![]() |
|
|
Методы воздействия в информационно-воспитательной работеМетоды воздействия в информационно-воспитательной работеСОДЕРЖАНИЕ 1 Введение………………………………………………………………………3 2 Назначение, основные задачи и структура информационно-воспитательной работы……………………………………..5 3 Методы воздействия в практикеинформационно-воспитательной работы………………………………………..154 Заключение……………………………………………………………...……30 5 Список использованной литературы………………………………………..31 ВВЕДЕНИЕ В решении актуальных задач военно-социального управления и воспитания личного состава частей и соединений наряду с процессами сбора, обработки и передачи информации особая роль в системе информационного обеспечения принадлежит информационному влиянию на психику и поведение военнослужащих. Научно доказанным является положение о том, что поведение военнослужащих в любой обстановке обусловлено взаимодействием информационных связей между их духовным миром и внешней средой. Информационные процессы лежат в основе важнейших функций психики воинов – восприятия окружающей действительности, мышления, памяти, работы аппаратов эмоций и чувств. С психической переработкой информации связан механизм оценки и предвидения (прогноза), которым обладает каждый человек. Причем это происходит на уровне сознания (анализ, синтез), подсознания (стереотипы, навыки) и сверхсознания (интуиция, предчувствие). Другими словами, содержание и направленность информационных процессов, соответствующих системе доминирующих потребностей личности, выступают своего рода регуляторами ее поведения. Существует множество различных методов в той или иной сфере деятельности. Некоторая совокупность методов, применяемая в определенной последовательности и предназначенная для реализации целей исследования или выполнения какой-либо другой работы представляет собой методику. В ней различаются организационные процедуры и технические приемы, направленные на эффективную реализацию того или иного метода. В практике информационно-аналитической работы, например, выделяют группы методов сбора и обработки, анализа и оценки социальной информации. А в процессе воспитания личного состава широко применяются различные методы и методики проведения информационно-воспитательной работы и другого рода информационных мероприятий. Для достижения же целей информационно-воспитательной работы целесообразно использовать некоторые методы других наук. В частности психологические методы воздействия. Таким образом на основании вышесказанного целью данной работы ставиться: Раскрыть понятие иформационно-воспитательной работы и конкретные методы психологического воздействия, в ее процессе. Достижение цели видится в решении следующих задач: - осветить понятие информационно-воспитательной работы, назначение задачи и структуру; - раскрыть формы информационно-воспитательной работы; - рассмотреть методы психологического воздействия в практике информационно-воспитательной работы.
НАЗНАЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Информационно-воспитательная работа – это важнейшее направление воспитательной работы, особый вид деятельности командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по формированию у личного состава Вооруженных сил Российской Федерации высокого морального духа, военно-профессиональных навыков и умений развития морально-психологических и боевых качеств посредством информации. Информационно-воспитательная работа является одной из форм проявления единства обучения и воспитания личного состава. В ней органично сочетаются цели, задачи, а также взаимосвязанные формы и методы процессов обучения и воспитания военнослужащих. Основными целями информационной работы в Вооруженных силах являются: · Формирование граждан-патриотов, готовых к защите Отечества; · Развитие духовного облика военнослужащих, выработка убеждений системы воспитательной работы. Информационно-воспитательная работа в мирное время призвана решать следующие задачи: · формирование у личного состава научного мировоззрения, системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга; · вооружение всех категорий личного состава знаниями и пониманием сущности, содержания, характера, типов и причин современных войн, особенностей и способов ведения современных боевых действий, применения новейших вооружений и боевой техники; · изучение с личным составом военно-политической обстановки в мире, и сопредельных регионах, внутриполитической обстановки в стране, а также оперативное разъяснение и проведение в войсках государственной политики в области обеспечения безопасности и вооруженной защиты страны па основе Конституции, действующих законов и общевоинских уставов; ·
воспитание патриотизма, чувства долга и личной
ответственности за · воспитание воинов на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, войсковое товарищество; · воспитание уважения к законам, требованиям уставов и командиров в духе высокой исполнительности и дисциплинированности. В военное время задачи информационно-воспитательной работы приобретают более конкретный характер, в них усиливается политическая составляющая, возрастает роль мобилизации на самоотверженное профессиональное выполнение боевых задач. Система информационно-воспитательной работы постоянно развивается и совершенствуется. Основными формами, активно используемыми командованием в деятельности по воспитанию личного состава частей (кораблей), являются: · общественно-государственная подготовка; · информации с личным составом; · единые дни информирования; ·
другие коллективные формы информационно-воспитательной
работы: · доведение информации через средства массовой информации и наглядной агитации. Организация информационно-воспитательной работы. Основными документами, определяющими организацию и проведение информирования в Вооруженных Силах, являются Устав внутренней службы ВС РФ, приказы Министра обороны РФ 1993 г. №250 "Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации", 1995 г. №235 "О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации", Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, Концепция военно-патриотического воспитания молодежи, указания и методические рекомендации начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сия РФ. Информационно-воспитательная работа с военнослужащими всех категорий, гражданским персоналом, членами семей военнослужащих ВС РФ вбирает в себя все направления воспитания личного состава: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, эстетическое, физическое и другие и осуществляется постоянно в ходе плановых занятий в системе общественно-государственной, командирской, методической и других видов подготовки, боевого дежурства, выполнения боевых (учебно-боевых) задач, несения караульной и внутренней служб, повседневной деятельности частей (кораблей). В настоящее время информационная система воинской части (корабля,) состоит из нескольких уровней: 1-ый уровень - средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы); 2-ой уровень - специальные службы (пресс-центры, органы воспитательной работы, психологической борьбы и др.); 3-ий уровень - командование, офицеры воспитательных структур части (корабля), соединения; 4-ый уровень - несистемные (случайные) источники (офицеры органов военного управления, руководители территориальных органов управления, общественных организаций и движений и др.). Главное содержание 1 уровня составляют значимые события в мире, стране, республике, городе. Порядок подачи информации соответствует общепринятому порядку. Особенность восприятия информации этого уровня в том, что часть ее усваивается субъектом самостоятельно, часть сообщается командирами, офицерами органов воспитательной работы, часть отражается в стенной печати, часть передается на межличностном уровне. Как показывают наблюдения, около 60 % усвоенной информации, поступающей по коммуникациям первого уровня, получаются субъектом самостоятельно, 20 % доводятся командирами и офицерами органов воспитательной работы. Второй уровень представлен в виде специальных обобщенных сообщений, выводов по итогам обработки информации первого уровня, специальных военных, общественно-политических печатных и устных материалов (пресс-релизы, контент-анализы ...). Их содержание несет на себе информационно-познавательную или агитационно-призывную нагрузку в военном, общественно-политическом спектре. Особенность восприятия информации этого уровня в том, что она усваивается субъектом самостоятельно не более 15 %, остальная же сообщается командирами и офицерами органов воспитательной работы. Информация третьего уровня существует более чем на 90 % в виде устных сообщений от субъекта к объекту управления. В содержательном плане она носит разъяснительно-агитационный характер. Особенность данного уровня состоит в том, что практически вся информация сообщается субъектом управления. Именно на данном уровне самая активная связь между субъектом и объектом управления. На четвертом уровне познавательные устные сообщения, как правило, управляющего эффекта не имеют, а если имеют, то очень кратковременный. Особенность этой информации состоит в том, что она носит нерегулярный и несистемный характер. В информационно-воспитательной работе различают 2 способа получения информации: · первичный; · вторичный. На первичном (фактологическом) уровне военнослужащий получает информацию из общедоступных источников радио, телевидения и початых изданий. Ее внутренний управляющий элемент одинаков для всех людей, и реакция на него военнослужащих, объединенных едиными целями и задачами, практически одинакова. Носителями вторичной информации, содержащей анализ, синтез, обобщения, могут быть элементы (специалисты) различных сфер общей системы информирования: Первая сфера - общегосударственная (руководители, пресс-центры). Вторая сфера - общенаучная (научные работники). Третья сфера - информационно-популярная (обозреватели, комментаторы, корреспонденты). Четвертая сфера - контактная (лекторы, руководители воинских коллективов, офицеры органов воспитательной работы). Пятая сфера - внутренняя - оценочно-психологическая. Все пять сфер каждая по-своему влияют на военнослужащих. Причем первые три не поддаются регуляции со стороны командования и органов военного управления, а могут лишь быть учтены в ходе формирования четвертой сферы. Следовательно, основной управляющий элемент формируется в четвертой информационной сфере. Пятая сфера - внутриколлективная, после получения информации приобретает оценочно-психологическое состояние, которое впоследствии превращается в коллективную поведенческую реакцию личностей и способствует выработке усредненного стереотипа поведения. Нельзя не учитывать, что пятая сфера точно также влияет на любую информацию в виде слухов, вымыслов и т.д. Организация и проведение информационно-воспитательной работы с военнослужащими и гражданским персоналом основывается на следующих принципах: · подчиненность информационно-воспитательной работы интересам поддержания боевой готовности войск, безусловного выполнения поставленных перед соединениями и частями боевых, учебных задач; · направленность информационно-воспитательной работы на устойчивое морально-психологическое состояние военнослужащих; · приоритетность в содержании информационно-воспитательной работы государственной политики, в первую очередь в области обороны и безопасности; ·
учет в организации, содержании и методике
информационно- · оперативность и достоверность информации. Ответственность за состояние информационно-воспитательной работы в полку (на корабле) несет заместитель командира по воспитательной работе части и офицер по общественно-государственной подготовке п информированию. Методы информационно-воспитательной работы.
Главной особенностью методов информационно-воспитательной работы является то, что они оказывают воспитательное воздействие в основном посредством словесной информации. В этой связи необходимо отметить некоторые факторы, помогающие правильно понять и оценить информационно-воспитательную работу в части (на корабле). Во-первых, методы информационно-воспитательной работы необходимо рассматривать прежде всего, как разновидность методов социально-коммуникативной деятельности органов военного управления и воспитательной работы в войсках. Во-вторых, поскольку методы информационно-воспитательной работы основаны на использовании социальной информации преимущественно в речевой форме и, следовательно, сводятся к технологиям словесного воздействия на сознание и поведение военнослужащих, то в их реализации важно учитывать особенности речи различных категорий военнослужащих. В-третьих, в речевом воздействии как особом способе и форме передачи социальной информации выделяют содержательную и формальную сторону. | |||||||||||||||||||
характеристики |
Речевое воздействие |
|||||||||||||||||||
|
Содержательная сторона |
Формальная сторона |
||||||||||||||||||
|
Информативность - количество новой, полезной информации, ценность сведений, фактов в речи |
Выразительность - отчетливость и ясность произношения, правильная интонация и ударения, образность выражений |
||||||||||||||||||
|
Понятность - соответствие смыслового содержания уровню знаний, развития, интересам и языковым возможностям аудитории |
Доступность - однозначность, конкретность и четкость употребляемых слов, лаконичность фраз |
Учет указанных в таблице характеристик в сочетании с хорошим знанием предмета является основным условием эффективности речевого воздействия на личный состав. Из этого следует, что культура речи военных кадров должна служить показателем их профессиональной подготовки и информационной культуры в целом. Она дает возможность умело пользоваться большим арсеналом методов информационно-воспитательной работы с личным опытом, которые в совокупности дают ответ на вопрос - как лучше, каким образом с помощью социальной информации решать актуальные задачи патриотического воспитания?
В целях систематизации методов целесообразно дать общую классификацию, указывающую на их иерархичность. Данная классификация носит, иллюстративный, относительный характер и не является исчерпывающей. (См. таблицу № 2).
Таблица № 2.
Группы методов
Некоторые разновидности методов
Организационные
методы передачи
информации
Иллюстративные методы,
проблемные методы
Демонстрация, показ,
сравнение, аналогия, анализ
Методы устной передачи
информации
Монологовые методы,
диалоговые методы
Рассказ, выступление, беседа,
дискуссия
Методы воздействия на
мировоззрение
Метод убеждения
Сообщение, изложение,
доказательство, наглядность
Методы побуждения к
действиям
Метод пропаганды, метод
агитации
Обращение, призыв
Общеобразовательные
методы
Метод обучения, метод
просвещения
Описание, разъяснение
Среди методов изложения информации наиболее распространенными являются:
· объяснительно-иллюстративный;
· проблемный.
Объяснительно-иллюстративный метод (нередко его называют описательным) представляет собой такой способ изложения информации (материала), в ходе которого особое внимание уделяется раскрытию сущности объектов, явлений и процессов, их структуры (содержания), причинно-следственных связей между их компонентами и условиями существования. При этом изложение материала строится по определенному сценарию, подчиняется законам логики, сопровождается разъяснениями, показом и демонстрацией. Другими словами, основная цель состоит здесь в передаче сообщении военнослужащим некоторой суммы готовых знаний, или попои информации, рассчитанной на расширение мировоззрения, кругозора.
В подтверждение сказанному приводятся убедительные аргументы и факты, которые иллюстрируют главные идеи, мысли, положения рассматриваемой проблемы. Главная особенность этого метода состоит и активизации репродуктивного мышления личного состава, которое характеризуется созерцательностью, пассивностью и слабо выраженным творчеством.
Безусловно, данный метод незаменим, когда речь идет об изучении накопленных исторических, психолого-педагогических и других знаний, руководящих документов, опыт военной службы, армейских и флотских традиций.
Проблемный метод в информационно-воспитательной работе используется и целях активизации познавательной деятельности личного состава. Практически данный метод реализуется с помощью создания и разрешения в ходе проведения информирования 2-3 проблемных ситуаций, то есть постановкой теоретических или практических задач, требующих своего разрешения при отсутствии готовых ответов. Структурно проблемная ситуация включает в себя:
· приемы создания проблемной ситуации;
· выявление и формирование проблемы;
· предположения, гипотезы;
· доказательство или опровержение;
· поиск вариантов ответов;
· выводы и решение.
Овладение офицерами проблемным методом изложения составляет важную грань их профессиональной компетентности в информационно-воспитательной работе.
Подводя итог первому вопросу необходимо сделать следующие выводы:
- Информационно-воспитательная работа – это важнейшее направление воспитательной работы, особый вид деятельности командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по формированию у личного состава Вооруженных сил Российской Федерации высокого морального духа, военно-профессиональных навыков и умений развития морально-психологических и боевых качеств посредством информации.
- Система информационно-воспитательной работы постоянно развивается и совершенствуется.
- Главной особенностью методов информационно-воспитательной работы является то, что они оказывают воспитательное воздействие в основном посредством словесной информации.
Базовыми методами воздействия, которые можно применять в практике информационно-воспитательной работы, являются убеждение и внушение.
Убеждение – это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.
Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |