реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственный кредит как экономическая категория

ценных бумаг ( облигаций, казначейских обязательств ), а также оформление

безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу,

бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем

непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге

государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не

оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и

обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что

процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть

ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного

дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения

получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это

достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма

государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные

учреждения непосредственно ( не опосредуя эти операции покупкой

государственных ценных бумаг ) передают часть кредитных ресурсов на

покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита

функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию

инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за

эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов.

Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной

системой лежит на пути признания невозможности прямого позаимствования

ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.

Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи

предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за

счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В

настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однако

при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой

разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не

может нести ответственность за финансовые результаты деятельности

предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при

необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь

хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но

на условиях возвратности, срочности, платности.

Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского

кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур

органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на

других условиях, по другим причинам и в иных целях. Казначейские ссуды

выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в

случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций в

виду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются

средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических

структур.

Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное

бюджетное финансирование в отношении государственных хозрасчетных

предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но

как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам,

оказавшимся в затруднительном положении ввиду особенностей реализации

производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной

конъюнктуры, кризисных явлений в экономике и т. п.

По гарантированным займам правительство реально несет финансовую

ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей

стране созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с

предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным

структурам права проводить операции по заключению займов.

3.Международный государственный кредит.

Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным

образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во

второй половине нашего столетия положение стало все более менятся, и к

настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный

механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли

товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование

платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.

Традиционно международный кредит представлял собой предоставление

валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной

страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на

условиях возвратности, срочности и платности. Кредиторами и заемщиками были

представители двух разных стран. Источником финансирования товарного

кредита и перевода валютных ресурсов в этом случае всегда являлся

национальный рынок капиталов. В современных же условиях помимо национальных

рынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственно

международный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой либо

национальной принадлежности.

Международные кредиты, если они предназначены для производительных

целей: приобретение за границей нового оборудования или важного вида сырья

для непосредственного осуществления инвестиций в производство, в конечном

итоге увеличивают масштабы производства валового внутреннего продукта в

стране-заемщике и, следовательно, сами создают эквивалент той суммы

средств, которая должна пойти на возмещение полученной за рубежом ссуды и

уплаты процентов по ней. Если же международные кредиты предназначены для

других, не производительных целей: приобретение продовольствия за границей,

промышленных товаров потребительского характера, содержание

государственного аппарата, преодоление дефицита государственного бюджета

или платежного баланса, то это ведет к тому, что возврат основной суммы

долга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет созданного с

использованием их эквивалента и в конечном итоге сказывается на сокращении

валового внутреннего продукта страны.

Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый

кредит. Последний представляет собой важный фактор повышения

конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня

подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается как

правило в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма

комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно

влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита,

чем ниже его стоимость ( проценты плюс комиссионные ), чем больше льгот

предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше

конкурентоспособность товара на мировом рынке.

Старейшая форма внешнеторгового кредита - фирменные кредиты.

Преимущественно это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны

импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней

торговле. Фирменный кредит, сроки которого, как правило, колеблются в

пределах от 1 до 7 лет, имеет ряд разновидностей: покупательский аванс,

кредит по открытому счету. Фирменный кредит чаще всего реализуется

посредством открытого счета.

Кредит по открытому счету осуществляется через банки импортера и

экспортера. Между экспортером и импортером заключается долговое соглашение,

по которому первый записывает на счет последнего в качестве его долга общую

стоимость отгруженных товаров с учетом начисляемых процентов, а импортер, в

свою очередь, обязуется в установленный срок погасить сумму кредита и

выплатить проценты. При фирменном кредите импортер часто вносит так

называемый покупательский аванс в размере, чаще всего, 10-20% стоимости

поставки в кредит, что представляет своего рода обязательства принять

поставляемые в кредит товары.

Вплоть до начала 60-х годов нашего века фирменные кредиты были

преобладающей формой внешнеторгового кредита и по своему стоимостному

объему более чем в два раза превышали банковский экспортный кредит. Однако

быстрый рост международной торговли, необходимость импорта взаимосвязанной

продукции сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредита

продемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки. Среди

них, с точки зрения импортера, наиболее существенными являются:

ограниченные сроки кредита, сравнительно небольшие объемы кредитования,

жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика. Поэтому с

ростом масштабов и диверсификацией международной торговли доля фирменных

кредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, все

более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию.

Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера

определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого

маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные

сроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая

стоимость кредита.

Первоначально банки вышли в сферу внешней торговли как кредиторы фирм

экспортеров. Поэтому такие внешнеторговые кредиты именуются кредитами

поставщику.

Со временем национальные банки страны фирмы экспортера стали

осуществлять более гибкую политику внешнеторгового кредитования: они стали

предоставлять кредиты непосредственно импортеру. За счет полученных от

банка средств импортер оплачивает поставки экспортера. Такой метод

банковского внешнеторгового кредитования получил наименование кредиты

покупателю. Они для импортера более выгодны. Появляется возможность выбора

фирмы поставщика, однако пока что только в данной стране. Сроки кредита

удлиняются, а его стоимость несколько снижается. При этом фирмы поставщики,

устраненные от непосредственного участия в кредитования экспорта, не могут

завысить цены кредита, что весьма типично при фирменном кредите и даже при

кредите поставщику.

Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам

из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют

ссудополучателю ( частному или государственному ) использовать их в гораздо

широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять

за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество

и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты

предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой

валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения

счетов в свободно конвертируемой валюте. Если заемщиком выступает

иностранное государство, то помимо указанных выше целей валютные кредиты

используются при осуществлении валютной интервенции в целях регулировании

валютного курса.

Международный кредит прежде всего предполагает определение суммы

кредита, его сроков и условий погашения, издержек заемщика по кредиту, а

также методов страхования кредитного риска.

Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита:

валюта займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщик

заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степенью

устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в долларах,

немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других свободно

конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не обязательно в

той же валюте, в которой был выдан кредит. Например, Россия получает

кредиты в разных валютах, но валютой платежа, как правило, остается доллар.

Сумма кредита определяется либо в коммерческом контракте, либо в

эмиссионном проспекте при выпуске международных облигаций. Срок

международного кредита зависит от целого ряда факторов, к которым

относятся: цели и масштабы кредита; аналогичная практика в предоставлении

предыдущих кредитов на эти же цели; традиции; национальное

законодательство; межгосударственные соглашения.

В современных условиях обострения конкуренции в международной торговле

каждое государство стремится создать условия для повышения

конкурентоспособности отечественных экспортеров. В этих целях государство

во многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по

рефенансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в

экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В одних

странах созданы специальные государственные и полугосударственные (

смешанные с участием частного капитала ) банковские институты

внешнеторгового кредитования, в других - банковские консорциумы, перед

которыми становится задача создания благоприятных условий рефенансирования

внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке.

Типичным примером национального государственного института по

стимулированию экспорта является Экспортно-импортный банк США ( Эксимбанк

), который был основан еще в 1934 году в целях предоставления прямых

кредитов иностранным покупателям американских товаров. Ныне он

предоставляет преимущественно гарантии американским промышленным и

банковским компаниям против коммерческого и политического риска.

Подобные институты функционируют и в ряде других стран, в частности, в

Японии и во Франции. Учрежденный в 1951 году Экспортно-импортный банк

Японии в отличии от соответствующего в США имеет более широкие возможности

кредитования: он кредитует и экспортные, и импортные, а также операции по

иностранным капиталовловложениям японских компаний. Причем он кредитует

преимущественно не иностранных импортеров, а японских экспортеров.

Во Франции государственный кредитный механизм для поддержания экспорта

начал функционировать еще в 1946 году. В некоторых странах - Бельгии,

Голландии, ФРГ, Швеции - государство участвует в кредитовании экспортных

операций через внешнеторговые банки, созданные с консорциумами коммерческих

банков.

Помимо участия в кредитовании экспортеров государство в странах с

рыночной экономикой проводит активную политику по страхованию

внешнеторговых кредитов от изменений курсов валют, политической

неустойчивости, которые существенно увеличивают риск осуществления

международного кредита. В этих целях в Великобритании, во Франции, в ФРГ, в

США и в других странах сложилась целая система страхования и

гарантированния экспортных операций.

Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные

и региональные финансово-кредитные институты: Международный банк

реконструкции и развития ( Мировой банк ), Межамериканский банк развития,

Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Среди

них главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международной

финансовой корпорацией ( МФК ) и Международной ассоциацией развития ( МАР

). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов

формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных.

Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные

операции банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всего

развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так

называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что

кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее

развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-

экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. При

этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и кредиты B.

Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты B

предоставляются банком как участником международного банковского

консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками.

Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах

10-25%.

Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль.

МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных

инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих

международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а

так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК

предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же

время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный

капитал из других источников.

Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только

для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты,

значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком

формируются за счет взносов стран-доноров.

Россия в современных условиях выступает, как впрочем и любое

современное государство, одновременно и международным кредитором, и

международным должником. Это является результатом многолетнего длительного

процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с

рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но

особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто

коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военнополитический.

В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с

рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к

развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает

чистым кредитором.

Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги стран

должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной

экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом

узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России

по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их

трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще

никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга

и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны

были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было

выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР.

Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях

обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг

всех стран СНГ иностранным кредиторам ( исключая Украину ) в 1993 году

составил около 70 миллиардов долларов ( внешний долг СССР в 1987 году

составил 40 миллиардов долларов ). Выплатить этот государственный долг в

сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка

России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени

сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия может

ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в

год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней

задолженности. В 1993 году Парижский клуб (объединяет всех государственных

кредиторов на международном уровне) и Лондонский клуб (объединяют частных

кредиторов, преимущественно транснациональные банки ) отсрочили на

несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его

придется. На ближайшую перспективу погашение предыдущей задолженности будет

происходить за счет ее рефенансирования. Это означает, что ту сумму

задолженности, которая должна быть погашена в данному году, придется брать

равный ей новый кредит и за его счет платить по старым долгам. В итоге в

силу подобного метода погашения задолженности внешний государственный долг

России останется скорее всего на уровне 1993 года. В то же время ряд

российских коммерческих банков в обход государственного законодательства

разместили на счетах иностранных банков около 20 миллиардов долларов к

концу 1993 года и так называемое бегство капиталов из России не

прекращается и вряд ли прекратится до тех пор, пока не будет преодолен

кризис кредитно-денежной системы страны, подавлена инфляция и банковские

процентные ставки из негативных не превратятся в позитивные.

Опыт других стран, переживавших менее чем десятилетие назад подобное

же состояние своих внешних финансов ( например, Мексика и др. )

свидетельствует, что без решения проблемы упорядочения кредитно-денежной

системы страны погашения внешнего государственного долга даже растянутое на

многие годы становится весьма проблематичным.

Литература.

1.Вавилов Ю.А.,Государственный кредит: прошлое и настоящее.- М.:

Финансы и статистика,1992 - 96 с.

2.Кредиты. Инвестиции. - М.: “Приор”, 1995 - 144 с.

3.Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под

ред. В.М.Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993 - 400с.

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.