реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Эколого-эстетическое воспитание школьников

предметных связей так, например, в заключение курса в X классе предлагаются

обобщающие лекции “Физика и научно – техническая революция”, “Современная

научная картина мира”, где учитель может сконцентрировать содержательный

материал, использовать возможности эстетического восприятия и оценки

явлений физической природы учащимися.

Раскрытие отдельных эстетических свойств физической картины мира нашло

педагогическое обоснование у ряда современных учителей физики. Отмечается,

что важный научный принцип – “единство законов природы в общефизической

картине мира можно считать эстетическим.

Эстетические свойства науки физики, ее фундаментальных законов и теорий

являются объективным отражением диалектического единства природы, ее

красоты и гармонии” (13, 44).

Ученые предлагают в процессе изучения физических явлений оценку трех

форм проявления красоты в природе (13, 32). Красота декоративная

характеризуется внешне чувственными признаками и присуща главным образом,

воспринимаемым нашими органами чувств явлениям оптическим, электрическим,

звуковым. Конструктивная форма красоты (как следствие целесообразности,

целостности) свойственна устойчивым образованием и процессам природы (темы

по статике, техники, механике, например закон всемирного тяготения).

Динамическую форму красоты, характеризуемую понятиями ритмичности,

динамического равновесия, упорядоченности, относят к молекулярно –

кинетическим явлениям, колебаниям и т.д.

Выявление этих особенностей и их оценка человечеством несут ценную

воспитательную направленность. Здесь сочетаются и нравственные, и

эстетические, и естественно – научные аспекты.

Возможность обратиться к простейшим, основным закономерным соотношениям

и формам, существующим в природе – в макро – и микромире, в земных условиях

дает математика. Она позволяет выявить наиболее гармоничные и устойчивые

сочетания, оцениваемые человеком как совершенные, прекрасные,

величественные, т.е. участвует в раскрытии отдельных сторон и свойств

эстетической картины мира. Педагог И. Г. Зенкевич относит к идеям

представления красоты идеи симметрии, периодичности, роста и случайности.

Связи математики с красотой природы определяются общностью этих идей (16,

36).

С физической и астрономической картиной мира тесно связан мир веществ,

изучаемый химией. В эстетическую картину мира химия вносит целостное

эстетическое видение единства природных веществ и процессов. Химия близка и

к биологическому циклу – она раскрывает истоки жизни и законы перехода,

превращения неорганического вещества в органическое. В педагогической науке

и практике имеются опыты раскрытия эстетического содержания химии на

школьных уроках.

Целостная картина современного материального мира воссоздается не

только физикой, химией, но и другими естественными дисциплинами. Особое

место среди них в этом аспекте занимают биология, а так же география,

объединяющие в себе различные характеристики (в том числе и физические, и

химические, и биологические) современного существования природы Земли.

Наиболее яркие и значимые, эстетически возвышенные образы живой природы

отражены в фольклоре народов мира. В нем лишение животного жизни всегда

рассматривалось как суровая необходимость, а не бесцельное убийство. Ныне

задача состоит в предотвращении истребления животных. Охота с ружьем ради

убийства должна быть в сознании современных людей вытеснена охотой с

фотоаппаратом ради созерцания красоты природы.

В характеристике тех или иных видов животных педагог должен уметь

показать внешнюю красоту животного, целесообразность и гармонию его

взаимодействий со средой, внутри вида, особенности его борьбы с другими

видами, и отношения человека с ним. Особенно богатые возможности для

раскрытия красоты, драматичности, благородства поведения животных,

предоставляют сцены рассказов, посвященных их заботе о потомстве, защите

его.

Живая природа – источник эстетических переживаний, творческих идей,

вдохновения художников и ученых прошлого, настоящего и будущего. Однако в

учебных программах, учебниках биологии нравственно – эстетические оценки

присутствуют крайне редко.

Проблемы охраны земной природы сопутствуют такой учебной дисциплине,

как география – наука, отражающая сегодняшний облик Земли, человечества,

мировую геофизическую, хозяйственно – экономическую, политическую,

культурную жизнь. Наиболее острые жизненные проблемы восстановления

гармонии между человеческим обществом и средой его существования могут быть

разрешены организацией разумного управления процессами, протекающими между

неживой и живой земной природой. При изучении в школе географии

раскрывается деятельность, способствующая или препятствующая сохранению

природных ценностей Земли, в том числе и эстетических.

Велико значение эстетических образов родной земли в формировании

чувства гармонии при восприятии в единстве природно-климатических черт –

земного рельефа, климата, растительного и животного мира.

В формировании целостной эстетической картины мира и эстетического

видения природы человека особую роль играет искусство. На уроке оно

усиливает воздействие эстетических элементов изучаемой стороны

действительности и обогащает гамму оценок эстетических свойств объекта.

Задача каждого учителя – раскрыть для школьников в своей области знания

эстетическую картину мира и сформировать у каждого действенное

гуманистическое нравственно – эстетическое отношение к природе. Решение

этой задачи предусматривает систему приемов, форм, методов организации

воспитательного воздействия:

1. систематическое обращение в содержании занятий к раскрытию

эстетических свойств и эстетического облика изучаемых материальных

природных явлений (как учителем, так и учащимися);

2. расширение форм и методов активизации на уроке эстетических оценок и

проявлений отношений учащихся к эстетическим свойствам изучаемых

объектов;

3. обобщающие занятия, беседы, лекции, а так же самостоятельные работы

учащихся, посвященные совместному разбору индивидуального отношения,

оценок, суждений об эстетических свойствах данной стороны

действительности (в заключительном разделе учебной темы) и эстетике

ее научного отражения;

4. проведение совместно с преподавателями других дисциплин естественно

– научного, а так же и художественно – гуманитарного цикла уроков,

лекций, конференций;

5. проведение мероприятий, выявляющих результаты развития отношения к

природе: конкурсов сочинений, творческих работ, сборов, конференций,

классных журналов на всех ступенях школьного обучения, проведения

диспутов в старших классах и тому подобное;

6. сочетание урочных и внеурочных видов работы по эстетическому

освоению природы;

7. развитие и пропаганда самими школьниками идеи защиты природы, ее

красоты и восстановления нанесенного ей ущерба в местных условиях,

подготовка текстов и щитов, содержащих высказывания великих людей о

природе, проведение утренников, вечеров и т.д.;

8. включение всех школьников в общественно – полезную и трудовую

деятельность.

Раскрытие эстетической картины мира на уроке предполагает, что

интегрированная сумма представлений, оценок прекрасного, суждений о нем,

выявит для учащегося не только эстетические свойства объектов природы и

действительности, но так же и особенности человеческого отношения к этим

эстетическим элементам, творческое стремление человека к сохранению и к

созиданию прекрасного в своей деятельности.

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к

природе.

Искусство – способ эмоционально – образного освоения мира. Важная

особенность искусства – его направленность на человека.

Все чувства, которые волнуют художника, автора произведения, все краски

его мироощущения своеобразно запечатлеваются в художественных образах,

передаваясь читателю, зрителю, слушателю. Пять основных чувств человека, по

средствам которых он познает чувственное многообразие мира, - это осязание,

зрение, слух, обоняние, вкус. Развитость этих чувств – сенсорная культура

человека – обогащает и углубляет красоту не только его мировосприятия, но и

труда, и творчества.

Искусство вызывает активность духовных чувств человека. В силу этого

оно выступает как мощный фактор воспитания личности, способствуя тому,

чтобы с одной стороны, очеловечить чувства человека, а с другой стороны

создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой

и природной сущности. Особая задача Эколога эстетической педагогики –

пробудить и воспитать с помощью искусства и творческой деятельности в

каждом школьнике художника природы, созидателя и защитника ее красоты, ее

ценности и богатства.

Художественный образ содержит пласт чувственного и логического

отражения явлений в нашем сознании. Искусство рассказывает о природе через

“очеловеченное” ее отражение. Искусство является фактором формирования

социально значимых форм и уровней эстетического сознания, в том числе и

интегрированного эстетического отношения к природе. Педагогически

организованный процесс его формирования под воздействием искусства

препятствует стихийному становлению корыстно – потребительского, лишенного

духовности, мировоззренческой глубины отношения к природе.

Неповторима и не заменима способность искусства в раскрытии перед

человеком эстетических свойств красоты природы.

Искусство моделирует, раскрывает содержание, формы, духовный смысл

отношений человека к природе и обществу, когда оно через посредство

педагога воздействует на юное поколение.

Художник, писатель, композитор как бы передает своему адресату

творческое видение натуры.

Учебные программы школы по предметам художественного цикла пока еще не

достаточно систематично и не равноценно отражают современные требования,

методы, приемы, отвечающие целям выработки нравственно – эстетического

отношения к природе.

Именно от учителя зависит развитие у учеников эмоциональных

переживаний, эстетическая оценка образов природы, стимулирование творческих

действий в условиях учебной работы по искусству.

Богатая природная тематика в области искусства отражена в различных

программах художественного и эстетического воспитания.

Важными средствами воспитания нравственно – эстетического отношения

школьников – подростков к природе (в том числе и в учебном процессе)

являются: непосредственное восприятие природных объектов в их эстетически –

характерной определенности, углубление личного опыта эмоционального,

духовного общения с природой, а так же их соотнесение с восприятием

художественного отражения природы, оценка его не только как фона действий

героев, но и как источника глубоких духовных переживаний и помыслов, а так

же как образа реального, эстетически значимого объекта, художественно

интерпретированного мастером. Все это обогащает эстетическое видение

природы школьниками, постижение художественных образов, мотивы отношения к

природе.

Было верно подмечено М. М. Пришвиным: “Единственно, что можно сделать

художнику – это добраться до другого человека и своим образом ландыша

вызвать его собственное чувство ландыша и его понимание” (34, 579).

Педагог имеет возможность вводя художественный фрагмент в урок,

подчеркнуть его черты как художественного явления и вместе с тем как

отражения эстетических качеств природного материала, естественных и

обработанных мастером (это звуки, краски, камень и т.д.).

Чрезвычайно важно поддерживать инициативу учащихся в проведении

аналогий, противопоставлений, в простейшем анализе эстетических и

художественных отражений объектов, суждений великих людей о науке,

искусстве, красоте природных явлений и человеческих отношений к природе.

Так же важно в педагогически и эстетически оправданных дозах и формах

обнаруживать собственные вкусы, интересы, суждения учителя о свойствах

эстетических и художественных объектов, связанных с природой.

Эстетические знания, эмоции, оценки, постоянно накапливаемые учеником

на уроках всех школьных курсов, соединятся в конечном счете, в развернутый,

многообразный, личностный, эстетически окрашенный образ мира.

“Присутствие” искусства на уроке усиливает воздействие эстетических

элементов изучаемой стороны действительности, оно углубляет и обогащает

гамму оценок эстетических свойств объекта, требует целостного отношения,

оживляет ориентировочно – оценочные процессы личности.

Таким образом, на уроках предметов естественно – научного цикла

искусство поможет освоению культуры эстетического восприятия (созерцания) и

оценки мира.

Ставится и задача формирования общения с искусством как формой

художественно – образного отражения жизни и развития самой творческой

активности детей (сочинения, рисунки и др.).

Можно сделать вывод о богатых возможностях как самих курсов, так и

межпредметных связях между ними. При этом в решении задач эстетического и

экологического образования и воспитания важную роль играет использование

учителем межпредметных связей дисциплин естественно – научного и

художественного циклов, а так же возрастной преемственности в формировании

эстетического и экологического сознания учащихся и взаимодействии учебных и

внеучебных форм работы школы. Утрата последовательности и преемственности в

становлении эмоционально – ценностного отношения к природе с учетом

специфики возраста, а так же изучаемой дисциплины в особенности ощутима на

переходных ступенях к среднему и старшему звеньям школы. Чрезвычайно важна

роль пробуждения эстетического видения природных явлений на всех этапах

развития, затем активизация эстетических эмоций и оценок восприятия

художественного отражения образов природы (в средних классах) и

одновременно осознание необходимости действий по сохранению природы, ее

совершенствованию как реализации нравственно –эстетического идеала

подростков и юношества (в средних и старших классах). Все это должно найти

отражение в воспитательной работе педагога, классного руководителя.

Совместно с учителями биологии и литературы могут быть спланированы

классные и общешкольные мероприятия, активизирующие эмоционально –

эстетическое отношение школьников не только одной, но и ряда возрастных

параллелей. Такими мероприятиями могут быть классные часы, экскурсии,

посвященные освоению образа природы в искусстве, а так же проведение

общешкольных смотров, утренников, праздников.

Далее в конкретных разделах будут охарактеризованы возможности,

особенности педагогического влияния искусства на формирование эстетического

отношения школьников к природе в связи с освоением художественных

произведений. Изобразительное искусство, литература, музыка могут стать

незаменимыми союзниками педагога в раскрытии красоты и уникальной ценности

мора природы для юного поколения.

Глава III. Использование разных видов искусства в учебно – воспитательном

процессе.

3.1. Развитие восприятия художественного пейзажа у подростков.

В эстетическом воспитании подростков, формировании их любви к родной

природе значимы различные факторы: это и общение с живой природой, и

собственная изобразительная деятельность, и восприятие произведений

пейзажного жанра живописи. Ведь искусство художника – это искусство видеть

и чувствовать, оценивать и изображать. Восприятие живой природы, ее

благотворное влияние на человека общеизвестно и достаточно изучено в

педагогической практике. В современной школе эстетическое восприятие

действительности у подростков наиболее успешно формируется на уроках

изобразительного искусства по новой программе.

Целесообразность и важность обращения педагогов к пейзажной живописи в

работе с подростками обусловлены целым рядом возрастных особенностей. Это

отмечается в исследованиях физиологов, психологов, изучавших проблему

восприятия произведений искусства школьниками, а так же в публикациях

педагогов – практиков и работников ведущих музеев нашей страны.

Подросток, в силу возрастных интересов и потребностей, воспринимая

различные произведения живописи, выделяет прежде всего сюжетно – фабульную

сторону. В пейзаже этого сделать нельзя, и нужно помочь подростку

сформировать восприятие пейзажа. Как показывают исследования, восприятие

художественного пейзажа требует от зрителя проникновения в его образно –

эмоциональную структуру, в колористический настрой. При восприятии

подростками пейзажного фона в произведениях других жанров живописи следует

показать, как он способствует “прочтению” сюжета, раскрытию эмоциональности

произведения, его идейно – эстетической сущности.

Особенности мыслительной сферы подростков, развивающийся интерес к

аналитико-синтетическим действиям, умения и навыки, приобретаемые в

процессе самостоятельной практической деятельности, определяют и методику

работы по формированию эстетического восприятия пейзажного жанра. Оценки

“похожести” все больше обогащаются пониманием искусства как специфической

формы отражения и осмысления действительности. Это понимание осуществляется

сквозь призму накапливаемого подростком жизненного опыта, собственных

оценок, своего “я”. Научить подростков воспринимать, чувствовать и понимать

произведения искусства (в том числе пейзажную живопись) можно, лишь

анализируя их эмоционально – выразительную сторону, образные средства.

Такая основа поможет более полному и глубокому изучению истории искусства в

старших классах.

Исследования показывают, что подростковый возраст является переломным в

становлении художественных интересов мальчиков и девочек в предпочтении

жанров живописи, особенно пейзажной. Общий интерес к ней все больше

возрастает. При этом увеличение интересов к пейзажу идет наряду с

уменьшением интереса к батальной и исторической живописи.

Каждая встреча с природой дает возможность подросткам наблюдать

издалека и вблизи жизнь леса, его обитателей – животных и насекомых,

живописность или графичность в воспринимаемых явлениях и картинах,

красочность, разнообразие, симметричность растительных форм,

орнаментальность узоров в цветах, листьях, ветвях. Учитель обращает

внимание школьников на гармоничность цветовых сочетаний, помогает найти

зримую привлекательность в каждом объекте или явлении действительности. С

этого и начинается эстетическое познание природы, ее осмысление. Эти уроки

природы помогают не только увидеть крупным планом красоту форм окружающего

мира, но и ощутить всю прелесть родного края, дорогого и близкого.

Освоение его красоты в сравнении с другими уголками, накопление знаний

и впечатлений позволяют подросткам сделать обобщенный вывод о характере,

особенностях флоры и фауны нашей страны и всего земного шара. Переживания

любви к родине не отделимо от умения видеть, находить красоту в явлениях

природы. Эти умения помогают подросткам выбирать объекты для последующей

изобразительной и прикладной деятельности.

Анализ работ, проводимый целым классом, должен быть направлен на

выявление различных изобразительных возможностей при передаче типичного,

характерного в природе. Каждый подросток передает это в силу своих

возможностей, но анализ замыслов, разнообразие композиций, форм и цветовых

решений в наиболее удачных работах помогает богаче воспринимать окружающую

действительность. Так развиваются навыки творческой деятельности,

увеличивается багаж “насмотренности”, обогащается индивидуальный словарь

искусствоведческих терминов и понятий. Все это помогает подросткам и при

восприятии произведений, созданных мастерами изобразительного искусства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.