![]() |
|
|
Рыночная экономикаРыночная экономикаСодержание Введение 1.Рыночная экономика, как объективная основа маркетинга………7 1.1 Понятие рыночной экономики и маркетинга…………7 1.2 Принципы, цели и функциональные задачи маркетинга……………………………………………………………12 1.3 Понятие концепция маркетинга………………………17 1.4 Маркетинговые исследования………………………..19 2.Анализ рынка туристических услуг Санкт-Петербурга………….27 2.1 Сегментация и ассортимент рынка…………………..27 2.2 Исследование конкурентов……………………………36 3. Разработка стратегии фирмы………………………………51 3.1 Ассортимент и ценовая политика……………………..51 3.2 Организация сбыта услуг………………………………54 3.3 Стимулирование сбыта………………………………...56 Выводы и предложения……………………………………….61 Список использованной литературы. Приложения. Приложение 1А. Задачи маркетинга в сферах. Приложение 1Б. Функциональные задачи маркетинга. Приложение 2. Направления маркетинговых исследований. Приложение 3. Договор о сотрудничестве в области туризма. Приложение 4. Рекламный буклет. Приложение 5. Рекламный плакат. Введение. Каждый человек имеет право на передвижение. (Декларация прав человека). Туристическая индустрия становится все более заметной в экономике Санкт- Петербурга. По сведению ЮНЕСКО, Санкт – Петербург входит в первую десятку наиболее привлекательных для туристов городов мира. Ежегодно о своем желании посетить северную столицу заявляют около 30 миллионов человек. Однако по данным петербургской администрации в 1998 году город на Неве реально принял 2.1 миллиона туристов из стран дальнего зарубежья и около 500 тысяч из России и стран СНГ, что примерно 8-10% превышает показатели прошлых лет. Каждый средний турист за время своего пребывания в принимающей стороне тратит 300-350$. По данным комитета по туризму и развитию курортов администрации Санкт - Петербурга, туристической деятельностью в городе занимаются около 800 фирм, но не все из них имеют лицензию. По статистике до 65% населения не предприняли желаемых турпоездок в период летнего отдыха из-за отсутствия средств. И все же тенденция к развитию выездного туризма сохраняется. В последние 5 лет за рубеж выезжало от 12 до 15% взрослого населения города (450-580 тыс. человек). Из них туристами – 64%; деловые поездки –30%; учеба –2%.По сезонно количество убывающих в поездки заграницу выглядит следующим образом: зима-25%, весна- 20%, лето- 30%, осень- 25%.(Рисунок 1). Рисунок 1. Количество выезжающих за рубеж по сезонам. Каждая туристическая фирма, работающая в Санкт-Петербурге и занимающаяся оправкой туристов, создает не менее 5 (в среднем 5-10) прямых рабочих мест (в крупных турфирмах работает до 150 сотрудников) и большое количество косвенных (рекламные агенты, сотрудники предприятий, обслуживающих турбизнес). Туристические фирмы вносят существенный вклад в поддержание эффективности деятельности (а в некоторых случаях и существования) целого ряда предприятий и организаций, занимающихся обслуживанием их деятельности, в том числе: транспортных предприятий, рекламных агентств, издательско – полиграфических предприятий, справочно- информационных служб, средств массовой информации, страховых компаний, банков и других финансово- кредитных предприятий Санкт-Петербурга. Кроме того радио и телеканалы активно занимаются рекламой стран и направлений. Практически все страховые компании, как крупные так и мелкие, начали активно заниматься страхованием горожан, выезжающих за рубеж. Практически все банки города приступили к реализации программ продажи выезжающим за рубеж дорожных чеков, своих кредитных и дисконтных карт и т.п., и в свою очередь в рамках этих программ тратят большие деньги на рекламу создают специальные отделы по туризму нанимают дополнительных сотрудников. Все эти организации платят налоги в городской бюджет. Одной из проблем развития туристкой инфраструктуры Санкт – Петербурга, формирования принципов ее деятельности в целом, является четкое определения места туризма в городской экономике и общественной жизни Санкт –Петербурга. Необходимо осуществление статистических, аналитических и маркетинговых данных. Без этого невозможно нормальное планирование развития туристической индустрии. Одним из пунктов вышесказанного будет являться эта дипломная работа. Ее цель провести маркетинговый анализ туристического рынка Санкт-Петербурга в целом и определить в нем место АО “Совета по туризму” в период экономического кризиса в стране. Для этого необходимо проанализировать деятельность маркетинговой службы предприятия, сегментировать рынок; выделить критерии сегменов; исследовать конкурирующие фирмы (на примере 3 фирм); определить схему функционирования туристической фирмы; стимулирование сбыта, а также выработка собственных рекомендаций. 