![]() |
|
|
Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годовпредприятия сосредоточены именно в этих отраслях. Здесь развитие предпринимательства требует относительно меньших капитальных вложений, чем в химической или электронной промышленности. .Доля малого предпринимательства в этих отраслях более ощутима, превышает средний показатель по области: в легкой промышленности приходится 12.5 процентов всего объема производства этой отрасли, в производстве строительных материалов - 10.6 процентов, машиностроении и металлообработке - 8.9 процентов, пищевой - 7.6 процентов, лесной и деревообрабатывающей - 6.0 процентов полиграфической - 14.6 процентов. Более всего, как показывает статистическая отчетность, малое предпринимательство развито в отрасли пищевой промышленности. Всего в области действует около 200 предприятий по производству продуктов питания, из них 26 - крупные и средние предприятия, которые сосредоточены в городах области - Новгороде, Старой Руссе, Боровичах и Валдае. На этих предприятиях работает половина всех занятых в сфере производства продуктов питания, здесь же производится и основной объем мясных, молочных и др. продуктов. Почти 80 процентов всех колбасных изделий области производятся на трех предприятиях - ОАО “Новгородский мясной двор”, ОАО “Комбинат пищевых продуктов “Старорусский” и ООО “Боровичский мясокомбинат”, 70 процентов хлебобулочных изделий изготавливаются в области на трех предприятиях - ОАО “Новгородхлеб”, ОАО “Боровичский хлеб” и ОАО “Старорусский хлеб”. В остальных районах пищевая отрасль промышленности представлена мелкими фирмами с небольшой численностью работающих, небольшими предприятиями облпотребсоюза и цехами по переработке молока и мяса, минипекарнями при крестьянских хозяйствах и товариществах. В комплексных программах развития малого предпринимательства (первого и второго этапов) одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства было определено активное развитие малого бизнеса в производственной сфере и особенно в пищевой отрасли. Третья часть финансовой поддержки оказанной конкретным предприятиям за период 1993-1997 годов из областного бюджета была направлена на организацию хлебопекарного производства, развитие предприятий по выпуску продуктов питания прежде всего в районах области. Значение балансовой прибыли малых предприятий по степени результативности малого предпринимательства в области признано очень неудовлетворительным. В 1997 году удельный вес прибыли, полученной от деятельности малых предприятий, в общем объеме прибыли по области составил 1.7 процента. В предыдущих годах этот показатель был выше: в 1994 году - 18.1 %, в 1995 году - 6.2 %, в 1996 - 14.7 %. Такой разброс показателей характерен для всех регионов России. (в 1997 году прибыль от деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации уменьшилась в два раза, по сравнению с предыдущим годом). Объясняется он, во-первых, заметным оттоком субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в сферу индивидуальной предпринимательской деятельности, что влечет за собой изменение общих показателей результативности малого предпринимательства, в т.ч. прибыли. Во-вторых, действующая фискальная система налогообложения деятельности МП буквально выталкивает их в теневую сферу, где находится множество способов сокрытия реальных доходов. В целом по области малые предприятия промышленности и строительства в отчетном году получили убыток от своей деятельности более 15.0 млн. деноминированных рублей. Только в торговле и общественном питании предприятиями малого бизнеса получена балансовая прибыль в объеме 36.7 млн. деноминированных рублей. Однако, несмотря на низкий процент прибыли малого предпринимательства в общем объеме по области, более половины всех малых предприятий (51.2% от общего числа) отчетном году получили прибыль в размере 146.0 млн. деноминированных рублей (в расчете на одно предприятие - 0.15 млн. рублей. Успешнее всего работают малые производственные предприятия пищевой промышленности: из 57 МП этой сферы, отчитавшихся перед органами статистики в 1997 году, более 30 получили прибыль в размере 54.4 млн. деноминированных рублей. Для характеристики структуры и потенциала малого предпринимательства были использованы следующие основные и дополнительные параметры: число зарегистрированных и реально действующих малых предприятий; число малых предприятий на 1 тысячу жителей (плотность); стоимость основных фондов; износ основных фондов; оборотные средства собственные и привлеченные; капитальные вложения; технологический потенциал предприятий; потенциал менеджмента; число новых предприятий, регистрируемых за год; темп роста (сокращения числа малых предприятий за год и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) На протяжении нескольких последних лет количество зарегистрированных и реально действующих малых предприятий на территории области остается примерно на одном уровне - 7.0 - 7.5 тысяч зарегистрированных и более 2.0 тысяч реально действующих. Таким образом, развитие малых предприятий, значительно ускорившееся в 1992-1993 годах, под влиянием объективных факторов в настоящее время существенно замедлилось. В целом по области, при общей численности населения около 740 тысяч жителей, число зарегистрированных малых предприятий на данном этапе можно считать удовлетворительным. Однако для получения устойчивой налогооблагаемой базы необходимо существенно увеличить число действующих МП. По данным областной статистики и проведенных исследований в секторе малого предпринимательства занято около 23 процентов от общего числа работающих по области, (учитывая лиц, занимающихся индивидуально- трудовой деятельностью).10-13 процентов от общего числа занятых в экономике области работают на малых предприятиях, что соответствует уровню среднего показателя в целом по России. Важным для региона на ближайшую перспективу, по мнению экспертов, является достижение численности занятых в сфере малого предпринимательства около 135-150 тысяч человек, что позволит дать стабильную среднюю величину налоговых поступлений в бюджет около 40 процентов. По данным проведенного новгородским областным комитетом государственной статистики исследования малых предприятий за 1996 и 1997 год, в котором была использована информация о деятельности 64.4 % всех действующих малых предприятий области, объем капитальных вложений малых фирм всех видов деятельности зафиксирован в размере: 47.2 млн. деноминированных рублей - в 1996 году и 98.1 млн. рублей - в 1997 году, а с учетом досчета на число не отчитавшихся предприятий: в 1996 году - 73.3 млн. рублей и в 1997 году - 152.3 млн. рублей. Общая характеристика среды МП Эксперты весьма строго охарактеризовали существующие в настоящий момент общие условия деятельности малых предприятий в области. И тот факт, что несмотря не отдельные положительные моменты в своем развитии, малое предпринимательство области находится еще в очень несовершенной внешней среде, еще и еще раз подтверждает необходимость усиления государственного внимания к становлению этого сектора экономики. В силу объективных причин малое предпринимательство пока не обрело той степени устойчивости, позволяющей в широком плане осуществлять межрегиональную и, особенно, международную деятельность. Уровень подготовки менеджеров, технологии управления хозяйствующими субъектами, экономическая и финансовая подготовка кадров и многое другое сегодня таковы, что существенно ограничивают возможности эффективного международного и межрегионального сотрудничества субъектов предпринимательства. Это не означает, что такая деятельность отсутствует вовсе. Многие малые предприятия достаточно успешно освоили правила и стандарты международного бизнеса и являются субъектами внешнеэкономических отношений области. Особенно со странами т.н. ближнего зарубежья, где предпринимательская культура пока совместима с российской. Но это капля в море, по сравнению с желаемыми параметрами такой работы. Потребность во внешнеэкономической деятельности МП для области крайне актуальна и требует специального инструментария для развития всех ее компонентов. В рамках программ зарубежной технической помощи предстоит большое количество различных мероприятий, направленных на повышение внешнеэкономической деятельности МП области на основе как минимум четырех крупных Международных программ, в которых участвует регион: программа “Региональные инвестиционные инициативы” (США), программа ЕС “ТАСИС”, программа ЕС “ЭКОС/УВЕРТЮРА, Российско-Итальянского проекта “Сеть Новгородских центров”. Ситуация с внутрироссийскими связями и контактами малых предприятий несколько более привлекательна. География деловых отношений Новгородских МП весьма обширна и продолжает расширяться. Однако неравномерность развития различной инфраструктуры по регионам России сдерживает этот процесс: трудности с получением достоверной маркетинговой информации, сведений о субъектах рынка, их состоятельности, о товаре и ценах и т.п. - типичная для межрегиональных контактов проблема. Частично Торгово-промышленные палаты регионов пытаются улучшить ситуацию, оказывая информационные услуги такого характера. Определенные надежды вызывает получающая все большее распространение система ММЦ - Межрегиональных маркетинговых центров, направленная на решение затронутых здесь проблем МП. Такой центр создается и в Новгородской области. Его поддержка является одним из мероприятий настоящей программы. Пока не в полной мере, но у МП появилась возможность получать гарантии для иностранных инвесторов и инвесторов из других регионов России. Эту возможность им предоставляет 24 статья областного закона о бюджете области, которой создан специальный Гарантийный фонд. 10% его объема целевым назначением предназначены для МП области. С улучшением бюджетной ситуации объемы бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на цели гарантирования рисков МП и банков будут соответственно возрастать. При содействии Администрации области были созданы: 1. АО “Новгородский бизнес-парк”. Одна из первых в России комплексных структур негосударственной поддержки малого предпринимательства. Осуществляет свою деятельность как холдинговая структура, контролируя деятельность нескольких организаций, осуществляющих функции поддержки МП области. От консультаций по азам бизнеса, до разработки бизнес-планов и программ регионального уровня - таков диапазон бизнес-парка. 2. ОАО “Новгородский технопарк”. Вначале было структурным подразделением бизнес-парка, выделившись в 1994 году в самостоятельную структуру традиционного профиля, входящую в холдинг “Бизнес-парк”. Размещено непосредственно в университете и ведет активную работу с университетскими и иными структурами инновационного характера. 3. ОАО “Новгородская лизинговая компания”. Создана в 1995 году и занимает важное место в сфере финансовой поддержки МП региона. Единственная в области имеет лицензию Минэкономики Российской Федерации на осуществление лизинговой деятельности. 4. Учебно-деловой центр Морозовского проекта (г.Боровичи). Действует с 1994 года. Обслуживает несколько районов области и второй по величине город. Спектр услуг сопоставим с бизнес-парком. Играет большую роль в становлении МП в регионе. 5. Новгородская Торгово-промышленная палата. Образована в 1994 году. Является одной из основных структур развития предпринимательства в области. Обладает широкими правами и возможностями, находясь в системе Торгово- промышленных палат России. Осуществляет большую пропагандистскую, методическую, экспертную деятельность, защищает интересы бизнеса во всех инстанциях, организует международное и межрегиональное сотрудничество новгородских предпринимателей. 6. Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса (г.Новгород). Работает с 1995 года как многопрофильное негосударственное некоммерческое образовательное учреждение. Создано при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Взаимодействует с британским фондом “Ноу- хау”. Подготовило и переподготовило несколько сотен предпринимателей области. 7. Муниципальное научно-образовательное учреждение “Диалог”. Год создания 1993. Многопрофильное некоммерческое образовательное учреждение универсального характера. Обладает возможностью вести подготовку кадров для рыночной экономики от государственных и муниципальных служащих до предпринимателей любого уровня. Взаимодействует практически со всеми ключевыми интеллектуальными центрами России. 8. Агентство развития малого и среднего бизнеса. Создано в 1996 году в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. 9. Межрегиональный маркетинговый центр. Образован в 1998 году по инициативе Московского фонда поддержки малого предпринимательства как составная часть межрегиональной системы маркетинговых центров. В настоящее время разворачивает свою деятельность. Требуется финансовая и организационная поддержка Администрации области. Кроме этого, в области действует большое число различных учебных заведений системы народного образования, открывших при себе специальные негосударственные учебные центры или курсы, где за небольшую плату есть возможность усовершенствовать знания по финансово-экономическим, юридическим и другим направлениям работы МП. Эти структуры постоянно организуют изучение налоговых документов, правил торговли, постановлений Правительства, региональных нормативных документов и т.п., внося свой ощутимый вклад в общую эффективность работы инфраструктуры поддержки МП. Несмотря на направленность данного параграфа на рассмотрение негосударственной инфраструктуры поддержки МП, следует отдельно охарактеризовать роль двух государственных инфраструктурных организации области - Новгородского государственного фонда поддержки малого предпринимательства и Информационно-аналитического центра Администрации области, чья деятельность напрямую ориентирована на поддержку МП. Новгородский государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Создан в 1997 году. Является основным финансовым инструментом области по реализации региональной программы развития и поддержки малого предпринимательства, проектов развития малого бизнеса. Ведет большую консультационную работу с субъектами малого предпринимательства. Оказывает организационную и методическую поддержку органам местного самоуправления. Информационно-аналитический центр Администрации области. Возник в 1995 году в рамках реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Способен обеспечить заинтересованных лиц обширной и достоверной информацией о региональной ситуации, маркетингового характера, бизнес - консультированием. Представленный выше далеко не полный список инфраструктурных организаций области в целом представляет довольно мощное интеллектуальное образование, играющее важную роль в развитии МП и рыночных отношений в целом. Важно, что в области не существует проблемы доступности инфраструктуры или иной методической, организационной поддержки в сфере малого бизнеса. Довлеет лишь финансовая проблема. Инфраструктура поддержки бизнеса, ее развитие и укрепление. не должны выходить из списка региональных приоритетов. Это обязывает власть учитывать в региональных программах меры поддержки, стимулирующие деятельность и развитие бизнес - инфраструктуры. В настоящей программе эти принципы сохранены. Настоящая программа поддержки МП ориентирована на то, чтобы изменить условия (внешнюю среду) малого бизнеса и за счет этого инициировать процессы изменений в его структуре, потенциале и, в конечном итоге, - результативности. В данном подразделе программы сформулирован комплекс логически связанных положений, определяющих результаты, на достижение которых ориентирована программа (целевые ориентиры программы); основные направления поддержки МП и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается получить желаемые результаты; приоритеты распределения ресурсов и усилий по основным направлениям поддержки. Иначе говоря, здесь представлена стратегия программы, как общий ее замысел, задающий правила выбора конкретных мер поддержки МП и их интеграции в единое целое. Исходя из приведенных в предыдущих разделах оценок результативности, структуры и потенциала, а также общих условий МП возникает объективный вывод о том, что сфера малого предпринимательства области развита пока не в той степени, которая необходима для более эффективного решения социально-экономических проблем региона. В этом случае, когда сектор МП развит слабо, основная задача состоит в том, чтобы создать условия для его экстенсивного роста. Однако доминирующая ориентация на рост не исключает решения задач поддержки развития действующих предприятий как на уровне отраслей, так и на уровне территорий. Поэтому настоящая программа ориентируется не только на поддержку роста МП, но и на их развитие в определенном соотношении, на сочетание общей и специальной поддержки, предусматривающих как прямые, так и косвенные меры поддержки в оптимальном сочетании. С учетом возможностей и потребностей региона, выявленных в процессе проблемно-ориентированного анализа, стратегия данной программы ориентирована на улучшение следующих параметров результативности малого предпринимательства: 1. Числа созданных рабочих мест; 2. Балансовой прибыли МП; 3. Объема товаров и услуг, реализованных населению; Повышение результативности малого предпринимательства по этим направления предполагается обеспечить за счет: 1. Увеличения числа реально действующих субъектов малого предпринимательства (малых предприятий, индивидуальных предпринимателей); 2. Увеличения капитальных вложений на производственные нужды: 3. Укрепления потенциала менеджмента. Основное приращение результативности по данным параметрам ожидается получить: 27. в пищевой промышленности ( переработка сельхозпродукции); 28. в легкой промышленности; 29. в лесопереработке; 30. в производстве строительных материалов; 31. в сфере услуг. Из опыта предыдущих периодов, а также по итогам проблемно- ориентированного анализа ситуации в сфере малого предпринимательства области следует, что для получения желаемого изменения результативности, структуры и потенциала МП потребуется изменение следующих условий их деятельности: 32. совершенствования нормативно-правовой базы МП в целом; 33. совершенствования нормативно-правовой базы в части, определяемой региональной (муниципальной) властью; 34. совершенствования налоговой системы в целом; 35. совершенствования налоговой системы в части, определяемой региональной (муниципальной) властью; 36. возможностей получения прямой финансовой поддержки проектов МП из регионального фонда; 37. условий получения банковских кредитов; 38. механизма получения малыми предприятиями гарантий со стороны региональных (муниципальных) органов по обязательствам перед финансово-кредитными организациями; 39. уровня платежной дисциплины внутри региона (территории); 40. уровня платежной дисциплины вне региона (территории); 41. доступности земли и помещений; 42. совершенствования системы информационного обеспечения деятельности Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |