС

образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях –

координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его

председателем, который назначается Правительством РФ.

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по

закону РСФСР «О занятости населения РСФСР» (19 апреля 1991г.). Он создан

для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной

политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с

появлением в стране особой категории граждан – безработных.

Порядок образования и расходования средств определяется Положением о

Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным советом РФ 8 июня

1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируется за счет: обязательных

страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих,

ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Дополнительными источникам могут быть добровольные взносы юридических и

физических лиц и другие средства.

ГФЗН представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондов

занятости, у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи

с этим вначале страховые взносы поступают в фонды занятости городов и

районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов РФ.

Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается

соответствующими вышестоящими представительными органами власти.

Федеральная часть фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости,

формируемых субъектами Федерации.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в

соответствии с законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании

граждан РСФСР» (от 28 июня 1991г.)[7].

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются

Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как

самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды

действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном

медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном

медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ

от 24 февраля 1993 г.

Федеральный фонд медицинского страхования предназначен для:

выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного

медицинского страхования; финансирования целевых программ в рамках

обязательного медицинского страхования; осуществления контроля за

рациональным использованием финансовых средств.

Финансовых средства Федерального фонда образуются за счет: части

страховых взносов предприятий и организаций на обязательное медицинское

страхование; взносов территориальных фондов на реализацию совместных

программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального

бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского

страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от

использования временно свободных средств Фонда и иных поступлений.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования,

создается представительной властью субъектов Федерации. Он осуществляет:

финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого

страховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии; финансово-

кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского

страхования; выравнивания финансовых ресурсов городов и районов,

направляемых на проведение страхования; предоставление кредитов

страховщикам при нехватке у них финансовых средств; накопление резервов

для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского

страхования; контроль за рациональным использованием средств.

Финансовые средства территориальных фондов находятся в

государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других

фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет: части

страховых взносов предприятий и организаций и иных хозяйствующих субъектов

на обязательное медицинское страхование; доходов, получаемых от

использования временно свободных средств; финансовых средств, взыскиваемых

со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических

лиц в результате предъявления им регрессных требований; добровольных

взносов и других поступлений, не запрещенных законодательством.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов

в эти фонды осуществляет Государственная налоговая служба РФ.

2.5 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их

решения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в

рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной

власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с

формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах :

. распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным

уровням бюджетной системы РФ;

. разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы

Российской Федерации;

. равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав

муниципальных образований;

. выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности

субъектов РФ, муниципальных образований;

. равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным

бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с

бюджетами субъектов федерации.

Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных

отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле

теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не

существует. Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в

государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие

положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели

бюджетного федерализма:

. сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;

. законодательное или договорное распределение полномочий и

ответственности каждого из уровней власти за конкретные

направления и виды деятельности на соответствующей территории;

. наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов

для реализации каждым уровнем власти его полномочий и

ответственности;

. использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации

способов учета их особенностей для корректировки величины

расходов;

. закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и

неналоговых доходных источников;

. установление в классификации расходов федерального и региональных

бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений

региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам

недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно

распределяемых расходов; реализация программ поддержки развития

отдельных регионов; принятие мер по поддержке депрессивных

территорий и т.п.

Российская модель бюджетного федерализма формально строилась в

соответствии с описанным «стандартом». Она опиралась на конституционно

декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, её

субъектами и муниципальными образованьями и исходила из законодательно

установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в

стране налогов. В её рамках использовался «формульный», внешне свободный от

субъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных

трансфертов субъектам РФ[8].

Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального

бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из

федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по

мобилизации доходов в федеральный бюджет.

Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации

по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим

условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом должны

стать:

. доля приоритетных расходов (здравоохранение, образование,

социальное обеспечение и пр.) в расходах регионального бюджета;

. доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг и

общественного транспорта;

. наличие административного контроля цен;

. наличие и интенсивность ограничений доступа на региональные рынки

отечественных товаров и услуг;

. предельные бюджетные заимствования и объем налоговых освобождений

и льгот.

Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение

бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета,

их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет

региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.

Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений

является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и

целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо

восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов субъектов

Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам

межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени

использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его

собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д.

Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны

ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно

использует свои средства, «живет не по средствам».

Логическим развитием вышесказанного может стать требование

обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической

результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные

подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения

очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование

полученных средств, а именно результативность их использования для

улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение

уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.)[9].

Вывод: На каждом из уровней бюджета решаются ряд проблем. Это и

перераспределение состава и структуры средств между уровнями, так и

изменение отношений внутри каждого из уровней в отдельности. Следует

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.