1. Рыночная экономика, как объективная основа маркетинга. 1.1 Понятие рыночной экономики и маркетинга. Рынок, рыночная экономика- совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Чтобы разобраться в природе рынка рассмотрим три разных способа удовлетворения нужд и потребностей в масштабе предприятия. 1способ - самообеспечение. При нем каждое из предприятий может самостоятельно предоставить себе необходимые товары (услуги). При этом эффективность производства основных товаров (услуг) снижается также, как и эффективность других (рис.1) [pic] [pic] [pic] Рис.1 Самообеспечение. 2 способ - децентрализованный обмен. Каждая фирма рассматривает 2х остальных в качестве своих потенциальных “покупателей”, составляющих его рынок (рис. 2) [pic] [pic] [pic] Рис.2 Децентрализованный обмен. 3 способ - централизованный обмен. Появляется новый субъект (торгово- закупочная фирма). Каждая из фирм обращается к ней и получает все необходимое (рис. 3). Таким образом, для приобретения необходимых товаров (услуг) одна из фирм имеет дело с “рынком”, а не с тремя отдельными фирмами. При появлении новой фирмы увеличивается общее количество сделок, то есть торгово-закупочная фирма увеличила торгово-операционную эффективность экономики. [pic] [pic] рынок [pic] Рис.3 централизованный способ По мере увеличения числа сделок растет и число фирм-посредников и рынков. Рыночная экономика – это предмет и наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас лили в будущем для потребления. Механизм функционирования рыночной экономики основан на следующих принципах: Свободный выбор продавцов и покупателей. Объем и ассортимент закупаемой продукции определяется на основе спроса потребителей. Цены формируются соотношением спроса и предложения. Маркетинг (от англ.”market”-рынок) – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена; это комплексная система организации производства и сбыта товара или оказания услуг, изучения рынка с целью выработки стратегии, поведения. Как наука сложилась в результате перехода общества из индустриальной эры в информационную.( Для пояснения этого определения необходимо рассмотреть такие понятия как: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок. Нужды . По-мнению Ф.Котлера исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды человека многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные в духовной близости , влиянии и привязанности ; и личностные нужды в знаниях и самовыражении. Нужды являются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек сделает одно из двух:- либо займется поисками объекта, способного удовлетворить ее, - либо попытается заглушить ее. Потребности. Вторая исходная идея маркетинга - это идея человеческих потребностей. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества. По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Запросы. Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Поэтому человек будет выбирать те товары (услуги), которые доставят ему наибольшее удовольствие в рамках его физических возможностей. Запросы - это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Общество могло бы планировать объемы производства на будущий период, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планируют производство в странах с центрально планируемой экономикой. Однако запросы показатель ненадежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. Товары (услуги) – это наборы свойств и люди делают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги. Так, например, шоп - тур в Финляндию, Швецию воплощают в себе близость с Санкт-Петербургом, невысокую цену, возможность приобретения товаров tax- free. Поездка на Багамы – роскошь, высокий сервис и престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом специфических потребностей и ресурсов. Товары. Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товары –это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления. Можно изобразить конкретный товар и конкретную человеческую потребность в виде кругов, а способность товара удовлетворить эту потребность в виде степени их совмещения. 4а потребность не 4бпотребность удовлет- 4в потребность удовлет- удовлетворена ворена частично рена полностью Рис.4 степени совмещения товара и потребностей. На рисунке 4а показано, что товар А не удовлетворяет потребность Х, товар Б удовлетворяет частично (рис. 4б), а товар В полностью (рис. 4в). в последнем случае товар В называют “идеальным товаром”. Понятие “товар” не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, то есть удовлетворить нужду – личности, места, организации, вида деятельности и идеи. Потребитель решает куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. Обмен. Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен- основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена нужно соблюсти 5 условий: - Сторон должно быть как минимум две. - Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны. - Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара. - Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонения предложения другой стороны. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной. Эти 5 условий создают всего лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами об его условиях. При достижении соглашения можно сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду. Сделка. Если обмен – основное понятие как научной дисциплины, то основная единица измерения в сфере маркетинга является сделка. Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Она предполагает наличие 4 условий: По меньшей мере, наличие двух значимых объектов. Согласованные условия осуществления сделки. Согласованного времени совершенствования. Согласованного места проведения. Рынок. (описывалось выше). Понятие “рынка” подводит нас к понятию “маркетинга”. Маркетинг – человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых удовлетворение человеческих нужд и потребностей путем обмена. Процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать нужно искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствие товара (услуги), продвигать их на рынок, договариваться о ценах и.т.д. основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса. По мнению Т.Левитта маркетинг – сосредоточенность на нуждах покупателей, забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением этого товара.1 Маркетинг становится основополагающей,целевой функцией, определяющей все аспекты деятельности предприятия, а потому превращается из обычной хозяйственной функции в само содержание, сущностную черту функционирования предприятия, стремящегося к получению максимальной прибыли. Маркетинг, как рыночная система управления предприятием, отражает качественно новые условия. Эти условия в расматри - ваемый период под влиянием роста концентрации производства и обращения, дальнейшего развития “рынка покупателя” в значительной мере утрачивает ранее присущую ему хаотичность и попадая под регулирующее воздействие сложившихся, ставших в определенном смысле традиционными, хозяйственных отношений, в которых главнвя роль отводится потребителю. “Маркетинг”- по-мнению, одного из ведущих теоретиков по проблемам управления П. Друккер - ”это сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и подавать себя сами”1. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой потребители устанавливают высокие и в то же время во многом индивидуализированные требования к продукту, его качественным характерностям. По этой причине для успешной деятельности фирма должна использовать маркетинговый подход в управлении, включающий в себя исследование конъюнктуры рынка, деятельности конкурентов и постановку соответствующих целей. В соответствующих целей. В соответствующих условиях маркетинг, будучи рыночной системой управления фирмой, выступает как объективная необходимость, диктуемая новая степенью развития рыночной экономики, для которой характерно установление господствующей позиции на рынке потребителя. 1.2 Принципы, цели и функциональные задачи. Основные принципы маркетинга: Максимальное приспособление производства продукции и всей производственно-сбытовой деятеятельности производителя к требованиям рынка; Учет потребностей потребителя, условий предпринимательской деятельности, состояния и динамики спроса; Активное воздействие на спрос различными методами, не противоречащими закону; Принятие стратегический решений по мере обнаружения проблемыт сбыта (ситуационные управление); Наличие многовариантности решения возникающих проблем сбыта; Ориентация на обеспечение долгосрочного коммерческого успеха; Проявление маркетинговой инициативы как формы управления производством и сбытом продукции. Комплекс маркетинга представляет собой сочетание элементов маркетинга. Воздействующих на спрос товара и обесечивающих желательную реакцию рынка. Все эти элементы объединены в четыре группы: товар (услуга); распределение (сбыт);цена; стимулирование (продвижение). Принципы и комплекс маркетинга применимы для всех сфер деятельности: производства, сбыта, финансов. В каждой из них есть область применения. Основой маркетинговой деятельности являются цели. Они могут быть не только коммерческими. Кроме того, они должны формулироваться так, чтобы их можно было выразить количественно. В маркетинге целли объединяются в пять групп: Рыночныя (доля на рынке, завоевание рынка, выявление перспективных рынков); Маркетинговые (создание имиджа фирмы, меропиятия по формированию общественного мнения (public relations), объем продаж, объем прибыли, конкурентная борьба); Структурно- управленческие (совершенствование структуры управления); Обеспечивющие (ценновая политика, стимулирование сбыта, потребительские свойства товара, параметры товародвижения); Контроль деятельности. При разработке маркетинга цели должны быть: измеримыми; как можно более простыми; мобилизующими; достижимыми; концентрирующие внимание; контролирующими внимание; ранжируемыми; одобрены организацией (фирмой);предусматривать стимулы для тех кто достиг их; иметь лиц, ответственных за их достижение; включать точные сроки. К субъектам маркетинга как системы связей относятся такие поставщики – предприятия, обеспечивающие производителя товаров необходимыми ресурсами; посредники – организации оптовой и розничной торговли; люди, деятельность которых связана с продажей товаров или организацией услуг (брокеры, маклеры, дилеры, дистрибьюторы); специалисты по маркетингу (маркетологи); организации, потребители – люди, приобретающие товары или усуги; конкуренты – группы лиц или организациии, поставляющие на рынок аналогичные товары и услуги (Рис.5). Цели маркетинга определяют и его задачи, которые решаются в двух сферах:в производственной и в сбыта продукции. (Приложение 1а) Таким образом, рассматривая маркетинг как систему связей,можно выделить в качестве ее основных субъектов (элементов) – фирмы и рынок, которые соединены четырьмя главными потоками: фирма направляет на рынок товары и услуги Рис.5 Субъекты маркетинга. В обмен на деньги и информацию. Основную группу элементов системы маркетинга ее субъектов составляют: поставщики, изготовители, посредники, конкуренты, потребители. Одна из основных задач маркетинга – установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности фирмы, уменьшение неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечение концентрации ресурсов на выбранные приоритетных направлениях. Общепризнанным является положение о том, что в условиях развитого рынка разработка и применение стратегии маркетинговой деятельности – одна из важнейших функций руководителей высшего звена. Стратегический подход к маркетингу необходим для: Избежания максимизации текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач (если не выбрана стратегия “сбора урожая”). Ориентирования руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений внешней среды, чем на реагирование на уже произошедшее. Распределение всегда более или менее ограниченных ресурсов на приоритетные направления. Но необходима оговорка о том, что маркетинг имеет положительные последствия при наличии следующих 6 условий: Рынок покупателя – то есть существенное превышение предложения над спросом, заставляющие продавцов товаров или услуг бороться за внимание клиента; Конкуренция, борьба за долю рынка (что в принципе вытекает из предыдущего условия); Свободная деятельность администрации во внутренней среде предприятия относительно целей его деятельности, номенклатуры товаров, численности сотрудников и т. д. свободные рыночные отношения во внешней среде, то есть возможность без административных ограничений выбирать рынки сбыта и снабжения; сводная миграция капитала; свободная миграция рабочей силы. Первое и второе условие для применения маркетинга необходимы, поскольку маркетинг считается дорогостоящим удовольствием (расходы на него до 5 – 20% годового объема продаж), и если в маркетинге нет серьезной необходимости (фирма является монополистом или работает по твердым заказам) его в управление производством может быть неэффективно. Третье и четвертое условие важны, но их неполнота (так как полное их отсутствие нереально даже в плановой экономике) снижает эффективность маркетинговой деятельности, ограниченная свобода действий не позволяет |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |