реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций

Поэтому многие успешно действующие компании выбирают 5 - 10 ключевых

стратегий и формируют вокруг них политику долгосрочного развития

(планирования).

Польский экономист Веслав Груздевски приводит такие стратегии бизнеса:

Рыночные стратегии:

50. сохранение рыночной позиции;

51. развитие новых рынков;

52. рационализация имеющегося рынка (рынков);

53. лицензирование продукции, продажи или услуг.

Стратегические группы продуктов, запланированных к выпуску:

54. увеличение производства определенной серии продуктов;

55. развитие серии продуктов;

56. рационализация выпускаемых серий продуктов.

Технологические стратегии ( сосредоточение на технологиях, определяющих

развитие продуктов с целью выигрыша в конкурентной борьбе.

Операционные стратегии (исполнительские):

57. расширение производственных мощностей;

58. ограничение имеющихся производственных мощностей;

59. совершенствование существующего операционного исполнения;

60. достижение уровня качества, отвечающего рыночным потребностям;

61. совершенствование или изменение системы распространения, логистики

поставок и снабжения;

62. лучшее использование людских ресурсов, в частности творческих

способностей работников.

Ограничивающие стратегии (снижающие):

63. колебания (неуверенность) – мотивами такой стратегии могут быть:

ожидание выгодной рыночной ситуации или снижения нормы банковского

процента и др. При этом тактика поведения фирмы включает отсрочку и

ограничение масштабов инвестирования, вплоть до полного замораживания

инвестиций. Ограничения могут касаться и других критических замечаний,

например закупок сырья и материалов, накопления которых прогнозируются на

минимально допустимых для производства уровнях;

64. изменение стратегических направлений;

65. нерешительность в действиях;

66. поиск новых возможностей;

67. снижение общих затрат – тактика в этом случае состоит в выборе простых

способов: уменьшение расходов на содержание АУП, сокращение командировок,

перенос выплаты надбавок и повышенной зарплаты. Можно также сократить

площади, занимаемые, административными службами, сократить некоторые

административные функции или сэкономить на складских расходах. Все

сказанное имеет смысл в тех областях деятельности фирмы, в которых

снижение общих затрат непосредственно ведет к образованию планируемых

доходов как результату фактического снижения общих затрат;

68. снижение себестоимости.

Финансовые стратегии:

69. использование возможностей смешанного финансирования мероприятий,

направленных на развитие (партнеры, банки, акции) – целью этой стратегии

является увеличение инвестирования со стороны иностранных кредиторов.

Удачной тактикой считается направление всего полученного дохода или его

значительной части в привлекательные программы с целью нахождения новых

партнеров. Кредитная поддержка должна носить такой характер, чтобы

структура кредитов не отвлекала у предприятия наличность в самое не

подходящее для него время;

70. поиск возможностей публичного финансирования инвестиционных мероприятий

– стратегия приносит успех предприятию, располагающему высокоразвитой

технологией и производящему дефицитные товары. Она применима в тех видах

бизнеса, которые в данный момент охотно воспринимаются в обществе и

потому получают финансовую поддержку;

71. поиск компаньона – ель стратегии заключается в получении капитала в

объеме, необходимом для перерастания малого предприятия в среднее или

крупное.

Выбрав стратегии развития, предприятие определяет горизонт планирования. В

американских и английских компаниях он чаще составляет 5 лет, в японских –

3 года.

В Германии финансовое и бюджетное планирование тесно связаны. В

планировании для удобства используется пятилетний отрезок времени: 1-й год

этого периода – текущий бюджетный год, 2-й – это год, на который

формируется очередной бюджет, 3-5 года – это собственно плановый период

оптимального размера. Считается, что более короткий срок был бы

недостаточным для определения перспективы, а более длительный период таит в

себе факторы неопределенности.

В практике Германии финансовое планирование является скользящим. Финансовый

план составляется каждый год заново, период планирования при этом

сдвигается на один год вперед. Этим обеспечивается большая по сравнению с

постоянным планом актуальность, так как скользящий финансовый план

позволяет гибко реагировать на изменение общеэкономических условий.

Как можно заметить, долгосрочный стратегический план охватывает область

обновления целей, стратегии "продукт-рынок" и структуры. В идеале

долгосрочный стратегический план содержит решения относительно сфер

деятельности и выбора новых направлений. Он является скорее описательным,

чем количественным, представляет собой изложение концепции, а не просто

расчеты финансовых показателей.

2.3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Среднесрочный план рассчитан на 2 - 3 года. Он более количественный и

предпочтение в нем отдается распределению ресурсов. Сферой планирования в

нем выступает преимущественно совершенствование стратегии "продукт - рынок"

(например, стратегии конкуренции) и изменение структуры компании (фирмы).

Важнейшими составляющими такого плана являются:

. хронологическая детализация по проектам;

. разбивка по продуктам;

. наличие инвестиционных и финансовых разделов.

Кроме того, составляются планы по укрупненной номенклатуре и стратегии

конкурентной борьбы для каждой группы продукции. Элементом среднесрочных

планов выступают также функциональные планы корпорации (планы развития

производственных мощностей, планы по труду и прибыли).

Двойное (долгосрочное и среднесрочное) планирование имеет ряд преимуществ:

72. отделение стратегических планов от количественных позволяет выделить

стратегические вопросы;

73. сокращение горизонта количественного плана до 2 - 3 лет придает большую

достоверность долгосрочным проектировкам;

74. финансовое планирование на срок больше 3 лет теряет значение вследствие

возрастания неопределенности.

2.4. ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Оперативное управление финансовыми потоками фирмы сводится к управлению ее

текущими денежными потоками. Ежедневно перед фирмой возникают вопросы:

1. за счет чего и каким образом оплатить сегодня неотложные счета;

2. куда, когда и на каких условиях направить появившиеся сегодня свободные

денежные средства.

В реальной жизни любой фирмы невозможно свести управление финансами к

управлению денежными потоками в рамках отдельно взятого вида деятельности —

операционной, инвестиционной, финансовой. Даже имея ясное представление о

доходности в каждом виде деятельности, в условиях открытой экономики, есть

огромное количество факторов, учет которых не позволяет принять

прямолинейный подход к принятию финансовых решений, ориентируясь лишь на

максимальную доходность определенного вида деятельности.

К фундаментальным факторам, влияющим на принятие решений по оперативному

управлению потоком денежных средств, относятся:

наличие принятых в фирме приоритетов видов деятельности. Главным

приоритетом является операционная деятельность, а инвестиционная и

финансовая деятельность присутствует настолько, насколько это необходимо

для обеспечения финансирования операционной деятельности. Отсюда термин –

"основная деятельность" – деятельность, определяющая профиль и облик фирмы

на рынках сбыта и в конкурентной борьбе;

наличие принятых в компании стратегических целей, требующих особого режима

финансирования: а) в заранее неизвестный момент времени (например, если

сегодня необходимо профинансировать покупку технической документации на

интересующую фирму продукцию, то она может пойти на это в ущерб интересам

постоянного приоритета, т.е. финансирования основной деятельности); б) в

заранее известный момент времени, например, финансирование заранее

спланированных капитальных вложений;

неожиданные изменения взаимоотношений с поставщиками и потребителями. К

примеру, неожиданная просьба постоянного, надежного поставщика сырья о

досрочной оплате поставки в связи с обострением у него финансовой ситуации,

неожиданное банкротство важного поставщика и др.;

риски неритмичности денежного потока.

Всех факторов перечислить невозможно. Они настолько разнообразны, что

прежде чем реагировать на их воздействие, всегда приходится сначала оценить

их значимость для судьбы фирмы и лишь после этого включать в процесс

принятия финансового решения. Нельзя не учитывать и условия, в которых

осуществляется сама технология финансирования (прохождения денег через банк

и т.д.).

Движение денежных средств фирмы представляет собой непрерывный процесс. Для

каждого направления использования денежных фондов должен быть

соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой

чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал –

чистые источники. Цикл движения денежных средств для типичной промышленной

компании изображен на рисунке 2.

Рис. 2. Потоки денежных средств в рамках промышленной компании.

Для действующего предприятия реально не существует начальной и конечной

точки. Конечный продукт – это совокупность затрат сырья, основных средств и

труда, в конечном счете оплачиваемых денежными средствами. Продукция затем

продается либо за наличные, либо за кредит. Продажа в кредит влечет за

собой дебиторскую задолженность, которая в конечном счете инкассируется,

превращается в наличность. Если продажная цена продукции превышает все

расходы (включая износ активов) за некоторый период, то за этот период

будет получена прибыль, если нет – убыток. Объем денежных средств

(центральная точка рисунка) колеблется во времени в зависимости от

производственного графика, объема продаж, инкассации дебиторской

задолженности, капитальных расходов и финансирования. С другой стороны

запасы сырья, незавершенное производство, запасы готовой продукции,

дебиторская задолженность и подлежащий оплате коммерческий кредит

колеблются в зависимости от реализации, производственного графика и

политики в отношении основных дебиторов, запасов и задолженности по

коммерческому кредиту.

