![]() |
|
|
Танки капиталистических странp> Основным снарядом зарубежных танковых пушек, используемым для поражения бронированных целей, в настоящее время является бронебойный оперенный подкали-берный снаряд, который может выстреливаться как из гладкоствольных, так и из наре-зных пушек (при применении специальных прокладочных колец).Высокая пробивная способность снарядов этого типа достигается за счет большой кинетической энергии, приходящейся на малую площадь контакта снаряда с преградой. Для 105-мм нарезных пушек в США, Великобритании, ФРГ, Франции и Израиле в последние годы разрабо-таны более эффективные подкалиберные снаряды. Во Франции, где в боекомплектах танков АМХ-30 вообще не было подкалиберных снарядов, теперь создан такой боепри-пас. Сообщается, что его начальная скорость свыше 1500 м/с, на дальности 3 км он пробивает монолитную плиту толщиной 150 мм под углом встречи 60 град. Подкалиберный снаряд 120-мм западногерманской пушки танка «Леопард-2», как и большинство других снарядов подобного типа, состоит из активной части и отде-ляющегося поддона. В активную часть входят стальной корпус, сердечник из тяжелого металла, пятилопастный стабилизатор из легкого сплава с жаропрочным покрытием, головная часть и трассер. Начальная скорость снаряда превышает 1600 м/с. Ведутся работы по созданию для этой пушки подкалиберного снаряда с моноблочным однород-ным бронебойным сердечником из тяжелого металла без стального корпуса. Он должен иметь значительно более высокую поперечную нагрузку по сравнению с принятым на вооружение снарядом и соответственно повышенную бронепробиваемость. Зарубеж-ные специалисты считают, что у оперенных подкалиберных снарядов на сегодняшний день существуют достаточные резервы для дальнейшего совершенствования. Поэтому именно с их развитием они связывают повышение возможностей танковых пушек по поражению бронированных целей. В капиталистических странах ведутся работы по совершенствованию и других типов боеприпасов. В частности, для пушки танка «Леопард-2» разработан 120-мм многоцелевой (кумулятивно-осколочный) снаряд, который, как отмечается, обладает высокой бронепробиваемостью, а по воздействию на площадные цели примерно равно-ценен 105-мм осколочно-фугасному снаряду. На повышение эффективности огня из танков большое влияние оказывает
осна-щение их совершенными системами управления огнем (СУО). Современные Большинство используемых на зарубежных танках стабилизаторов вооружения
представляют собой двухплоскостные гироскопные системы регулирования по
скорос-ти отклонения орудия (башни). При этом поле зрения прицела
стабилизируется вместе с ним (зависимая стабилизация). Однако для танков М1 С начала 70-х годов на зарубежных танках устанавливаются лазерные дальноме-ры. По сравнению с оптическими они, как полагают иностранные специалисты, имеют следующие преимущества: высокое быстродействие, автоматизированный процесс ввода измеренной дальности в прицельные устройства, высокая точность измерения, практически не зависящая от дальности, малые размеры и вес, простота освоения и т.д. В системах управления огнем танков капиталистических стран в настоящее время используются аналоговые и цифровые электронные баллистические вычислите-ли, предназначенные для расчета углов прицеливания и бокового упреждения с учетом расстояния до цели, типа снаряда и ряда других факторов, влияющих на траекторию полета снаряда. Развитие их идет в направлении создания электронных цифровых вы-числителей повышенной точности. При этом существенно уменьшаются размеры при-бора, потребляемая мощность, стоимость и одновременно расширяется круг решаемых задач. Наряду с вычислением исходных данных для контроля работы и характеристик практически всех элементов СУО. В капиталистических странах ведутся интенсивные работы по созданию еще более совершенных систем управления огнем, в процессе которых реализуются новые решения. Так, на американской опытной легкой машине (танке) повышенной живучес-ти HSTV-L установлена СУО, которая должна обеспечить существенное сокращение времени, необходимого экипажу для обнаружения и поражения целей в различных ус-ловиях. Место командира оснащено выдвигающимся вверх и вращающимся в горизон-тальной плоскости (360 град.) панорамным прицелом с автоматизированным управле-нием. Он имеет стабилизированную в двух плоскостях головку, тепловизионную систе-му переднего обзора (FLIR), дневной оптический канал и канал телевизионной системы с объемным изображением поля зрения. Последнее передается на устройство отображе-ния, размещаемое перед командиром и может также поступать на устройства отображения двух других членов экипажа. Прицел наводчика, как и панорамный прицел командира, имеет
стабилизирован-ную в двух плоскостях головку, тепловизионный канал системы Еще дальше в развитии СУО пошла американская фирма «Делко электроникс». Особое внимание уделяется улучшению возможностей танковых экипажей по об-наружению и разведке целей. На новых и модернизированных танках широко исполь-зуются приборы ночного видения (ПНВ). Наибольшее распространение получили ПНВ двух типов - активного и пассивного. В последние годы на зарубежных танках стали устанавливать телевизионные
и тепловизионные приборы. Среди последних различают теплопеленгаторы,
обеспечива-ющие лишь обнаружение целей, и тепловизионные прицелы,
позволяющие обнаружи-вать, распознавать объекты и осуществлять наведение на
них оружия в условиях за-дымленности, при отсутствии оптической видимости
целей, а также при наличии на них тонких слоев маскировки. В США для танков Защищенность. Западные специалисты отмечают, что на развитие танков боль-шое влияние оказывает необходимость резкого повышения их защищенности, то есть свойства сохранять боеспособность при воздействии различных средств поражения. В связи с большим разнообразием этих средств защищенность танков принято рассмат-ривать в двух аспектах - при воздействии оружия массового поражения и обычных средств. Защищенность современных танков от ядерного и химического оружия обеспечи-вается прочностью и жесткостью корпуса и башни, их герметичностью, созданием из-быточного давления воздуха внутри танка с помощью фильтровентиляционных устано-вок. С целью защиты экипажа от радиационного излучения осуществляется наращива-ние толщин защитных материалов. Судя по сообщениям иностранной печати, повые танки М1 «Абрамс» и «Леопард-2» имеют повышенный уровень защиты от проникающих излучений ядерного взрыва и радиоактивно зараженной местности по сравнению с танками второго поколения. Улучшенные защищенности танков от обычных средств поражения зарубежные
специалисты считают важнейшей проблемой в развитии их на современном этапе. Одним из путей снижения вероятности попадания в танк является,по их мнению, повышение его подвижности на поле боя. Высокая подвижность танка на поле боя в сочетании с низким силуэтом позволяют ему лучше использовать защитные свойства местности и усложняют обстреливающему его противотанковому средству решение огневой задачи. Важную роль в этом плане играет применение маскировочных средств. Повышение стойкости к воздействию различных противотанковых снарядов за рубежом связывают с дальнейшим совершенствованием броневой защиты, улучшением компоновки и другими мероприятиями. В иностранной печати отмечается, что сущест-венный прогресс в этом был достигнут созданием так называемых комбинированных броневх преград. Одной из разновидностью таких преград является разнесенная броня, получившая в последние годы распространение за рубежом танкостроении. В частнос-ти, из нее изготовлены башни танков «Леопард-1А3 и -1А4». Многослойная комбинированная броня впервые использовалась на опытном
аме-рикано-западногерманском танке МВТ-70. В 1976 году английскими
специалистами была разработана комбинированная броня (получила название Определенные работы проводятся за рубежом по повышению защищенности ра- нее выпущенных образцов. Так, в процессе модернизации танков «Леопард-1» на их башнях были установлены дополнительные броневые листы. В некоторых случаях между основным и дополнительным бронированием возможно размещение наполните-ля, повышающего, например, стойкость к воздействию кумулятивных снарядов. В час-тности, такие мероприятия в отношении танков серии М60 в инициативном порядке предложены американской фирмой «Теледайн». Перспективным направлением считается также локализация заброневых повреж-дений. Жизненно важные элементы танка стремятся располагать так, чтобы уменьшить вероятность выхода из строя всей машины даже при пробитии ее брони снарядом. С этой целью боеприпасы изолируют броневыми перегородками, а топливо размещают в защищенных баках в периферийных областях внутреннего пространства. Западные специалисты вместе с тем отмечают, что мероприятия по
повышению защищенности танков ведут к неизбежному возрастанию их веса. Подвижность. В зарубежном танкостроении, как сообщает иностранная печать, просматривается устойчивая тенденция к повышению средних скоростей движения танков в различных дорожно-грунтовых условиях, улучшению их динамических и ма- невренных качеств. Прежде всего это заключается в увеличении удельной мощности за счет использования более совершенных двигателей. Если у танков второго поколения она составляла 15-20 л.с./т, а к перспективным танкам предъявляются еще более высо-кие требования. Существенным шагом вперед в танковом двигателестроении иностранные специ-алисты считают создание американской фирмой «Авко Лайкомигн» газотурбинного двигателя (ГТД) АGТ-1500 мощностью 1500 л.с., который установлен на танке М1 «Абрамс». В последние годы за рубежом было создано несколько новых танковых дизель-ных двигателей, в том числе: западногерманский 12-цилиндровый многотопливный ди-зель водяного охлаждения МВ-873 (мощность 1500 л.с.), американский 12-цилиндро-вый двигатель воздушного охлаждения с переменной степенью сжатия AVCR-1360 (1500 л.с.) и английский CV-12 (1200 л.с.). Иностранные специалисты - сторонники дизеля считают, что он еще имеет доста-точные резервы для совершенствования. Так, в настоящее время американская фирма «Камминс» ведет работы с «адиабатическим» двигателем, камеры сгорания которого покрыты изоляционной керамикой. Наряду с масляным охлаждением поршней, приме-неным на дизелях французской фирмы «Ситроен», это, по мнению западных экспертов, позволило бы значительно упростить систему охлаждения и обеспечить выигрыш в ве-се, объеме и мощности при снижении удельного расхода топлива до уровня 135 г/л.с.ч. Во Франции разрабатывается дизельный двигатель, в котором используется дополни-тельная камера сгорания, предназначенная для повышения производительности турбо- нагнетателя. Это может обеспечить увеличение выходной мощности и улучшение прие-мистости двигателя. Однако французские специалисты отмечают, что он пока является очень сложным и неэкономичным. Трансмиссии, применяемые на зарубежных танках, являются механическими
или гидромеханическими. Первый тип считается менее современным. На новых
танках М1 «Абрамс» и «Леопард-2» установлены гидромеханические трансмиссии В качестве перспективного направления совершенствования гидромеханических трансмиссий рассматривается установка гидрообъемной передачи (ГОП) не только в дополнительной, но и в основной силовой поток параллельно с механической ветвью таким образом, чтобы с увеличением скорости движения через ГОП передавалась все меньшая часть мощности двигателя. В иностранной печати подчеркивается, что важнейшим условием повышения подвижности танков является совершенствование их подвески. Большинство основных танков имеет индивидуальную торсионную подвеску. За счет использования в послед-ние годы высоколегированных сталей и специальных методов механической обработки работоспособность торсионных валов резко возросла, что позволило увеличить динами-ческий ход катков. Кроме того, были разработаны более совершенные конструкции двухвальных торсионов (вал в трубе). Наряду с повышением характеристик амортиза-торов это привело к увеличению средней скорости танков. Однако зарубежные специалисты считают, что значительно лучших
результатов можно добиться за счет использования гидропневматической
подвески. В настоящее время ею оснащены два серийных танка - шведский Strv- Компоновка. Для современных танков наиболее характерна ставшая классичес-кой компоновка, при которой основное оружие размещается во вращающейся башне, силовая установка и агрегаты трансмиссии - в кормовой части корпуса, а члены эки-пажа располагаются раздельно: водитель - в носовой части корпуса, остальные - в башне. Она обладает рядом преимуществ по сравнению с другими схемами, имеющими по этой причине ограниченное распространение. В то же время отмечается, что классической компоновке присущи и определен-ные недостатки (высокий силуэт машины, большие размеры башни, трудности созда-ния надежной защиты от современных противотанковых средств и оружия массового поражения), которые заставляют западных конструкторов вести постоянный поиск но-вых решений. Так, в ФРГ по программе создания танка «Леопард-3» было разработано несколько проектов танков, имеющих различную компоновку: размещение двух танко-вых пушек калибра 105-120-мм в корпусе (казематная установка), одной 105-мм пушки в башне с ограниченным углом поворота (+90, -90 град) и с наружной установкой ору-дия на поворотной платформе. Первая схема обеспечивает снижение общей массы танка, повышает его защище-нность и огневую мощь (при стрельбе по неподвижным целям). Поскольку наведение оружия в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом всей машины, стрельба с ходу по движущейся цели затруднена. Использование башни с ограниченным вращением позволяет уменьшить общую высоту машины и улучшить ее защиту за счет компоновки моторно- трансмиссионного отделения «по вертикали», однако при этом приходится сдвигать башню вперед, что усложняет применение длинноствольных пушек. Иностранные специалисты считают, что возможность создания компактного,
хорошо защищенного корпуса и обеспечение малой проекции башни танка дает
схема с наружной установкой пушки. Такой способ исследуется в нескольких
странах Напри-мер, в Швеции проводятся испытания легкого танка (на базе БМП В настоящее время в некоторых западных странах созданы или разрабатываются танки, компоновка которых является компромиссом между классической схемой и но-выми решениями. Так, в израильском танке «Меркава» моторно-трансмиссионное отде-ление расположено в носовой части корпуса, обеспечивая дополнительную защиту эки-пажа. Однако при этом ухудшается доступ к двигателю и агрегатам трансмиссии для их обслуживания и ремонта, увеличивается их уязвимость. Дальнейшее развитие подобной компоновки предлагается швейцарской фирмой Таким образом за рубежом, и прежде всего в странах НАТО, проводятся интенси-вные работы, направленные на дальнейшее развитие отдельных боевых свойств и по-вышение эффективности танков, которые, по мнению иностранных военных специали-стов, продолжают оставаться важнейшим элементом в системе вооружений сухопутных войск. Танки армий капиталистических стран Зарубежные военные специалисты считают, что танки и сегодня, несмотря на появление эффективных противотанковых средств, остаются главной ударной силой сухопутных войск при ведении боевых действий в условиях применения как обычного, так и ядерного оружия. Основу танковых парков армий развитых капиталистических стран
составляют танки так называемого второго послевоенного поколения,
поступившие на вооружение в первой половине 60-х годов. В иностранных
публикациях их часто называют основ-ными боевыми танками. Они имеют
традиционную (классическую) компоновку с раз-мещением пушки во вращающейся
башне, силовой установки и трансмиссии в кормо-вой части машины, а экипажа
раздельно (командир, наводчик и заряжающий - в баш-не, а механик-водитель -
в носовой части корпуса). Исключение составляет шведский безбашенный танк В 70-х годах в ряде капиталистических стран была проведена модернизация
этих танков, направленная главным образом на увеличение их огневой мощи за
счет стаби-лизации пушечного вооружения, совершенствования боеприпасов и
внедрения совреме-нных систем управления огнем. Одновременно в США и ФРГ
велась разработка танков нового поколения. Как отмечалось в зарубежной
прессе, принятые на вооружение аме-риканский танк М1 «Абрамс» и
западногерманский «Леопард-2» по своим боевым свойствам в 1,5-2 раза
превосходили существующие образцы. С 1983 года в сухопут-ные войска В последние годы получила распространение так называемая динамическая
за-щита, или «активная броня», представляющая собой набор накладок с ВВ,
устанаыли-ваемых поверх основной брони корпуса и башни. Впервые она была
применена в 1982 году на танках «Центурион», М48 и М60, использовавшихся Основные усилия при разработке перспективных танков направлены, как и преж-де, на увеличение их огневой мощи, повышение подвижности, улучшение защиты. При этом западные специалисты подчеркивают важность внедрения в танкостроение после-дних научно-технических достижений, что позволит танкам сохранить роль одного из основных боевых средств в системе вооружений сухопутных войск. Так, например, сей-час в США прорабатывается вопрос об использовании на будущих танках электромаг-нитных пушек. США занимают ведущее место в капиталистическом мире по уровню развития бронетанковой техники. Значительное количество американских танков было поставле-но странам блока НАТО и другим государствам. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |