реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Фондовый рынок РФ: становление, проблемы развития

обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг,

определение их рыночных цен и надлежащее распространение информации о них,

поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

Фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на

рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с

иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и

деятельности по определению взаимных обязательств.

Кроме того, к российской бирже предъявляют следующие требования:

а) должна получить лицензию на деятельность в качестве фондовой биржи;

б) не может действовать в качестве инвестиционного института;

в) не вправе выпускать ценные бумаги за исключением собственных акций;

г) не допускается неравноправное членство, временное членство и сдача

брокерских мест в аренду;

д) членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники

рынка ценных бумаг, которые осуществляют деятельность, указанную в

главе 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

е) наделяется определенными регулирующими правами (требования к

инвестиционным институтам, квалификационные права допуска).

Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства. Она

организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка

ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через

посредничество членов биржи.

Фондовая биржа выступает в качестве торгового, профессионального и

технологического ядра рынка ценных бумаг, кроме того, биржа является

предприятием.

И в международной и в российской практике биржи функционируют в группе

дочерних компаний и структур, выполняющих вспомогательные функции. Создание

при бирже дочерних юридических лиц используется для следующих целей: а)

организация отдельных торговых площадок (фьючерсные рынки и т.д.), б)

создание клирингово-расчетных и депозитарных организаций, в) удаления "за

рамки" биржи коммерческих операций и услуг, не соответствующих

неприбыльному статусу фондовой биржи.

Организационная структура фондовых бирж отражает выполняемые биржами

функции, которая в обобщенном виде выглядит следующим образом:

Подразделения биржи осуществляют следующую деятельность:

o Организация рынка:

. установление правил торговли и организации деятельности рынка;

. допуск новых членов на биржу, исключение членов;

. допуск на рынок ценных бумаг (листинг);

o Текущее управление биржевым рынком:

. организация текущей работы рынка (трейдинг);

. организация и надзор за текущей работой учетно-операционных,

клиринговых и депозитарных систем;

. сбор, анализ и распространение текущей биржевой информации;

. организация и надзор за текущей работой рынков отдельных видов ценных

бумаг (фьючерсные и опционные секции и т.п);

o Надзор за состоянием рынка:

. контроль состояния и тенденций развития биржевого рынка;

. внешнее наблюдение и оценка финансово-хозяйственного положения

эмитентов, ценные бумаги которых обращаются на фондовой бирже;

. внешнее наблюдение и оценка финансово-хозяйственного положения

компаний-членов фондовой биржи;

. дисциплинарное наблюдение и административные санкции;

. арбитраж споров и разногласий между членами и биржи, а также её

членами и клиентами.

Принципом создания высших органов фондовых бирж в международной

практике является представительство всех сторон, участвующих в биржевом

рынке, для того, чтобы на верхнем уровне управления биржей работал механизм

консолидации интересов и принятия сбалансированных решений, обеспечивающих

устойчивую, без потрясений работу биржевого рынка. Что касается российского

опыта, то принцип представительства и консолидации интересов различных

сторон практически не учитывается при формировании руководящих органов

российских фондовых бирж (например, биржевой совет ММВБ состоит только из

представителей акционеров; правил, устанавливающих представительства

различных сторон в директорате биржи, не существует).

Листинг ценных бумаг и биржевые индексы

К котировке на фондовой бирже допускаются только ценные бумаги,

которые прошли листинг, т.е. удовлетворяют определенным требованиям,

предъявляемым к ценным бумагам данной биржей. На разных биржах существуют

различные критерии допуска ценных бумаг к котировке: правовой статус ценных

бумаг, степень капитализации рынка, минимальное количество акций, способы

распределения акций у акционеров и т.п. При этом могут учитываться такие

неформальные моменты, как значимость компании для национальной экономики,

её положение в отрасли, стабильность и устойчивость хозяйствования и пр.

В России с конца 1992-1993 гг. несколько фондовых бирж, претендующих

на ведущее положение на рынке ценных бумаг (например, Московская

центральная фондовая биржа и др.), объявили о введении листинга, однако,

практического значения это не имело, т.к. российские биржи страдают от

отсутствия товаров. Практическое применение листинг нашел в подсчете

биржевых индексов, разработанных различными информационными агентствами,

инвестиционными или брокерскими фирмами.

Биржевые индексы

Биржевые индексы являются ключевыми показателями для статистического

измерения, исследования и прогнозирования общего положения в фондовой

торговле и положения в отдельных отраслях.

Биржевые индексы могут исчисляться по разной методике: одни являются

простыми средними величинами (средними арифметическими) движения курсов

акций; другие же рассчитываются средневзвешенные величины, где в качестве

весов выступают чаще всего показатели базисной рыночной стоимости

обращающихся на рынке акций каждой включенной в его состав корпорации. С

точки зрения базы измерения индексы также могут быть различными: одни из

них могут представлять рынок в целом, другие - конкретную отрасль или

сектор рынка.

К наиболее значимым и популярным в мире индексам относятся:

. индексы Доу-Джонса (промышленный, транспортный, коммунальный и

составной - простые средние показатели);

. индексы "Стэндард энд пурз" ("Стэндард энд пурз-500" - взвешенный

по рыночной стоимости индекс акций 500 корпораций, "Стэндард энд

пурз-100" - взвешенный показатель акций корпораций, имеющих

зарегистрированные опционы на Чикагской бирже опционов) и др.

индексы.

Одними из наиболее известных индексов в нашей стране являются фондовые

индексы AK&M, рассчитанные акционерной компанией "AK&M", специализирующейся

на информационно-аналитическом обеспечении рынка ценных бумаг.

Существует 3 индекса AK&M для различных типов эмитентов:

1. Индекс банковских акций, рассчитанный по ценным бумагам 10

крупнейших коммерческих банков.

2. Индекс, строящийся для акций приватизированных промышленных

предприятий, включает акции 40 промышленных компаний различных отраслей.

3. Сводный индекс AK&M, в основе которого лежат котировки акций

банков, промышленных предприятий различных отраслей экономики (транспорта,

торговли, связи).

Для более детального анализа экономики существуют отраслевые индексы,

которые строятся на основе расширенного списка эмитентов для каждой

отрасли.

При расчете фондовых индексов AK&M экспертный совет формирует листинг,

который основывается на нескольких критериях с учетом влияния той или иной

ценной бумаги на ситуацию на фондовом рынке в целом. За исходную информацию

для расчетов индекса АК&M берутся котировки на покупку и продажу,

выставленные участниками рынка, по каждой конкретной акции.

За базовую дату расчетов индексов AK&M принято 1 сентября 1993 года,

значение индекса на этот день равно 1,000. Сам индекс определяется, как

соотношение суммарной рыночной капитализации всех компаний, входящих в

листинг на текущий день, к ее значению на базовую дату. Рыночная

капитализация по каждой из включенных в листинг ценных бумаг определяется

исходя из числа находящихся в обращении обыкновенных (простых акций). При

этом учитывается только размещенные выпуски этих акций. Таким образом,

вес ценных бумаг при расчете индексов (влияние изменения цены акции на

значение индекса) представляет собой долю рыночной капитализации данного

элемента в суммарной рыночной капитализации.

2.2.2. Внебиржевой рынок

Внебиржевой рынок охватывает рынок операций с ценными бумагами,

совершаемых вне фондовой биржи. Через этот рынок проходит: а) большинство

первичных размещений; б) торговля бумагами худшего качества (в сравнении с

зарегистрированными на бирже).

Вместе с тем, существуют переходные формы, так называемые

"прибиржевые" рынки, которые рызмывают четкую границу между биржевыми и

внебиржевыми рынками. Это "вторые", "третьи", "параллельные" рынки,

создаваемые фондовыми биржами и находящиеся под их регулирующим

воздействием. Как правило, подобные рынки имеют более низкие требования к

качеству ценных бумаг, включают в себя акции малых и средних компаний,

поддерживая при этом регулярность торговли, котировки и единство правил.

Возникновение этих рынков было обусловлено стремлением фондовых бирж

расширить свой рынок, а также желанием создать упорядоченный, регулируемый

рынок ценных бумаг для финансирования небольших и средних компаний,

являющихся носителями наиболее современных технологий.

Электронные рынки ценных бумаг возникли позже бирж – с появлением

современных средств связи и информатики. В настоящее время обороты на них

сравнимы с биржевыми. В России существовало несколько такого рода систем,

но сегодня реально работает только Российская торговая система.

Торговлю в ней осуществляют профессиональные брокеры и дилеры,

объединившиеся в ассоциации ПАУФОР (Профессиональная ассоциация участников

фондового рынка России) и НАУФОР (Национальная ассоциация участников

фондового рынка России). В этих торговых системах происходят торги акциями

«голубых фишек» (РТС) и акциями второго эшелона (РТС-2). Отличие от

биржевой торговли заключается, в основном, в механизме исполнения сделок:

установив в электронной системе котировки на интересующую его бумагу,

трейдер-маркет-мейкер связывается непосредственно с маркет-мейкером,

выставившим котировку, и заключает стандартизованную сделку.

Таким образом из чисто внебиржевого оборота возникают организованные

системы торговли ценными бумагами, имеющие компьютерную основу и аналоги

территориально распределенной электронной биржи. Примером также являются

внебиржевые системы Национальной ассоциации инвестиционных дилеров (США):

НАСДАК (NASDAQ) - Система автоматической котировки Национальной ассоциации

инвестиционных дилеров; НМС (NMS) - Ценные бумаги национального рынка и др.

3. Система регулирования рынка ценных бумаг

3.1 Общие задачи, методы и принципы регулирования

В виду того, что рынок ценных бумаг является важнейшим источником

финансирования реконструкции и развития экономики, на сегодняшний день он

рассматривается как область интенсивного регулирования, т.е. расширяется

сфера присутствия и степень прямого вмешательства государственных органов в

этот сектор экономики.

Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных

бумаг, включает:

. регулятивные органы (государственные органы и саморегулируемые

организации);

. регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные,

лицензионные и надзорные);

. законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные

нормы, действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из

законодательства по ценным бумагам);

. этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса,

утверждаемые саморегулируемыми организациями);

. традиции и обычаи.

Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечивающих систем

рынка ценных бумаг.

Существуют следующие модели регулятивной инфраструктуры, используемые

в международной практике.

1. По критерию "субъект регулирования" можно выделить следующие

подходы:

а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит

государству (Франция);

б) регулирование разделено между государством и

саморегулируемыми органами (добровольными объединениями

профессиональных участников рынка ценных бумаг) (Великобритания).

2. По критерию "жесткость регулирования" возможно выделить следующие

модели регулятивной инфраструктуры:

а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и

формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением (США);

б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими

предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций,

согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных

ситуаций и т.п. (Великобритания).

В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг характер

регулятивной инфраструктуры может быть банковским, небанковским или

смешанным.

Задачи регулирования рынка ценных бумаг

Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг

является главным инструментом государственной политики на рынке ценных

бумаг, основные задачи которой сформулированы в Концепции развития рынка

ценных бумаг в Российской Федерации:

. создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов

привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и

прежде всего, на приватизированные предприятия;

. финансирование дефицита государственного (прежде всего

федерального) бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг

методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных

проектов;

. создание надежных механизмов и финансовых инструментов

инвестирования средств населения;

. перестройка системы управления приватизированными предприятиями и

создание института эффективного собственника, повышение

дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации

российских компаний;

. предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть

в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем

защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь, прав

инвесторов;

. создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его

интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного

места российского рынка в системе международных рынков капиталов;

. борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение

незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане указанные цели комплиментарны и должны

реализоваться через единый комплекс мер, скоординированно осуществляемых

государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Так как в основе функционирования рынка лежит добровольное вложение

временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных

бумаг, главной практической задачей государственного регулирования, от

решения которой зависит само существование рынка, является обеспечение

доверия инвесторов к рынку.

Методы регулирования

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка

органами государственного регулирования применяются различные методы как

функционального, так и институционального регулирования:

. установление обязательных требований к деятельности эмитентов,

профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

правил совершения определенных операций и обеспечение их

выполнения;

. регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии

и контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств,

предусмотренных в них;

. лицензирование деятельности профессиональных участников рынка

ценных бумаг;

. создание системы защиты прав владельцев и контроль за их

соблюдением эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных

бумаг;

. запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих

предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без

соответствующей лицензии.

Принципы регулирования

К важнейшим принципам государственной политики на рынке ценных бумаг

относятся:

а) принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг,

основанный на том, что государство, выполняя универсальную функцию по

защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите

прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования

всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов

регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального

саморегулирования, который означает, что государство регулирует

деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно

необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций

профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в

саморегулируемые организации.

г) принцип равных возможностей, означающий:

. стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг

через отсутствие преференций для отдельных его участников;

. равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими

его регулирование;

. гласное и конкурсное распределение государственной поддержки

различных проектов на рынке;

. отсутствие преимуществ у государственных предприятий,

функционирующих на рынке, перед коммерческими;

. запрет государственным органам давать публичные оценки

профессиональным участникам рынка;

. отказ от государственного регулирования цен на услуги

профессиональных участников рынка (кроме компаний-

реестродержателей).

д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных

бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее

приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации

финансовых рынков, означающий создание цивилизованного и

конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также предполагающий разработку

взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным

участникам российского рынка ценных бумаг.

Прямое регулирование деятельности большинства участников рынка входит

в компетенцию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Совокупное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется

несколькими органами, в компетенцию которых входят разные аспекты. Этими

органами, помимо ФКЦБ, являются: Центральный банк России, Министерство

финансов России, Антимонопольный комитет, Госналогслужба России и другие

органы.

Законодательством предусмотрено обязательное согласование всех

нормативных актов по вопросам рынка ценных бумаг всех органов

государственной власти и управления, принимаемых ими в пределах своей

компетенции, с ФКЦБ России.

3.2 Функции и права ФКЦБ

Для обеспечения государственного регулирования на рынке ценных бумаг,

а также отношений, складывающихся в процессе обращения ценных бумаг,

пресечения злоупотреблений и нарушений прав акционеров Указом Президента РФ

была создана Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

В соответствии Законом "О рынке ценных бумаг" Федеральная комиссия по

рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.