![]() |
|
|
Развитие ПЛ в послевоенный периодРазвитие ПЛ в послевоенный периодКалининградский государственный технический университет рыбной промышленности и хозяйства ВОЕННО-МОРСКАЯ КАФЕДРА Реферат по дисциплине «Военная история» Тема: «Развитие авиации ВМФ в послевоенный период» _____________________________ _____________________________ _____________________________ Калининград, 2001 г. Введение в историю После окончания Великой Отечественной войны существенную часть самолетного парка составляла материальная часть отечественного и зарубежного производства со значительно израсходованным моторесурсом. Перед лицом новой угрозы правительство страны провело ряд важнейших мероприятий, направленных на обеспечение безопасности нашего государства. Одним из них явилось широкое привлечение научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро к решению вновь возникших серьезных проблем дальнейшего развития морской авиации, имея в виду перевооружение ее на реактивную технику, создание новых родов авиации - противолодочной, ракетоносной и корабельной. В эти годы КБ морского самолетостроения Г.М. Бериева создает для флота
целое семейство машин и становится одним из лидеров мирового
гидросамолетостроения. ОКБ А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, М.Л. Миля, Первоначально на реактивную технику стала переходить истребительная
авиация. На все флоты из промышленности поставлялись сотни самолетов МиГ- В начале 50-х годов в минно-торпедной авиации (МТА) отечественные поршневые самолеты Ту-2 и американские А-20Ж Бостон заменяются реактивными торпедоносцами Ил-28 и Ту-14, способными производить низкое и высотное торпедометание. В самолетах МТА стала широко применяться многовариантность боевой нагрузки, в которую входили и реактивные авиационные торпеды РАТ-52. Морская авиация, получив на вооружение современные самолеты, хорошо
оснащенные приборами и пилотажно-навигационным оборудованием, новые
радиотехнические системы посадки, радиолокации и светотехники, впервые
стала всепогодной. В результате боевые возможности авиации ВМФ существенно
возросли. Перевооружение авиации на реактивную технику позволило увеличить
радиус действия самолетов в 2 раза и более, а скорости полета - более чем в Таким образом, середина 50-х годов явилась годами превращения морской авиации в подлинную грозную силу войны на море. Освоение реактивной техники и нового оружия, переход к использованию ядерного, а в последующем и ракетно-ядерного оружия определили качественный скачок в боевом потенциале морской авиации. Особое место в развитии морской авиации занимает ОКБ Г.М. Бериева. Благодаря высокой технологической проработке конструкции летающая
лодка Бе-6 была быстро запущена в производство и строилась до 1957 г. По
своим летно-техническим данным гидросамолет Бе-6 превосходил летающую лодку В 1951 г. в ОКБ начала создаваться первая в мире летающая лодка Р-1 с
двумя турбореактивными двигателями ВК-1. Разработка гидросамолета Р-1
потребовала решения многих совершенно новых конструкторских проблем,
связанных с применением в гидроавиации реактивных двигателей и переходом на
большие скорости полета, взлета и посадки, превосходящие в 2 и более раза
скорости гидросамолетов с поршневыми двигателями. Летающая лодка Р-1 с
полетной массой 20 т в процессе испытаний в 1952-1953 гг. показала в
горизонтальном полете максимальную скорость 800 км/ч и практический потолок Несмотря на высокие летные характеристики, машину на государственные испытания не передали. Было решено на Р-1 отработать и выявить все особенности реактивного гидросамолета и только после этого приступить к созданию боевой машины, более крупной, с большей дальностью и грузоподъемностью. Поэтому Р-1 использовался в качестве летающей лаборатории. На нем проводились исследования физической картины глиссирования на больших скоростях, выявлялись причины, вызывающие неустойчивость глиссирования и барсы при взлете и посадке, разрабатывались меры борьбы с неустойчивостью. Полученные в 1953 г. от главного конструктора А.М. Люльки чертежи и характеристики нового реактивного двигателя АЛ-7ПВ создали необходимые условия для разработки в ОКБ Г.М. Бериева боевого гидросамолета-разведчика и торпедоносца Бе-10. Постройка в 1956 г. Бе-10 - первого отечественного реактивного
гидросамолета со стреловидным крылом явилась крупным шагом в развитии
отечественной гидроавиации и большим научно-техническим достижением. Бе-10 Попытка создания в США летающей лодки Си Мастер с турбореактивными
двигателями, имеющей такое же назначение, закончилась неудачей. На летающих лодках Бе-10 морские летчики Н.И. Андриевский и Процесс формирования противолодочной авиации (ПЛА) как нового рода морской авиации и рода противолодочных сил ВМФ осуществлялся на основе научно-технической революции в военном деле, вызвавшей коренные изменения в деятельности авиации ВМФ. 1. Противолодочная авиация До 1956 г. авиация ВМФ в своем составе не имела противолодочной
авиации как рода сил, предназначенного специально для действий против
подводных лодок. Задачи поиска и уничтожения ПЛ осуществляла
разведывательная авиации. Однако интенсивное развитие подводных сил в США,
особенно массовое строительство ими ПЛ с атомными энергетическими
установками, создание дальноходных самонаводящихся торпед и ракетно-
ядерного оружия, значительно повысило боевые возможности подводных
атомоходов. Время нахождения атомных подводных лодок в подводном положении
составило около 90%, подводная скорость достигла 25-30 уз, а глубина
погружения 400 м и более. Дальность стрельбы баллистическими ракетами
составила в тот период 1600-2500 км, что обеспечивало каждой ПЛ
патрулирование в районе площадью до 300 тыс.км. В этих условиях перед нашей
морской авиацией встала очень сложная задача, для успешного решения которой
необходимо было создание специального рода сил - противолодочной авиации. 2. Противолодочние самолеты Противолодочные самолеты предназначались для действий против ПЛ в удаленных районах морей и на дальних подходах к военно-морским базам, а также для обеспечения противолодочного охранения соединений боевых кораблей и конвоев на переходе морем. Базовые вертолеты использовались для поиска и уничтожения ПЛ вблизи своего побережья, на ближних подходах к ВМБ (портам) и обеспечения выхода (входа) кораблей из баз (в базы). Корабельные вертолеты предназначались для обеспечения противолодочного
охранения соединений кораблей на переходе морем, а при групповом
базировании на кораблях - для совместного с кораблем поиска и уничтожения Самой сложной проблемой при создании ПЛА оказалась разработка средств обнаружения ПЛ, находящихся в подводном положении. Для решения этой задачи потребовалось использовать весь комплекс демаскирующих признаков ПЛ. К ним относятся акустические и магнитные поля, тепловой контраст следа ПЛ. загрязнение атмосферы отработанными газами дизелей, повышение радиоактивности водной среды как следствие работы атомных силовых установок. Первоначально конструкторам удалось создать авиационную аппаратуру обнаружения ПЛ в подводном положении, основанную на гидроакустическом принципе. Были разработаны также магнитометрическая и инфракрасная аппаратуры и усовершенствованы радиолокационные средства поиска ПЛ. 3. Средства поиска ПЛ Из гидроакустических средств обнаружения ПЛ наибольшее развитие получили радиогидроакустические буи (РГБ). Простота конструкций, малые вес и габариты сделали это средство обнаружения ПЛ одним из главных. Первая авиационная поисковая радиогидроакустическая аппаратура Баку
была создана в 1953 г. Ею были вооружены самолеты Бе-6, вертолеты Ми-4, а в
конце 50-х годов - небольшое количество самолетов Ту-16. Система Опыт применения РГБ-Н показал, что порядок расположения буев (на
площади или в линии) через 4-5 часов после приводнения полностью нарушался
из-за волнения моря, течения и воздействия ветра. Таким образом выявилась
ненужность очень большого времени живучести буя РГБ-Н. В связи с этим были
разработаны и в 1961 г. приняты на вооружение новые малогабаритные
радиогидроакустические буи типа РГБ-НМ (Чинара) со временем живучести 5 ч. РГБ применялись для поиска ПЛ в ограниченном районе моря при потере
визуального или радиолокационного контакта с ними, для контрольного поиска Параллельно с развитием авиационных РГБ шло создание вертолетной
опускаемой гидроакустической станции (ОГАС АГ-19). Ею первоначально
вооружались вертолеты Ми-4 и Ка-15. Вначале АГ-19 предназначалась для
поиска ПЛ в подводном положении в режиме шумопеленгования. В последующем на
ее основе были разработаны и приняты на вооружение новые ОГАС: ВГС-2 и ОКА- 4. Оружие для уничтожения, поражения ПЛ Серьезной проблемой являлась разработка оружия для уничтожения Качественный скачок в повышении боевых возможностей ПЛА произошел с
поступлением в 1962 г. на вооружение циркулирующей самонаводящейся торпеды В середине 60-х годов в США шла полным ходом программа строительства
атомных ПЛ, вооруженных баллистическими ракетами Поларис. На вооружении они
уже имели до 30 пларб, из которых часть находилась в назначенных районах
боевого патрулирования в 15-минутной готовности к нанесению ракетно-ядерных
ударов по военно-промышленным и административным центрам нашей страны. В
этих условиях сложившаяся военно-политическая обстановка выдвигала перед С этой целью в 1963 г. в Военно-морской академии была создана кафедра По мере увеличения в составе флотов стран НАТО числа пларб главной задачей ПЛА становится борьба с ними. В этой связи резко повышается роль и значение ПЛА, способной осуществлять эффективную борьбу с подводной лодкой противника. Основным методом применения сил ПЛА, предназначенных для борьбы с пларб, становится активный поиск в выявленных предполагаемых районах их боевого патрулирования. С этой целью в 1964 г. на всех флотах была введена боевая служба как принципиально новая форма обеспечения высокой боевой готовности сил ВМФ в мирное время. В новых условиях основной задачей ПЛА стал поиск, слежение и
уничтожение пларб противника в море и океане самостоятельно и во
взаимодействии с другими родами противолодочных сил и другими силами ВМФ. В период 60-х годов большой вклад в развитие ПЛА внесли ученые, конструкторы, инженерно-технические работники, рабочие авиаконструкторских бюро Бериева, Ильюшина, Туполева, Миля, Камова, научно-исследовательских учреждений и предприятий военно-промышленного комплекса. Они быстро реагировали на требования практики и создали в короткие сроки первоклассные противолодочные самолеты и вертолеты, более совершенные противолодочные средства поиска, слежения и поражения подводных лодок. При этом если раньше основное внимание уделялось характеристикам самолета (вертолета) как носителя противолодочных средств, а все, что обеспечивало его функционирование, т.е. средства борьбы с подводными лодками, считалось второстепенным, то теперь каждый тип противолодочного самолета (вертолета) проектировался и строился промышленностью как единый авиационный противолодочный комплекс (АПЛК). Комплекс представлял собою специализированную совокупность носителя и всех средств, обеспечивающих выполнение противолодочных задач в соответствии с предназначением от взлета до посадки. АПЛК именовались по названию самолета. |[pic] | Первый авиационный противолодочный комплекс специальной постройки Бе- В поисковом варианте Бе-12 брал на борт до 90 радиогидроакустических
буев РГБ-НМ, а в поисково-ударном - 24 РГБ-НМ и одну торпеду АТ-1. В
ударном варианте он вооружался тремя торпедами того же типа. В поисково-
прицельную систему комплекса входила также магнитометрическая аппаратура Первым АПЛК специальной постройки для борьбы с пларб, вооруженных баллистическими ракетами типа Поларис, стал Ил-38, созданный в 1962 г. под руководством авиаконструктора С.В. Ильюшина. АПЛК Ил-38 имел автоматизированную поисково-прицельную систему Поисково-прицельная система обеспечивала комплексное применение РГБ
трех типов: пассивного ненаправленного действия, пассивного направленного
действия и пассивно-активного действия. Благодаря этому экипаж самолета
получил возможность определять не только зону нахождения ПЛ, обнаруженной
буем, но и направление на нее и ее место с необходимой точностью. Комплект
первого типа состоял из 24 фиксированных по частоте РГБ, второго типа - из АПЛК Ил-38 был способен обследовать площадь акватории 10-12 тыс.км2
осуществлять поиск на противолодочном рубеже протяженностью 140 км или
слежение за ПЛ в течение 5-6 ч, навести корабельную поисково-ударную группу С увеличением дальности полета баллистических ракет, установленных на
атомных ПЛ, до 3700-4600 км в 1970 г. на вооружение ПЛА был принят АПЛК Ту- АПЛК Ту-142 значительно повысил роль ПЛА ВМФ в решении задач поиска, слежения и уничтожения пларб в удаленных районах океанских театров военных действий. В поисково-ударном варианте Ту-142 был способен обследовать площадь акватории в 12-16 тыс.км или осуществлять непрерывное слежение за обнаруженной ПЛ в течение 6-8 ч и поразить цель тремя торпедами с высокой вероятностью. При разработке авиационных противолодочных средств поиска и поражения |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |