реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Фондовый рынок РФ: становление, проблемы развития

проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю

за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через

определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии

ценных бумаг.

Развернутое описание функций и прав ФКЦБ России содержится в

Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" и Положении о ФКЦБ России.

К ключевым функциям ФКЦБ относятся следующие:

1. Обеспечение динамичного развития рынка ценных бумаг в соответствии

с национальными интересами России.

2. Создание и развитие системы нормативных актов по вопросам

профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, участие в

разработке законодательной базы рынка ценных бумаг.

3. Создание и обеспечение эффективного функционирования системы

регулирования рынка ценных бумаг, системы лицензирования и надзора

за деятельностью субъектов рынка.

4. Выполнение основных функций по лицензированию и надзору за

деятельностью субъектов рынка, пресечение незаконной деятельности

на рынке ценных бумаг.

Для осуществления своих многочисленных функций ФКЦБ наделена

соответствующими правами:

1) устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка

ценных бумаг нормативы достаточности собственных средств и иные показатели,

ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

2) принимать решение об отказе в выдаче, приостановлении или

аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной

деятельности с ценными бумагами;

3) проводить проверки деятельности эмитентов, профессиональных

участников рынка, саморегулируемых организаций;

4) направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных

бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные

для исполнения, а также требовать от них представления необходимых

документов;

5) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с

исками в арбитражный суд;

6) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений

Федеральной комиссии;

7) применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим

квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами.

Права регулирования даны и в отношении эмитентов, однако только в том,

что относится к эмиссии ценных бумаг: в частности право устанавливать

нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила

их применения.

На современных рынках постоянно идет создание и развитие новых видов

ценных бумаг. Для того, чтобы законодательные и нормативные документы не

отставали от потребностей рынка, ФКЦБ дано право квалифицировать новые

инструменты рынка.

Постановления Федеральной комиссии по вопросам, отнесенным к ее

компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными

федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти

субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными

участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями.

3.3. Саморегулируемые организации (СРО)

Поскольку методы функционального регулирования рынка, составляющие

основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил

совершения операций, они во многом смыкаются с правилами деловой этики и

обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников рынка

и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет

использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих

вопросов.

Основой деятельности СРО является взаимная заинтересованность

профессиональных участников рынка в том, чтобы все они выполняли некие

общие правила поведения и стандарты. При этом выработка деталей этих правил

и стандартов настолько тесно связана с повседневной практикой, что не может

быть достаточно оперативно сделана государственными органами регулирования.

Они в состоянии лишь установить общие правила работы, обеспечивающие

устойчивость системы в целом; осуществлять контроль за формальными

требованиями к участникам рынка; координировать и направлять его развитие.

Таким образом, эффективная деятельность СРО строится на следующих

предпосылках:

. участники рынка лучше всех знают, какие механизмы контроля и

правила необходимы на практике;

. они обязаны финансировать контроль своей деятельности;

. их положение позволяет им лучше всех судить о нарушениях;

. они заинтересованы в выполнении высоких этических норм их

коллегами.

Согласно Закону "О рынке ценных бумаг" саморегулируемой организацией

профессиональных участников рынка ценных именуется добровольное объединение

профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии

с настоящим Федеральным законом и функционирующее на принципах

некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками

рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности

участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики

на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных

клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами

саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения

операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на

рынке ценных бумаг.

Важно учитывать при этом, что правила и стандарты, разрабатываемые и

вводимые СРО, должны соответствовать требованиям регулирующего органа, т.е.

фактически они могут только уточнять и усиливать их.

Поскольку СРО приобретает довольно значительные права в отношении ее

членов, законом предусматривается строгий контроль за ней со стороны

регулирующих государственных органов. В частности, статус СРО приобретается

только на основании разрешения, выдаваемого ФКЦБ.

Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно

для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

4. Анализ формирования и современного состояния российского рынка ценных

бумаг

4.1. Рынок государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги – облигации, предназначенные для

привлечения на нужды государства временно свободных средств инвесторов.

Создание рынка государственных ценных бумаг решает следующие задачи:

. финансирование бюджета из неинфляционного источника (привлечение

финансовых ресурсов с рынка);

. определение реальной стоимости обслуживания государственного долга

(процентная ставка по облигациям определяется рынком);

. установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам

финансового и денежного рынков;

. предоставление участникам рынка высоконадёжных, высоколиквидных

инструментов для размещения свободных финансовых ресурсов;

. предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-

кредитной политики посредством операций на "открытом рынке";

. организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих

значительные слои инвесторов;

. внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и

депозитарного учёта.

Наиболее значительным сегментом рынка государственных долговых

обязательств являлся рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и

облигаций федерального займа (ОФЗ).

ГКО – это беспроцентные краткосрочные государственные облигации,

которые выпускались в безбумажной форме с дисконтом, то есть доход по ним

определяется как разница между ценой покупки и ценой продажи (номиналом при

погашении).

Объем первого выпуска облигаций ГКО, осуществленного в 1993 г.,

составлял 1 миллиард рублей. Номинальная стоимость одной облигации

первоначально составляла 100 тысяч рублей. Высокая ликвидность, надежность

и доходность этих бумаг обеспечили им быстро растущую популярность среди

российских и иностранных инвесторов.

Качественный скачок в развитии рынка государственных ценных бумаг

связан с выпуском облигаций федерального займа (ОФЗ). ОФЗ – среднесрочные

государственные облигации, которые выпускались в безбумажной форме с

изменяемым процентным купоном, выплачиваемым поквартально. Срок их

обращения – более 1 года. Их доля в суммарном обороте государственных

краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа к середине февраля

1996 года составила 17,8 %. В марте 1998 года официальная доходность по ГКО

и ОФЗ в среднем составила 30% годовых.

Другими государственными ценными бумагами выступали облигации

государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они появились в сентябре

1995 года с целью привлечения денежных средств широких слоев населения для

финансирования дефицита государственного бюджета. Облигации выпускались

небольшим номиналом (100 и 500 тысяч рублей), что позволяет вкладывать в

них средства инвесторам различного достатка, на срок один или два года и

имели четыре купона, выплата процентного дохода по которым осуществлялась в

конце соответствующего купонного периода. Характерной чертой рынка

облигаций государственного сберегательного займа являлось постоянное

превышение спроса над предложением.

Это объяснялось тем, что сохраняя все основные свойства

государственных ценных бумаг (надежность, ликвидность, высокая доходность),

облигации государственного сберегательного займа стали важным инструментом

аккумуляции сбережений населения, которому прежде доступ на рынки

государственных ценных бумаг был практически закрыт.

4.2. Российский рынок акций

Рынок ценных бумаг (РЦБ) в России начал свое формирование в первой

половине 1991 г. после принятия известного Постановления Совета Министров

РСФСР 601 от 25 декабря 1990 г. "Об утверждении Положения об акционерных

обществах". Для этого - первого - этапа были характерны следующие процессы:

. появление (еще в 1990 г.) первых открытых АО, выпустивших акции в

открытую продажу с первичным размещением в 1991 г. (банк "Менатеп",

Российская товарно-сырьевая биржа);

. массовое создание АО и выпуск их акций в свободную продажу;

. появление сотен бирж в 1991 г. и начало функционирования других

институтов рынка (инвестиционных компаний и др.) в 1992г.

Последовавший во второй половине 1991 г. рост количества выпускаемых

акций связан с биржевым бумом, когда в течение нескольких месяцев было

создано несколько сот бирж. Как институты нового сектора экономики -

рыночной инфраструктуры - биржи выбирали в большинстве своем и новые

организационно-правовые формы: АО. Создание бирж в форме АО сопровождалось

крупными эмиссиями акций. В то же время многие коммерческие банки,

созданные ранее, перерегистрировались в форме АО и начали размещение своих

акций. Новые коммерческие банки также организовывались, как правило, в

форме АО. К августу 1991 г. благодаря формированию в рыночном секторе

экономики (прежде всего, в рыночной инфраструктуре) значительного

количества АО была набрана критическая масса ценных бумаг, достаточная для

начала функционирования фондовых бирж.

Итогом этого этапа (к весне 1992 г.) можно считать появление всех

возможных видов ценных бумаг со всеми возможными сроками действия,

эмитированными в основном корпорациями и государством. Можно также считать,

что к концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной

нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров РСФСР 78 от

28 декабря 1991 г. "Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных

бумаг и фондовых биржах в РСФСР" на 5 последующих лет стало основным

документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).

Второй этап связан с массовой приватизацией 1992-1994 гг. Точкой

отсчета для этого этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. "Об

организационных мерах по преобразованию государственных предприятий,

добровольных объединений государственных предприятий в акционерные

общества", который оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994

гг. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала, в свою очередь,

решающей для развития инфраструктуры рынка.

Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига:

во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие

интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных

предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний,

аккумулирующих средства населения), и во-вторых, резко увеличился спрос на

инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов; формирования

устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного

характера, которые могут быть инвестированы в том числе в ценные бумаги; а

также притока на рынок ценных бумаг средств банков и других финансовых

структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и

кредитном рынках ).

Эти факторы в значительной степени определили и последующую динамику

рынка ценных бумаг. В результате столь быстрого роста рынка потребности

эмитентов и инвесторов переросли те возможности, которые предоставляет

инфраструктура рынка. Если в 1992-1993 гг. можно было говорить о том, что

развитие инфраструктуры опережало развитие рынка в целом, то в 1995-1996

гг. ситуация поменялась на обратную. Быстрое развитие рынка также ставило в

качестве одного из ключевых вопрос о создании новой нормативной базы.

Это обусловило переход к следующему этапу в развитии рынка ценных

бумаг в России, основными признаками которого являются:

. появление в 1994-1996 гг. качественно новой нормативной базы,

определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования

рынка ценных бумаг (вступление в силу ГК РФ, Законов РФ "Об

акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг");

. позитивные качественные изменения 1994-1996 гг., связанные с

развитием инфраструктуры - свыше 200 лицензированных регистраторов,

подготовка (хотя и конфликтная) к созданию центрального

депозитария, постепенное развитие кастодиальных услуг, создание и

развитие Российской торговой системы, формирование системы

саморегулируемых организаций участников рынка);

. общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии

ликвидности и капитализации рынка.

Важнейшим качественным отличием этого этапа развития РЦБ являлось

также растущее международное признание российского рынка, доступ российских

эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее

важных событий в этой области следует отметить получение одновременно

кредитного рейтинга Moody's, StandardPoor's и IBCA, успешные выпуски

"еврооблигаций", публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR

рядом компаний, включение АО "Вымпелком" в листинг Нью-Йоркской фондовой

биржи, признание американской SEC некоторых российских банков "надежным

иностранным депозитарием" и др.

Относительная стабилизация курса рубля и замедление темпов инфляции,

снижение доходности государственных ценных бумаг в 1995-1997 гг. в целом

повысили доверие инвесторов к перспективам экономического развития России и

отдельных компаний.

Следует также заметить, что сохраняется взаимосвязь между состоянием

рынка и политической ситуацией в стране. Отмечены даже ситуации, когда курс

акций конкретной компании возрастал при одновременном поступлении

благоприятных политических новостей и негативных данных о финансовом

состоянии компании (рост курсовой стоимости акций "ГАЗ" после назначения

Б.Немцова в правительство). Вместе с тем, есть и противоположная точка

зрения, согласно которой российский рынок корпоративных ценных бумаг в 1997

г. стал индифферентен к политическим событиям (за исключением тех, которые

могут принципиально повлиять на смену экономической политики).

Специфической проблемой является влияние формирующейся структуры

владения акциями (по итогам массовой приватизации) на развитие российского

фондового рынка. Очевидным движущим мотивом трансформации этой структуры

является продолжающаяся на многих российских предприятиях борьба за

контроль в АО. В целом указанные процессы в большей степени негативно

влияют на развитие фондового рынка, обостряя имеющиеся многочисленные

проблемы:

. двойственным образом влияют на ликвидность рынка акций конкретных

предприятий (с одной стороны, ликвидность, хотя и "односторонняя",

возрастает по мере активизации борьбы за контроль, но, с другой

стороны, ликвидность рынка акций может резко снизиться, т.к. во

многих случаях с завершением борьбы за контроль интерес к еще

обращающимся акциям и, соответственно, рынок исчезают);

. тормозят развитие инфраструктуры рынка (например, нежелание

передавать реестры реально независимым регистраторам, неприятие

института номинальных держателей и др.);

. провоцируют массовые нарушения прав акционеров, особенно мелких и

внешних, что обостряет и актуализирует общую проблему защиты прав

акционеров и в законодательном плане, и в плане оперативного

вмешательства уполномоченных органов государственной власти;

. консервируют недостаточную прозрачность рынка (по эмитентам и по

сделкам) в силу незаинтересованности менеджеров раскрывать

информацию об АО;

. соответственно препятствуют (наравне с другими факторами) переходу

на международные нормы бухгалтерского учета;

. ведут к абсолютному доминированию внебиржевого рынка акций, так как

брокерам и их клиентам не выгодно раскрывать цены и прочую

информацию;

. обусловливают отсутствие серьезного интереса к новым эмиссиям

акций.

Российский рынок по-прежнему остается рынком крупных институциональных

инвесторов, оперирующих значительными средствами и крупными пакетами акций.

Хотя ограничения для мелких инвесторов препятствуют ликвидности, рынок

крупных профессионалов более стабилен.

Основная доля рыночного оборота приходится на скупку стратегическими

инвесторами контрольных пакетов акций приватизированных предприятий. Вместе

с тем, для 1996-1997 гг. становится характерным рост интереса портфельных

инвесторов к российским акциям. Хотя концентрация интереса на наиболее

ликвидных blue chips сохраняется, существует явная тенденция к

распространению интересов профессиональных участников рынка на акции

компаний "второго эшелона".

В целом можно отметить следующую тенденцию: если ранее инвестиции

осуществлялись "в Россию", то в 1996-1997 гг. больше внимания уделяется

конкретным перспективам конкретных компаний. Это означает, во-первых, что

имеется значительная база для дальнейшего расширения ликвидности

российского рынка. Во-вторых, именно конкретная информация о деятельности

корпораций (прибыль, совместные проекты, выпуск ADR и др.) становится

существенной для развития рынка ее акций.

Несмотря на сохраняющиеся инвестиционные риски, в 1996 - сентябре 1997

гг. российский рынок акций развивался быстрыми темпами. Прирост российского

фондового индекса (индекс IFC) в 1996 г. составил 153%, что значительно

выше, чем у ближайших (по динамике роста) конкурентов: Венесуэла - 114%,

Венгрия - 97%. Таким образом, российский рынок корпоративных ценных бумаг в

1996 г. показал максимальный темп роста из всех мировых развивающихся

рынков. По итогам 1996 г. вложения, например, в акции компании Лукойл

обеспечили инвесторам 163% годовых в валюте, Мосэнерго - 367%,

Сургутнефтегаз - 440%.

До известных кризисных событий августа 1998 г. рыночная капитализация

российского рынка составляла порядка 12% от ВВП, что значительно ниже чем в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.