![]() |
|
|
Танки капиталистических странТанки капиталистических странТанки армий капиталистических стран Первые проекты боевой бронированной техники появились в России в 1911 - В разные периоды развития оружия и военной техники отношение к боевой
бронированной гусеничной машине менялось: были и ярые приверженцы, и
непоколе-
бимые противники, уверенно предвещавшие скорую гибель самой идеи танка. В
конце первой мировой войны среди последних были и американцы. В 30-х годах В 50-х годах вновь усилились позиции противников танков, утверждавших,
что создание ядерного оружия делает их существование бессмысленным. Но
многочислен-ные испытания показали, что бронированные машины, и особенно
танки, способны противостоять поражающим факторам ядерного оружия. Военные специалисты убеди-лись, что основные боевые танки могут вести эффективные действия и выживать в ус-ловиях применения оружия массового поражения. Зарубежные военные специалисты считают, что развитие основных боевых
танков в мире интенсивно началось после второй мировой войны. Опыт
применения легких и средних танков выявил как положительные, так и
отрицательные моменты. С их учетом в послевоенный период в США, Для характеристики конструктивно-компоновочных особенностей танков за
рубе-жом применяется понятие «поколение». К танкам первого послевоенного
поко-ления (1947-1963) относятся М46, М47, М48 (А2-А5), тяжелые М103 (А1 и Танки второго поколения (1963-1980) стали поступать на вооружение
сухопу-тных войск США, ФРГ, Великобритании и Франции с начала 60-х годов: В начале 80-х годов на вооружение армий ведущих стран НАТО стали
поступать основные боевые танки третьего поколения (1980-2010), технический
уровень кото-рых по сравнению с предыдущими возрос примерно вдвое. К ним
относятся М1А1 и А2 «Абрамс» (США), «Леопард-2» (А4-А5, ФРГ), «Челленджер» Техническое совершенство, базирующееся на передовых научных разработках, и соответственно лучшие боевые возможности достигнуты за счет повышения калибра пушки до 120-мм, установки новых систем управления огнем и тепловизионных прибо- ров, использования многослойной брони и бортовых защитных экранов. Реализованы также специальные технические решения, обеспечивающие живучесть экипажа и ма-шины при пробитии брони. Установлены дизельные двигатели мощностью 880-1100 кВт (1200-1500 л.с.),а на американских - газотурбинные. Конструктивные изменения привели к повышению на 5-10 т боевой массы, которая достигла 55-62 т. В связи с появлением новых технических идей и технологических возможностей танки подвергаются основательной модернизации. Как правило, усиливается броневая защита (новые композиционные материалы и системы динамической защиты), устанавливаются лазерные (на двуокиси углерода) дальномеры, совершенствуются дви- гатель, трансмиссия и ходовая часть. Для танковой пушки создаются более мощные боеприпасы - бронебойные подкалиберные снаряды с применением тяжелых сплавов на основе вольфрама или обедненного урана. По техническим характеристикам к боевым машинам третьего поколения
могут быть отнесены и танки С-1 «Ариетте» (Италия), «90» (Япония), а также,
возможно, «88» (Республика Корея) и ЕЕ-Т1 «Озорио» (Бразилия). В настоящее
время основные боевые танки третьего поколения в вооруженных силах США, В 80-х годах США и ФРГ, занимающие ведущее место в танкостроении,
начали разработку машин четвертого поколения (поступление на вооружение
ожидается после 2015 года): соответственно FMBT (Future Vain Battle Tank) и Основные направления совершенствования конструкции танков четвертого поко-ления в зарубежных странах предполагают повышение из огневой мощи, защиты от обычного оружия и ОМП, от огня вертолетов, низколетящих самолетов и других средств, поражающих цель сверху, увеличение подвижности и способности преодоле-вать водные преграды с ходу, создание более экономичных, надежных и ремонтопри-годных агрегатов и узлов силового блока, а также ходовой части, внедрение автомати-зированных систем информации об обстановке на поле боя, управления огнем и конт-роля за техническим состоянием. Наиболее приемлемым основным вооружением танков четвертого поколения зарубежные специалисты считают 140-мм пушку. Предпочтение отдается двум вариан-там конструктивно-компоновочного решения: размещение ее в низкопрофильной башне и установка на специальном вынесенном лафете. В первом случае обеспечивается более удобное расположение экипажа и надежная защита его от фронтального обстрела противотанковыми средствами, так и от подрыва на противотанковых минах. Второй вариант позволяет за счет размещения орудия над корпусом на специальном лафете уменьшить на 1/3 высоту танка и почти в два раза его фронтальную проекцию, а также вдвое усилить броневую защиту при сохранении боевой массы около 55 т. Кроме орудий, в которых для разгона снаряда используется порох, уже
давно ве-дутся работы по созданию для танка электромагнитной или
электротермохимической пушки. Метаемые по принципу электромагнитного
взаимодействия снаряды могут иметь скорость у дульного среза 4000-5000 м/с,
что значительно превосходит все извес-тные орудийные системы. Такая
скорость позволит снаряду пробивать любой броневой лист, обеспечив ему
убедительную победу в постоянной борьбе «снаряд - броня». При этом
траектория полета снаряда на значительном расстоянии будет представлять
собой практически прямую линию, а время достижения цели станет очень малым. Еще одним преимуществом электромагнитных пушек является то, что высокая скорость снаряда позволит снизить его массу. При этом можно уменьшить площади, отводимые для их хранения в боевой машине, или увеличить боекомплект. А самое важное - уменьшение калибра орудия. В этой связи размеры и боевая масса танка так- же снижаются, что позволит решить важную в современных условиях задачу - создать авиатранспортабельную машину (в одном широкофюзеляжном самолете на большие расстояния можно будет перевозить два танка или более). С установкой электромагнит-ной пушки повышается живучесть танка, поскольку в нем не будет пожаро- и взрыво- опасных пороховых зарядов. Но технические сложности еще велики. Главная проблема состоит в том, как в ограниченном объеме корпуса генерировать и хранить требуемую электроэнергию. Современные экспериментальные орудийные системы, использующие электромагнит-ный принцип метания, требуют установки накопителя энергии массой не менее 10 т, а также аккумуляторных батарей, значительно повышающих боевую массу танка. Разра-ботка накопителей идет полным ходом. Их массу при равных других характеристиках за десять лет удалось снизить на 10 проц. Это позволяет некоторым специалистам сде-лать вывод, что требуемые технические характеристики могут быть достигнуты к концу столетия. Однако другие заявляют, что для создания орудия, удовлетворяющего всем условиям , потребуется более продолжительное время. Появление мощных и разнообразных по физическим принципам действия проти- вотанковых средств и возможность поражения танков сверху заставляет конструкторов уделять значительное внимание повышению их броневой защиты и живучести. Обес-печение универсальной, отвечающей современным и перспективным требованиям бро-невой защиты является трудноразрешимой проблемой. Однако, судя по публикациям в западной военной печати, возможности улучшения защитных свойств брони далеко не исчерпаны. В этой связи продолжаются работы по созданию новых многослойных броневх конструкций на основе более прочных материалов. В Великобритании ведутся НИОКР по созданию боевой бронированной машины,
корпус которой будет полностью изготовлен из композиционных материалов. Его
полу-чают в результате прессования полимеров. Волокна сухим способом
прессуются в формах куда одновременно нагнетается термотвердеющий полимер. В целом, как отмечается в зарубежных военных изданиях, через 15 лет можно ожидать повышения стойкости новых видов брони к баллистическим противотанковым средствам в 2-2,5 раза. Одним из направлений увеличения защищенности танков (осо-бенно это относится к существующим образцам) может стать применение дополнитель-ного бронирования с использованием пассивной и активной брони. Испытания показа-ли, что такой метод позволяет значительно повысить защищенность экипажа. Наряду с совершенствованием традиционных методов защиты разрабатываются
и принципиально новые. Конструкторы близки к реализации концепции
управляемой динамической брони (SAS - Smart Armor System), обеспечивающей
защиту от противо-танковых средств калибра до 140-мм. Система SAS включает
комплект элементов ди-намической защиты, управляемых по всей поверхности
танка. Имеется также управля-ющая ЭВМ, которая с помощью датчиков
определяет тип подлетающего противотанко-вого снаряда и место его
попадания, рассчитывает, сколько и каких элементов динами-ческой защиты
должно быть подорвано для предотвращения или снижения поражаю-щего эффекта
снаряда. ЭВМ выдает также команды, предотвращающие детонацию и
одновременный подрыв всех элементов динамической защиты в результате
электрон-ного воздействия противника или огня или огня стрелкового оружия. Важной составляющей, которая определяет боевые качества танка, остается под-вижность. На нее в первую оказывает влияние масса танка, мощность двигателя, конс-трукция трансмиссии и подвески. Соотношение между мощностью двигателя и массой боевой машины характеризуется удельной мощностью. Зарубежные специалисты счи-тают, что для современного танка она должна находится в пределах 18,5-19,9 кВт/т (25-27 л.с./т), то есть при массе 60 т мощность двигателя будет 1105 кВт (1500 л.с.). Большинство зарубежных танков оснащены дизельными двигателями, кроме По мнению зарубежных специалистов, в гидропневматической подвеске станут применяться устройства, которые автоматически меняют основные характеристики подвески в зависимости от условий движения. Автоматизация многих процессов управления движением танка, ведения
огня, а также отображение различной информации на дисплеях экипажа могут
коренным об-разом изменить конструкцию танка будущего. Первые шаги в этом
направлении уже воплощаются, например, во французском основном боевом танке В целом для реальных танков четвертого поколения характерными
показателями будут следующие: снижение боевой массы до 50 т; наличие 140-мм
гладкоствольной пушки с автоматическим механизмом заряжания и сложного
комплекса приборов упра-вления огнем и наблюдения (в том числе
тепловизоров, обеспечивающих возможность кругового обзора и ведение
эффективного огня днем и ночью, а также в условиях плохой видимости, хотя
еще до конца не решена проблема распознавания целей по принципу «свой -
чужой»); использование дизельного или газотурбинного двигателя мощностью Одновременно с работами по созданию танков четвертого поколения в США
начались НИОКР над перспективным танком пятого поколения, получившим наи-
менование АЕТ (All Electric Tank - полностью электрический танк). Судя по публикациям в военной печати, разработчики отдельных
компонентов танка к 2020 году спроектируют и изготовят демонстрационные
образцы с шасси танка М1А2 «Абрамс» и новые шасси массой 50-55 т, а затем
объединят отобранные по кон-курсу компоненты в общую конструкцию Характеризуя роль и место основных боевых танков в боевых действиях сухопут-ных войск в ХХI веке, военные специалисты США утверждают, что они останутся гос-подствующей силой на поле боя, главным ударным средством при ведении наступательных действий, захвате обороняемых позиций и контрударах. Тенденции развития танков Судя по сообщениям иностранной печати, развитие и совершенствование
танков за рубежом осуществляется по двум основным направлениям: создание
новых образцов и модернизация ранее выпущенных и находящихся в
производстве. Считается, что первое направление обеспечивает значительное
повышение боевых свойств и эффекти-вности танков, но связано с большими
затратами времени и средств. Так, разработка западногерманского танка Второе направление, то есть модернизация танков представляет собой непрерыв-ный процесс проведения конструктивных и технологических мероприятий, направлен-ных на повышение их боевых свойств и продление жизненного цикла. По мнению за-рубежных специалистов, она позволяет в сравнительно короткие сроки и при ограни-ченных затратах добиться повышения эффективности танков и привести их в соответ-ствие с постоянно растущими требованиями. Огневая мощь. Важнейшую роль в развитии танков играет прогресс в
области совершенствования их вооружения. В качестве основного вооружения на
всех зарубеж-ных танках используются пушки калибра 105- и 120-мм.Развитие,
особенно в послед-ние время, танковых пушек, систем управления огнем и
боеприпасов привело западных специалистов к отказу от попыток создания
танков с комбинированным ракетно-пущечным вооружением. Оно было установлено
лишь на американских образцах М60А2 и М551 «Шеридан», выпущенных в
ограниченном количестве. Разработка его во Франции была прекращена. В развитии пушечного вооружения за рубежом выделяются следующие тенден- ции: постепенный переход на увеличенный калибр (120-мм), повышение эффективнос-ти действия снарядов по бронированным целям и применение более совершенных систем управления огнем. Наиболее распространены танковые пушки калибра 105-мм. Однако танки 80- х годов, которые начали уже поступать в сухопутные войска, вооружаются 120- мм пуш-ками, при этом предпочтение отдается гладкоствольным. Иностранные военные эксперты подчеркивают, что гладкоствольные пушки предназначены для стрельбы только снарядами, стабилизированными в полете опере-нием. Они несколько уступают орудиям с нарезными стволами в эффективности стре-льбы осколочно-фугасными снарядами, а также в дальности прицельной стрельбы. Од-нако аргументом в пользу первых является возможность значительно (примерно в 1,5 раза) повысить кинетическую энергию снаряда при высокой живучести ствола. Это объясняется тем, что при гладкой поверхности канала ствола создаются предпосылки для снижения термической и эрозийной нагрузки на нее за счет уменьшения площади, на которую воздействуют пороховые газы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |