реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Эколого-эстетическое воспитание школьников

восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны

участвовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп.

Чем младше школьники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит

игровым элементам. В подростковой группе на первый план выступает

опытническая, поисковая, краеведческая, спортивная деятельность. У

старшеклассников ведущую роль получают труд, изучение науки и искусства.

Разнообразное художественное творчество должно охватывать учащихся всех

школьных возрастов.

В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же

дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются

их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к

явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.

В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как,

посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристских походах.

Престижны освоения местного рельефа, изучение животных, растений, ловля

рыбы. Менее ценятся участие в охране природы, уход за деревьями, уборка

территорий, зарисовки явлений природы, сбор лекарственных растений.

Еще ниже стоят оценки наблюдений за явлениями природы, прогулка в

парке, а так же уходу за домашними рыбками. Здесь эстетические отношения

подростков к природе обнаруживают свою не развитость.

В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия

выступили любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде,

отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов,

пение); сбор грибов, уход за животными. Во многом такая градация связаны с

особенностями психофизического развития подростков и юношества. Педагог

призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных

установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем

они занимаются более, а чем менее охотно.

В предпочтениях одних дел другим, как и в оценках красоты природных

явлений, избирательно проявляется внутренняя позиция школьников, сквозь нее

преломляются любые педагогические воздействия на отношения к природе и

отражаются в сознании и поведении соответственно ее содержанию. Понятно,

что результаты эстетического воспитания будут успешнее, когда оно тесно

связано ни только с общественно важной, но и с предпочитаемой учениками

деятельностью и тем самым – с их избирательными, сознательными,

индивидуальными связями с природой.

Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в

деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это

отношение, влияют содержание и форма, задания учителей, возможность его

творческого выполнения, принцип коллективизма. Об этом свидетельствуют

данные некоторых психолого-педагогических экспериментов.

Приемы косвенного влияния педагогов на деятельность не способствуют

сосредоточению внимания всех школьников на эстетических свойствах природы.

Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко проявляют при

этом интерес к случайным явлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому,

что само бросается в глаза и мало всматриваются в детали, в признаки и

свойства явлений. Подобные приемы не достаточно ориентируют на выделение

главных, существенных признаков, позволяющих оценить явление как красивое

или безобразное.

Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познания красоты

природы. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений,

превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. Не

удовлетворяясь общим знанием, что вокруг есть красота, учащиеся овладевают

умением отыскивать ее в различных природных условиях. Активизируются

коллективные стремления к постижению новизны явлений, как их красоты,

усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями.

Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки

эстетических свойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников

педагогам: что такое красота? Как ее распознать в природе? Чем отличаются

красивые явления от некрасивых? Какие явления нельзя назвать красивыми и

т.д.

Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные

стремления и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других

требует специальной педагогической работы, поэтому задание открыть красоту

в природе, которые учитель ставить перед учащимися должны быть неразрывно

связаны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот.

Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений

школьников требует комплексного подхода.

Два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического

познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию –

равно возможны в любой школе.

Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют

ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на

средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут

сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки,

отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства

они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать

достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с

миром музыки, воспроизводящие образы природы.

Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее

эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения

основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с

природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и

искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей

средой.

Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя

разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе могут

стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий:

объединение познания, пруда и охраны среды в систему (комплекс дел

связанных друг с трудом и переходящих друг в друга); взаимное дополнение

эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их

взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе;

дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с

каждым учебным предметом и возрастной группой школьников; усиление внимания

педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга

разных дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм

взаимодействия с природной средой.

Деятельность среди природы является объективной основой возникновения и

развития взаимных отношений учащихся (ученические бригады, школьные

лесничества, животноводческие звенья, общественные сады).

Здесь педагог может широко использовать массовые формы и методы

пропаганды эстетической ценности природы и необходимости ее охраны. Это

лекции, беседы, рассказы, объяснения, читательские конференции. Действенны

и приемы воспитания на примере, поощрении. В коллективе легко и традиционно

организуются соревнования и конкурсы, выставки, художественные кружки,

вечера и праздники, посвященные заботе о природе.

Учителя выступаю при этом как консультанты и советчики. Пример

педагогов активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение

к природе и друг к другу.

Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности могут

стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом,

цветами, животными, рыбками, птицами), выставки находок и поделок из

природных материалов. Уместны рекомендации режима игр и отдыха среди

природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности и ухода

за природой, законодательство. На беседы можно приглашать художников,

поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих, юристов и т.д.

Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу

помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает

процесс преобразования предметных и взаимных связей учащихся в

воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции, ответственное

отношение к природе, забота школьников о сбережении ее красоты, внимание

друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это создает наилучшие условия

для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе

взаимодействия с природной средой.

Глава II. Эстетические свойства природы и учебно-воспитательный процесс в

школе.

2.1. Раскрытие эстетических свойств в учебно-воспитательном процессе.

Основные формы эстетического сознания опосредуют складывающееся

эстетическое отношение к природе и корректируют его соответственно

существующим социально – культурным традициям, однако, в зависимости от

уровня общего развития личности. Кроме того, развитость эстетического

восприятия, переживания оценки, вкуса, эстетических мотивов и потребностей,

эстетического идеала и их более высокого обобщения – системы взглядов

определяют уровни развития эстетического отношения в целом и к природе в

частности. Их активизация необходима как в процессе учебного познания, так

и на вне учебных и кружковых занятиях по тематике “Природа и красота”, и во

внешкольных формах приобщения к природе. Но наиболее целесообразна

систематическая расстановка эстетических акцентов в ходе изучения учебной

темы на уроках курса биологии или в процессе ознакомления ребят с природным

объектом (явлением), в общих беседах, направленных на оценку эстетических

особенностей окружающей среды.

Для младших школьников, не познанная еще природа – нечто цельное,

единое, вызывающее непосредственные, яркие эмоции. В их жизненном опыте еще

не завершено накопление “первых” ярких восприятий, наблюдений, переживаний

полученных в общении с природой для каждого она открывается в особых,

индивидуальных, личностно значимых жизненных обстоятельствах. Идет

осмысление накопленных чувственных впечатлений, оценок, освоение знаний,

начинается простейшая систематизация, анализ, обобщение, формирование

понятий и суждений о природных явлениях. На этом этапе непосредственные

эмоционально – эстетические оценки явлений сочетаются с пробуждением

интеллектуального, эстетически окрашенного чувства удивления в связи с

самим актом познания, раскрытия тайн природы. Позже для формирующегося

субъекта сознания – подростка уже важен и сам процесс познания, его

результаты, его личностная окрашенность, вовлеченность в творческое

освоение мира.

Для подростков нет природы как целого – она “разобрана” разными

учебными предметами. И поэтому у учащихся V – VII классов уже нет

целостного, эмоционального отношения к природе. Здесь для формирования

нравственно – эстетического отношения к природе, при расширении диапазона

школьной науки и объема накапливающихся знаний необходимо систематическое

обогащение представлений, чувственных впечатлений об эстетических свойствах

природы.

У старшеклассников важно пробуждать: способность оценить эстетические

черты отдельного явления или его элементов; вкус к оценке эстетических

свойств данной науки, самого процесса познания, учебно-трудовой и других

видов деятельности, связанных с природной действительностью. Надо

стремиться к развитию представления о целостной эстетической картине мира,

к эстетическим оценкам собственной деятельности и отношения к природе.

Педагогические возможности раскрытия красоты и ценности природы

обусловлены в первую очередь общими научными характеристиками природы и ее

эстетических свойств, даваемыми рядом научных дисциплин (в частности,

философией, экологией, эстетикой, педагогикой и другими) (1, 4, 7, 28, 40).

Критерий совершенства по отношению к свойствам объекта положен в основу

эстетической оценки природных явлений. Применительно к живой природе, этот

критерий приобретает иные оттенки: оценка совершенства и расцвета жизни в

каждой форме и явлении, признание духовной и материальной ценности природы

как величайшего достояния, сокровища человечества. Без принятия природы как

ценности, всякая деятельность по отношению к ней, проявление любой

потребности будет носить обыденно – утилитарный характер. Важно

предупредить возникновение подобного отношения к природе иначе,

сформировавшись и закрепившись, оно перейдет в убеждения и поведение

социально не приемлемые и даже угрожающие существованию конкретных

природных объектов.

Необходимо сформировать у школьников целостное, нравственно –

эстетическое отношение к природе, направленное на ее сохранение и

обогащение.

Перед учителями стоит сложная задача – освоить ни только особенности

эстетических и художественных объектов, но так же содержание и признаки

основных эстетических понятий, найти оптимальные приемы раскрытия их черт

для старшеклассников, научить их осознанному восприятию понятий. Необходимо

подчеркнуть, что понятие “эстетическое” содержит в себе “необыденность,

возвышенность чувства, раскрывающего мир под углом зрения его совершенства”

(33, 77).

Авторы ряда исследований и монографий рассматривают различные аспекты

воспитания личностных качеств и процессов при контактах школьников с

объектами природы (И. Д. Зверев, В. И. Старостин, Т. В. Калугина и др.) (1,

2, 8, 40).

Однако сегодня в учебно – воспитательном процессе еще не получила

последовательного отражения эстетическое содержание той или иной стороны

действительности, изучаемой в школьном курсе.

Некоторые педагоги, руководящие эстетическим воспитанием школьников, не

всегда ориентируются в определении основных признаков эстетического.

Таким образом важно подчеркнуть здесь моменты определяющие суть

эстетического.

Во-первых, при значении внешних форм явлений действительности,

воспринимаемых зрением, осязанием, слухом человека, оценка выразительности

их обусловлена единством воспринятой органами чувств формы и ее внутреннего

(выражаемого) содержания, назначения.

Во-вторых, момент бескорыстного созерцания, а так же любования, чтобы

не только пережить удовольствие от встречи с поразившим нас явлением, но и

сохранить его для других людей, воспрепятствовать тому, кто готов

уничтожить его, нанести ему вред. Сущность бескорыстного созерцания – в

подлинно человеческом постижении характера этого явления, его

неповторимости, его выразительности, в предугадывании его дальнейшей

судьбы, наконец, в чувстве ответственности человека за то, чтобы это

явление сохранилось и могло доставить радость познания удивительного другим

людям. Это особенно актуально для нашего времени, когда даже в природных

заповедниках приходиться делать специальные маршруты в стороне от подлинно

редких и ценных памятников природы, ибо им грозит опасность со стороны

“диких” туристов.

В-третьих, следует пояснить, что в понятие “выразительность” входят

понятия “прекрасное”, “красивое” (т.е. совершенное, соответствующее

идеалу), что составляет только часть представлений об эстетическом.

Наиболее красивая и привлекательная внешне, выбранная из всего объема

эстетических богатств природы, охватывает ограниченное чисто явлений и

объектов. Выразительность же включает все многообразие природы, форм ее

существования и может касаться как целого объекта, так и каких то его

сторон, проявлений, моментов бытия, которые не являются именно “красивыми”,

совершенными.

В-четвертых, понятие выразительности природы дает представление о ее

общей ценности для познания, о ее влиянии на самочувствии на человека (как

ободряющем, так и угнетающем), т.е. речь идет и о чувственном влиянии

природы на переживания, поведение человека, в том числе и на эстетические и

морально – волевые проявления.

Таким образом, раскрывая подросткам и старшим школьникам возможности

эстетического освоения природного мира, следует приучать их внимательно

вглядываться во внешний облик того или иного явления, оценивать его

особенности, признаки, форму и цвет, осязаемые и звуковые характеристики,

строение, иные особенности, определять возможность отнесения к ним тех или

иных эстетических понятий, характеризовать эстетическую ценность его,

значение содержания для духовного самочувствия человека. Ценен так же

педагогический разбор не эстетического поведения человека по отношению к

данным явлениям и объектам природного мира. В определенном смысле мы можем

говорить о выразительности эстетической картины мира и чувственного образа

каждого природного явления.

Педагогически целесообразное акцентирование эстетических свойств,

выразительности природы содействует духовному общению с ней, одновременно

служа общему развитию личности школьника.

2.2. Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной

деятельности школьников.

Исследования, посвященные эстетическому воспитанию школьников

общеобразовательных школ на уроках естественнонаучного цикла, рассматривают

возможности активизации эстетических эмоций и интересов учащихся для

углубления их познавательной деятельности, раскрывают эстетическое

содержание науки. Необходима постоянная работа учителя – предметника по

подбору, классификации, анализу эстетических особенностей определенной

стороны действительности, изучаемой той или иной школьной дисциплины.

Необходима активизация его собственного опыта эстетических переживаний,

оценок, а так же обращения к высказываниям великих ученых о глубоких

эмоциях, пробужденных под эстетическим воздействием действительности в

процессе ее научного познания. На уроках физики, астрономии, биологии,

географии, формируя у учащихся обобщенно – образное, эстетически окрашенное

представление о характерных свойствах той или иной стороны

действительности, учитель вправе называть его эстетической картиной

действительности. Последнее необходимо отличать от эстетической картины

самой науки, которая может быть доступна учащимся лишь в отдельных

элементах как многократно опосредованное аналитическое отражение

действительности.

Взаимосвязанные, целостные представления о природе, ее эволюции

отражаются в каждой науке, ее “пограничных” зонах. И сам переход от одной

зоны к другой требует не только абстрактно – логического понимания

диалектики переходов природных зависимостей, но и чувственно – наглядного

представления об эмоциональных, эстетических и этических оценках отдельных

сторон и свойств природных объектов у тех, кто изучает основы научной

картины мира. И эти оценки окрашены удивлением и восхищением,

многообразием, грандиозностью, гармоничностью закономерностей явлений и

процессов. Все это способствует формированию обобщенной эстетической

картины мира, ее целостного выразительного образа у учащихся.

Значительное место в современном миропонимании занимает астрономическая

картина мира с ее сложнейшими эволюционными процессами. Грандиозность,

величественность космических масштабов и процессов в научной картине мира

не может не вызвать эстетического переживания у школьников.

Многообразны возможности раскрытия эстетических свойств картины мира

при изучении строения Вселенной, Солнечной системы, звездного неба при

наблюдении и при осмыслении данных полученных из глубин космоса. От образов

- представлений человека о Вселенной неотъемлемы эстетические

характеристики: форма, цвет, очертания созвездий и других скоплений

небесных тел и т.п. гармония и совершенство мироздания неоднократно

воспевались поэтами, философами, естествоиспытателями. Эти критерии

существенны и для оценки современного состояния около земного и около

солнечного мира.

Задачи раскрытия эстетических свойств физических явлений и

экологические аспекты изучения физики остаются в сфере только меж

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.