Цикл денежного потока представляет собой повторяющийся интервал времени, в

течение которого осуществляется вложение денежных средств в оборотные

активы (производственные запасы, в частности), продажа результата от

эксплуатации этих активов и получение выручки от реализации. Указанная

последовательность составляющих цикла, как и соответствующий каждой из них

временной интервал, представляют классическую структуру цикла.

Однако в реальном мире возможны нарушения как последовательности

составляющих цикла (например, получение выручки до оформления самого акта

продажи), так и соответствующих запланированных размеров временных

интервалов. В результате возникает необходимость либо в пополнении

денежного потока за счет привлечения дополнительного капитала, либо

использование по другим направлениям излишков сложившегося денежного

потока. Уже сама возможность появления в реальной жизни противоположных

результатов движения денежного потока вынуждает финансистов разумно

управлять циклом денежного потока.

Результаты процесса управления можно продемонстрировать сравнением двух

циклов денежных потоков одной и той же фирмы, представленных в гистограмме

на рисунке 3.

Схема первого цикла денежного потока представляет содержание классического

цикла, параметры которого рассчитаны в процессе оптимизации (нормирования)

отдельных составляющих оборотных активов:

75. норматив производственных запасов — 30 дней;

76. норматив складского запаса готовой продукции — 30 дней;

77. норматив срочной дебиторской задолженности — 40 дней;

78. норматив остатка денежных средств в размере 10-дневной выручки для

неотложных нужд, оплаты услуг банка и т.д.;

79. средняя продолжительность краткосрочной кредиторской задолженности — 30

дней — также не редкость.

Все составляющие цикла масштабированы однодневной выручкой. Это объясняется

тем, что все составляющие восстанавливаются выручкой, как связанные активы

фирмы.

|I цикл | | | | |

|Производственные |Готовая |Дебиторская |Выручк|

|запасы 30 дней |продукция 30 |задолженность 40 дней |а за |

| |дней | |10 дн.|

|Кредиторская |Требуемый оборотный капитал 80 дней |

|задолженность 30 | |

|дней | |

| | | | | |

|II цикл | | | | |

|Производ|Готовая |Дебиторская |На счете в банке деньги |

|ст |продукци|задолженность 30|отсутствуют |

|запасы |я 15 |дней | |

|15 дней |дней | | |

|Кредиторская |Требуемый | |

|задолженность 40 |оборотный | |

|дней |капитал 20 дней | |

|0 |15 |30 |60 |100 |110|

Рис. 3. Гистограмма двух циклов денежных потоков.

Таким образом, данная гистограмма имеет цикл денежного потока 110 дней

(30+30+40+10=110), а для его обслуживания необходимо привлечь

дополнительный капитал в размере 80-дневной выручки (110–30 = 80). В

результате реструктуризации цикла денежного потока через некоторое время та

же фирма получила новую модель цикла (в гистограмме второй цикл), которая

требует дополнительного капитала лишь размере 20-дневной выручки. И у

финансистов появилась более приятная задача — куда направить

высвободившиеся средства.

Представленная в результате реструктуризации новая модель цикла типична для

условий спада, характерных для современной России. Таким образом,

управление денежным потоком сводится к минимизации цикла денежного потока и

соответственно к минимизации капитала, инвестируемого в оборотные активы.

Алгоритм этого управления сводится к следующим шагам:

1. Построение схемы сложившегося цикла денежного потока.

2. Анализ каждой составляющей цикла денежного потока.

3. Выработка механизма оптимизации каждой составляющей цикла.

4. Реструктуризация цикла денежного потока.

5. Контроль и поддержание оптимальных значений каждой составляющей и всего

цикла денежного потока.

Реализация этого алгоритма требует привлечения широкого круга специалистов

фирмы, но ведущая роль должна принадлежать финансистам. В отечественной

науке и практике в этом вопросе накоплен огромный опыт, который с успехом

может быть использован.

В современных условиях механистический подход в использовании этого

алгоритма не менее опасен, как и отсутствие осмысленного управления циклом

денежного потока. Желаемого результата можно добиться при условии:

постоянного внимания к объемам продаж. Необходим жесточайший мониторинг

сбыта продукции. Если эта работа аккуратно выполняется, то на существенные

изменения объема продаж возможна своевременная реакция в форме

соответствующей коррекции схемы цикла денежного потока;

построения разумной политики коммерческого кредитования, а также выбора

эффективных форм и систем расчетов. Здесь необходима особая гибкость.

Предоплата — наихудшая форма, которую придумали финансисты. В первые годы

рыночных реформ она была в какой-то мере оправданна. Но сегодня, когда

наблюдается определенная стабилизация в банковской сфере и на финансовых

рынках, можно с успехом использовать овердрафт, аккредитив, долеучастие,

кредитную линию и т.д.;

построения разумной политики взаимоотношений с банком. Это сегодня одна из

сложнейших проблем, стоящая перед большинством отечественных фирм. Успешное

разрешение этой проблемы сводится к решению следующих задач: выбор банка,

удовлетворяющего требованиям фирмы; определение вместе с банком политики

управления денежными средствами фирмы и остатком на счете. Эта политика

включает: регулирование депозита "лотбокс", проведение согласованных

операций с ценными бумагами — покупка ценных бумаг на свободные деньги

фирмы и их продажа в нужный момент;

организации оперативного планирования и контроля денежных потоков.

Главная задача регулирования потока денежных средств — нахождение

компромисса между достаточным размером имеющихся денежных средств для

поддержания ликвидности фирмы и постоянным инвестированием избытка денежных

средств для поддержания их прибыльности. С особой остротой проблема этого

компромисса встает перед каждой фирмой в периоды спада бизнес-цикла, т.е.

снижения деловой активности. В общем случае необходимо определить:

оптимальное время для открытия кредита и выплаты обязательств по нему;

ежедневную переходящую сумму денежных средств со счета на счет, для чего

необходима информация о ежедневной денежной наличности.

Очевидно, что фирмы с устойчивым финансовым положением имеют больше

возможностей кредитоваться по выгодным ставкам даже при узких финансовых

рынках, как например в современной России. Такие фирмы могут себе позволить

держать минимальный кассовый остаток либо обходиться вовсе без него.

Размер денежной наличности, которым постоянно должна располагать фирма,

равняется:

компенсационным остаткам, которые установлены обслуживающим банком;

денежным остаткам, необходимым для удовлетворения ежедневных потребностей:

на непредвиденные случаи, для обслуживания ежедневных сделок за наличные и

др.;

остаткам наличности для выполнения обязательств при непредвиденных

обстоятельствах, т.е. для поддержания необходимой финансовой маневренности.

Однако искусство управления денежными средствами отнюдь не сводится к

расчетам оптимальных сумм денежной наличности на счетах фирмы.

Принимая во внимание второе определение "золотого правила" финансирования,

можно констатировать, что поддержание оптимальных размеров денежных средств

на счете для оплаты кредиторской задолженности при прочих равных условиях

равносильно отсрочке на соответствующую сумму оплаты этой кредиторской

задолженности. Этот вывод положен в основу различных инструментов отсрочки

платежей. Наиболее распространенными на практике способами отсрочки

денежных выплат являются:

поддержание постоянного нулевого остатка на расчетном счете;

применение вексельной формы расчетов;

задержка зарплаты служащим.

Каждая фирма использует в определенное время комбинацию этих способов либо

отдельные из них, постоянно помня о сохранении объективного по своей

природе компромисса между ликвидностью и доходностью.

Политика нулевого счета привлекательна потому, что снимает проблему

размещения свободных денежных средств в краткосрочные финансовые

инструменты, что требует дополнительных издержек. В периоды высокой

инфляции нулевой счет — самый надежный способ защиты денежных средств от

инфляции.

Фирмы, активно использующие политику нулевого счета, исповедуют агрессивную

денежную стратегию. Успешная практическая реализация такой стратегии

зависит от возможности получения на расчетный счет денежных средств именно

в те дни, когда они совершенно необходимы, — в дни выплаты зарплаты, оплаты

неотложных нужд.

Политика нулевого счета фирмами нередко применяется в отношениях со своими

дочерними и зависимыми компаниями. Это дает возможность лучше

контролировать переплаты денежных средств, оптимизировать общие остатки

наличности фирмы.

Активность применения фирмами политики нулевого счета определяется

состоянием внешней финансовой среды функционирования фирмы и заметно

возрастает в периоды общей финансовой нестабильности в стране.

Вексельная форма расчетов — одна из весьма распространенных в мире форм

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.