реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовые основы деятельности офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусь


В ходе реформирования и последующего строительства и развития Вооруженных Сил мы взялись решить и решили многие проблемы, которые десятилетиями оставались неразрешенными, нанося ущерб военному делу. Это относится в немалой степени к поддержанию и укреплению правопорядка в армии. Понятно, что дисциплина нужна не ради дисциплины, не в этом ее суть, а в том, что именно она дает возможность четко функционировать той или иной организации, социальному институту, в том числе Вооруженным Силам. Во все времена, а в современных условиях - особенно, дисциплина - один из важнейших факторов поддержания боевой готовности войск, успешного решения ими задач по предназначению.

Одной из ведущих причин, не позволявших эффективно противостоять преступности, например, в Советской Армии, являлась крайне неэффективная система оценки состояния дисциплины, которая не позволяла на протяжении десятилетий обеспечивать правопорядок.

Дело в том, что криминальная статистика со временем стала для вышестоящих начальников простым и удобным критерием оценки деятельности подчиненных командиров. Так сложилась порочная система, которая позволяла без доскональных проверок и глубоких анализов реальной обстановки в воинских частях и подразделениях принимать решения в отношении подчиненных командиров, наказывать и поощрять, снимать с должностей и продвигать по службе, создавая видимость управленческой деятельности.

На столь сомнительной правовой и практической основе складывалось очковтирательство с круговой порукой общегосударственного масштаба.

Причем корни этой проблемы уходят в глубокое историческое прошлое – еще в дореволюционной армии вызывала нарекание порочная практика наказания офицеров за проступки подчиненных, о чем написано, к примеру, в «Офицерской жизни» №23 за 1906 год в статье «О пределах ответственности начальников за проступки подчиненных». Автором 100 с лишним лет назад подчеркивалось, что «…взваливать ответственность на начальника за поступок его подчиненного – это обречь начальника на переживание, может быть, целого ряда несправедливостей». Тем более что «могут быть случаи и проявления «злой воли» – специально для «подвоха» и сведения личных счетов…»

Именно в белорусской армии реализованы идеи, о которых писали офицеры и в дореволюционных журналах, предложения, на которых акцентировалось внимание на научных конференциях уже в конце ХХ века.

В Вооруженных Силах Республики Беларусь изданы нормативные правовые акты, регламентирующие работу по поддержанию дисциплины, в которых наряду с требованием «поощрять и поддерживать командиров и начальников, вскрывающих негативные явления, их причины и принимающих необходимые меры по утверждению законности и правопорядка» содержится положение о необходимости «запретить оценивать работу должностных лиц по поддержанию воинской дисциплины только по количественным показателям.

Основным показателем оценки деятельности должностных лиц по поддержанию воинской дисциплины является выполнение задач по предназначению при обеспечении сохранения жизни и здоровья людей в процессе воинской деятельности.

Результаты реализации системы поддержания и укрепления дисциплины налицо.

С 1994 года по 2008 год коэффициент преступности (количество преступлений в расчете на тысячу военнослужащих) сократился с 10,9 до 3,6. Для сравнения – в ряде государств ближнего зарубежья данный показатель в последние годы составляет 16 – 17, а в США только дезертировавших в сухопутных войсках – около 9 на 1.000 человек.

В белорусской армии сохраняется также устойчивая тенденция снижения преступлений в сфере межличностных отношений (нарушений уставных правил взаимоотношений при отсутствии отношений подчиненности, превышений власти, сопряженных с насилием).

Так, за 5 лет с 2003-го по 2008 год число участников таких преступлений сократилось более чем в 2,5 раза.

Количество возбужденных уголовных дел по фактам нарушений уставных правил взаимоотношений за 5 лет сократилось в два раза. Причем в прошлом году среди этих деяний впервые не допущено тяжких и особо тяжких преступлений.

Количество преступлений – превышений власти, сопряженных с насилием, за 5 лет также сократилось более чем в два раза.

Осуществлена закупка комплексов средств автоматизации, в том числе автоматизированных систем управления войсками ("Бор-2П", "Поляна РБ", "Бор-1М1П", "Бор-2С", "Риф-Р") и автоматизированной системы обработки полетной информации "Двина", что позволит создать единую автоматизированную систему управления ВВС и войсками ПВО.

Вместе с тем жизнь не стоит на месте. Поддерживать воинскую дисциплину на должном уровне в любых условиях обстановки несопоставимо сложнее, чем обеспечить разовое снижение преступности. Нужна огромная аналитическая, организаторская и профилактическая работа, необходимы постоянный поиск и внедрение оптимальных моделей управления процессом обеспечения нормативного поведения людей, поддержания правопорядка в столь сложных социальных системах одной из которых являются Вооруженные Силы. Поэтому даже позитивная динамика преступности не может удовлетворять военное ведомство.

Во-первых, еще есть правонарушения, связанные с преступным насилием среди военнослужащих. Пусть это в разы меньше, чем пять лет назад, но они есть.

Военное ведомство неоднократно акцентировало внимание на политическом содержании преступности. Мы живем в открытом информационном обществе, и любой негативный информационный повод максимально используется для попыток дестабилизации обстановки.

Статья 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).

Во-вторых, анализ преступности во второй половине прошлого года и в 2009 году, также несмотря на в целом позитивную тенденцию ее снижения, позволил выявить ряд особенностей и факторов, которые могут в перспективе негативно повлиять на криминологическую ситуацию в Вооруженных Силах, если именно сейчас не принять специальных дополнительных профилактических мер.

Причем в подавляющем большинстве воинских частей, как показывает практика последних пяти лет, вообще нет преступности (до 60 процентов в Сухопутных войсках и 70 процентов в ВВС и войсках ПВО), и именно в остальных совершены все учтенные преступные деяния.

За последние годы в белорусской армии во взаимодействии с Белорусской военной прокуратурой, управлением военной контрразведки и иными органами системы безопасности создана система выявления правонарушений, благодаря которой практически каждое преступление рано или поздно будет вскрыто и обеспечена неотвратимость законного наказания непосредственного виновника. В этом ни у кого не должно быть сомнений.

Выявленные правонарушения одновременно свидетельствуют о том, что формы преступных действий становятся все более сложными, идет процесс трансформации отдельных преступных деяний, которые приобретают черты максимальной латентности (скрытности), а меры, принимаемые в конкретных воинских частях, где правонарушения выявлены не соответствующими командирами и начальниками, а вышестоящими органами управления, неадекватны складывающейся обстановке.

Глава 37.Статьи 438- 465 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).

Есть необходимость более подробно рассмотреть данные тенденции.

Во-первых, в подавляющем большинстве подразделений и воинских частей, где возбуждены уголовные дела по фактам неуставных взаимоотношений, командование недостаточно владеет обстановкой и своевременно (до наступления определенных последствий, например травм) не принимает необходимых мер в соответствии с законодательством.

Статья 443, 459, 460 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).

Во-вторых, в отдельных органах военного управления, структурных подразделениях Министерства обороны анализ состояния преступности осуществляется формально.

Глава 23. Статьи 23.4, 23.18 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Приложение 2).

В-третьих, анализ преступности показывает, что в некоторых соединениях и воинских частях ненадлежащим образом выполняются требования по организации изучения и отбора призывников для прохождения военной службы в соответствии с системой, которая утверждена в Министерстве обороны.

Глава 25. Статьи 25.25.3- 25.4, 25.8 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Приложение 2).

В-четвертых, несмотря на сокращение общего количества противоправных действий командиров и начальников по отношению к подчиненным, их процент в структуре преступности остается почти неизменным за пятилетие.

Еще одна тенденция. До 70 процентов противоправных действий младших командиров вызваны неправомерными действиями самих потерпевших: это отказ выполнять законные требования начальника, оскорбление начальника, намеренное недобросовестное исполнение приказания.

Статья 438- 444 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).

В предшествующий период снижение преступности обусловлено созданием необходимых объективных условий, в которые поставлены командиры (начальники) воинских частей как органы дознания. С 2002 года в нормативной правовой базе закреплено положение об обеспечении их поддержки при принятии законных мер по поддержанию правопорядка, разумеется, до наступления тяжких последствий данных правонарушений. Причем вне зависимости от числа возбужденных уголовных дел.

Вместе с тем понимание значения данного концептуального положения достигнуто не всеми. На уровне младших командиров эти требования игнорируются. Не сформировано понимание того, что, с одной стороны, одними уголовными преследованиями порядок не навести (нужен дополнительный огромный пласт работы: организационной, воспитательной, профилактической), но с другой – что вся организация этой работы и воспитание будут бессмысленны без главного условия: если есть покушение на совершение преступления (а тем более само преступление), то непосредственный виновник должен отвечать по закону.

То есть должна быть гарантирована неотвратимость наказания непосредственного виновника, а командир должен чувствовать постоянную поддержку при реализации главного его права и обязанности – быть единоначальником, осуществляя свои полномочия, разумеется, в строго правовом поле. Это должны понимать все, начиная от командира отделения и солдата срочной службы.

Но этого нет. За дисциплину реально не отвечают командир отделения, заместитель командира взвода, старшина роты.


е) Причины преступных деяний в воинских коллективах


В чем причины наличия данных преступных деяний в воинских коллективах?

Главная причина наличия неуставных взаимоотношений – ущербная позиция отдельных руководителей, не вникающих в реальное состояние дел и формально выполняющих нормативные правовые акты Министерства обороны.

Первая причина – формализм в работе отдельных руководителей при анализе состояния дисциплины и правопорядка в подчиненных войсках и организации работы по профилактике правонарушений.

Вторая причина – ненадлежащее выполнение отдельными должностными лицами требований нормативных правовых актов по организации изучения и отбора призывников для прохождения военной службы.

Третья причина – недостаточная правовая и педагогическая культура отдельных командиров и начальников.

Но это также субъективная причина. В Военной академии и иных вузах в соответствии с постановлением Министерства обороны №1 введен, причем одними из первых на постсоветском пространстве, курс «Военная девиантология», разработаны методики профилактики правонарушений. Но если начальник не понимает того, что поддержание дисциплины основывается на обширных знаниях в области наук (криминологии, военной педагогики, психологии, социологии и иных), позитивного результата не достигнуть.

Одновременно необходимо понимание того, что в современных условиях, как и в прошлом, главной формой подготовки офицера является самостоятельная подготовка. В этом отношении у нас нет недостатка в литературных источниках, учебниках по военной психологии и военной педагогике, не говоря уже о том, что практически все военные библиотеки подключены к глобальной Сети.

Нужны лишь воля старших начальников и система контроля за подготовкой офицера.

Несколько сложнее с подготовкой сержанта. Приходится иногда сталкиваться с распространением ущербного мнения, что у нас якобы плохой сержант. Но сержанта опять же необходимо ставить в условия, в которых он стал бы выполнять свои обязанности. Это значит, что необходимо подобрать младшего командира, исходя из его моральных и деловых качеств, научить – дать необходимые знания, сформировать навыки и умения, а главное – потребовать с него в соответствии с законодательством за конечный результат.

Понятно, что мы не в состоянии увеличить в несколько раз время на подготовку младшего командира. Но здесь также дело поправимое. Применительно к тем условиям, в которых мы находимся, вполне реально обеспечить повышение компетентности младшего командира за счет совершенствования системы отбора для назначения на соответствующие должности, а также оптимизации программ подготовки младших командиров в сторону увеличения количества часов на такие предметы, как военное право, а также на военную психологию и военную педагогику. Кстати, в начале ХХ века военная психология входила самостоятельным разделом в тактику, и на это были веские причины.

Четвертая причина – неуставные взаимоотношения являются следствием совокупности ряда неблагоприятных факторов (социокультурных, психологических, социально-демографических, криминологических и иных). Это исключительно сложное явление, с которым сталкиваются практически все армии мира.

В последние 8 лет именно у нас в значительной степени оптимизирована система профилактики правонарушений, что позволило снизить преступность. Но это одновременно породило у части должностных лиц благодушие и иллюзию, что можно без особых усилий и в дальнейшем поддерживать правопорядок. А это далеко не так.

Соответственно, одна из ведущих причин сегодня – недостаточно эффективная комплексная, постоянно совершенствующаяся система профилактики неуставных взаимоотношений на уровне отделение – взвод – рота – батальон – бригада.


ж) Совершенствование системы поддержания правопорядка


В современных условиях для дальнейшего совершенствования системы поддержания правопорядка предлагается следующее.

На уровне структурных подразделений Министерства обороны, объединений необходимо еще раз проанализировать требования нормативных правовых актов, регламентирующих работу по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах, и прежде всего постановление Министерства обороны 2002 года №1, и неформально, со знанием дела организовать их исполнение в каждом воинском формировании.

А главное – добиться того, чтобы сто процентов личного состава, офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат неукоснительно выполняли распорядок дня и расписание занятий.

В интересах дальнейшего совершенствования научного обеспечения дисциплинарной системы Вооруженных Сил необходимо:

спланировать серию научных исследований криминологических и социально-психологических аспектов профилактики противоправных действий в армейской среде;

ежегодно проводить социально-психологическое исследование правонарушений, связанных с насильственными действиями военнослужащих, в целях их оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин совершения, разработки и принятия мер по их профилактике;

подготовить и издать учебное пособие «Криминологические, психолого-педагогические и социокультурные аспекты правонарушений в сфере межличностных отношений» и модельную программу профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений;

в 2010 году во взаимодействии с органами системы обеспечения безопасности и Белорусской военной прокуратурой, Белорусским военным судом организовать проведение научно-практической конференции по теме «О состоянии и мерах повышения эффективности профилактики правонарушений в сфере межличностных отношений в армейской среде».

Важнейшим условием эффективной профилактики правонарушений являются компетентность и активная роль в этом процессе младших командиров. Поэтому руководителям органов военного управления необходимо:

в текущем году проанализировать действенность существующей системы подготовки младших командиров и внести установленным порядком предложения по ее совершенствованию, в том числе дополнения в программы подготовки младших командиров, направленные на повышение их знаний, навыков и умений в поддержании дисциплины и правопорядка, профилактике правонарушений, а также изучение основ военного законодательства;

ввести в практику непосредственно в войсках систему работы с младшими командирами, предусмотрев на всех уровнях регулярное проведение сборовых мероприятий, показных занятий по вопросам применения форм и методов воспитательной работы с подчиненными, выявления и профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, показных занятий для должностных лиц, контролирующих и обеспечивающих строгое соблюдение распорядка дня, с целью достижения единого понимания роли уставного порядка в системе профилактики нарушений воинской дисциплины, обобщение опыта лучших и их поощрение.

Целесообразно спланировать проведение в первой половине 2010 года всеармейского совещания младших командиров «Об авангардной роли младшего командира в обеспечении боевой готовности воинских формирований, поддержании дисциплины и правопорядка в армии».

Безусловно, центром работы с солдатом и сержантом является подразделение – рота, батарея. Если говорить о неуставных взаимоотношениях, то именно в подразделении складывается неформальная микросоциальная структура. Это объективная реальность. Но от командиров и начальников зависит, будет ли эта структура альтернативной воле командира или, наоборот, она станет фактором содействия в выполнении задач по предназначению, утверждении высоконравственного поведения каждого военнослужащего.

Соответственно, главный объект работы всех должностных лиц при профилактике неуставных взаимоотношений – подразделение. Именно здесь необходимо изучать положение дел, планировать работу по реализации специальных профилактических программ, в том числе средствами социокультурной деятельности. Но при этом нужно помнить о том, что главное – это постоянное утверждение единоначалия в подразделении на строго правовой основе, неукоснительное соблюдение требований общевоинских уставов.

Понятно, что жизнь не стоит на месте, а формы преступных действий становятся все более сложными. Соответственно, система профилактики правонарушений не может быть раз и навсегда застывшей и неизменной. В этом отношении уместно изучить вопросы дальнейшего совершенствования законодательства, регламентирующего вопросы профилактики правонарушений в армии.

В предшествующий период были предложения о том, чтобы лишить командира воинской части права органа дознания. Аргументы в пользу данного предложения заключались в том, что командир полка или бригады юридического образования не имеет и познания его в юриспруденции весьма скудны.

Но данное утверждение не выдерживает критики, в частности, в связи с тем, что практически по всем криминологическим показателям преступность в Вооруженных Силах Республики Беларусь – одна из самых низких в мире. И эти результаты достигнуты не в последнюю очередь благодаря деятельности командиров воинских частей как органов дознания.

Видимо, это преждевременная мера, не соответствующая современному этапу военного строительства, сложившейся системе поддержания правопорядка и, если хотите, менталитету офицерского состава.

А вот расширить права отдельных категорий командиров и начальников по применению мер к непосредственно виновным в нарушениях воинской дисциплины – это вполне реально.

При принятии соответствующего решения учитывалось, что уровень преступности в армии радикально снижается и созданы все условия для эффективного отбора военнослужащих для прохождения военной службы. Но последующие два года показали, что командир воинской части должен обладать, несомненно, большими правами.

Вполне реально вынести на обсуждение вопрос и о расширении дисциплинарных прав такой категории, как командир соединения и выше, вплоть до предоставления ему права налагать дисциплинарное взыскание на солдат и сержантов – до 1 месяца ареста с содержанием на гауптвахте за правонарушения, перечень которых вполне можно было бы отдельно оговорить. Например, за неуставные взаимоотношения.

Дело в том, что есть специальная область знания – виктимология, дословно – наука о потерпевшем. Наш анализ показывает, что за последние пять лет лишь несколько человек из числа потерпевших реально заняли активную позицию в отношении непосредственных виновников правонарушений. К этому следует добавить и наличие в отдельных подразделениях явления, которое называется «круговой порукой». Молодой человек, оказавшийся в соответствующих условиях, как правило, не в состоянии противостоять сложившимся ложным традициям и стереотипам. К этому добавляется изощренное психологическое давление на пострадавшего со стороны сослуживцев.

Соответственно, при совершении правонарушения, неуставных взаимоотношениях, непосредственный виновник должен быть изолирован от коллектива на определенный срок. Это и справедливое взыскание, и одновременно – условие для формирования адекватного общественного мнения в данном коллективе, осуждающего нарушителя. Без этого условия – адекватного общественного мнения, осуждающего нарушителя, – все меры поддержания дисциплины будут недостаточно эффективны.

В заключение следует еще раз остановиться на важнейшем концептуальном требовании, лежащем в основе эффективной профилактики преступности в армии.

Впервые именно в Вооруженных Силах Республики Беларусь созданы условия для всемерной поддержки руководителей, вскрывающих негативные явления, их причины и принимающих соответствующие меры по утверждению организованности и правопорядка.

За совершение преступлений военнослужащий должен и будет нести личную ответственность, ее нельзя перекладывать на командиров.

Разумеется, командир должен нести ответственность за упущения по службе, которые способствовали совершенному преступлению, но при условии, если будет доказана, а не декларирована (командир за все в ответе) его личная вина. И эта ответственность должна быть соразмерна его объективным и субъективным возможностям.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.