![]() |
|
|
Методы воздействия в информационно-воспитательной работеУбеждая, необходимо следовать определенным правилам: – логика убеждения должна быть доступной интеллекту военнослужащих; – убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные военнослужащим; – помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать и обобщенные положения (идеи, принципы); – убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной; – сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта. Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки военнослужащих, определяющие их поведение как в мирное, так и военное время. Важная характеристика убежденности – ее глубина. Она прямо связана с предыдущим воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, способностью анализировать явления окружающей действительности. Глубокая уверенность характеризуется большой устойчивостью. Опыт психологов свидетельствует, что убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях: 1. Тогда, когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию. Например на занятиях по ОГП, и при информировании личного состава, неспособными воспринимать информацию могут быть люди вернувшиеся с учений, различных видов дежурства и т.п. 2. Если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением. Поэтому равно важны правильный выбор объекта психологического воздействия и содержание убеждающего воздействия. Здесь необходимо для каждой группы военнослужащих подбирать присущую им специфику информационного материала. 3. Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится. 4. Если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близка особенностям мышления объекта. Отсюда – важность учета национально-психологических особенностей военнослужащих, всего комплекса социальных, национально-религиозных, культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания информационного материала. 5. Если есть время убеждать. Для того, чтобы убедить людей в чем-то, как правило, требуется время. Можно предположить, что однократные попытки в этом случае малоэффективны. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требуют многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также «растягивает» процесс. Структура убеждающего воздействияУбеждающее воздействие обычно включает: – воздействие источника информации; – воздействие содержания информации; – воздействие ситуации информирования. Воздействие источника информации. Эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как люди, его воспринимающие, относятся к источнику информации. В ходе проведения занятий по ОГП и других информационно-воспитательных форм, источниками информации могут выступать: а) правительство и командование вооруженных сил страны; б) лица, авторитетные для военнослужащих; в) органы воспитательных структур. Правительство и военное командование используются в качестве источников информации тогда, когда надо сообщить правительственные заявления, ультиматумы или другую важную официальную информацию. Практика показывает, что воздействие таких источников информации эффективно в том случае, если информационно-пропагандистские материалы доставляются вовремя. Авторитетными источниками информации могут выступать самые разные люди. Например, церковные иерархи, популярные журналисты, и т.д. Еще больший эффект дают обращения высокопоставленных офицеров. Воздействие содержания информации. Во-первых, воздействие содержания информации во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно. Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается. Убедительность зависит в большой степени от учета присущих военнослужащим установок, убеждений, интересов, потребностей, его образа мышления, национально-психологических особенностей. Таким образом, чтобы добиться убедительности, требуется учитывать значительное количество факторов, знать личный состав, иметь постоянную полную, объективную информацию о военнослужащих. Имеет значение даже тембр голоса. А так же внешний вид. Воздействие убеждающего воздействия во многом зависит и от того, как подобрана, построена и подана его аргументация. Убеждение ни в коем случае не может сводиться к простому изложению той информации, в истинности которой стремятся убедить военнослужащих, и к последующему приведению доводов в ее подтверждение, как того требуют правила формальной логики. Существует гораздо больше способов убеждать людей. Можно выделить три основные категории аргументов для убеждения: 1. Истинные факты. Содержащаяся в тексте сообщения неопровержимая информация настраивает людей на оценку всего текста (в том числе его рекомендаций) как правильного. 2. Аргументы, дающие своего рода «психологическое удовлетворение», поскольку они аппелируют к позитивным ожиданиям. 3. Аргументы, апеллирующие к негативным ожиданиям. Все это в совокупности приводит к формированию мотивационной базы поведения военнослужащих, морально-психологических качеств необходимых для решения поставленных задач, а так же повседневной деятельности войск. Механизм убеждения реализуется посредством передачи сообщения от субъекта объекту. Сообщение может быть односторонним и двусторонним. «Одностороннее сообщение» – это текст, который содержит аргументы только источника информации. Такие сообщения более эффективны тогда, когда объект психологического воздействия не испытывает враждебных чувств по отношению к источнику информации и, вдобавок, отличается низким уровнем образования. Объект в этом случае способен относительно легко принять точку зрения источника информации. «Одностороннее сообщение» можно также использовать для убеждающего воздействия на военнслужащих, имеющих разный образовательный уровень. "Двустороннее сообщение" содержит аргументы как источника информации, так и контраргументы, которые предстоит разоблачить. Такое построение текста служит побудительным мотивом к активной мыслительной деятельности военнослужащих, в результате чего происходит пересмотр ранее сложившихся у него суждений. «Двустороннее сообщение» ориентировано преимущественно на людей с высоким уровнем образования, испытывающих потребность в сопоставлении различных взглядов, точек зрения, мнений, оценок. «Двустороннее сообщение» актуально при необходимости формирования новой мотивационной базы на смену старой (например, при переходе срочников на службу по контракту, или при поступлении на службу офицеров- выпускников военных кафедр, «двухгодичников»). Вместе с тем, недостаточно продуманное использование «двусторонних сообщений» иногда дает результаты, обратные задачам психологического воздействия. Порядок расположения аргументов тоже имеет значение. В частности, целесообразно располагать информацию, непосредственно ориентированную на изменение установки («сильные аргументы»), перед любой другой, не связанной с решением этой задачи. В большинстве случаев наиболее действенным считают расположение «сильных аргументов» в середине текста сообщения (так называемая «пирамидальная модель» воздействия). Воздействие ситуации информирования. Под ситуацией информирования психологи понимают те условия, в которых оно осуществляется, а также характер реакции объекта на содержание сообщения. Обычно ситуацию информирования с целью убеждения делят на индивидуальную и массовую. Индивидуальная ситуация складывается тогда, когда воздействие удается осуществить на какую-то конкретную аудиторию, с учетом ее психологических характеристик. В индивидуальной ситуации воздействия с целью убеждения легче определить приемлемый стиль подачи информации, легче выстроить аргументацию, легче подобрать необходимую лексику и т.д. Поэтому эффективность воздействия в этом случае значительно выше, чем в массовой ситуации. Массовая ситуация имеет место тогда, когда информирование с целью убеждения осуществляется одновременно на многочисленную разнородную аудиторию. В этом случае обеспечить надлежащую адресность воздействия очень сложно. Осуществление убеждающего воздействияТребования к организации убеждающего воздействия. Для получения максимального эффекта убеждающее воздействие в процессе проведения занятий по ОГП и информированию должно соответствовать определенным требованиям: 1. Быть правильно сориентированным и плановым. Убеждающее воздействие надо проводить в соответствии с целями ОГП и информационно-воспитательной работы в целом, на основе тщательно продуманных планов. 2. Быть направленным на конкретный объект. Убеждающее воздействие должно готовиться и осуществляться на определенные группы военнослужащих, с учетом их важнейших индивидуальных, социальных, религиозных, национальных и культурных характеристик. 3. Быть ориентированным преимущественно на интеллектуально-познавательную сферу психики военнослужащего. Убеждающее воздействие должно строиться путем логичного изложения материала, убедительной аргументации, с опорой на достоверные факты. 4. Быть направленным на инициирование определенного поведения. Конечной целью убеждающего воздействия является провоцирование такого поведения, которое отвечает целям формирования личности военнослужащего. Опыт психологического воздействия показывает, что основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть: 1. Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии. Благодаря повторению в процессе как ОГП так и другим формам информирования, удается увеличить количество людей, воспринявших и усвоивших содержащуюся в нем информацию. Однако повторение не должно быть стереотипным, пропагандистский тезис необходимо подкреплять различными аргументами. Но повторение не дает эффекта при отсутствии достаточного интереса адресата сообщения к содержащейся в нем информации. Оно также оказывается безрезультатным, если сообщаемые идеи вызывают резкий протест из-за их несовпадения с установками населения и войск. 2. Принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое-то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. 3. Принцип обеспечения доверия к источнику информации. Данный принцип сводится к следующим четырем положениям: 1. Если нет серьезных причин скрывать факты или подавать только под строго определенным углом зрения, то их следует адекватно сообщать аудитории. 2. Кроме соображений военной тайны, серьезными причинами сокрытия или искажения фактов может быть лишь предположение, что аудитория им не поверит. 3. Каждый раз, когда аудитория понимает, что пропагандист лжет, опускает важные детали или прибавляет их произвольно, происходит серьезное ослабление влияния пропаганды. 4. По этой причине пропаганда никогда не должна оперировать заведомо фальсифицированными данными, которые могут быть изобличены аудиторией. Информирование с целью убеждения предполагает, помимо прочего, «подталкивание» военнослужащих к более «широкому» взгляду на его ближайшие и дальнейшие перспективы. Надо, чтобы он в конечном итоге выбрал такой путь, который был бы выгоден лично ему и в то же время соответствовал целям информационно-воспитательной работы. Пытаясь убедить в чем-то аудиторию, невозможно достичь положительного результата, если в обращении к ней сквозит явное неуважение. Своеобразие использования внушения в практике информационно-воспитательной работы.Внушение – это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания. Основные характеристики внушенияСпециалисты исходят из того, что внушению должны быть присущи следующие характеристики: 1. Целенаправленность и плановость. Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам и тем условиям, в которых они проводятся. 2. Конкретность объекта внушения. Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных военнослужащих, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей. 3. Некритическое восприятие информации объектом внушения. Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности объекта. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. Поэтому оно не нуждается ни в системе логических доказательств, ни в активной мыслительной деятельности. 4. Определенность инициируемого поведения. Конечной целью внушения является провоцирование определенных реакций, определенных поступков военнослужащих. Эффективность внушающего воздействия обычно зависит от: а) способностей субъекта к внушению, связанных с такими его качествами как: – интеллект и находчивость; – воля и уверенность в себе; – кругозор и компетентность; – доброжелательность к объекту; – собственная убежденность в том, что внушается. б) содержания внушения, зависящем от: – характера внушаемой информации; – ее места в информационном потоке (если внушаемая информация расположена в его начале, то восприимчивость к внушению условно можно оценить в 50%, в середине – в 30%, в конце – в 70%). в) внушаемости объекта воздействия, связанной с отношением объекта к субъекту. Объект внушения всегда изучает субъект (так, как правило военнослужащий всегда оценивает офицера проводящего занятия, равно как и всех командиров). Тактические принципы использования внушения сводятся к следующему: 1) надо использовать такие способы и приемы внушения, которые способны вызвать специфический интерес конкретных групп военнослужащих; 2) надо использовать такие способы и приемы внушения, которые способны нейтрализовать нежелательные идеи и настроения у большинства представителей этих групп; 3) надо использовать такие способы и приемы внушения, которые не будут отвергаться до тех пор, пока не достигнута цель ОГП и информационно-воспитательной работы вцелом. Характеристика видов внушения. Внушение можно классифицировать по различным основаниям: – по способу внушающего воздействия; – по средствам воздействия; – по интервалу времени между воздействием и ответной реакцией; – по длительности эффекта воздействия; – по содержанию воздействия. 1. По способу воздействия внушение бывает открытым или закрытым. Открытое (прямое) внушение – это внушение с конкретной, четко обозначенной целью. Например, призывают военнослужащих к совершению определенных действий и недопущению совершения негативных действий. Открытое внушение отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия. Закрытое (косвенное) внушение характеризуется замаскированностью цели, либо оно не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воздействия. 2. По средствам воздействия внушение может быть контактным или дистантным. Контактное воздействие осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом, главным образом во время проведения мероприятий информационно-воспитательной работы. Контактное воздействие наиболее эффективно, поскольку имеет место обратная связь с аудиторией, но в боевой обстановке оно применяется очень редко. Дистантное воздействие осуществляется с помощью средств устной и печатной пропаганды, радио и телевидения. В этом случае обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия исключена. 3. По интервалу времени между внушающим воздействием и ответной реакцией объекта различают непосредственное и отсроченное внушение. При непосредственном внушении ответная реакция объекта происходит сразу после восприятия внушающего воздействия. При отсроченном внушении между воздействием и ответной реакцией объекта существует тот или иной временной разрыв (создается установка на срабатывание внушения в будущем). 4. По длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным. Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия. Длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного временного промежутка. 5. По содержанию внушающее воздействие может быть специфическим и неспецифическим. Специфическое – это внушение объекту определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов определенной поведенческой реакции. Под неспецифическим внушением понимается провоцирование у объекта определенных психических состояний. Например используют такой метод неспецифического внушения как устрашение (т.е. доведение до военнослужащих наказания за конкретные проступки). В результате личный состав усваивает требования командиров, и знает о возможном наказании в случаях невыполнения требования.
Внушаемость. Внушение основано на использовании внушаемости (суггестивности) людей. Это свойство психики, проявляющееся в ее податливости психологическому воздействию. Оно связано с возрастными (18 летние более внушаемы чем имеющие больший жизненный опыт военнослужащие), половыми (женщины более внушаемы, чем мужчины), индивидуальными психическими особенностями людей, с их силой воли, жизненным опытом, а также с широтой кругозора, компетентностью и рядом других факторов. По мере накопления жизненного опыта, научных и профессиональных знаний восприимчивость человека к внушению снижается, однако и в зрелом возрасте люди в той или иной мере подвержены ему. Общая внушаемость обусловлена особенностями психического развития конкретной личности, она свойственна всем людям, хотя в разной степени. Ситуативная внушаемость возникает как следствие аномальных состояний психики, дефицита информации и т.д. Внушаемость также разделяют на индивидуальную и групповую. Групповая внушаемость обеспечивается взаимовнушением (заражением) между членами группы. Под психическим заражением понимают процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта – помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. В процессе заражения на каждого члена группы действует не только внушающий субъект, но и другие члены группы, что заметно увеличивает общий эффект внушения. Внушаемость усиливают следующие особенности психического развития конкретной личности: привычка повиноваться, безответственность, робость, стеснительность, застенчивость, доверчивость, повышенная эмоциональность, впечатлительность, мечтательность, тревожность, слабость логического мышления, склонность к подражанию, склонность к фантазированию, суеверность и религиозность; Модель внушающего воздействияПроцесс внушения представляет собой замкнутую систему «субъект-объект», которая включает три взаимосвязанных структурных компонента: операциональный (т.е. воздействие субъекта); процессуальный (т.е. принятие внушающего содержания объектом); результативный (т.е. ответные реакции объекта). Операциональный компонент внушающего воздействия. В сложном акте взаимодействия субъекта и объекта внушения обычно выделяют два этапа: подготовительный и исполнительный. На подготовительном этапе субъект воздействия сначала психологически готовит объект к восприятию последующего содержания внушения, т. е. снижает его сопротивляемость внушению и повышает внушаемость. Для этого он использует приемы релаксации (психофизического расслабления), а также опирается на нечто жизненно значимое для объекта внушения, укоренившееся в его психике. Потом субъект «вводит» в психику объекта и закрепляет в ней нужные ему образцы мышления, психических состояний, поведения. Процессуальный компонент внушающего воздействия. Процесс усвоения объектом внушающего воздействия весьма специфичен. В целом он сокращен по сравнению с процессом убеждения: в нем функционируют только восприятие и запоминание, деятельность же мышления «выпадает» или, по крайней мере, ослабляется. Внушая, субъект воздействует готовыми формулировками (выводами, идеями, призывами), а объект усваивает их полностью, частично или не усваивает вообще, но в создании формулировок не участвует. Таким образом, процесс внушения включает непреднамеренное восприятие и запоминание без предварительного осмысления содержания внушения. Результативный компонент внушающего воздействия. Субъект внушающего воздействия всегда как-то реагирует на его содержание. Цель внушения – повлиять на объект таким образом, чтобы его реакция соответствовала целям офицера воспитателя. Таким образом, на основании работы можно сделать следующие выводы: - Информационно-воспитательная работа – это важнейшее направление воспитательной работы, особый вид деятельности командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по формированию у личного состава Вооруженных сил Российской Федерации высокого морального духа, военно-профессиональных навыков и умений развития морально-психологических и боевых качеств посредством информации. - Система информационно-воспитательной работы постоянно развивается и совершенствуется. - Главной особенностью методов информационно-воспитательной работы является то, что они оказывают воспитательное воздействие в основном посредством словесной информации. - Базовыми методами воздействия, которые можно применять в практике информационно-воспитательной работы, являются убеждение и внушение. - Убеждение – это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. - Внушение – это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Возрастание роли информационно-воспитательной работы в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, обусловлено целым рядом причин: - во-первых, особенностями современной как внутренней, так и международной обстановки, характеризующейся высокой динамичностью, противоречивостью, порой непредсказуемостью последствий; - во-вторых, обострением проблем отсутствия единой идеологии, возросшей политизацией масс, их активностью и жаждой информации; - в-третьих, необходимостью совершенствования информационно-воспитательной работы. В приказе Министра Обороны РФ N 226 от 6 июля 1995 года" Об органах воспитательной работы ВС РФ " особое место уделено задаче определения основных направлений информационного обеспечения деятельности войск, выработке мер по защите личного состава от негативного информационно-психилогического воздействия. Среди многих факторов, обуславливающих усиление информационной работы, особо следует назвать возрастание требований к боевой готовности части и требований к информированию личного состава в боевой обстановке. В этих условиях каждому офицеру важно уметь использовать каждодневное общение с подчиненными, ведь он выступает не только как военный специалист, но и как руководитель воинского коллектива. При этом наибольшего результата, при проведении мероприятий информационно-воспитательного воздействия на военнослужащих, можно добиться используя такие психологические методы убеждения как «убеждение» и «внушение». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А. “Морально-психологическое обеспечение в вооруженных силах России” -М.:ВУ,2002. 2. «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил» : Приказ министра обороны РФ N 250 от 8 мая 1993 г. М., 1993. 3. Чертополох А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. 4 Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. – М.: Совершенство, 1998. 5 Мослов Э. Е. Педагогические основы формирования и развития культуры управленческой деятельности у командиров подразделений. Дис. ... канд. педагогических наук. - М., 1993. 6 “Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в полку (на корабле)”. – М.: ГУВР, 1998. 7 “Методика организации информационно-воспитательной работы в полку (на корабле)”. – М.: ГУВР, 2000. 8 Приказ № 235 от 17.06.1997 г. «0 совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» 9 Справочник офицера воспитателя.-М.: «За права военнослужащих»,2003. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |