![]() |
|
|
Правовые основы деятельности офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики БеларусьПравовые основы деятельности офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики БеларусьВведение «...В наше время офицер должен много, беспрерывно и без устали работать, если хочет быть достоин своего звания; в наше время он не только военный чин, но и нечто большее: он общественный деятель в гражданском смысле слова, потому что призван играть, и не последнюю, роль в народном воспитании и ... армия – не вооруженная сила только, но и школа воспитания народа, приготовления его к жизни общественной» Генерал Михаил Иванович Драгомиров (1841 – 1905 гг.) – военный теоретик и педагог, автор ряда трудов по военной истории, тактике, обучению и воспитанию войск Исторический опыт и современная войсковая практика убедительно свидетельствуют о зависимости уровня боевой выучки и боевой готовности войск, организованности и дисциплины, побед и поражений на поле боя от целого ряда социально-политических, экономических, военно-технических и морально-психологических факторов. Большое воздействие на состояние войск оказывают оружие и боевая техника. Чем они совершеннее, чем выше их превосходство над техникой и оружием противника, тем больше шансов на достижение победы на поле боя. Однако, как бы ни была велика роль технической оснащённости войск, даже самая совершенная техника и первоклассное оружие не могут сами по себе обеспечить идеальное состояние частей, законность и правопорядок в их подразделениях, а также их способность отразить нападение врага и разгромить его. Техника и оружие приводятся в движение и управляются человеком. Следовательно, высокая боевая готовность войск в огромной степени зависит от людей, владеющих этой техникой и применяющих её как в мирных условиях, так и в бою, т.е. от человеческого фактора, от морально-психологической закалки, боевой выучки и физической выносливости воинов. От всего личного состава, от каждого воина требуется высочайшая дисциплинированность и исполнительность, добросовестное выполнение конституционного долга, осознание им предназначение службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, уяснить требования военной присяги, воинских уставов, приказов Министерство обороны РБ о необходимости укрепления воинской дисциплины. Понять возрастающее значение воинской дисциплины в современных условиях, формирование в себе таких качеств как — высокой исполнительности, беспрекословного повиновения командирам и начальникам, верности воинскому долгу и войсковому товариществу. Основу морально-психологической устойчивости составляет морально-психологический фактор, через который, в конечном счёте, проявляются и другие факторы, такие как боевая выучка и профессиональное мастерство, физическая закалка и выносливость, дисциплинированность и организованность, оказывающие огромное влияние на боевую готовность войск, поведение человека в бою, готовность воинов переносить испытания войны и добиваться победы над противником. Наряду с материальными и другими факторами морально-психологический фактор определяет боевую готовность Вооружённых Сил, способность противостоять отрицательному воздействию противника на сознание, чувства и волю личного состава и своевременно восстанавливать боеспособность войск. Таким образом, объектом данной работы является практическая работа офицерского состава как фактор по обеспечению законности и правопорядка в ВС РБ, а предметом - роль и значение деятельности офицерской работы для формирования законности и правопорядка в частях и подразделениях. На основании вышесказанного целью данной работы ставится: Раскрыть роль и значение деятельности офицерского состава для формирования законности и правопорядка в Вооруженных Силах. Достижение данной цели видится в решении следующих задач: - раскрыть сущность и значение, виды деятельности офицерского состава; - рассмотреть практическое применение офицерским составом идеологической работы для поддержания в Вооруженных Силах законности и правопорядка; - выяснить актуальность применения рассматриваемой воспитательной работы; - рассмотреть позиции отечественной прессы по поводу рассматриваемой проблемы; - выявить проблемы, препятствующие обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах РБ; - предложить оптимальный вариант решения выявленных проблем; - проанализировать международную ситуацию, сложившуюся в силовых структурах в странах дальнего и ближнего зарубежья. Тема: «Деятельность офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусь» является актуальной в современных условиях, так как на деятельность офицерского состава наложена основная задача по формированию у военнослужащих различных категорий всех необходимых качеств для обеспечения в частях и подразделениях законности и правопорядка. А также от их практической деятельности зависит, какой будет армия в глазах молодого поколения, и кто придет в будущем им на смену. Данная тема рассматривается различными авторами, такими как А.А. Кокошин, В.В. Серебрянников, В.И. Слипченко, В.В. Бондаренко. И является достаточно дискуссионной. Основными документами при написании курсовой работы являются Приказ Министра обороны Республики Беларусь 3.01. 2006 г № 1 «ИНСТРУКЦИЯ о порядке организации идеологической работ в Вооруженных Силах», Постановление Министерства Обороны Республики Беларусь «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию», а также Уголовный кодекс РБ, Кодекс РБ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РБ. 1. Правовые основы деятельности офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусь
"Не надо ссылаться на то, что есть сложившаяся система, прописанная еще в учебниках, и без нее все разрушится. Жизнь не стоит на месте. Формы преступных действий становятся все более сложными и изощренными, поэтому правила будем формировать так, как велит время, как нужно для дела… мотивация одна - соблюдение законности". Президент Республики Беларусь А.Г.ЛУКАШЕНКО a) Определение и содержание законности и правопорядка в Вооруженных Силах Законность - это строгое и точное исполнение Конституции РБ, законов и иных правовых актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Это основа нормальной жизнедеятельности правового государства, всех звеньев его политической системы, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство всех граждан перед законом. Понятие законности можно трактовать и в широком смысле - как режим общественно-политической жизни, требования, предъявляемые к обществу, к политической системе государства. Важное значение для практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении ее принципов и требований. Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие ее содержание, а требования - положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна. Если законность - это требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок есть реализация этого требования. Таким образом, режим данного понятия означает состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате ее действия в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений. Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Его особенность как специфической системы общественных отношений выражается в том, что основывается он на правовых нормах и в силу этого охраняется государством. Однако правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Например, определенная часть общественной жизни находится в сфере действия норм морали, различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика государства, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности. Составной частью общего правопорядка является воинский правопорядок, который формируется на основе общих принципов права и отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать. Поскольку Вооруженные Силы - это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то обеспечение ее деятельности значительно отличается от других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка. Воинский правопорядок -это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. На этой основе отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на принципах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия. Необходимым условием обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах РБ являются своевременное выявление имеющих место правонарушений и принятие решительных мер по их устранению, восстановлению правопорядка, нарушенных прав и законных интересов военнослужащих. Работа командиров и начальников по обеспечению законности и правопорядка в частях должна проводиться в тесном взаимодействии с военными прокураторами и судами. В обеспечении законности и правопорядка участвуют: - высшие органы управления государственной власти; - специально уполномоченные органы и инспекции; - органы военного управления, командиры и начальники; - государственный арбитраж; - органы прокуратуры и военной прокуратуры; - военные суды; - армейская общественность. Важными направлениями работы вышеперечисленных органов является своевременное и законное реагирование на правонарушения, которое заключается в: - выявлении всех проступков, происшествий, преступлений и других правонарушений; - принятии законных мер воздействия на каждый случай правонарушения; - выявлении и немедленном устранении причин и условий, способствующих их совершению. Командиры и начальники обязаны действовать строго в рамках прав, предоставленных им, и соблюдать все законные права и интересы военнослужащих и служащих РА, как общегражданские, так и по прохождению военной службы. Без этого невозможно укрепление законности и правопорядка в войсках. б) Особенности законности и правопорядка в Вооруженных Силах Особенности военного правопорядка выражаются в следующем: 1. Воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил и содержатся в различных актах военного законодательства. 2. Воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач как в мирное, так и в военное время. Они характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни. Составной частью воинского правопорядка является уставной порядок, который представляет собой систему взаимоотношений между военнослужащими и строится на строгом соответствии с воинскими уставами и наставлениями. Законность и правопорядок в Вооруженных Силах РБ обеспечиваются деятельностью военных судов, которые, являясь органами судебной власти, пресекают посягательство на безопасность государства, боеспособность его армии и установленный в ней воинский правопорядок. в) Нормативно – правовые основы деятельности офицерского состава Формы и методы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении требуют творческого подхода. Эффективность достигается соблюдением определенных требований: законность предупредительных мероприятий; систематичность и непрерывность предупредительной работы; последовательность профилактической деятельности; сочетание принимаемых мер с решением текущих задач повседневной учебно-боевой деятельности; соответствие предупредительных мер причинам правонарушений; использование прогноза в работе по профилактике правонарушений; дифференцированный подход к военнослужащим; постоянный анализ результатов работы и ее корректировка. Военно-правовые акты, формирующие требования воинской дисциплины и правопорядка, придают силу закона целому ряду нравственных принципов, входящих в содержание воинской дисциплины. Важнейшими и определяющими компонентами в структуре морально-нравственных качеств личности военнослужащего являются его патриотическое сознание и ответственность за судьбу Отечества. Именно они составляет основу, стержень дисциплинированности и исполнительности воина, как и иных его качеств и свойств. В структуре качеств личности военнослужащего большое значение имеют его нравственные убеждения, внутренняя порядочность, добросовестность, честность и другие качества, которые также тесно связаны с дисциплинированностью. Наиболее заметных результатов добиваются те командиры и начальники, которые овладели комплексным системным подходом к этому сложному делу. Четкое определение индивидуальных должностных обязанностей, сфер ответственности должностных лиц и контроль за их выполнением побуждают каждого командира и начальника ответственно заниматься вопросами улучшения дисциплины и укрепления правопорядка. Законность в подразделении обеспечивается путем: - убеждения; - надзора и контроля; - обжалования незаконных действий; - принуждения. Деятельность по обеспечению законности, правопорядка и укреплению воинской дисциплины включает в себя меры воспитательного и организационного, а также организационно-правового характера. Она реализуется в пределах тех полномочий, которые предоставлены командирам в определенных формах, установленных законами и воинскими уставами. Эта работа осуществляется по следующим основным направлениям: - воспитание высоких моральных, боевых качеств и сознательного повиновения командирам и начальникам; - осуществление организационно-правовых мероприятий по поддержанию уставного порядка; - повседневная требовательность к подчиненным в сочетании с уважением и заботой о них; - умелое сочетание и правильное применение мер убеждения и принуждения: - личный пример командиров и начальников в соблюдении законности и других норм; - широкое использование армейской общественности в укреплении законности и правопорядка; - работа по рассмотрению и разрешению предложений, писем и жалоб военнослужащих; - контроль за использованием подчиненными законов. В ходе работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении важно убедить подчиненных в необходимости добросовестного выполнения своих функциональных обязанностей для их же служебного и личного благополучия, шире применять меры морального и материального поощрения, определенные уставами и приказами министра обороны РБ. Таковы общие требования к разработке и внедрению единой системы профилактики правонарушений. Но каждый вид, род войск и даже каждое соединение и воинская часть имеют свою специфику. Поэтому к созданию системы профилактики правонарушений необходимо подходить творчески и учитывать: - реальное состояние правопорядка и воинской дисциплины в подразделении; - характер и специфику решаемых в ходе реформирования задач; - организационно-штатную структуру, укомплектованность и район дислокации (базирования) подразделения; - национальный состав и взаимоотношения с местным населением; - наиболее вероятные предпосылки происшествий и преступлений, краткосрочный и долговременный прогноз состояния правопорядка и дисциплины. Систематизация работы должностных лиц подразделения по профилактике правонарушений - насущная потребность практики укрепления правопорядка и дисциплины. Настойчивое ее проведение - задача первостепенной важности органов военного управления, должностных лиц воспитательных структур, всего офицерского состава. Факторами, которыми обеспечивается укрепление дисциплины и правопорядка, являются: во-первых, понимание первостепенной важности дисциплины в целом и личной дисциплинированности в частности, убежденность в жизненной необходимости строгого и точного соблюдения военнослужащими установленных порядка и правил. Если отсутствуют понимание важности воинской дисциплины, убежденность в ее необходимости, то дисциплина не может быть прочной; во-вторых, знание тех правил, которые надлежит строго и точно соблюдать; в-третьих, важно сосредоточить внимание на межличностных отношениях военнослужащих, отношении коллектива к воинской дисциплине, а также отношениях начальников и подчиненных; в-четвертых, важнейшим фактором, обеспечивающим воинскую дисциплину и правопорядок, является уставной порядок; в-пятых, к важным объективным факторам обеспечения воинской дисциплины и правопорядка относятся благоприятные условия в семье военнослужащего, подразделении, гарнизоне, обществе. Требовательность эффективно формирует исполнительность и ответственность у подчиненных, при условии, если она постоянная, не носит грубого и оскорбительного характера, сочетается с уважением чести и достоинства. Ее проявление вырабатывает у подчиненных уважение к приказам и распоряжениям командиров, убеждает в необходимости их выполнения точно в установленные сроки. Требовательность офицера побуждает подчиненных к активным и сознательным практическим действиям. г) Правовая тактика офицерского состава Важно умело использовать дисциплинарную практику. При этом главное - не скупиться на доброе слово, на поощрение. Дисциплинарный устав требует не оставлять без воздействия ни одного случая нарушения воинской дисциплины и при необходимости строго взыскивать с нарушителей. Однако при объявлении взыскания необходимо не допускать поспешности, необъективности. Наказание должно прежде всего воспитывать. Социально-психологическое значение взысканий состоит в том, чтобы, не унижая достоинства личности, побудить военнослужащего к точному выполнению требований российских законов и воинских уставов, помочь ему осознать проступок. Особую роль играет умелая индивидуально-воспитательная работа. Это один из наиболее действенных методов воспитания личного состава. Она требует настойчивости, терпения, педагогических навыков, знания психологии. Именно на ней необходимо сделать акцент. Важно широко и правильно использовать разнообразные формы и методы индивидуальной работы: поощрения, персональные поручения, помощь, личный пример, совет, критику, консультацию, выслушивание, задание и т.д. Большое значение имеют, например, взаимный обмен информацией с соответствующими органами прокуратуры и милиции по вопросам борьбы с преступностью, согласование мер для раскрытия преступлений и розыска преступников. Наиболее распространенные формы этого взаимодействия: - совместное участие в профилактической работе в связи с конкретным делом (организация открытого судебного процесса в расположении войсковой части в присутствии личного состава, устранение причин и условий, способствовавших преступлению, разъяснение приговора, правовая пропаганда и др.); - совместное изучение прокурорской и судебной практики, разрешение дел и назначение наказаний; - совместная или согласованная подготовка материалов по правовой пропаганде, участие в ее проведении. Совершенствование взаимодействия командования подразделения с органами военной прокуратуры в первую очередь должно идти по следующим направлениям: - более тесного согласования действий (мероприятий) в подразделении, направленных на борьбу с преступлениями и иными правонарушениями; - совершенствования взаимного обмена информацией о преступлениях и других нарушениях закона, проводимых мерах по укреплению законности, и задачах, стоящих в этой области; - проведения совместных проверок исполнения законов, других совместных мероприятий (совещаний, конференций, инструктажей, совместных разборов правонарушений и т.д.); - совместного обсуждения протестов, представлений, других актов прокурорского реагирования с лицами, которым они адресованы; - усиления правовой помощи контролирующим органам и органам общественности, инструктирования их; - проведения совместных занятий по изучению законодательства, методов выявления нарушений законов и обстоятельств, способствующих им. Успех приносят не случайные мероприятия, не авральный метод, когда за наведение порядка иные командиры активно берутся лишь после серии нарушений, а постоянная, целенаправленная, тщательно спланированная работа, скоординированные усилия всего командного, инженерного и технического состава, воспитательных структур. Именно такая системная работа, согласованная по целям, времени, имеющая конкретных исполнителей, позволяет в комплексе решать задачи воспитания военнослужащих, активно влиять на все слагаемые, обеспечивающие достижение крепкой воинской дисциплины. д) Совершенствование законодательства в сфере борьбы с преступностью в ВС РБ (Из выступления на совещании по вопросам 14 августа 2009 г.) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |