реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственный кредит как экономическая категория

Государственный кредит как экономическая категория

1.Государственный кредит как экономическая

категория.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может

привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы

хозяйственных структур и средства населения.

Главным способом их получения является государственный кредит. Он

выражает отношения между государством и многочисленными физическими и

юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда,

наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных

операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а

население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее

государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается

не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней

финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности

и платности предоставленных взаймы средств.

Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов

государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы.

Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником

погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают

средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного

кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации

дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета.

Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда

государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы

хозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступления

обычных доходов.

Тем не менее в любом случае - и при бюджетном дефиците, и при

сбалансированном бюджете - заемные средства не могут считаться доходами

государства и отражаться в доходной части бюджета. Средства фонда

государственного кредита должны направляться на покрытие дефицита или

дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на

размер обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого может

привести к серьезным негативным последствиям. Дело в том, что устранение

границы между текущими бюджетными доходами и заемными средствами уменьшает

бдительность правительства, искажает представление о его реальных

финансовых возможностях. При этом может происходить финансирование

общественных потребностей при уверенности в полном финансовом благополучии,

хотя фактически развитие идет на дефицитной основе и за счет будущих

поколений. Неизбежным результатом такой практики будет расстройство

финансовой и денежно-кредитной системы.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения

стоимости валового общественного продукта и части национального богатства.

В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных

фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими

являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и

организаций.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет

свободных денежных средств - это одна сторона госкредитных отношений.

Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и

платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата

доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом

круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственных

ценных бумаг.

Целесообразность использования государственного кредита для

формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия

бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными

последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по

сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования

доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения

спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без

увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из

особенностей формирования и времени использования доходов получаемых

физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются

временно свободные денежные средства : прежде всего в связи с неравномерным

получением доходов, выплатой гонораров, премий, отпускных, получение

наследства и т.п.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении средств предприятий и

организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации

продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью

производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные

финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду

неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство

и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды

предприятий. С ростом эффективности общественного производства

увеличиваются и возможности привлечения средств предприятий и организаций в

сферу государственного кредита.

Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с

банковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой

банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств

предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения

эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать

и частные лица. При государственном кредите происходит формирование

дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому

государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Это

обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и

беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию

правительственных расходов.

Государственный кредит может быть внешним и внутренним. Основная доля

государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому

преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но

широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-

техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам -

всё это обуславливает интенсивное развитие международного государственного

кредита. В систему госкредитных отношений включается так же условный

государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по

кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти,

государственным объединениям и т.п.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию

государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю

сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая

начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов

кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению

обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения

дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования

бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю,

так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга -

внутреннего и внешнего.

Государственный долг является характеристикой результативности всех

совершённых госкредитных операций . Его абсолютная величина, динамика и

темпы изменения отражают состояние экономики и финансов страны,

эффективность функционирования государственных структур. На состояние

государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере

государственного кредита : получение новых займов и условия их

предоставления, с одной стороны, и размеры погашений и выплачиваемых

процентов, с другой.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в

том, что он является средством мобилизации в руках государства

дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного

бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на

покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном

бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства

прямо используются для финансирования экономических и социальных программ.

Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения

финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором

ускорения социально-экономического развития страны.

Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов

у держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигается

посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и

вкладам в сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к

трудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства,

трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения

крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать

на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во

время погашений облигаций займов.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует

забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются

антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения

государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных

поступлений в бюджет, а они могут быть получены ( если не считать новых

займов ) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых

обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от

производительного использования, сокращает возможности наращивания

производственного и интеллектуального потенциала общества.

Следует иметь в виду, что положение об антиципации бюджетных доходов

имеет ограниченное действие. При благополучном финансовом положении

государство с помощью кредитных отношений мобилизует средства для

производительного их использования или решения определенных социальных

задач. В случае вложения средств в конкретные производственные объекты

каждый заемный рубль будет существовать в виде реальных производственных

фондов и способствовать созданию средств для погашения образовавшегося

государственного долга, не отвлекая для этой налоговые платежи населения и

предприятий.

2.Государственный кредит в систем кредитных

отношений.

В системе кредитных отношений государственный кредит выступает в

следующих формах :

1. государственные займы ;

2. обращение части вкладов населения в государственные займы ;

3. заимствование средств общегосударственного ссудного фонда ;

4. казначейские ссуды ;

5. гарантированные займы .

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные

денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на

финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных

ценных бумаг : облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация

представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое

обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока

получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство

обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или

выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными

средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость ( номинальную цену

) облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму,

предоставленную держателем облигации государству во временное пользование.

Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и

на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их

держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента.

Это обусловленно тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая

отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется

курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности,

относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного

процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка

государственными ценными бумаги, привлекательность условий выпуска частных

ценных бумаг, состояние хозяйственной коньюнктуры, степень доверия

населения правительству.

Свободная котировка облигаций государственных займов на фондовой бирже

является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене

процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который

невозможен без высокой степени ликвидности доходных бумаг, способствует

преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в

настороженном отношении займодателей к государственным кредитным операциям;

он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка и

нарушения государством своих обязательств; принудительным распределением

займов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг государства,

замораживанием государственного долга и т.п.

Устранению известного недоверия займодателей к кредитным операциям

государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам.

Если государство ориентируется только на длительные кредитные операции, то

это затрудняет вовлечение в покупку облигаций свободных денежных средств

краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подумать

потенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных

сбережений.

Другим видом государственных займов являются казначейские

обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой

выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций

направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства

от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение

бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей

или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход

выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно

обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства

имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди

населения.

Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким

признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

а) центральным правительством;

б) республиканскими правительствами;

в) местными органами власти.

Широкое распостранение получила практика выпуска государственных

займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных

органов власти является как правило, незначительной.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на

реализуемые только среди населения ( например, Государственный внутренний

выигрышный заем 1982 года ), среди юридических лиц ( государственный

внутренний 5%-ный заем 1990 года ) и универсальные, т.е. предназначенные

для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов выделяют:

а) процентные займы;

б) выигрышные займы;

в) процентно-выигрышные займы;

г) беспроигрышные займы;

д) беспроцентные (целевые ) займы.

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый

доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем

начисления процентов к номиналу ценных бумаг ( без ежегодных выплат ).

Примером процентных долговых обязательств являются казначейские

обязательства государства и облигации 5%-ного займа 1990 года. По

выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей

в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а

только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Примером выигрышного

займа является Государственный заем 1982 года. Условиями выпуска процентно-

выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а

другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов

гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую

облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в

нашей стране не выпускаются. Беспроцентные ( целевые ) займы не

предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют

получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не

удовлетворяется. Примером беспроцентной государственной кредитной операции

является государственный целевой заем 1990 года. Местные органы власти

могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ

по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых

заинтересовано население административно-территориальной единицы.

По срокам погашения займы делятся на:

а) краткосрочные займы - срок погашения до 1 года;

б) среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет;

в) долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет.

По методу размещения займы подразделяют на:

а) добровольные займы;

б) займы размещенные по подписке;

в) принудительные займы.

Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации.

Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими

учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу

постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за

уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по

подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их

реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая

делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного

режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные

займы.

Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными.

Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а

также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В

настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном

уровне.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма

государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой

сберегательных учреждений ( банков, касс и т.п. ) и является важным каналом

формирования финансовых ресурсов государства - обращение части вкладов

населения в государственные займы. В отличие от первой формы

государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают

ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств,

сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных

денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице

сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за

счет заемных средств без ведома их реального владельца ( населения )

позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного

кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных

бумаг ( например, казначейских сберегательных сертификатов ) или рыночных

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.